Значение и место игры в обучении иностранным языкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа содержит материал о значении и месте игры при обучении иностранным языкам, как сделать урок иностранного языка более интересным, используя игры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Игра как специальный вид деятельности. Природа игры
1.2 Значение игры как средства повышения эффективности обучения иностранному языку
1.3 Систематизация игр по английскому языку
2. ВИДЫ ИГР, РАЗВИВАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКА
2.1 Фонетические игры
2.2 Лексические игры
2.3 Грамматические игры
3. ВИДЫ ИГР, РАЗВИВАЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ
3.1 Игры для обучения чтению
3.2 Игры для обучения аудированию
3.3 Игры для обучения говорению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     6.Опыт показывает, что игра является одним из лучших средств борьбы с шаблоном в работе учителя, если она применяется наряду с наглядностью, техникой и разнообразными приемами и формами обучения учащихся иностранному языку. Если типы урока беспрерывно меняются по мере прохождения материала.

1.3 Систематизация  игр по английскому языку

    При разработке учебных игр можно опираться на традиционную систему обучения , сила которой – в последовательной организации учебного процесса и в способности создавать достаточно прочную теоретическую базу, а слабость – в неспособности обеспечить разумное, мотивированное, комплексное использование знаний в процессе учебных занятий и в условиях реальной жизни, а также формирование практических навыков и умений.

Традиционное  построение и проведение занятий  по иностранному языку в рамках одной  темы предполагает: введение и первичное закрепление языкового материала (фонетики, лексики, грамматики); его активизацию и закрепление в устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также контроль его усвоения учащимися. Подобная цикличность сохраняется при изучении любой новой темы. При этом каждый последующий цикл отталкивается от предыдущего и добавляет новое содержание ( как языковое и речевое, так и тематическое), требуя применение уже имеющихся знаний, навыков и умений в иных условиях, предусматривая их постепенное усложнение, что, в свою очередь, способствует их развитию, а также создает условия для формирования новых. Тем самым данная методика позволяет учесть важный принцип поэтапного формирования умений.

    Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра осуществляет несколько функций:

  • мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых);
  • обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков владения иностранным языком в конкретной ситуации общения);
  • воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор и развивая мышление, творческую активность и.т.д.);
  • ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);
  • компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни).

    При этом, как уже отмечалось, преподаватель использует игру в качестве средства мотивации определенной учебной деятельности учащихся, изучения иностранного языка в целом, обучения (формирования и развития), закрепления и контроля определенных знаний, навыков и умений, их коррекции.

Особенность учебной игры и в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого учебного задания и представляет для обучаемых задачу, подлежащую немедленному решению, следовательно, она обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений, связанных с иностранным языком.

    Учебные игры могут характеризоваться учебными целями и задачами, формой проведения, способом организации, степенью сложности, количественным составом участников. Так, по количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые и коллективные. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, кроссворды, чайнворды и др), взаимодействия (коммуникативные), комплексные и др. По способу организации игры бывают компьютерные, иммитационно-моделирующие, письменные, на досках и др. По степени сложности выполняемых действий различают простые и сложные (моноситуционные и полиситуационные) игры, по длительности проведения – непродолжительные и продолжительные.

    По целям и задачам обучения учебные игры, будут подразделяться на языковые (или аспектные), речевые (видо-речевые) и для обучения общению.

    Языковые игры помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические и стилистические. Важно подчеркнуть, что деление языковых игр в зависимости от аспекта языка условно, ибо невозможно изучить лексику без фонетики, грамматику без лексики, а стилистику без того и другого вместе. Выделяя языковые (аспектные) игры, мы прежде всего акцентируем внимание на достижении конкретных учебных целей, которые призвана обеспечить конкретная игра.

Вместе  с тем можно говорить и смешанных  языковых играх на этапе контроля усвоения определенного языкового  материала. Применение языковых (аспектных  игр) игр в чистом виде можно лишь на начальной степени обучения (или на этапе введения определенного материала).

    Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, тренировка в произнесении английских звуков в словах, фразах, предложениях, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения иностранному языку (вводно-коррективный курс) в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произнесения звуков и звукосочетании, интонации. Они отличаются непродолжительностью и строятся, как правило, на основе имитации (подражания, воспроизведения по аналогии), могут содержать элемент соревнования.

    Лексические игры сосредотачивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения, а также «активизировать речемыслительную деятельность учащихся и развивать их речевую реакцию» [11,29].

    Особенностью языковых игр, является то, что большинство из них относятся к играм по правилам, управляющим действиями их участников. Помогая решать задачи фонетических, грамматических и стилистических игр, они на определенном этапе могут быть отнесены и к смешанным, поскольку лексика составляет материальную основу всех других игр, как языковых, так и речевых..

    Грамматические игры призваны обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике иностранного языка, активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление грамматических моделей (конструкций) в естественных ситуациях общения.

На начальной  ступени обучения, а также при  введении определенного грамматического материала на следующих этапах они могут быть чисто грамматическими. Однако, как показывает практика, этот вид игр наиболее эффективен в том случае, если деятельность вокруг какого либо грамматического явления сопряжена с другой, например речевой (чтение, аудирование, говорение, письмо) или коммуникативной (общение, взаимодействие), деятельностью.

    Стилистические игры преследует цель научить студентов различать официальный и неофициальный стили общения, а также правильно применять каждый из них в ситуациях официально-делового и неофициального общения.

Эти игры немногочисленны. Как чисто стилистические используются лишь на начальном этапе обучения. Позже, на продвинутых и завершающем этапах, они входят в состав смешанных или являются частью речевых и коммуникативных имитационно-моделирующих игр. Наиболее типичными для этого круга являются ролевые игры.

Речевые (видо-речевые) игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершения речевого акта (монологического и диалогического, письменного и устного) отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляется речевое действие, Каждому виду речевой деятельности будет соответствовать и определенный вид игры: игры для обучения чтению, для обучения аудированию, для обучения говорению, для обучения письму.

    Игры для обучения чтению и аудированию призваны помочь в решении задач, связанных с обучением данным видам речевой деятельности, и нацелена формирование и развитие соответствующих интеллектуальных умений. Снабжая студентов средствами и приемами работы с текстом, эти игры учат извлекать из него необходимую и важную информацию.

    В основе своей они предполагают работу учащихся с текстом (письменным и звучащим): кодирование и иллюстрирование, догадку, конструирование, прогнозирование, перифраз, сжатие и расширение, восстановление пропущенного и.т.п. При этом как и в языковых играх, возможно взаимодействие их участников (сотрудничество и соревнование). На начальном этапе при обработке техники чтения особая роль принадлежит имитационным играм, основанным на подражании.

   Кроме того, полезными оказываются и игры типа «преподаватель-студент», когда учащиеся читают друг другу определенный текст, выступая по очереди то в роли студента, то в роли учителя и оценивая при этом действия своего партнера.

    Игры для обучения говорению и письму связаны с формированием и развитием умений, требуемых для осуществления продуктивных видов речевой деятельности.

Как правило  на начальном этапе данные игры предполагают следование к образцу, на последующих  носят все более самостоятельный, творческий характер. На занятиях применяются практически все виды игр, рассмотренные ранее.

    Поскольку текст (содержание) и его воспроизведение зависят от конкретных обстоятельств, то при обучении письменному и устному высказыванию, монологическому и диалогическому, наиболее эффективными оказываются ролевые, имитационно- моделирующие игры, а также коммуникативные игры взаимодействия.

    Отличительной чертой всех учебных игр, используемых на занятиях по иностранному языку, является их коммуникативная направленность и обусловленность. Поэтому, говоря например, о языковых (или речевых) играх, необходимо применять термин «языковые (речевые) игры на коммуникативной основе. Своеобразие и эффективность языковых и речевых игр заключается в том, что учащиеся участвуют в них не потому, что эта игра, а потому, что данная ситуация и данные обстоятельства требуют решения заданной задачи, приобретающей для них личностный смысл.

    Цель обучения иностранному языку как средству общения диктует необходимость и обучения собственно общению: официально-деловому, профессионально-направленному, и неофициально деловому, повседневному. В связи с этим представляется целесообразным выделить игры имитационно-моделирующие для обучения соответственно первому и второму видам общения, а также игры комплексные, объединяющие оба вида общения.

Эти игры носят ролевой характер. Существует несколько видов имитационно-моделирующих игр (ИМИ): театрализация (драматизация, инсценирование-Т), ситуационно-ролевая игра (СР), деловая игра (ДИ), и комплексная (К).

Данная  система учебных игр осуществляется на всех этапах обучения. Наиболее интенсивное использование учебной игры оправдано на начальной ступени. Для того чтобы использование игр было наиболее эффективным, необходимо не только их сочетание с другими, традиционными и активными методами, но и определенная последовательность в их применении. 
 
 

2. ВИДЫ  ИГР, РАЗВИВАЮЩИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКА

2.1 Фонетические  игры

Классификация и общая характеристика учебных  игр по иностранному языку достаточно подробно рассмотрены в системе учебных игр, описанной ранее. Ниже приводятся примеры некоторых игр, которые используются на уроках английского языка.

Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметом, ролевые, на внимательность и др. При выработке произношения будут полезны следующие игры:

   1.«Какой звук я задумал?» (игра-загадка).

Один  студент называет цепочку слов, в  которых встречается один и тот  же звук, а остальные отгадывают его. Отгадывающий первым получает право  загадать свою загадку.

2.«Необычный телефон» (игра-соревнование).

На доске  рисуется большой телефон. На его  диске вместо цифр фиксируются знаки  различных звуков. Задача участников игры «набрать» за определенное время  как можно больше слов и произнести их.

  1. «Назови слово» (игра с предметом).

Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

Информация о работе Значение и место игры в обучении иностранным языкам