Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:43, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации работы с одарёнными детьми на уроках географии.
2. Раскрыть сущность понятия «одарённые дети».
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации работы с одарёнными детьми на уроках географии
1.1. Сущность понятия одаренных детей
1.2. Формы и методы обучения одаренных детей на уроках географии
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая работа по выявлению эффективности форм и методов работы с одарёнными детьми на уроках географии
2.1. Конспекты уроков с одарёнными детьми на уроках географии
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Министерство образования Республики Башкортостан
ГОУ СПО
Стерлитамакский педагогический колледж
Курсовая работа
по теме:
«Формы и методы работы
с одарёнными детьми
на уроках
географии»
Выполнила
Стерлитамак, 2010 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации работы с одарёнными детьми на уроках географии
1.1. Сущность понятия одаренных детей
1.2. Формы и методы обучения одаренных детей на уроках географии
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая работа по выявлению эффективности форм и методов работы с одарёнными детьми на уроках географии
2.1. Конспекты уроков с одарёнными детьми на уроках географии
Выводы по второй главе
Заключение
Список
литературы
Введение
Современная отечественная педагогическая литература начала достаточно полно освещать проблемы выявления и развития одарённых детей в школьных условиях. Понятие одарённость было внедрено в практику образования и обучения благодаря реформированию школьного образования и разработке концепции: «Детская одарённость: особенности личности одарённого ребёнка». Методы и формы работы с одарёнными учащимися, прежде всего, должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Решая вопрос об организационных формах работы с одарёнными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одарённые дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей и одновременно для выявления скрытой до определённого времени одарённости. Проблематика выявления и развития одаренного ребёнка в школьных условиях представляется нам передовым краем развития отечественной педагогической мысли. Необходимость развития интеллектуальных способностей, лидерских качеств у школьников диктуется современными высокотехнологическими реалиями жизни, когда от человека требуются высокий интеллектуальный уровень, умение творчески решать проблемы, самостоятельность.
Существенный вклад в рассмотрение проблемы способностей и одарённости был сделан отечественными психологами Б.М. Тепловым и С.Л. Рубинштейном. По их мнению, для создания учения об одарённости нужно исходить из индивидуально-психологических особенностей ребёнка, т. е. те особенности, которые отличают данного человека от других людей. А.М. Матюшкин считает, что психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Он настаивает на том, что есть лишь один вид одарённости – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одарённости как отдельного, самостоятельного вида. По мнению В.Д. Шадрикова ребёнок изначально наделён общими способностями, специальные же способности – это общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.
Для развития способностей
В связи с актуализацией
Цель исследования: выявить эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии.
Объект исследования: процесс обучения одарённых детей на уроках географии.
Предмет исследования: формы и методы обучения одарённых детей на уроках географии.
Гипотеза: Если будут выявлены эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии, то процесс обучения одарённых детей на уроках географии будет происходить более успешно.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
Глава
1. Теоретические
основы организации
работы с одарёнными
детьми на уроках географии
1.1.
Сущность понятия
познавательной активности
учащихся
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Необходимо помочь родителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. Сегодня на наш взгляд более продуктивное решение проблем мы видим в создании специальных программ для работы с детьми со всеми видами одаренности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На
сегодняшний день большинство
психологов признает, что уровень,
качественное своеобразие и
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Одним
из наиболее дискуссионных
Тот
или иной ребенок может
Одаренность
часто проявляется в
Таким
образом, судить об
В
качестве одной из причин
Одаренность
в детском возрасте можно
Однако
при этом следует учитывать
специфику одаренности в
1. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3. Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4. Проявления
детской одаренности зачастую
трудно отличить от
Оценка
конкретного ребенка как
Информация о работе Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках географии