Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:04, лекция
Иерархия языковых единиц.
Она вытекает из понятия язык, речевая деятельность и речь. Она представляет собой соположениее, те совмещение вместе различных уровней языковых речевых единиц по степени сложности этих языковых единиц и на основании вхождения единиц более низкого уровня в единицы более высокого уровня.
1. Гласные — редукция или ослабление в безударных слогах. Существует полная степень редукции — глассный полностью выпадает:
1) Аппокопа — падение конечного гласного или даже конечной части слова.
2) Синкопа — любое выпадение гласных, но только не в конце слова. п. C'mon, beaaach!
Согласные — оглушение. Происходит в конце слова перед паузой. п. Труба – труб.
Таким обрахом особенности арртикуляции звуков и их изменчивости изучает традиционная фонетика.
Во второй появилась экперемнтальная фонетика, привлекающая разработки радиотехнической промышленности для своих целей. Сначала появились приборы для теоретического произношения — фонографы, фоноскопы, интонографы и тп. С их разработкой перешли к практичекой стороне — индентификаторы голоса и тп.
ФОНОЛОГИЯ.
Если в фонетических исследованиях основным объектом являются конкретные органы речи, то в фонологических исследованиях внимание ученых переключается на такую абстрактную единицу как фонема. Фонемы же можно образно описать как своего рода кирпичики из которых строятся фрагменты значащих единиц языка. В отличие от кирпичей в строительстве — фонемы являются более пестрыми составляющими частями — они должны быть разными, для того что бы образовывать как можно большее количество их комбинаций. Поэтому для фонем очень важно, чтобы они узнавались, как нечто разное.
п. Бор, Бур, Бар.
Таким образом фонология — анализ реальной фонетики.
В фонологии устанавливаются следующие основные параметры звуков речи:
1. Функции фонем:
1) Конститутивная (строительная)
2) Дистинктивная ( различительная)
2. Их соотношение друг с другом, их классификация. Основные положения были изложены в книке А.С. Трубицкого «Основы фонологии». По трубицкому основным средством анализа функций фонем является их сопоставление друг с другом по двум основным параметрам:
— по наличию у них общих аналитических черт
— по наличию различительных характеристик.
Том — дом
тело — дело
там — дам
ип т::д дп
1 согласные
2 твердые
3 шумные — взрывные
4 переднеязычные
1 глухость :: звонкость.
Совокупность общих признаков — интегративные признаки
Совокупность различий — дистинктивные признаки.
Вместе соотношения этих двух фонем, их корреляция составляют основную единицу фонологических исследований, которую трубицкой назвал «оппозицией фонем». Ее важным условием является Ип и Дп. При этом Ип должно быть больше чем Дп. Поэтому все фонемы можно классифицировать по соотношению Ип и Дп.
Пропорциональные звкуи
t::d
s::z
k::g
p::b
th;dz
2. По отношению между членами фонем.
1) Привативные (бинарные)
t::d (голос есть или нет)
2) Градуальные - признаки располагаются в порядки возрастания или убывания (а: - а' — а - ˄ -
3) Эквиполентные - звуки равноправные, то есть обладают одинаковыми основными признаками. r::l
Этот принцип в дальнейшем был взят для других отраслей для описания языковых единиц, емеющих определенные черты сходства и различия структурно-синтактического плана.
3. Нейтрализуемые и не нейтрализуемые.
Как отмечает Трубицкой, он взял термин из химии. Нейтрализация это — системное снятие различительных признаков фонем (или других языковых единиц) в определенных контекстуальных условиях. Оглушение в русском языке, например: Бог — Бох — Бок. Фонема [г] – нейтрализуется.
Таким образом фонемой называется — кратчайшая звукая единица данного языка, способная быть в нем единственным внешним различителем, выраженных в речи, морфем и слов. А фонология, как учение о фонеме, является важнейшей составной частью теоретической фонетики.
Слог, как единица речи, его структура и функции.
Членение на слоги присуще всем языкам мира. И везде слог выступает как минимальная произносительная единица речи, независимо от того состоит ли он от множества звуков, или от одного. Если же в слоге присутствует более чем один звук, то объединение этих звуков составляет единое произносительное целое.
Внимание ученых всегда привлекал тот факт, что при очевидном делении на слоге в языке, трудно выделить какие-либо параметры, которые давали бы его (слога) адекватное научное описание. Поэтому в лингвистике существует ряд гипотез, теорий и классификаций, призванных объяснить природу этой единицы.
Структурно в слоге можно выделить его вершину или ядро, которое обычно образуется каким-то глассным звуком и периферию, на котором располагаются согласные. Пример:
предмет; пред-мет — е — это ядра.
Тем не менее в ряде языков — чешкий, сербский — слог может состоять только из сонорных. Здесь сонорный, стоящий меж согласных, является ядром.
В отношении происхождения слога следует выделить две основные гипотезы:
1. Сонорная теория слова.
Слог образуется движением голосовых связок. Т.е. Когда свзяки работают, то образуется слог. Но есть неувязицы. Пример: Мхи, Ржет, Рдеть, Лжет.
2. Теория мускульного напряжения.
Одним из создателей является Лев Владимирович Щербех. Кроме голосовых связлк при произнесении гласных также работают мускулы. Так же при соглласных, но там активней работают мышцы. Тем самым каждый импульс мускульного напряжения — является моментом порождения слога.
Другим важным критерием существоания слога в реальном языке является наличие слоговых границ. В языках типа русского, английского — границей слога в слове во-первых не связаны с его смысловым членением на морфемы, и во-вторых являются подвижными при образовании грамматических форм. Например:
корж
кор-жы
Тем не менее существуют т.н. Слоговые языки, где слог в то же время является значимой единицей языка (китайский, вьетнамский). В них у слога четко выделяется две основные структурные части — инициаль и финаль.
Инициаль — первый согласный звук в начале слога
Финаль — последний.
Пример:
-an – ban pan dan
-ang
При изучении слога и слогоделения очень важным являются такие понятия как:
1) Открытый, закрытый слог
2) Долгий и краткий слог.
Открытым слог является, когда заканчивается на гласный или сонорный. А закрытые на не на слогообразующий звук.
Понятие долготы и краткости слога в целом являются историческими. В современном языке они практически не играют никакой роли. К долгим слогам относятся — открытые слоги с долгим гласным у вершины и все закрытые слоги. А к кратким только тем у которых краткий гласный в вершине открытого слога.
С понятием слога также тесно связываются понятия дифтонга и трифтонга. Проблема с дифтонгами и трифтонгами часто состоит в том, что для них бывает релевантно понятие «морфемный шов». Т.е сочетание гласных звуков не обязательно дифтонги или трифтонги. (rebel-rebelling, dial – dialled, fuel – fuelled (ai|e).
Звуковые изменения в слогах.
Звуковые изменения в слогах очень часто обусловлены особенностями его структуры. Прежде всего это появление других звуков в составе слога в определенных условиях дистрибуции или же в результате просторечного использования.
Во втором случае такие явления называют паразитическими гласными. Здесь различат два основных случае:
1) Вставка глассного внутри слова — эпемтеза. В основном происходят при заимствовании из других языков (Familia – Фамилия)
2) В начале слова — протеза. Например: Йон — йона, Вин — вана. Отчизна — вотчина. Восьмерка — осьминог.
Несколько сложнее с сонорными звуками (Шпиён, какава).
Существуют также стяжение двух соседних гласных в один долгий гласный или дифтонг. Согласными между ними обычно выпадает. (Slahan – to sly)
Эллизия — выталкивание одного из двух гласных. Пример: просторечие северян. Стреляет — стрелят; Дартаньян ДеЖусак. Перед гласными «э» уходит.
Сами паразитические гласные легко появляются там, где возникает потребность разбить неудобно произносимую группу согласных на два слога. (Ветр — Ветер). Пример: Рубль-рубель; в испанском перед
Сокращение групп согласных — то есть согласные выпадают, тем самым меняя границу слога. Жизень — жизнь — жись — жизь.
Просодические явления.
Просодика входит в состав сверх(супра) сегментных характеристик языковых единиц, поскольку не связана с конкретной языковой единицей однозначными связями. Просодика потому делится на две части:
1) акцентология — раздел науки о языке, изучающий словесные ударения и слоговый акцент, но тяготеет к слову.
2) Просодика — (орел, например) — интонология — раздел изучающий фразовую интонацию. Тяготеет к высказыванию.
Словесное ударение — феномен состоит в том, что в слове или в группе слов(состоит обычно из одного знаменательного и нескольких определенных слов) с помощью определенных языковых средств подчеркивается вполне определенный один слог.
Ударный слог может произноситься с большей интенсивностью, например в англцком. Динамическое или силовое ударение. В ряде языков (в.т.ч. И англицком) в ударном слоге глассный может удлиняться, а в безударном укорачиваться. Это называется количественным ударением. Во многих языках ударение выделяется повышением тона. Это называется музыкальное или тоническое ударение. И в ряде языков проиходит качественное ударение — особое качество звуков в ударном слоге.
Функции словесного ударения:
Кульминативная или вершинообразующая — основная функция. (Термин Трубицкого) Ударный слог составляет вершину, а без ударный — склон. Правильно ее называть словоформирующий. Ударение является таким же обязательным элементом звуковых характеристик слов, как и определенный фонемный состав слов.
Кроме того может быть свободным или связным. Свободным называется ударение в тех языках, в которых она может стоять на начальных, срединных, конечных слогах акцентированного слога. В индоевропейских языках ударение обычно закреплено сторого за определенным слогм, поэтому выполняет различительную функций (плАчу — плачУ и тп) это такие языки как гусский, англций, немецкий.
Связные ударения(фиксированный) — на какой-то конкретный слог слова. Пример: Чешкий, Словацкий, Польскый.
Ударение может быть полусвязным — лингва латина.
Ударение в слове не равноправно. Ряд достаточно больших слов может иметь несколько ударений и у них всегда следует выделять: главное(всегда одно) и второстепенное ударение.
Personal – im,perso'nality В гусском не обязательно второстепенное ударение имеет место быть. В германских языках трехсложное слово обязательно имеет второстепенное ударение.
Слоговый акцент.
В ряде языков имеется слоговый тон. Это т.н. Политонические языки. (не наши... определенно). В Кетайском! При одинаковом комплексе звуков слоговое ударение оформляет разные понятия, которые не только произносятся с различным движением голоса, но и обозначают совершенно разные понятия.
Пример!
ma
При разных ударениях и интонациях разное значение.
Фразовая интонация. Интонация существует на уровне целого высказывания, а иногда и нескольких высказываний. Например в ораторской речи. Основные компоненты:
1) Мелодика — движения основного тона голоса. Она составялет основной контур высказывания и его частей и тем самым осуществляется его основная функция:
а) Основные части высказывания связываются, но в то же время членятся на основные фрагменты.
2) Интенсивность — усиление голоса в определнных местах. Может быть:
а) Структурной — за определнным комуникативным типом высказывания закрепляется опреденная интонация(синтагматическое ударение)
б) Смысловое — ударение логическое, когда мы подчеркиваем определнный аспект.
3) Темп речи.
Кроме того достаточно важными компонентами являются паузация и тембровые особенности для выражения общей эмоциональности высказывания. (Металл в голосе, например, Или слово режет как нож)
ЛеКСИКОЛОГИЯ!
1. Слово, как единица языка. Лексикология как наука о словах, ее составные части.
2. Основные проблемы лексической семантики.
3. Слообразование как часть лексикологии; морфемы в составе слова.
4. Фразеология, как особая отрасль лингвистики в целом и лексекологии в частности.
5. Основыне проблемы лексической этимологии и лексикографии.
1. Слово, как единица языка. Лексикология как наука о словах, ее составные части.
Понятие — суждение — умозаключение.
Именно словесный или лексический уровень является основным для формирования понятий. По этой причине именно лексический уровень считается одним из наиболее важнейших в лингвистике, поскольку именно этот уровень является основополагающим для формирования знаний о мире. И мы познаем внешнюю реальность, позновая слова? По этой причине слово является достаточно расплывчатым научным феноменом и существует несколько соьен различных определений слов.
Наиболее состоятельным признается определение Галкина-Федорока. Слово — это звуковой комплекс определенного состава, имеющий внутреннюю( морфологическую) структуру, передающий определенное содержание, относящееся к определенной части речи, и имеющая определенное происхождение.