Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:43, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации работы с одарёнными детьми на уроках географии.
2. Раскрыть сущность понятия «одарённые дети».
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации работы с одарёнными детьми на уроках географии
1.1. Сущность понятия одаренных детей
1.2. Формы и методы обучения одаренных детей на уроках географии
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая работа по выявлению эффективности форм и методов работы с одарёнными детьми на уроках географии
2.1. Конспекты уроков с одарёнными детьми на уроках географии
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Глава
2. Практическая работа
по выявлению эффективности
форм и методов
работы с одарёнными
детьми на уроках географии
2.1.
Конспекты уроков
с одарёнными детьми
на уроках географии
В
первой главе были определены наиболее
эффективные методы и формы работы
учителя географии с одаренными
детьми. Приведем примерный конспект урока
географии с одаренными детьми, применяя
вышеперечисленные формы и методы работы.
Занятие по развитию мышления. «Своя игра»
Цели и задачи:
1. Развивать логическое мышление учащихся.
2.
Формировать умение строить
З. Развивать способности ставить себя на место другого; развивать связную речь, обогатить словарный запас.
4.
Развивать умение
5. Формировать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
6. Воспитывать дружелюбие, умение общаться друг с другом, работать в коллективе.
Оборудование: наглядность, карточки, конверты, картинки реки и птицы, зеты загадок, телевизор, видеомагнитофон, кассета, магнитофон, аудиокассеты, маски, призы, магниты.
Ход занятия
1.
Создание психологического
- Ребята, обратите внимание на то, какой сегодня прекрасный день! Наверное, он прекрасен еще потому, что сегодня у нас состоится... Что состоится, сейчас мы узнаем. Но для начала определимся, какие алгоритмы мыслительных действий мы используем? (на доске алгоритмы мыслительных действий — подумать, понаблюдать, работать в группах, спросить у другого человека, получить информацию из книг, из сети Интернета, провести эксперимент).
-
Хорошо. А теперь отгадайте загадки.
Ответы спрятались в таблице.
Для того чтобы разгадать,
1.
Как называется наука о
2. Он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист. Птица года — белый аист.)
З. Назовите имя легендарного национального героя башкирского народа? (Салават.)
4.
Как называется занятие,
-
Да, сегодня мы с вами будем
играть в телеигру «Своя игра».
- Темы нашей игры вы видите на экране. Вот темы первого раунда
Сравнение, обобщение | № 1 | |
Классификация | № 2 | |
Мыслительные операции | № 3 | |
Анаграмма | № 4 | |
Мышление по аналогии | № 5 |
Задание № 1. Конверт № 1 — игра «Сравни». Даны два понятия. Вы на листе бумаги должны написать слева черты сходства, а справа - черты различия названных понятий (5),
Птица | Река |
Черты сходства (что общего) | Черты различия (чем отличаются) |
1: Река и птица могут быть большими и маленькими. | 1. Птица клюет зерно, вода — нет. |
2: Река и птица— слова женского рода. | 2. Птица поет, река— нет. |
З. И река, и птица содержат воду. | З. Птица ночью спит, река движется постоянно. |
4. Река и птица созданы природой. | 4. Слова содержат разное количество букв. |
5. Река и птица охраняются государством. | 5. Птица — одушевленное слово, река - нет. |
Задание № 2. Конверт № З. Игра «Цепочка». Вспомните сказку «Курочка Ряба». Попробуйте рассказать не от лица автора, а от лица другого героя:
Задание № 3. Конверт № 4—игра «Отгадай анаграмму».
Найдите принцип, по которому образованы слова в скобках и вставьте пропущенные слова: Гора (рама) маяк; Перо (...) салат; книга (аист) салат; сурок (…) омлет; пирог (поле) слеза; рынок (...) осада.
По данным анаграммам найдите исходные слова: УПСК, ОКОРОВ, ЕСНВА.
Задание № 4. Конверт № 5— «Кот в мешке». Игра Перевертыши». Условие игры: задается фраза, в которой каждое слово «перевернуто» на противоположное по значению слово, нужно его отгадать:
Молодцы.
Все справились со всеми заданиями.
Мы играли в «Свою игру». Игра окончена.
(Поощрение, вручение призов.)
Занятие по развитию мышления. Игра «Энциклопедия»
Цель:
1. Развитие логического мышления учащихся.
2. Развитие воображения, памяти, восприятия.
З. Развитие умения устанавливать логические связи.
4. Формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать.
5. Воспитывать дружелюбие, умение общаться друг с другом, работать в коллективе.
6. Формирование умения составлять текст-описание.
Игровой материал: карандаши, бумага, карточки с названиями животных.
Продолжительность: 15 минут.
Ход игры:
1. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы поиграем в игру «Энциклопедия». Вы знаете, что учёные отправляются в экспедиции, находят новые виды растений, животных, камней и изучают, описывают их. Эти описания потом заносятся в специальные книги — энциклопедии, чтобы потом все люди могли ознакомиться с особенностями этих растений и животных. Представьте себе, что вы тоже учёные-исследователи. Ваша задача — написать статью для энциклопедии, в которой вы опишите внешний вид, место обитания, особенности питания и поведения. Кроме того, необходимо нарисовать животное. Предлагаю вам следующие названия (один из участников каждой группы подходит к учителю и выбирает карточку с названием животного):
Листоед длинношеий
Большеухий щеткохвостый
Глазоносиус толстощёкий
Печальник миниатюрный
2. Групповая работа:
Каждая группа получает конверт, в котором — названия животных. Во время выполнения задания учитель подходит к каждой группе, консультирует. Дети должны начать создавать свой текст, опираясь на ассоциации, возникшие у них в связи с предложенным названием, и это поможет детям-образникам включиться в работу.
Через 5 минут один ученик из группы у доски излагает мнение своих товарищей.
З. Обсуждение результатов работы.
4. Оценка эксперта-жюри.
Во время работы эксперта с учениками проводится музыкальная игра:
Учитель: Ребята, представьте, что вы — животные, которые любят музыку, и должны песню «Солнечный круг» хором:
5. Обобщение.
- Молодцы, ребята, все справились с заданием. По оценкам экспертов наиболее удачный текст – описание животного у группы № …
Самую
удачную статью мы занесем в энциклопедию
нашей гимназии!
Выводы
по второй главе
Во второй главе курсовой работы приведены два конспекта уроков по географии в 5 классе с одаренными детьми. Такая форма организации урока способствует раскрепощению детей, дает им возможность раскрыть себя. Творческая атмосфера благоприятствует этому.
Развитие мышления, в том числе и дивергентного, характерного для одаренных детей, у школьников одна из главных задач каждого преподавателя, так как при этом развиваются: оригинальность, гибкость, беглость мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и др.
Смена вида деятельности устраняет однообразие стиля урока, поэтому в ходе учебного процесса необходимо применять и игровые виды деятельности.
Такая
форма организации учебного процесса
позволяет выявлять творческую активность
учащихся, где учитель режиссер умело
ведет класс от проблемной экспозиции
к кульминации и развязке урока.
Заключение
Таким образом, в данной работе мы выяснили, что одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
При работе с одаренными детьми учителю необходимо подбирать правильные формы и методы обучения. Они должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини-курсы «мозговые штурмы» во всех вариантах: ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.д.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
Рассматривая работу с одаренными (способными) детьми в области предметов гуманитарного цикла, особая роль здесь, как и в других областях принадлежит учителю. Ведущая роль учителя не только передающего знания, но, прежде всего, наставника, побуждающего к каким-либо действиям, особо важна при работе с такого рода детьми. Учитель должен быть готов к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей, иметь живой, активный характер, быть доброжелательным и чутким. Так же необходимо проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному совершенствованию. К перечисленному набору качеств учителя следует отнести настойчивость и уверенность в себе, творческое начало, интеллект и обстоятельность в деятельности.
Информация о работе Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках географии