Введение в языкознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:04, лекция

Описание работы

Иерархия языковых единиц.
Она вытекает из понятия язык, речевая деятельность и речь. Она представляет собой соположениее, те совмещение вместе различных уровней языковых речевых единиц по степени сложности этих языковых единиц и на основании вхождения единиц более низкого уровня в единицы более высокого уровня.

Работа содержит 1 файл

Введение в языкознание.doc

— 214.50 Кб (Скачать)


 

Введение в языкознание.

                            Лекция 2.

              Инвариант — общее для всех носителей языка представление о какой-то языковой сущности(единицы языка, ситуации, структурная модель и тд)

              Вариант — реализация инварианта в конкретной форме.

              [в] в слове здравствуйте — это нулевой вариант. С другой стороны это комбинаторный вариант.

              3 разновидность. Это индивидуальные варианты.

              Бывают региональные варианты.

              Бывают с1оциальные вариант.             

             

Иерархия языковых единиц.

              Она вытекает из понятия язык, речевая деятельность и речь. Она представляет собой соположениее, те совмещение вместе различных уровней языковых речевых единиц по степени сложности этих языковых единиц и на основании вхождения единиц более низкого уровня в единицы более высокого уровня.

 

             

Уровень языковой системы

Единица языка( Инвариант)

Механизм языковой деятельности

Единицы речи (варианты)

Текстовый

Модель текста

Текстовый

┌Тексты↓

?Сверхфразовый

↑Модель СФЕ┘

┌Стилистический┘

┌СверхФразовое Единство↕

Сверхфразовый

Синтаксический

↑Модель предложения┘

┌?????????????????┘

┌Высказывание↕

Синтаксические

Фразовый

↑Модель словосочетания┘

┌Семантико-синтаксический┘

┌Словосочетания↕

Фразовый

Лексический

↑Лексемы┘

┌Фразеологический┘

┌Слова↕

Лексические

Морфологический

↑Морфема┘

┌Словообразование┘

╔Алломорфы↕

Морфологические

Фонетический

↑Фонема┘

┌Морфонолологический┘

Аллофон↕

Фонетический(произношение)

              Морфема — общее для всех носителей языка представление.

              Алломорфы — конкретное сочетание морфем. Состоят из аллофонов.

              Лексема — абстрактное понятие какого-либо слова.

              Семантико — синтаксические механизмы — это

 

              Кроме данных основных уровней языковой системы есть единицы уровней, в нее не вписывающиеся. По причинам:

       они затрагивают единицы нескольких уровней

       находятся над уровнями, образуя самостоятельные единства.

              Такие уровни называются суперсегментами(супрасегментными) и имеют свои особые единицы., обычно представляющие собой модели(еденицы сложной по своему составу). К ним можно отнести интонацию и ударение.

 

Синхронное и дихронное изучение языка.

              Хронос — время. Язык можно изучать в двух временных вариантах.

 

Древне славянский→Древний русский язык→ Средне славянский→ Ново русский.

              Изучения языков в одном срезе — синхронный вариант изучения.

              Изучение измения языка во времени — диахрания.

 

              Парадигматическое и  синтагматическое отношения в языке.

 

Парадигматика — ассоциативное отношение, предполагающие определенным еденицам сознания человека на основании общих и различных характеристик.

              Наборы едениц объединенных в парадигматическом отношении называются парадигмами.

             

              Синтагматические отношения — линейные отношения между еденицами языка, позволяющая формировать из набора таких разнородных едениц определенные, имеющие в лингвистическом плане необходимый смысл, отношений.

              Модели образованные синтагматическими связями называются синтагмами.

              В целом прагматические и синтаксические отношения релятивны, поскольку некоторые синтагмы, в свою очередь, могут образовывать парадигмы.

Пример:

 

Рез

чик

пек

Арь

Камен

слес

Извоз

щик

врат

Паркет

бунт

 

              Такая относительность обусловлена различной зависимостью едениц от уровня объединения.

             

Гипотезы происхождения языка

 

              Существует ряд гипотез, но не одна из них не может доказать. Его происхождение потеряно.

              Религиозные.

              В религиозной теории — Язык был создан Богом, Богами или Божественными Мудрецами.

              По индиским ведам — Кришна. В ассиро-вавилонской религии — Мардуд. У Христианства в библии Бог научил. The same shit in Koran.

              Вавилон с древне ассирийского — смешение.

              Гипотезы на основе опыта.

              Герадот Фараон Псаймеки. Он взял двух детей от простых родителей и передал их пастуху в стадо. Через пару лет он к ним пришел — они сказали Бекос. С одного древнего языка — хлеб.

              Таких далбодятлов было дохрена. В разные века разные люди подобные экперементы делали часто.

              Теории древности

              На греческой основе две научные школы:

1)      Фюсэй

2)      Тэсэй

Фюсэй — теория естественного происхождения языка. Гераклит Эффеский так сичтал. Имена — грубое отражения естества.

              Тэсэй - «по установлению». Считается, что люди договаривались, как произносить те или иные вещи, но теория худая.

              Сторонники — Демокрит и Арестотель. Они говорили, что многие имена не соответствуют действительности. К примеру Платон — настоящее имен Аристетос.

             

              Кроме двух данных основных теорий стоит отметить концепцию Стояков.

              Стояки полагали, что способность человека к именам, обусловлена способностью восприятия. Ее можно назваль эмоциональной. Теория наивная.

 

              Гипотезы нового времени.(16-17-18 вв)

              Большинство теорий получило свою трактовку в конце 19го века. Являются продолжением античных.

              Делятся: также как и античные продолжающие Фюсэй иТэсэй.

              Фюсэй — Звукоподражательная гипотеза.(Гав-Гав) Т.е. Язык вытекает из подражанию звукам природы. Но сторонники считали, что ВСЕ слова такие. Сторонники: Лёйбниц.

              Междометная теория(Тьфу-Тьфу) — звуки произвольно произносимые. Сторонники: Этьен Д'Коньгильяр, Жан Жак Руссо.

              И ту и другую теории разделял и Дарвин.

              Биологическая теория — язык дан человеку как врожденное свойство. Автор Август Шлейхер. Язык как живое растение. Сначало прорастает и размножается почкованием.

 

              Теории нового времени в духе Тэсэй.

              Гипотеза социального договора. Принадлежит Томасу Гоббсу. Он считал, что разобщенность людей — нормальное состояние. Люди на протяжении своей истории стали договариваться для защиты друг друга и тп.

              Жестовая теория. Авторы Кандильяг, Руссо, Вильгельм Вунд. Они считали, что язык произвольно появлялся. По началу общались жестами.

 

              Трудовые Гипотезы

              Коллективистская теория или теория трудовых выкриков. Во время работы делали выкрики. И тп. Автор Людвиг Нуарэ

              Труд создалл человека. Трудовая гипотеза. Человек не мог обойтись без общения в труде.

 

              Теория спонтанного скачка. Автор Вильгельм Фон Гульбан. Языки поделил на 4 группы.

              Язык не может возникнуть чем сразу и вдруг.

 

              Функции языка

              Прежде всего следует различать функции языка и функции коммуникаций.

              Функции коммуникаций — непосредственное воздействие на читателя или слушателся.

              Существуют различные взгляды на языковые функции. Разыне авторы выделят их разное кол-во и назначение.В частности:

              Роман Осипович Якобсон выделяет 6 функий языка.

1)      Эммотивная — функцая передачи чувств и эмоций

2)      Коннативная — обеспечение общения

3)      Референтивная — отражение внешнего мира в языковых еденицах

4)      Поретическая -

5)      Фатическая — мысль

6)      Метаязыковая — описание языка методом самого языка.

+ Магическая(заклинательная)

+ Этническая функция

+ Биологическая.

              Карл Бюллер (19-20 веке). Выделял 3 функции языка и они проявляются в любом акте речи.

1)      Фунцию выражения( экспресивная) — выражает говорящий.

2)      Функцию обращения(аппилятивная) соотносится со слушающим.

3)      Функция репрезентативная(сообщения) —

             

В какой-то мере схоже с Виноградовым его мысли(скорее всего под его же влиянием)

1)      общение

2)      Сообщение

3)      Воздействие

 

              Некоторое время в 20м веке считалось, что основной функцией языка является функция общения — Коммуникативная. Позже ей стали противопоставлять познавательную функцию или Когнитивную функции. Т.О. Эти функции были равными. Внутри них выделяли различные частные функции. Оценачная и Эмотивная — частные идею Когнитивной функции.

              ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ:

 

       Эммоционально эскпрессивная функция — выражение чувств и эмоций.

       Волюнтативная функция — функция воздействия.

(Волюнтаризм — навязывание воли)

       Мета-языковая — разъяснения самого языка средствами языка. «С какой целью ты это сказал»

       Фатическая — контактоустанавливающая

       Идеологическая — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений.

       Омадативная — функция формирования реальности. Пример: Создание какой-либо вымышленной реальности в фентези.

       Номинативная — функция присвоения имени.

       Отражательная функция(отражательная) — функция отражения явления мира в языковых единицах.

       Конативная — функция ориентации на адресата.

       Эстетическая функция — сфера творчества языка. Эпитеты, гиперболы, сравнения и тп.

 

              Язык — явление многофункциональное. По отдельности функции тродно вычленить.

 

              ЯЗЫК КАК СИСТЕМНО - ТРУКТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ.

 

1)      Понятие структуры и системы.

              Язык как система.              Структурализм и структурная лингвистика.

3)      Язык как общественное явление и соцальная подсистема.

4)      Язык как явление сознания; Психолингвистика.

5)      Язык как знаковая система; «три измерения» языкового знака.

             

1.       Совокупность связей.

              Элемент — минимальная, не дилимая часть. Для создания системы должны быть объединены связями какого-либо рода.

              Структура — связи, обеспечивающие соединение систем элементов. Определенные системы в свою очередь могут стать системами или структурами других систем.

              Язык такая же сложная система, которая состоит из разных подсистем. Эти подсистемы разного порядка. Из них наиболее четко выделяются такие системы языка, в свою очередь, могущие быть рассматриваемыми в качестве отдельных систем: Я зык как:              

       знаковая система

       сознания

       общества

       иерархия, ее внутренних составляющих.

 

              Язык — Иерархическая структура. Иерархия — структура, основанная на отношении господства и подчинения. Язык как система состоит из нескольких (6-7) основных уровней. Они влючают в себя единицы, достаточно отделимые друг от друга при лингвистическом и речевом анализе.

              При лингвистическом анализе — сравнение двух единиц по наличию у них черт сходства и различия. Пример:

              дом-том Оба передне-язычные смычные звуки.

              Teng – deng. Для китайцев одно и тоже. Для них нет различия согласных по звонкости. Идет различие по придыханию.

              кот — код. Здесь смысловиое.

              Анекдоты про Штырлица — православный пример.

                            Единицы иерархически низкого уровня создают более высокий.

              Аллофоны — алломорфы. Алломорфы складываются в слова. Из слов — словосочетание; словосочетание — высказывание — текст.

              Как было показано в схеме, существуют и особые « диагональные» связи. В результате могут получаться единицы смешанных уровней. Пример: определенные устойчивые сочетания слов. Являясь по форме словосочетаниями, по сути дела передают значения отдельно взятых слов — фразеологизмы или идиомы. Кроме того, в целом, будучи неотделимыми от системы языка в целом, существуют единицы и структуры, связанные с разными уровнями, но не находящиеся с ними в отношении господства и подчинения. Ударение к примеру. Семантика — система значения языковых единиц. Семантический прототип — изъятие яркой части для передачи всего значения. Супрасегментные единицы, в общем.

Информация о работе Введение в языкознание