Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель данной работы – выявить роль русских экспедиций в изучении этого региона земного шара. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
рассмотреть освоение северных приполярных земель в средневековье;
выявить итоги работы Великой Северной экспедиции;
изучить исследования и открытия в Арктике XIX-го – начала XX веков;
рассмотреть освоение Северного морского пути в советское время.
В 1865 г. русский военный моряк Николай Густавович Шиллинг, изучив характер движения льдов в Ледовитом океане, впервые высказал научное обоснованное предположение о наличии между Шпицбергеном и Новой Землей неизвестной никому земли. Русское географическое сообщество в начале 1871 г. поручило группе крупных ученых составить план русской полярной экспедиции, но средств на организацию экспедиции правительство не отпустило. Эту неизвестную землю было суждено открыть австрийцам. Открыла ее в 1873 г. австро-венгерская экспедиция под командованием Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на пароходе «Тегетхоф». Новооткрытую сушу Пайер назвал землей Франца-Иосифа. В 1876 г. вышла книга Пайера «Австро-венгерская северная полярная экспедиция», к книге была приложена карта, на которой и была изображена Земля Франца-Иосифа.
Исследование и открытие земли Франца-Иосифа продолжили шотландец Бенджамен Ли Смит и англичанин Фредерик Джордж Джексон. Смит, в частности, обнаружил большие острова Землю Георга и Землю Александры и обследовал разделяющие их шесть проливов. Джексон же весной 1895 г. пересек архипелаг в северном направлении и также обнаружил девять небольших островов. Он положил на карту Австрийский пролив, открыл и прошел весь Британский Канал. Также Джексон со своими спутниками открыл п-ов Армитидж и исследовал низменную часть Земли Александры.
Благодаря работе американской полярной экспедиции, возглавляемой Уолтером Уэлменом, был открыт и нанесен на карту самый восточный остров Земли Франца-Иосифа – Грэм-Белл. За два года пребывания на архипелаге научные сотрудники обследовали лабиринт островов между 52˚ и 59˚ в. д. В результате, на карте появились новые острова, а ряд заснятых получили правильные очертания, [1].
Русские ученые активно исследовали архипелаг Новая земля. Так в 1807 г. на Новую Землю был доставлен геолог В.Ф.Лудов, который произвел там геологическую разведку. Штурман Григорий Поспелов нанес на карту Костин Шар и островки у северного выхода из этого пролива. В 1822 г. он передал эту карту и судовой журнал Федору Петровичу Литке. Тот использовал их для новоземельских экспедиций 1821-1824 гг., когда описал западные берега обоих островов Новой Земли от Карских Ворот до 76˚ 20' с. ш.
Крупнейшим исследователем Новой Земли в XIX в. был Петр Кузьмин Пахтусов. В 1832-1833 гг. он самостоятельно произвел на частные средства первую опись юго-восточного берега Новой Земли от Карских Ворот до Маточкиного Шара. Также Пахтусов в июле обошел все побережье Южного острова, при этом открыв и описав ряд мысов, устьев рек и заливов. Весной 1835 г. Пахтусову удалось выполнить съемку пролива Маточкин Шар и описать восточный берег Новой Земли. В 1885 г. штурману-герою был поставлен памятник в Кронштадте на средства, собранные штурманами всего русского флота.
Геолог Владимир Александрович Русанов был начальником трех русских экспедиций на Новую Землю. В 1910 г. экспедиция Русанова заново описала западный берег от п-ова Адмиралтейства до Архангельской губы. На своем пути экспедиция открыла целый ряд не замеченных ранее губ. Пройдя через Маточкин Шар к западному побережью Северного острова, Русанов, тем самым, открыл большой обход всего Северного острова и составил его новую карту. В результате выяснилось, что береговая линия острова более развита, а горы занимают всю внутреннюю часть острова и прорезываются глубокими долинами покрытыми ледниками. В 1911 г. геолог-Русанов снова плавал к Новой Земле. В результате этого плавания он выполнил первую полную съемку залива Рейнеке. Выполнив съемку, геолог на карте коренным образом изменил очертания южной окраины Новой Земли и выявил изрезанность ее берегов. В 1912 г. Русанов был послан на Шпицберген для разведки месторождений каменных углей и подготовки их к эксплуатации. На Западном Шпицбергене им были открыты четыре новых месторождения каменного угля.
В 1912 г. военный моряк Георгий Яковлевич Седов возглавил экспедицию, целью которой было исследовать Центральную Арктику и водрузить русский флаг на Северном полюсе. Осенью этого года он произвел детальную съемку соседних с Новой Землей островков. Другие участники экспедиции – географ В.Ю.Визе, геолог М.А.Павлов и два матроса – дважды пересекли северный остров, пройдя при этом от Баренцева моря к Карскому и обратно. Весной 1913 г. Седов подробно и точно описал северо-западный берег Новой Земли. Съемка, произведенная Седовым, значительно изменила карту этого побережья. В частности, он обнаружил горы Менделеева и хребет Ломоносова. 15 февраля 1914 г. Седов вместе с матросами Г.В.Линником и А.М.Пустошным на нартах начал ледовый поход к полюсу, но, бывши больным цингой, умер 5 марта в 3 км к югу от о. Рудольфа. Экспедиция не достигла своих целей, [9].
Таким образом, период XIX - начала XX вв. стал новым этапом в изучении европейских северных земель. Был открыт целый ряд новых, ранее неизвестных участков суши, было произведено их более точное описание и нанесение на карту. Русские ученые внесли на этом этапе основной вклад в изучение архипелага Новая Земля.
3.2 Открытия и исследования в азиатской части Арктики
Не стояли на месте открытия и исследования и в азиатской части Арктики. Так, ссыльный рижский таможенник М.М.Геденштром на средства Н.П.Румянцева организовал экспедицию для съемки Новосибирских о-вов. Одним из самых заметных результатов экспедиции стало составление П.Пшеницыным первой достоверной карты Новосибирских о-вов. Также было выдвинуто предположение о существовании так называемой «Земли Санникова», которая якобы должна находиться к северу от уже упомянутых Новосибирских о-вов. Эту землю искали более ста лет, пока советские летчики и моряки окончательно доказали, что такой земли нет.
В 1821 — 1823 гг. небольшая экспедиция Петра Федоровича Анжу описала северный берег Сибири между реками Оленек и Индигирка и Новосибирский архипелаг. Сам же Анжу открыл северное побережье о. Котельного, составил первую сравнительно точную карту Новосибирского архипелага, нанес на карту берег между Яной и Индигиркой.
Колымская экспедиция, возглавляемая Фердинандом Петровичем Врангелем, вела свою деятельность в 1820 — 1824 гг. По ее итогам Врангель создал один из лучших своих трудов «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820—1824 гг.». К этой книге он также приложил сводную «Меркаторскую карту части северного берега Сибири», составленную тремя участниками его арктической экспедиции (Матюшкин, Козьмин и непосредственно сам Врангель).
Лейтенант Георгий Львович Брусилов организовал в 1912 г. на частные средства экспедицию на паровой шхуне «Св. Анна» с целью пройти Северо-Восточным проходом из Атлантического океана в Тихий. Но его цель не осуществилась, в начале октября шхуну затерло льдами в Карском море, у западного берега п-ова Ямал (71°45' с. ш.). 28 октября 1912 г. начался ледовый дрейф «Св. Анны», вынесший ее в Полярный бассейн. Команде удалось выдержать первую зимовку. Во вторую же зимовку охотничьих трофеев (именно за счет них питалась команда) вообще не было — возникла опасность голода. В апреле 1914 г. судно находилось к северу от Земли Франца-Иосифа (83°17' с. ш. и 60° в. д.). В этом пункте шхуну с согласия Г.Брусилова покинули 14 человек во главе со штурманом Валерианам Ивановичем Альбановым. На «Св. Анне» осталось 10 человек, включая Г.Брусилова. Все они пропали без вести. В начале августа 1914 г. спасшийся Альбанов доставил на «большую землю» некоторые материалы экспедиции Брусилова, представляющие большую научную ценность. Особенно важными оказались производившиеся во время дрейфа «Св. Анны» промеры северной части Карского моря, до того не посещавшейся ни одним судном. Благодаря этим данным удалось охарактеризовать подводный рельеф северо-западной, открытой части Карского моря и выявить меридиональную впадину (длиной почти 500 км).
Только во второй половине XIX в. был серьезно поставлен вопрос о возможности и рентабельности судоходства в Северном Ледовитом океане. Инициатором стал русский промышленник и общественный деятель Михаил Константинович Сидоров. В 1859 г. с большим трудом он добился от царского правительства разрешения организовать торговое судоходство до берегов Северо-Западной Сибири. Первую экспедицию Сидоров послал в 1862 г. на двух парусных судах — шхуне «Ермак» и небольшой яхте. Начальник экспедиции Павел Павлович Крузенштерн, внук знаменитого мореплавателя, уже имел опыт плавания в Арктике. В конце августа он провел суда через Югорский Шар, но в Карском море встретил сплошной лед. Яхта вернулась обратно, к устью Печоры, а «Ермак» начал вынужденный ледовый дрейф па восток. Через неделю показался берег п-ова Ямал. Льды напирали все сильнее; еще через девять дней шхуна дала течь и затонула под 70° с. ш. Несмотря на эту неудачу, западноевропейские китоловы и зверобои вскоре возобновили попытку проникнуть в Карское море. Больше 20 норвежских судов в 1869 — 1870 гг., очень благоприятных годах по состоянию льдов, плавали к востоку от Новой Земли.
На сцену снова выступил М.Сидоров, но российские чиновники в гражданских и военных мундирах сочли неосуществимой его мечту о Северном морском пути. Тогда он за границей обещал премию в 20 тыс. золотых рублей первому, кто на пароходе войдет в устье Енисея. И английскому капитану Джозефу Уиггинсу на пароходе «Диана» в 1874 г. удалось осуществить данную задачу. Потом Уиггинс еще несколько раз удачно плавал на пароходе к устью Оби и Енисея. Таким образом он наладил почти регулярное торговое судоходство между Англией и Западной Сибирью через Баренцево и Карское моря.
Фритьоф Нансен, норвежский полярный исследователь, произвел крупнейшее но научному значению исследование Арктики второй половины XIX в. Он начал свое исследование в 1893 г. на специально построенном для ледового плавания пароходе «Фрам». От мыса Челюскин Ф.Нансен решил направить «Фрам» на восток и к северу от Новосибирских о-вов нарочно вмерзнуть в лед, рассчитывая, что ледовый дрейф вынесет его к полюсу (см. рис 3.1.). Через Югорский Шар 4 августа 1893 г. «Фрам» вышел в Карское море, обогнул Ямал и взял курс на мыс Челюскин. Лавируя под парусами и парами против сильного ветра, судно медленно продвигалось вперед. 18 августа во время шторма полярники обнаружили к югу от корабля низменную землю «с травянистой растительностью и обрывистыми песчаными косогорами» — о. Свердруп. 25 августа к северу от шхер Минина норвежцы открыли о-ва Скотт-Гансена, вторично после Ф.Минина. Проход на восток вскоре был снова прегражден льдом. «Фрам» блуждал среди льдов при густом снегопаде и в туманах до 7 сентября, когда, наконец, попал в Таймырский залив. Два дня Ф.Нансен исследовал восточный берег залива и открыл п-ов Оскара. На пути к мысу Челюскин, который норвежцы обошли утром следующего дня, они открыли о-ва Фирнлея, а у самого входа в пролив Вилькицкого — о-ва Гейберга. Дальнейший путь шел сначала вдоль берега на юго-восток, а за устьем р. Анабар — на северо-восток. 21 сентября 1893 г. «Фрам» вмерз во льды под 78°50' с.ш. и 133°37' в.д. Начался исторический дрейф «Фрама» через Центральную Арктику (рис 3.1.). Норвежцы не достигли северного полюса. Но эта экспедиция стала легендарной, после нее имя Нансена стало одним из самых популярных в мире, а описание его путешествия было переведено почти на все европейские языки.
Рис 3.1. Экспедиция Ф. Нансена [7]
Уроженец Таллина,
геолог Эдуард Васильевич Толль в 1885—
1886 гг. был помощником Александра Александровича
Бунге в академической
Для описи берегов Северной Сибири и гидрографических работ на трассе Северного морского пути в Петербурге в 1909 г. были построены ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач». Их предоставили правительственной Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под начальством Ивана Семеновича Сергеева. Плавания «Таймыра» и «Вайгача» увенчались многими открытиями и оказались весьма поучительными. Так, во время этих плаваний впервые было совершено сквозное плавание по Северному морскому пути с востока на запад. Были описаны большие участки морского побережья и многих островов и открыты и положены на карту острова, до того неизвестные. В 1913 г. было совершенно крупнейшее географическое открытие XX в. - открытие Северной Земли, коренным образом изменившее наше представление о режиме моря к северу от мыса Челюскина. Одновременно плавания «Таймыра» и «Вайгача» доказали, что надежное освоение Северного морского пути требует более мощной организации и большего использования самой современной техники.
ГЛАВА 4. ОСВОЕНИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
4.1 Первые
советские исследовательские
После Октябрьской революции 1917 г. СССР приступил к возобновлению судоходства в северных морях. Одним из этапов возобновления был декрет от 10 марта 1921 г., учреждавший Плавучий морской научный институт (Плавморнин). Комплексное научное исследование Арктики предполагалось сочетать с важной практической целью освоения Северного морского пути, связывающего советский Европейский Север с Дальним Востоком.
Организацию Плавморнина поручили гидробиологу Ивану Илларионовичу Месяцеву. Месяцев руководил снаряжением специального экспедиционного судна Плавморнина, деревянной парусно-паровой шхуны «Персей» — первого морского судна, построенного в советское время. Он широко развернул научно-промысловые исследования с помощью специальных экспедиционных судов и моторных ботов и организовал сбор сведений у рыбаков по особым опросным листам. По его же инициативе начали применяться аэрофотосъемки для изучения движения рыбных косяков. Таким образом, он заложил научные основы промысловой разведки.
В 1919 — 1920 гг. русские исследователи Давыдов и Ушаков выполнили опись и съемку острова Врангеля. Давыдов также выполнил опись части западных берегов Берингова пролива. В 1923 г. он издал труд под названием «Лоция побережий РСФСР, Охотского моря и восточного берега полуострова Камчатки». В то же время, северная часть Карского моря в 20-х гг. XX в. еще оставалась белым пятном. Для ее изучения была организована научно-исследовательская экспедиция под начальством Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Седов». Экспедиция открыла ряд островов, в том числе и архипелаг Седова, расположенный в 40 км к западу от Северной Земли. За неделю на одном из островов архипелага (Домашнем) была построена полярная станция. Гидрологические работы этой экспедиции в центральной части Карского моря положили начало очень важному океанографическому открытию: выявлены обширное мелководье, позднее названное Центральной Карской возвышенностью (глубины менее 50 м), и по обе ее стороны два глубоководных желоба: на западе — Св. Анны, на востоке — Воронина.
Информация о работе История картографирования и исследования арктики русскими исследователями