Введение в языкознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:04, лекция

Описание работы

Иерархия языковых единиц.
Она вытекает из понятия язык, речевая деятельность и речь. Она представляет собой соположениее, те совмещение вместе различных уровней языковых речевых единиц по степени сложности этих языковых единиц и на основании вхождения единиц более низкого уровня в единицы более высокого уровня.

Работа содержит 1 файл

Введение в языкознание.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

              Наука о слове, как единицы языка, называется — Лексикоглогия(наука о словах). Структура лексикологии как научной дисциплины складывается на основе ее определния, тем самым частями лексикологии считаются следующие пять относительно не зависимых областей языкового исследования:

1)      Лексическая семантика — наука о значении слов, как единиц языка

2)      Словообразование — наука о структурных изменениях слова, моделирующих появление новых слов.

3)      Этимология — наука о происхождении слов.

4)      Фразеология — наука об устойчивых сочетаниях слов, передающих определенное эмоционально оценочное понятие.

5)      Лексикография — прикладная отрасль лексикологии, наука о принципах составления языковых словарей.

 

              Лексическая семантика — наука о значении слов (в широком смысле). Большинство ученых считают. Что «значение слова» - это осознание . Позновая мир — схватываем предметы. Основная проблема семантики в то же время является основной проблемой лингвистики: «как явления внешнего мира и сознания отражаются в языке?»              Лексикология.  Слово изучается как отдельная единица, так и общее:

1)      Каждое отдельное может иметь сложную разветвленную структуру значения (не т олько знаминательные слова: существительные, прилагательные, но и предлоги, союзы и тп) — то это называется Полисимией.

Во — первых в лексической семантики изучается структура отдельного слова. Поскольку у слова может быть несколько значений, то их отношение между собой представляет лексическую структуру, то е сть эти значения имеет нечто общее и диференциальные признаки. Отдельные значения слова называются: «словозначениями» или «Лексико-семантические варианты». Проблемы соотношения ЛСВ между собой образуют проблемы полисемии или многозначности.

              С другой стороны разные слова языка так же образуют определенную семантическую структуру.:

1)      разные слова могут быть близкими по значению (good-nice-fine) – синонимами. Их изучает Синонимия.

2)      Слова могут иметь противоположные значения — Антонимия.

3)      Родо-видовые отношения между словами — Гиперо-гипонимия.

              Кроме того лексичческая структура словаря так же рассматривает те случаи, когда разные слова совпадают по формальным признакам( по произношению, написанию) — Омонимия.

3.     Лексическая семантика так же изучает различные основные модели изменения значения слова.

    • 1) Сужение и расширение значения. Те слово в течении своего ист развития может расширять свое значение или становиться более узким.
    • 2) Улучшение и ухудшение значения — придается либо более положительное значение или отрицательное. (Позор — зрелище в славянских языках, в гусском имеет отрицательное значение.)(Minister – Marshal, От французкого “министе»  - слуга, Ле марш — лошадь, маршал — конюх)
    • 3) Метафора и метонимия. Метафора — перенос значения по сходству двух разных предметов(ножка стола). Метонимия — перенос значения по смежности предметов.
  1. Словообразования. Рассматривается вместе с формообразованием. В данном случае слово рассматривается с точки зрения единиц морфологического уровня. Морфемы не однородны. Они могут переносить разные по емкости смыслы. Поэтому все морфемы делят на 2 вида:

1)      Корневые — носители основного смысла слова

2)      Аффиксальные — носители либо категориально-грамматического значения, либо носители л=дополнительного значения. По положению:

       префиксы — находятся перед корнем

       Постфиксы — находятся после корня. Они тоже не однородны:

а) Суффиксы, которые передают

б) флексии — маркеры в словах.

       Основообразующие функии — остатки древнего формаизменения. (слова среднего рода небо — небеса, с — словообразующий. Семя — семена и тп)

в) Интерфиксы — связь в многокоренных словах

г) Инфексы — внутренние флексии — когда изменения корня приводит к образованию нового слова???.

              Если слово образуется одновременно и приставкой и суффиксом, то это конфикс.

                            д) Амбификсы

 

С другой стороны все морфемы делят на свободные и связные:

1)      Свободные — морфемы, которые сами посебе представлю=яют слово. Свободными могут быть только корневы морфемы, да и то не все.

2)      Несвободные.

Формообразование — образование новых связей одного слова с другими — грамматическое образование. В гусском основным средством является флексией. В англцком — почти отсутсвует.

В лексигологии изучается Словообразование. Производство однокоренных слов.

Существуют две основные группы словообразовательных моделей:

1) Основные:
              а) Аффиксация — при помощи афиксов.(рука-ручка)

              б) Словосложение — соединение слов(самолет и тп)
              в) Конверсия — образование слов, относящихся к другой части речи, без использования морфологических эелементов. Особенно производителен в англцком.

2) Второстепенны:
              а) Усечение — отрывание какой-то части слова — либо передней, либо задней, либо обоих. Fridgt? Flu.

              б) Абривиация BBC
              в) И тп.

 

 

              Синтаксис.

Основа лингво-синтаксической теории.

    1. Теория словосочетания.:

а) словосочетнаие, как значимая единица языка

б) Основные структурные типо-связи, компоненты.

2. Теория предложения:

                            А) Положение общей теории предложений-высказывания.

                            Б) Основные структурные и значимые типы в предложении

                            В) Основы актуально членения предложения.

 

1.а.

              Уровень словосочетания продолжает семантическую симантику, начатую словом. В Словосочетании соединяются уже несколько понятий, тем самым образуя микро ситуацию, т.е какие то зачатки развития действия, описание природного явления; А в случае терминологического использования словосочетания могут давать названия достаточно сложным процессам, явлениям (напр термоядерные синтез, ампутация ноги…)

              Словосочетания, как и любая другая единица языка, существует в плоскости языка и речи. В языке существует модель словосочетания, представляющая собой абстрагированную единицу по типу матрицы. Такую единицу  иногда называют фраземой. Она через механизмы речевой деятельности на словообразовательном уровне реализуется виде различных словосочетаний, и тем самым фразема является инвариантом различных словосочетаний, являющихся вариантами реализации данной фраземы. При этом возможно моделирование как абстрактно-структурные так и конкретно-семантическая.

А: adj.+ n = [10^5;10^2] словосочетаний

K; (общее представление)= кошачья миска( миска кошки)

 

1.б.

              В лингвистике  рассматривается 3 основных типа структурно семантических связей между членами словосочетаний:

Количественная доминанта одного из определенных типов таких отношений зависит от самого языка непосредственно:

- отношение языка к определнному типу

- наличие флективных форм в языке и тп.

1) Согласование. Обычно развито во флективных языках (гусский) – отнесение основных членов словосочетания к сходным категориальным парадигмам. При этом изменение главного члена словосочетания ведет к изменению зависимых членов. (самый высокий дом – самого высокого дома). В русском языке это в прежде всего согласование существительного с его определения. В англицком 3

2) Управление – главный член словосочетания определяет форму второстепенных членов. Во всех языках это обычно глагольное управление-дополнение. (Читать+книга = читать книгу)

3) Примыкание – члены словосочетания независимы друг от друга. В гусском это обычно сочетнаие глагола и наречия. В англицком это доминантный тип согласования.

 

3..

              Синтаксический уровень по своей важности не менее значим, нежели лексический уровень, поскольку лексика отражает понятия, а на синтаксическом уровне формируется второе важнейшее звено логической связки – суждение. Сужение с точки зрения значения представляет собой единицу ситуации. Данная ситуация собственно задается глаголом, который является сказуемым в данном предложении, а прочие члены предложения являются обязательными участниками для реализации этой ситуации в речи, тем самым предложение является существенной единицей языка как системы, которая через механизмы речевой деятельности синтаксического уровня реализуется виде конкретных высказываний. Как и в случае со словосочетанием в основе предложения лежит абстагировання структурная модель, но в отличии от словосочетания, она строится не на частях речи, а на понятии членов предложении. Именная часть сказуемого называется – предикатив, а само сказуемое - предикат. Модель предложения задается абстракцией его членов, которое может получать выражение в высказывании.

Абстрактная модель – предложение. Сама реализация – высказывание.

 

Вы очень пожалеете, если я стану президентом – Вы очень пожалеете, когда я стану президентом.

 

2.б.

              Основное деление предложений: простые и сложные. Простые делятся на распрастраненые(только главные члены) и нераспрастаненные.  Предложения могут быть элептическими, т.е. реализуются все члены члены предложения. Как правило не реализуются 1 или 2 главных члена, но в процессе речи это не мешает пониманию их содержания

-Сделал?

-Завтра. Сегодня не получается.

-Почему?

-Нет материала.

              В предложении следует выделять группу подлежащего (слово + его зависимые) и группу сказуемого (сэйм щит).

              Our new neighbor came yesterday in a luxurious car.

Есть тип предложений – номинативное предложение – реализует только группу подлежащего.

 

              Сложные предложения делятся на сложносочененные и сложноподчиненные предложения. Сложное предложения состоит из 2х частей представлющих собой простые предложения.

Сложносочиненные предложения могут соединяться бессоюзно, или с помощью союзов:

А) Соединительные – с помощью соединительных союзов (и, равно как, as well as, и тп.)

Б) Противительные – с помощью контрастных союзов ( Но, однако, but)

В) Разделительные – ( или, or, neighter no…)

Сложноподчиненное предложение  - одна часть зависит от другой. Главное и придаточное. Придаточные могут быть определены по типу основных членов предложения:

А) Придаточные подлежащего. ( Что я вам сказал вчера, было неправильным)

Б) Предикатные предложения – Сказуемое представлено придаточным предложением.

В) Придаточное дополнительное – обычно введение союза кто или что. Может быть и косвенный вопрос.

Г) Придаточное определительное – отвечает на вопрос который, чей, какой.

Д) Обстоятельственные придаточные – места, времени, причины (потому что,из-за того что…), следствия (поскольку), меры (он спросил, сколько км…), уступки, образа действия,

              Так же предложения и образующиеся из них высказывания следует различать по их значению. Если предложение передает какую-либо ин-фу – повествовательное. Оно  делится на утвердительное ( я работаю на заводе) и отрицательное( я не работаю)

              Запрос инфорации – вопросительные, они делятся: общие, альтернативные, специальные (вопросительные слова обычно соответствуют союзам), разделительные (завопросом идет утверждение).

              Передача инструкций, действий, требования - повелительные, императивные.

 

3.

Понятие Актуального членения предложения возникло относительно недавно. Сформулировал В. Матезиус. С информативной точки зрения он выделил старую и новую информацию.

Старая информация – уже известный обоим говорящим общий информационный фон. Так же называется Темой.

Новая информация называется  - Рема.

Вычленение в предложении (и не только) или большей единицы старой и новой информации называется актуальным членении соответсвующей единицы. Или  тема-рематичская структура этой единицы. Таким образом высказывание можно подвергать не только структурному, но и смысловому (семантическому) анализу.



Информация о работе Введение в языкознание