Геополитика и геоэкономика Норвегии.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа состоит из двух блоков. Первый блок (глава 1 и глава 2) посвя-щён геополитической и геоэкономической ситуации в Норвегии и некоторым прогнозам в формировании военно-политических тенденций развития Норвегии. Особое внимание уделяется вопросу об отказе от вступления в Европейский Союз, а точнее причинам, подвигнувшим норвежцев проголосовать против на референдуме в 1994 году. По мнению автора, именно этот вопрос представляет наибольший интерес при рассмотрении геополитической ситуации в стране.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Анализ геополитической и геоэкономической ситуаций
1.1. Анализ геоэкономических особенностей развития Норвегии
1.2. Анализ геополитической ситуации в Норвегии
1.2.1. Отказ от вступления в ЕС-особенность или закономерность?
ГЛАВА 2. Норвегия сегодня: современный взгляд
2.1. Основные экономические ресурсы
2.2. Военно-стратегические аспекты развития Норвегии. Инерция холодной войны
2.3. Геополитика на Севере: скандинавский треугольник силы
ГЛАВА 3. Норвежско-Российский диалог
3.1. Соседи по северу
3.2. Географический фактор
3.3. Экологическая безопасность Норвегии
3.4. Арктическая ориентированность важный элемент в отношениях между Россией и Норвегией
3.5. Россия и Норвегия прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа
3.6. Нефтегазовая промышленность Норвегии
3.7. Важные аспекты Норвежско-Российского взаимодействия на современном этапе
ГЛАВА 4. Совет Баренцева/Евро-арктического региона
4.1. Российско-Норвежское взаимодействие-важнейшая движущая сила баренцева сотрудничества
4.2. Приоритетные программы СБЕР и основные направления сотрудничества в регионе
4.3. Совет государств Балтийского моря
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

repetitor_info_99df39be.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

19 декабря 1996года в Брюсселе  состоялось подписание документа об ассоциированном членстве Норвегии и Исландии в Шенгенском соглашении, предусматривающее единое паспортное пространство и сотрудничество правоохранительных органов стран-участниц. Формально Шенгенский договор распространяется только на государства ЕС, поэтому этим двум странам был предоставлен ассоциированный статус, предусматривающий участие без права голоса в рабочих группах организации. Идя на такой шаг, норвежские представители исходили из того, что в рамках Шенгена не будут приниматься решения, которые противоречили бы позиции Норвегии. Главная причина вступления заключалась в желании сохранить северный паспортный союз, просуществовавший достаточно долго, чтобы к нему успели привыкнуть и не хотели потерять. Дания, Швеция и Финляндия своим присоединением к Шенгену без Норвегии и Исландии разрушили бы устоявшийся паспортный режим пересечения границ между северными странами, в чём не был заинтересован никто из северян. В связи с этим, путем длительных переговоров была разработана компромиссная формула ассоциированного членства, устраивающая все стороны.

Можно сказать, что, благодаря участию  в Шенгенском договоре, Норвегия вне  ЕС добилась своего вовлечения в ещё  одну важную область развития европейской  интеграции.

В настоящее время возникло кажущееся  затишье во внутри норвежской общеевропейской дискуссии об отношениях между Норвегией и ЕС. Не ставится вопрос о подаче новой заявки на вступление в Союз до 2000 года  и политики в меньшей степени оперируют брюссельской аргументацией для отстаивания своих позиций. Однако тема ЕС постоянно присутствует  на газетных полосах и остаётся актуальной для политического истэблишмента страны.

Многие обозреватели считают, что, поставив себя вне ЕС , Норвегии удалось  сохранить собственное лицо и  способность действовать на международной арене, исходя из собственных интересов, без оглядки на европейских партнеров. Свидетельством тому стала активная деятельность Норвегии на Ближнем  Востоке и посредничество в процессе мирного урегулирования в Гватемале, когда страну воспринимали как независимого самостоятельного участника, а не представителя ЕС. Вместе с тем , несмотря на очевидные успехи норвежской внешней политики, можно с уверенностью сказать, что в геополитическом масштабе позиции Норвегии после референдума в 1994 году в большей степени ослабли, чем укрепились.

Тем не менее, страна  представляет большой интерес для России  как торгово-экономический партнер. На Норвегию не распространяются правила  и ограничения ЕС, устанавливаемые  на ввозимые товары. Активными темпами развивается сотрудничество  России, Норвегии, Швеции и Финляндии в рамках региона Баренцева моря. Продолжается интенсификация контактов в приграничных районах Севера. Таким образом, опираясь на позитивный опыт деятельности на норвежском рынке ряда российских предприятий, можно предположить что торгово-экономические отношения между нашими странами окажутся своего рода трамплином для выхода России на европейский рынок.

Именно в особенности Норвегии заключается предсказуемость и  определенная закономерность негативного результата референдума 1994 года. Страна предпочла сохранение существующего положения и не захотела отдавать часть своего суверенитета во имя идеи европейской интеграции. Не исключено, что, норвежцы, стремясь не отстать от развития европейской системы , вернутся к вопросу о вступлении в ЕС уже в начале следующего столетия , но тогда кандидатура Норвегии будет рассматриваться в числе стран Восточной Европы и мало вероятно, что условия её возможного членства в ЕС будут теми же, что и в 1994 году.

 

 

Глава 2. Норвегия: современный взгляд.

 

  1. Основные экономические ресурсы.

 

Норвегия - индустриально-аграрная страна с высоким удельным весом в  экономике энергоемких  отраслей промышленности, а также судоходства, рыболовного промысла и в последние  годы - нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.

Господствующее положение в  экономике занимает частнокапиталистический  сектор. В послевоенный период в  стране происходит интенсивный процесс  концентрации капитала. На крупные  предприятия (500 и более занятых), составляющие 1% общего числа промышленных предприятий (82%), предприятий - мелкие, с числом занятых до 50 человек, приходится около 25% всех занятых; 3 крупнейших банка контролируют около 60% банковского капитала. Концентрация производства сопровождается исчезновением большого числа мелких и средних предприятий. Сокращается также количество мелких фермерских хозяйств. Постоянно усиливается проникновение в страну иностранного капитала, главным образом американского, английского, шведского (преимущественно в отрасли нефтяной промышленности и судоходство).

Норвегия располагает большими запасами гидроэнергии, леса (продуктивный лес занимает 23,3% территории), месторождениями  железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, гранита, мрамора  и др. Достоверные запасы нефти составляют более 800 млн.т., природного газа - 1210 млрд. кубических метров.

Ведущие отрасли промышленности: нефтедобывающая  и нефтехимическая, электрометаллургическая, радиоэлектронная, горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, судостроительная. Норвегия занимает ведущие места по производству электроэнергии на душу населения, производству целлюлозно-бумажной массы, алюминия и ферросплавов.

В сельском хозяйстве преобладают  мелкие фермерские хозяйства (до 10 га земли). Распространена производственно-сбытовая кооперация. Ведущая отрасль - интенсивное животноводство мясомолочного направления Развито овцеводство. Сельскохозяйственными продуктами собственного производства обеспечивает себя примерно на 40%. Важное место в экономике занимает рыболовство (по экспорту рыбопродуктов - второе место в мире) и лесоводство.

Основной вид транспорта - морской. Более 90% тоннажа торгового флота  занято на международных перевозках по иностранным фрахтам. Норвегия стоит  на одном из первых мест в мире по внутренним перевозкам пассажиров на самолетах (в расчете на душу населения). Железные дороги (государственные, 50% - электрифицировано) - 4,24 км., автодороги -79,8 тыс.км.

Важную роль играет внешняя торговля. За счет импорта покрываются потребности  в некоторых видах минерального топлива, бокситах, железной, марганцевой и хромовых рудах, автомобилях и др. Экспорт: продукция нефтедобывающей, нефтехимической, лесообрабатывающей, электрохимической, электрометаллургической промышленности, продовольствие. Главные внешнеторговые партнеры: Великобритания, Швеция, Германия.

В приложениях представлена экономическая  карта Норвегии.

Общие капитальные вложения в прибрежный нефтяной сектор достигли рекордной  цифры-60 млрд. норвежских крон, или 7,5% ВВП, значительно способствовали росту других отраслей материального производства, изготовлявших оборудование для нефтедобычи, и создавали соответствующую инфраструктуру. Цель этого огромного инвестирования-повысить доходность нефтяной отрасли и улучшить состояние макроэкономики страны. Инвестиции в основном направлены в гигантское месторождение Стотфорд, открытое 20 лет назад на заре нефтяной эры Норвегии.

Если нефтедобыча имеет тенденцию  к снижению, то добыча газа в Норвегии идёт по восходящей. Норвегия с успехом  превращается в важную газдобывающую страну. Её доля на западноевропейском газовом рынке приближается к 15%. Добыча газа, как ожидают, достигнет 70 млрд. кубических метров к концу столетия , а контракты на продажу газа уже превысили общий объём в 50 млрд. кубометров в год.

На континентальном шельфе Норвегии находятся более половины всех обнаруженных газовых месторождений Западной Европы. По мнению представителей норвежской государственной компании “Статойл” , в отличие от ХХ века, который  был веком нефти , ХХI век, видимо, станет веком газа, особенно в связи с тем, что забота о чистоте окружающей среды становится движущей силой роста его потребления.

Во многих отношениях Норвегию можно  сравнить с развивающейся страной, поскольку её основной экспорт состоит  главным образом из сырья (нефть и газ), а не готовой промышленной продукции. Обрабатывающая промышленность не превышает 15% ВВП, что считается минимальным уровнем для современных промышленных стран. Правительство принимает ряд мер чтобы изменить структуру своего экспорта  в сторону товаров обрабатывающей промышленности.

Отвечая на вопрос, что делает правительство  в связи со скорым сокращением  добычи нефти, премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брунтланд заявила  английской “Файненшел Таймс”: “Правительство проводит политику, в которой налоговые и структурные меры рассчитаны именно на стимулирование экономического развития и занятости в материальной экономике. Мы активно используем государственный бюджет для увеличения занятости, укрепления частного сектора и инвестирования в область специальных знаний и другую инфраструктуру. Теперь, когда экономика вступила в период сравнительно энергичного роста, важно укрепить финансовое положение страны.

Действительно, добыча нефти у нас  сократиться через несколько  лет, но , учитывая рост добычи газа, эксплуатация норвежского шельфа будет по прежнему оставаться опорой экономики страны ещё много лет в бедующем. Поэтому увеличение производства на материке Норвегии поможет сохранить сбалансированный рост. Соотношение издержек и конкурентоспособности норвежской экономики значительно улучшилась, и перспективы материковой экономики сейчас лучше, чем несколько лет назад. Это значит , что мы становимся менее зависимыми от нефти.”

 

 

 

2.2. Военно-стратегические  аспекты развития Норвегии. Инерция  холодной войны.

 

Во время холодной войны важность советских стратегических ядерных  подводных лодок делала фьорды Кольского  полуострова наиболее стратегически  важной и уязвимой  частью СССР. Советская  оборона этих подводных лодок  требовала содержания большого флота, армии и авиации, размещенных на Кольском полуострове, с тем чтобы иметь  военную буферную зону, охватывающую как  Баренцево море, так и Северную Норвегию.

Более того, фьорды Кольского полуострова  были слишком уязвимыми , и Северному  флоту было жизненно необходимо расширить зону своего базирования на фьорде Норвегии.

Огромная  наступательная способность  СССР, конечно же , беспокоил норвежцев, и они с готовностью принимали  поддержку со стороны  США на севере. Ввиду того, что Кольский полуостров был главной базой для советских ядерных подводных лодок и в некоторой степени для дальней бомбардировочной авиации и для стратегической ПВО, район Баренцева моря превратился в отдельный северный фронт.

Американская морская стратегия 1980-х годов предусматривала не только развертывание двух или трех авианосцев ВМС США в Норвежском море (каждый обладал ударной мощью всех Норвежских ВВС), но и что более важно, использование чрезвычайно бесшумных подводных лодок для поражения советских ПЛАРБ прямо на базах (или, при необходимости, после выхода в море) уже в первые минуту военного конфликта.

Соответственно, американо-советский  военный конфликт где бы то ни было на земном шаре немедленно продолжился  бы в районе Баренцева моря. В  годы холодной войны и в особенности  с течением её последней фазы Баренцево море было одним из наиболее чувствительных районов в мире и наиболее чувствительной границей между страной НАТО и Советским Союзом.

После холодной войны советские  ПЛАРБ унаследовал российский ВМФ, и количество межконтинентальных ядерных ракет на ПЛАРБ возросло с 580 в 1985году до примерно 650 в 1995 году. В тоже время большое количество обычных, равно как и ядерных, морских вооружений, защищающих эти баллистические ракеты, было уничтожены. Сегодня Москва более не является врагом для Запада, но здесь, на Севере, произошло мало изменений в вооружениях. Таким образом, новые изменения к лучшему в Баренцевом регионе зависят от нового партнерства между Россией и Западом и относительно хороших российско-американских отношений. Такого рода хорошие отношения, вполне вероятно, будут продолжаться, поскольку Россия в обозримом будущем зависит от Западного капитала и технологий. Эта реальность будет оказывать влияние на российскую внешнюю политику, как это было подчеркнуто министром иностранных дел Е. Примаковым в его выступлении в Осло.

В начале 90-х годов эти российские реалии интерпретировались по различному в различных норвежских влиятельных  элитах- в Министерстве  обороны  и Министерстве иностранных дел, в исследовательских институтах и в военном штабе- между так называемыми “атлантистами” и “европейцами”. “Атлантисты” утверждали, что новое совпадение интересов не будет иметь таких же последствий для Северной Европы, как для Центральной Европы, и иллюстрировали это утверждение передислокацией российских вооружённых сил из Центральной Европы в район Северно-Западной России

Напряженность в Северной Европе, согласно рассуждениям “атлантистов”  обусловлено наличием стратегического  ядерного оружия, от которого Россия не откажется ни при каких условиях. Кроме того , европейские державы, например Франция и Германия, не могли много предложить морской Норвегии. США (при содействии Великобритании) были единственной союзной державой, располагавшей флотом и авиацией, способными покрывать большие морские пространства и полуострова Северной Европы. Принадлежность Норвегии к “атлантизму”- имея в виду США и до некоторой степени Великобритании- будет сохраняться в течение длительного периода.

“Атлантисты” утверждали, что  рецидивы “холодной войны” могут  повториться в будущем и что военно-стратегические решения по-прежнему должны иметь первоочерёдность для Скандинавии в отличие от ситуации на континенте.

Информация о работе Геополитика и геоэкономика Норвегии.