Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа
Данная курсовая работа состоит из двух блоков. Первый блок (глава 1 и глава 2) посвя-щён геополитической и геоэкономической ситуации в Норвегии и некоторым прогнозам в формировании военно-политических тенденций развития Норвегии. Особое внимание уделяется вопросу об отказе от вступления в Европейский Союз, а точнее причинам, подвигнувшим норвежцев проголосовать против на референдуме в 1994 году. По мнению автора, именно этот вопрос представляет наибольший интерес при рассмотрении геополитической ситуации в стране.
Введение
ГЛАВА 1. Анализ геополитической и геоэкономической ситуаций
1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии
1.2. Анализ геополитической ситуации в Норвегии
1.2.1. Отказ от вступления в ЕС-особенность или закономерность?
ГЛАВА 2. Норвегия сегодня: современный взгляд
2.1. Основные экономические ресурсы
2.2. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция холодной войны
2.3. Геополитика на Севере: скандинавский треугольник силы
ГЛАВА 3. Норвежско-Российский диалог
3.1. Соседи по северу
3.2. Географический фактор
3.3. Экологическая безопасность Норвегии
3.4. Арктическая ориентированность важный элемент в отношениях между Россией и Норвегией
3.5. Россия и Норвегия прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа
3.6. Нефтегазовая промышленность Норвегии
3.7. Важные аспекты Норвежско-Российского взаимодействия на современном этапе
ГЛАВА 4. Совет Баренцева/Евро-арктического региона
4.1. Российско-Норвежское взаимодействие-важнейшая движущая сила баренцева сотрудничества
4.2. Приоритетные программы СБЕР и основные направления сотрудничества в регионе
4.3. Совет государств Балтийского моря
Заключение
Литература
Норвегия внесла свой вклад в усилия по снижению уровня напряженности, приняв политику ограниченного автономного сдерживания в отношении военной активности на норвежской территории: уже в феврале 1949 года, то есть еще до вступления страны в НАТО, правительство Норвегии информировало Советский Союз о том, что оно не станет участником никакого договора, который включал бы обязательство со стороны Норвегии по созданию баз для вооруженных сил иностранных государств, если Норвегия не станет объектом нападения или угрозы нападения. Позднее Норвегия заявила, что при тех же условиях ядерное оружие не будет размещаться на норвежской территории. Норвегия также проводит политику, в соответствии с которой военные и воздушные натовские учения не должны проводиться ближе пятисот километров от российской территории и которая исключает передвижения иностранных воинских частей вблизи границы. В связи с окончанием холодной войны эти ограничения были в определенной степени модифицированы, однако их основные положения сохранились.
Между Россией и странами — членами НАТО ведется дискуссия о будущей конфигурации Организации североатлантического договора и о формах сотрудничества между НАТО и Россией. Данная статья — не подходящее место для разговора об этой дискуссии. Но можно с уверенностью предположить, что граница между Норвегией и Россией будет продолжать оставаться одной из самых мирных границ в Европе.
3.3.Экологическая безопасность Норвегии.
Однако обломки
холодной войны все же надолго
останутся с нами в виде
ядерных отходов,
О масштабе этой проблемы говорит тот факт, что около 70 ядерных подводных лодок сняты с вооружения, однако технически не "списаны" и стоят в доках со стержнями отработанного ядерного топлива по-прежнему в реакторах двигателей. Условия хранения этих реликвий холодной войны оставляют желать много лучшего. Российский Северный флот, которому предназначено оставаться основой потенциала ответного ядерного удара, страдает от последствий радикальных сокращений военных расходов. Потребности содержания кораблей, несущих боевое дежурство, приходят в противоречие с равно необходимыми мероприятиями по удовлетворительному обслуживанию моторных и реакторных отсеков, а также корпусов кораблей, снятых с вооружения.
Накопление ядерных материалов и отходов, находящихся в различных условиях хранения и наблюдения, представляет собой значительную опасность случайной утечки жидкостей и газов с соответствующей угрозой загрязнения воздуха и воды. Независимо от добрых намерений и наилучших побуждений тех, кто несет за это ответственность, данное положение дел представляет собой неприемлемый элемент риска для здоровья и благополучия местного населения, прежде всего жителей Мурманской и Архангельской областей. В то же время некоторые из указанных хранилищ находятся менее чем в пятидесяти километрах от ближайших норвежских поселений, и их жители переживают то же беспокойство, что и их соседи по восточную сторону границы.
Однако проблема эта не только местная. Потенциальные угрозы здоровью настолько значительны, что вызывают беспокойство на национальном уровне в непосредственно заинтересованных странах и, более того, — из-за размеров возможных последствий — во все европейском масштабе.
Дополнительный элемент
Правительства обеих стран осознают серьезность этих вопросов и намерены принять эффективные меры по выправлению сложившейся ситуации. Эта обоюдная решимость была выражена на самом высоком уровне в Декларации об основах отношений между Королевством Норвегия и Российской Федерацией, подписанной Президентом Б. Н. Ельциным и тогдашним премьер-министром Гру Харлем Брундтланд 26 марта 1996 года в ходе государственного визита Президента России в Норвегию.
Помимо этого, данные вопросы учтены в соглашениях о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о раннем предупреждении об авариях на ядерных объектах, о сотрудничестве в области безопасности ядерных объектов и о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с военной деятельностью.
На основе этого Норвегия разработала программы участия в усилиях, направленных на повышение безопасности российских ядерных объектов, утилизацию, обработку и хранение ядерных отходов и отработанного ядерного топлива, на решение проблем радиоактивного заражения в северных районах и угроз для окружающей среды, связанных с ядерным оружием.
Важность проблем, порождаемых военной деятельностью, с очевидностью вызывает необходимость большого внимания международного сообщества. Важная роль принадлежит Международному агентству по атомной энергии. Мы должны стремиться получить возможно более разностороннее содействие третьих строи: техническое, политическое и финансовое. В этом контексте многообещающая инициатива предпринята министрами обороны Норвегии, России и Соединенных Штатов Америки, принявшими во время встречи министров обороны Российской федерации и НАТО в сентябре 1996 года в городе Бергене Декларацию о природоохранном сотрудничестве в военной области в Арктике.
Норвегия по-прежнему готова работать вместе с Россией над поиском эффективных средств предотвращения угроз окружающей среде. В течение длительного времени видное место в общей повестке дня занимал следующий проект: поиск технических средств решения проблемы комбината "Печенганикель", расположенного в городе Никель, в пятнадцати километрах от общей межгосударственной границы. Этот комбинат выбрасывает 230 тысяч тонн диоксида серы в год — в несколько раз больше, чем вся Норвегия. Результат — полное уничтожение растительности вокруг города, создающее впечатление лунного ландшафта. Норвегия выразила готовность оказать практическое содействие в предотвращении распространения этой катастрофы окружающей среды на ее территорию, предложив безвозмездную помощь в размере 43 млн. американских долларов на модернизацию комбината, которая позволила бы понизить выбросы до приемлемого уровня. Правительство России согласилось внести на эти цели такую же сумму.
3.4. Арктическая ориентированность-
Важным элементом наших отношений является арктическая ориентированность обеих стран. Со временем она менялась, и маршруты норвежского и российского рыболовного, зверобойного и охотничьего промысла, добычи тюленей и китов передвинулись. К 1870 году на архипелаге Шпицберген происходила в основном норвежская активность, и возникла необходимость обеспечить правопорядок на этих островах, которые считались не относящимися к юрисдикции никакой страны (ничейная земля). В период между 1871 годом и первой мировой войной Норвегия поднимала вопрос об установлении упорядоченной власти перед Россией и перед более широким кругом государств, однако решение достигнуто не было.
Версальская мирная конференция постановила передать архипелаг под "полный и абсолютный суверенитет Норвегии" "в соответствии с условиями" Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года.
Условия этого договора главным
образом предусматривают
Россия пошла на уступку в
регулировании договором
К этому времени на территории архипелага уже действовала российская угольная компания "Арктикуголь".
В 1944 году советское правительство предложило изменить статус Свальбарда, затребовав уступить под его юрисдикцию остров Медвежий и, предложив ввести совместное управление Норвегией и СССР остальной территории в качестве кондоминиума. После внимательного изучения Норвегия отвергла это предложение, и Москва более не возвращалась к своей инициативе по пересмотру Договора 1920 года. Однако эта инициатива имела долговременный эффект: впредь Норвегия рассматривала различные предложения или аргументы, выдвигаемые советской стороной, с оглядкой на нее. Норвежцы искренне опасались возможности новой попытки поставить под вопрос основы суверенитета Норвегии над архипелагом или получить односторонние преимущества для "Арктикугля" по сравнению с другими государствами-участниками договора.
В начале 1970-х годов приоритетный интерес у "Арктикугля" и у норвежских и западных нефтяных компаний приобрела нефтеразведка на Свальбарде. Одновременно соображения охраны окружающей среды породили планы создания национальных парков, природоохранных зон и принятия общих мер по защите окружающей среды. Свальбард уже был не отдаленной точкой в Арктике, а частью современной Норвегии, что вызывало растущее внимание к нему со стороны общественности. Местная администрация получила дополнительные ресурсы, и губернатор архипелага распространил свою власть на всю его территорию. Новые требования со стороны администрации были восприняты "Арктикуглем" как вмешательство в его деятельность, что привело к многочисленным трениям. По большей части на сегодня эти сложности неактуальны.
Продолжается другая дискуссия. По мнению Норвегии, положения Договора 1920 года должны трактоваться строго по тексту. Права, предоставленные участникам договора и их компаниям, проистекают из конкретных условий договора, то есть они касаются участков суши и территориальных вод вокруг островов. Таким образом, эти права не распространяются на континентальный шельф или же за пределы территориального моря. Это соответствует традиционным канонам трактовки договоров, предусмотренным международным правом на момент, когда договор был заключен в 1920 году, и в момент присоединения к нему Советского Союза. Россия зафиксировала свое несогласие с норвежским подходом как в отношении континентального шельфа, так и в отношении введенной в 1977 году рыбоохраной зоны вокруг Свальбарда. Прочие участники Договора 1920 года придерживаются аналогичного мнения или же резервируют свою позицию.
Применительно к рыболовству тесное сотрудничество между Норвегией и Россией позволило на практике преодолеть расхождения в вопросе трактовки договора. Что же касается континентального шельфа, Норвегия исходит из того, что в практическом плане Горный устав Свальбарда абсолютно непригоден для морской добычи и что нефтяные компании в конечном итоге предпочтут работать под защитой правового режима, который применим к континентальному шельфу Норвегии в целом.
Норвежские и российские поселения на Свальбарде продолжают поддерживать гармоничные взаимоотношения. Контакты между ними носят частый и спонтанный характер. Если случается трагедия, как это было в августе 1996 года, когда российский пассажирский самолет разбился около Лонгиербюсна, чувство единства в условиях изоляции и трудностей является глубоким и сильным. В ходе спасательных и эвакуационных операций, равно как и при выполнении тяжкой работы по опознанию тел погибших, норвежские, российские, а также украинские власти смогли работать в тесном сотрудничестве.
3.5. Россия
и Норвегия-прибрежные
Как прибрежные государства Баренцева моря Норвегия и Россия пользуются суверенными правами в отношении континентального .шельфа в этом море. Обе страны создали исключительные экономические зоны или зоны рыболовной юрисдикции, распространяющиеся на 200 морских миль от их побережья и оставляющие в середине, за пределами 200 морских миль от чьего-либо побережья, зону. не прикрытую юрисдикцией двух стран с точки зрения управления ресурсами.
Первые переговоры по делимитации зон континентального шельфа России и Норвегии начались в 1970 году. Обе страны являлись участницами Конвенции о континентальном шельфе 1958 года, и положили ее в основу своих обсуждений.