Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации работы с одарёнными детьми на уроках географии.
2. Раскрыть сущность понятия «одарённые дети».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации работы с одарёнными детьми на уроках географии
1.1. Сущность понятия одаренных детей
1.2. Формы и методы обучения одаренных детей на уроках географии
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая работа по выявлению эффективности форм и методов работы с одарёнными детьми на уроках географии
2.1. Конспекты уроков с одарёнными детьми на уроках географии
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая одаренные дети.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Практическая работа по выявлению эффективности  форм и методов  работы с одарёнными детьми на уроках географии 

2.1. Конспекты уроков  с одарёнными детьми  на уроках географии 

   В первой главе были определены наиболее эффективные методы и формы работы учителя географии с одаренными детьми. Приведем примерный конспект урока географии с одаренными детьми, применяя вышеперечисленные формы и методы работы. 

   Занятие по развитию мышления. «Своя игра»

   Цели  и задачи:

   1. Развивать логическое мышление  учащихся.

   2. Формировать умение строить фразы,  развивать воображение, память, восприятие.

   З. Развивать способности ставить  себя на место другого; развивать  связную речь, обогатить словарный запас.

   4. Развивать умение устанавливать  логические связи.

   5. Формировать умение сравнивать, обобщать, анализировать.

   6. Воспитывать дружелюбие, умение общаться друг с другом, работать в коллективе.

   Оборудование: наглядность, карточки, конверты, картинки реки и птицы, зеты загадок, телевизор, видеомагнитофон, кассета, магнитофон, аудиокассеты, маски, призы, магниты.

   Ход занятия

   1. Создание психологического комфорта. Интеллектуальная разминка.

   - Ребята, обратите внимание на  то, какой сегодня прекрасный день! Наверное, он прекрасен еще потому, что сегодня у нас состоится... Что состоится, сейчас мы узнаем. Но для начала определимся, какие алгоритмы мыслительных действий мы используем? (на доске алгоритмы мыслительных действий — подумать, понаблюдать, работать в группах, спросить у другого человека, получить информацию из книг, из сети Интернета, провести эксперимент).

   - Хорошо. А теперь отгадайте загадки.  Ответы спрятались в таблице.  Для того чтобы разгадать, нужно  внимательно слушать загадку  и найти ответ в таблице, обведя его карандашом:

                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
 

   1. Как называется наука о взаимоотношениях  живых организмов между собой  и с окружающей средой? (Экология.)

   2. Он живет на крыше дома — 

   Длинноногий, длинноносый,

   Длинношеий, безголосый.

   Он  летает на охоту

   За  лягушками в болото. (Аист. Птица  года — белый аист.)

   З. Назовите имя легендарного национального  героя башкирского народа? (Салават.)

   4. Как называется занятие, служащее  для развития, забавы, отдыха? (Игра.) А эта отгадка с чем связана?

   - Да, сегодня мы с вами будем  играть в телеигру «Своя игра».  Сегодня мы решили, что будем  работать в группах. В телеигре  — З участника, а у нас  будет З группы. А вот наш  главный приз. Вы можете получить  его, если активно будете участвовать в игре.

   - Темы нашей игры вы видите  на экране. Вот темы первого  раунда

Сравнение, обобщение № 1  
Классификация   № 2
Мыслительные операции № 3  
Анаграмма № 4  
Мышление  по аналогии   № 5
 

Задание № 1. Конверт № 1 — игра «Сравни». Даны два понятия. Вы на листе бумаги должны написать слева черты сходства, а справа - черты различия названных понятий (5),

Птица Река
Черты сходства (что общего) Черты различия (чем отличаются)
1: Река  и птица могут быть большими  и маленькими. 1. Птица клюет  зерно, вода — нет.
2: Река  и птица— слова женского рода. 2. Птица поет, река— нет.
З. И  река, и птица содержат воду. З. Птица ночью  спит, река движется постоянно.
4. Река  и птица созданы природой. 4. Слова содержат  разное количество букв.
5. Река  и птица охраняются государством. 5. Птица — одушевленное слово, река - нет.
 

Задание № 2. Конверт № З. Игра «Цепочка». Вспомните сказку «Курочка Ряба». Попробуйте рассказать не от лица автора, а от лица другого героя:

  • от лица деда,
  • от лица бабки;
  • от лица мышки;
  • от лица яичка.

Задание № 3. Конверт № 4—игра «Отгадай анаграмму».

Найдите принцип, по которому образованы слова  в скобках и вставьте пропущенные слова: Гора (рама) маяк; Перо (...) салат; книга (аист) салат; сурок (…) омлет; пирог (поле) слеза; рынок (...) осада.

По данным анаграммам найдите исходные слова: УПСК, ОКОРОВ, ЕСНВА.

Задание № 4. Конверт № 5— «Кот в мешке». Игра Перевертыши». Условие игры: задается фраза, в которой каждое слово «перевернуто» на противоположное по значению слово, нужно его отгадать:

  • Доброе утро, старики! (Спокойной ночи, малыши)
  • Никого нет на улице. (Пока все дома)
  • Пещера комаров (Поле чудес)
  • Маленькая сушка (Большая стирка)
  • Твоя работа (Своя игра)

Молодцы. Все справились со всеми заданиями. Мы играли в «Свою игру». Игра окончена. (Поощрение, вручение призов.) 

Занятие по развитию мышления. Игра «Энциклопедия»

Цель:

1. Развитие  логического мышления учащихся.

2. Развитие  воображения, памяти, восприятия.

З. Развитие умения устанавливать логические связи.

4. Формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать.

5. Воспитывать  дружелюбие, умение общаться друг с другом, работать в коллективе.

6. Формирование умения составлять текст-описание.

Игровой материал: карандаши, бумага, карточки с названиями животных.

Продолжительность: 15 минут.

Ход игры:

1. Вступительное  слово учителя:

- Ребята, сегодня мы поиграем в игру  «Энциклопедия». Вы знаете, что учёные отправляются в экспедиции, находят новые виды растений, животных, камней и изучают, описывают их. Эти описания потом заносятся в специальные книги — энциклопедии, чтобы потом все люди могли ознакомиться с особенностями этих растений и животных. Представьте себе, что вы тоже учёные-исследователи. Ваша задача — написать статью для энциклопедии, в которой вы опишите внешний вид, место обитания, особенности питания и поведения. Кроме того, необходимо нарисовать животное. Предлагаю вам следующие названия (один из участников каждой группы подходит к учителю и выбирает карточку с названием животного):

Листоед длинношеий

Большеухий щеткохвостый

Глазоносиус толстощёкий

Печальник миниатюрный

2. Групповая  работа:

Каждая группа получает конверт, в котором — названия животных. Во время выполнения задания учитель подходит к каждой группе, консультирует. Дети должны начать создавать свой текст, опираясь на ассоциации, возникшие у них в связи с предложенным названием, и это поможет детям-образникам включиться в работу.

Через 5 минут один ученик из группы у доски излагает мнение своих товарищей.

З. Обсуждение результатов работы.

  • анализ результата
  • выяснение, какими признаками обладает наиболее удачный текст, и как действовала группа детей при его создании
  • анализ полученных работ.

4. Оценка  эксперта-жюри.

Во время  работы эксперта с учениками проводится музыкальная игра:

Учитель: Ребята, представьте, что вы — животные, которые любят музыку, и должны песню «Солнечный круг» хором:

  • 1 группа — прогавкать
  • 2 группа— промяукать
  • З группа— промычать
  • 4 группа— прокукарекать.

5. Обобщение.

     - Молодцы, ребята, все справились  с заданием. По оценкам экспертов наиболее удачный текст – описание животного у группы № …

Самую удачную статью мы занесем в энциклопедию нашей гимназии! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по второй главе 

   Во  второй главе курсовой работы приведены два конспекта уроков по географии в 5 классе с одаренными детьми. Такая форма организации урока способствует раскрепощению детей, дает им возможность раскрыть себя. Творческая атмосфера благоприятствует этому.

   Развитие  мышления, в том числе и дивергентного, характерного для одаренных детей, у школьников одна из главных задач каждого преподавателя, так как при этом развиваются: оригинальность, гибкость, беглость мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и др.

   Смена вида деятельности устраняет однообразие  стиля урока, поэтому в ходе учебного процесса необходимо применять и игровые виды деятельности.

   Такая форма организации учебного процесса позволяет выявлять творческую активность учащихся, где учитель режиссер умело  ведет класс от проблемной экспозиции к кульминации и развязке урока.  
 
 
 
 

   Заключение 

     Таким образом, в данной работе мы выяснили, что одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

  При работе с одаренными детьми учителю  необходимо подбирать правильные формы  и методы обучения. Они должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в  то же время отличаться своеобразием. Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д.

  Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

  Рассматривая  работу с одаренными (способными) детьми в области предметов гуманитарного цикла, особая роль здесь, как и в других областях принадлежит учителю. Ведущая роль учителя не только передающего знания, но, прежде всего, наставника, побуждающего к каким-либо действиям, особо важна при работе с такого рода детьми. Учитель должен быть готов к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей, иметь живой, активный характер, быть доброжелательным и чутким. Так же необходимо проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному совершенствованию. К перечисленному набору качеств учителя следует отнести настойчивость и уверенность в себе, творческое начало, интеллект и обстоятельность в деятельности.

Информация о работе Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках географии