Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации работы с одарёнными детьми на уроках географии.
2. Раскрыть сущность понятия «одарённые дети».

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации работы с одарёнными детьми на уроках географии
1.1. Сущность понятия одаренных детей
1.2. Формы и методы обучения одаренных детей на уроках географии
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая работа по выявлению эффективности форм и методов работы с одарёнными детьми на уроках географии
2.1. Конспекты уроков с одарёнными детьми на уроках географии
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая одаренные дети.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Башкортостан  

ГОУ СПО  Стерлитамакский педагогический колледж 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по теме: «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках    географии» 
 
 
 

                                                         Выполнила    

                                                                         студентка группы 44 

                                                                                     специальности «География»

                                                                   Кочетовская А.П.

                                                                                 Проверила Малихова Р.Р. 

                 

                                       
 

Стерлитамак, 2010 г.

    Содержание

Введение 

Глава 1. Теоретические основы организации работы с одарёнными детьми на уроках географии 

1.1. Сущность  понятия одаренных детей 

1.2. Формы и методы обучения одаренных детей на уроках географии 

Выводы  по первой главе 

Глава 2. Практическая работа по выявлению эффективности форм и методов работы с одарёнными детьми на уроках географии 

2.1. Конспекты уроков с одарёнными детьми на уроках географии 

Выводы  по второй главе 

Заключение 

Список  литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Современная отечественная педагогическая литература начала достаточно полно освещать проблемы выявления и развития одарённых детей в школьных условиях. Понятие одарённость было внедрено в практику образования и обучения благодаря реформированию школьного образования и разработке концепции: «Детская одарённость: особенности личности одарённого ребёнка». Методы и формы работы с одарёнными учащимися, прежде всего, должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости. Проблематика выявления и развития одаренного ребёнка в школьных условиях представляется нам передовым краем развития отечественной педагогической мысли. Необходимость развития интеллектуальных способностей, лидерских качеств у школьников диктуется современными высокотехнологическими реалиями жизни, когда от человека требуются высокий интеллектуальный уровень, умение творчески решать проблемы, самостоятельность.

     Существенный вклад в рассмотрение проблемы способностей и одарённости был сделан отечественными психологами Б.М. Тепловым и С.Л. Рубинштейном. По их мнению, для создания учения об одарённости нужно исходить из индивидуально-психологических особенностей ребёнка, т. е. те особенности, которые отличают данного человека от других людей. А.М. Матюшкин считает, что психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Он настаивает на том, что есть лишь один вид одарённости – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одарённости как отдельного, самостоятельного вида. По мнению В.Д. Шадрикова ребёнок изначально наделён общими способностями, специальные же способности – это общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.            

     Для развития способностей одарённого  ребёнка не в полной мере  описываются условия работы с одарёнными детьми в общеобразовательных школах. Это определяет чрезвычайную актуальность проблемы раскрытия и развития одарённости детей в средней общеобразовательной школе.

     В связи с актуализацией данной  проблемы определена тема курсовой  работы: «Формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии».        

     Цель исследования: выявить эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии.     

     Объект исследования: процесс обучения одарённых детей на уроках географии.       

     Предмет исследования: формы и методы обучения одарённых детей на уроках географии.       

     Гипотеза: Если будут выявлены эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии, то процесс обучения одарённых детей на уроках географии будет происходить более успешно.   

     Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:      

  1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации работы с одарёнными детьми на уроках географии.
  2. Раскрыть сущность понятия «одарённые дети».
  3. Охарактеризовать основные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии.
  4. Разработать конспекты уроков с использованием различных форм и методов обучения с одарёнными детьми на уроках географии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы организации  работы с одарёнными детьми на уроках географии 

1.1. Сущность понятия  познавательной активности  учащихся 

  В современном мире очень актуальны  проблемы выявления, диагностики, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Необходимо помочь родителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. Сегодня на наш взгляд более продуктивное решение проблем мы видим в создании специальных программ для работы с детьми со всеми видами одаренности.   

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.   

 Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 На  сегодняшний день большинство  психологов признает, что уровень,  качественное своеобразие и характер  развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.   

 Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.   

 Одним  из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных  детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.   

 Тот  или иной ребенок может проявить  особую успешность в достаточно  широком спектре деятельностей,  поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.  

 Одаренность  часто проявляется в успешности  деятельности, имеющей стихийный,  самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием  ребенок может дома с энтузиазмом  строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.   

 Таким  образом, судить об одаренности  ребенка следует не только  по его школьным или внешкольным  делам, но по инициированным  им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.   

 В  качестве одной из причин отсутствия  проявлений того или иного  вида одаренности может быть  недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также  недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.   

 Одаренность  в детском возрасте можно рассматривать  в качестве потенциала психического  развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.   

 Однако  при этом следует учитывать  специфику одаренности в детском  возрасте (в отличие от одаренности  взрослого человека):

1. Детская  одаренность часто выступает  как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2.  Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3.  Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления  детской одаренности зачастую  трудно отличить от обученности,  являющейся результатом более  благоприятных условий жизни  данного ребенка. Ясно, что при  равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка  конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.   

Информация о работе Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках географии