Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 19:43, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроках географии.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации работы с одарёнными детьми на уроках географии.
2. Раскрыть сущность понятия «одарённые дети».
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации работы с одарёнными детьми на уроках географии
1.1. Сущность понятия одаренных детей
1.2. Формы и методы обучения одаренных детей на уроках географии
Выводы по первой главе
Глава 2. Практическая работа по выявлению эффективности форм и методов работы с одарёнными детьми на уроках географии
2.1. Конспекты уроков с одарёнными детьми на уроках географии
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Исходя
из этого, в практической
Признаки
одаренности проявляются в
Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности — новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).
Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.
Следует
учитывать, что знания могут
иметь разное строение в
Своеобразный тип обучаемости может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные
характеристики одаренности выражают
специфику психических
Среди
критериев выделения видов
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
Итак,
любой индивидуальный случай
детской одаренности может
1.3.
Формы и методы
обучения одаренных
детей на уроках
географии
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное и качественное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми, в частности на уроках географии. Основной проблемой на первых этапах работы является раннее выявление и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей еще в начальном звене. Одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются. С этой проблемой учителям помогает справиться режим психолого-педагогического сопровождения. Школьный психолог может не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей. Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей. Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии одаренных детей играют классные руководители, педагоги.
Необходимо включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
Школа может столкнуться с проблемой нехватки такого рода педагогов, и тогда процесс развития одаренных детей будет либо поверхностным, либо приостановится вовсе. На сегодня многие школы испытывают просто нехватку педагогов различных предметов, не говоря уже о высокопрофессиональных. Молодые педагоги в школы приходят редко, а если и приходят, то спустя год, два уходят.
Кроме всего учителя должны разнообразить формы и методы своей работы при обучении географии одаренных детей.
Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы работы:
Исследования показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство или лень. Вследствие этого у ребят складывается негативное отношение к школе, не желание работать.
Наиболее
эффективный метод
В
последние годы часто встречается проблемой
того, что ученики не умеют, а иногда и
не желают работать самостоятельно. Задача
педагога научить и убедить учащихся в
необходимости добывать знания самим.
Оптимальный результат, может быть, достигнут
при одновременно существующих изменениях
форм и методов обучения географии и сочетании
основных стратегий ускорения: вертикального
и горизонтального обогащения. Вертикальное
обогащение предполагает более быстрое
продвижение к познавательным высшим
уровням в области географии.
Горизонтальное обогащение направлено
на расширение изучаемой области знаний.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее,
а получает дополнительный материал, большие
возможности развития мышления и креативности,
развивает умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько
направлений: расширение кругозора знаний
об окружающем мире и самопознание, углубление
знаний и развития инструментария получения
знаний. Обогащение обучения специально
направлено на развитие творческого мышления.
Одним из способов решения этой проблемы
могут быть введенные элективные курсы.
Вывод
по первой главе
В первой главе курсовой работы были рассмотрены основные понятия, такие как: детская одаренность, одаренный ребенок, детский возраст. Рассмотрены виды и признаки детской одаренности, приведены методы и формы работы с одаренными учащимися на уроке географии.
Таким образом, мы выяснили, что человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.
Одаренным
же принято называть того, чей дар
явно превосходит некие средние
возможности, способности большинства.
И главной задачей учителя географии является
раскрыть в полной мере одаренность каждого
ученика, используя для этого различные
методы и формы работы.
Информация о работе Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках географии