Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:04, лекция
Иерархия языковых единиц.
Она вытекает из понятия язык, речевая деятельность и речь. Она представляет собой соположениее, те совмещение вместе различных уровней языковых речевых единиц по степени сложности этих языковых единиц и на основании вхождения единиц более низкого уровня в единицы более высокого уровня.
Они образуют просодический уровень и семантический уровень.
Язык как социальная подсистема.
Одной из важнейших характеристик языка является его общественный характер. Язык возникает в обществе, существует для нужд общества. Умирает об-во — умирает язык. Язык перестает быть средством общения. Язык и знаковая система — вещи разные.
На ряду с такими понятиями, как определенные социальные группы и социальная структура общества, политическая и финансово-экономическая системы, язык объединяет их в единое целое, прежде всего, как средство общения и передачи информации. Поэтому именно язык выполняет основную функцию для выражения взглядов и убеждений административных органов, полит партий, религиозных объединений и прочих подсистем и ячеек государства и общества.
Системный характер языка как социального явления наблюдается еще и в том, что в языке, как и в обществе, определяются многочисленные по своему составу слои передачи отношений между людьми, которых часто выделяются отдельные модели (начальник — подчиненный, покупатель — продавец, учитель — ученик; два приятеля, двое коллег). В связи с этим в языке выделяются т.н. Функциональные стилистические сферы. Например: официально-деловая, научная речь, публицистическая, художественная речь, разговорная. Называются функциональными стилями языка.
Тем самым можно утвержать, что язык неотъемлимая часть любого общества, имеющая дефференцированный характер, для общения в разных кругах общества и передачи информации определенного характера в зависимости от той общественной сферы, для которой она предназначена.
Язык как подсистема мышления.
Маркс: «Язык есть воплощенное сознание».
Язык является средством выражения осознанной реальности, поскольку он кодирует сущность различных предметов и явлений в форме языковых знаков, тем самым упрощая их восприятие и передачу. С другой стороны язык не мыслим вне сознания. Язык не может родиться без сознания. Именно через язык к нам поступает основная информация явлений действительности, и мы можем представить себе вещи, которые мы в реальности никогда не видели и не увидим. Тем самым роль языка в развитии познавательных и творческих способностей человека трудно переоценить. Язык так же играет первичную роль создания человека как личности. Т.О. Связь языка и мышления является очевидной. Обе сущности тесно связаны и не мыслимы друг без друга и обеспечивают взаимное нормальное функционирование.
0
Язык как знаковая система.
Теория информации начинается с 40-50х годов. Винер — основной идеолог и разработчик.
Знак — системные наборы средств передачи информации для определенных целей.
Язык является системой знаков для передачи определенной информации. Знаковые подсистемы языка в определенной мере согласованы с уровневой структурой единиц языка и речи. При этом набор единичных знаков в рамках определенного языкового кода достаточно не многочислен и обозрим. Для того чтобы легко комбинировать их разобрать. В устной речи — фонетические звуки. В письменной речи — графемы.
Американский лингвист Морис предлагает оригинальную систему системного соотношения знаков для целостного соотношения знаков.
Синтактика имеет дело со структурными особенностями языка. Это не только синтаксис предложения, но в настоящее время понятие синтаксиса переносится и на единицы более высокого уровня. Сейчас часто говорят о синтаксисе текста. С другой стороны на более низких уровнях, нежели слово. Взаимоотношение знаков также учитывается при выведении особенностей и характеристик функционирования аллофонов и алломорфов, а так же в морфонологических исследованиях. (пример).
Это зависит от связей знаков одного уровня между собой. Синтаксис — (греч — совместно, таксис — ткань) — не просто уровень предложения.
Семантика теория значения, в том числе и языкового. Семантические исследования изучают особенности отражения осмысления внешнего мира носителями языка в форме языковых единиц. Основными проблемами языковой семантики являются проблемы референции и номинации.
Теория референции рассматривает как общий механизм отражение внешнего мира в форме языковых единиц, так и частные проблемы, связанные с такими проблемами.
В связи с теорией Референции одними из важнейших понятий современной семантики стали понятия метафора и метонимия. «Мето» = пере. И то и другое — переносы значения. Но если метафора перенос названия с одного предмета на другой по чертам сходства этих предметов. ( Ствол дерева — Ствол шахты) Метонимия — перенос по смежности взаимодействующих предметов ( Ручка двери — Ручка сумки — шариковая ручка).
Американские ученые Джордж Лакофф и Марк Джонсон полагают, что метафора лежит в основе понимания мира.
Семантика — многоуровневая и не заключается только в рамках лексического уровня (семантика предложения и семантика текста). Окончание — (науч флексия) — носитель грамматического (категориальное) значения слова.
Что касается фонетического и морфологического уровня раньше абсолютно отказывалось в семантической характеристики, то в настоящее время эти взгляды пересматриваются. Что касается единиц морфологического уровня уже давно было выделено, что наряду с предметным или сигнификативным значением для обозначения вещей внешнего мира многие из них служат для выражения так называемого категориального значения. (например: падеж, род, число, склонение, наклонение, залог) В области фонетики в последние 40 лет продолжаются икстенсивные изучения проблем фоносемантики. То есть изучение тех речевых условий, при которых фонетические единицы могут выражать определенное содержание. Особенно важны такие результаты для стилистики и поэтики.
К традиционным проблемам семантики, прежде всего семантики слова, относятся — семантическая структура слова (полисимия — многозначность). С другой стороны это проблемы всех слов словаря. Слова могут обладать схожими понятиями (проблема синонимии). Проблема антонимии. Родовидовые отношения и тп.
Прагматика — соотношение знака с его пользователями. Лингвистическая прагматика возникает достаточно поздно. Во второй половине 20го века в Америке. У ее истоков стоял все тот же Чарльз Морис, Джон Остин (американский философ), Зигмунд Вэндлер и др.
Изначально центральным понятием прагмолингвистики как особенности исследования использования языковых знаков людьми для достижения своих целей лежало введенная Остином понятие Перформатива ( Когда человек называет какое-то действие одновременно его совершая: Я клянусь и тп). В дальнейшем сфера прагмолингвистики расширилась на все случаи речевого воздействия говорящего на слушающего. В основе прагматики вместо перформатива становится термин речевой акт, т.е. Законченное речевое воздействие на слушающего. (На пример пошел в вон). Речевые акты могут быть прямыми и косвенными. Прямой говорит о том, что конекретно необходимо. Косвенный — К.О — косвенно воздействовать.
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ.
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕДИНИЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ.
1. Три основных аспекта звучащих единиц.
2. Фонетика речи и связанные с ней понятия.
3. Фонема как единица языка и сущность фонологических исследований.
4. Основные проблемы и терминологический аппарат лингвистической акцентологии.
5. Проблема изучения интонации в системе языка.
1. Три основных аспекта звучащих единиц.
В целом изучение стоит рассматривать по трем основным направлениям:
1) Изучение произносительных единиц (фонем и аллофонов)
2) Проблема изучения ударения и языковых тонов ( Акцентология — Лингвоакентология)
3) Изучения особенностей интонационного оформления речи (Просодика).
Три основных аспектов изучения звуковых единиц:
1) Биологический аспект.
2) Артикуляционный аспект
3) фонологический аспект
Биологический аспект учитывает, прежде всего, что порождение органов речи — один из процессов жизнидеятельности организмов. Правильное произношение очень часто связано с дыханием, которое осуществляется, прежде всего, легкими, тем самым легкие участвуют в порождении речи. Они двигатель речевых — звуковых импульсов.
Голосовые связки, так же являются важнейшим органом порождения речи. Именно их комбинированное действие позволяет произносить звуки разных характеристик. Основное деление звуков на гласные и согласные происходит благодаря им. Гласные — когда связки полностью разомкнуты. Согласные наоборот. Сонорные есть тоже. Ротовая и носовая полости являются составными частями организма, но они обычно рассматриваются в плане акустического.
Акустический план — исследование порождения конкретных звуков речи, образующихся при движении воздуха из легких за счет различной работы этих органов (Язык, зубы, сами полости, твердое нёбо, мягкое нёбо, гортань)
Фонологический аспект — аспект изучения смысло-разлчиающей функции языковых единиц.
Артикуляционный — изучения происхождения звуков.
По большому счету акустический и артикуляционный аспекты слишком четко не различаются. Т.к. В артикуляции звуков речи принимают участия биологические органы речи: легкие, голосовые связки, гортань, задний язычок, носовая полость и все органы, расположенные в ротовой полости. Поэтому при классификации звуков речи используется смешанная основа, а сама классификация называется «Анатомо-физиологическая» или «Артикуляционная». Эта классификация составляет сущность теорретической фонетики в противоположенность фонологии.
Состоит из следующего:
1. Главные членения — разделение на гласные и согласные звуки.
При произнесении гласных отсутсвуют приграды, кроме того у них нет определенного «фокуса» - образования. Практически все мускулы речевых органов напряжены в той или иной мере, струя воздуха ослаблена.
У согласных, на против, обязательно преграды. Мускулы сосредоточены в определенном месте речевого аппарата. Особенно в месте образования преграды. Выдох характеризуется сильной струей воздуха.
Гласные.
Горизонтальные движение языка обеспечивает ряд, по которому образуются гласные. Различаются:
передний ряд
средний ряд (Смешанный)
задний ряд
Могут быть промежуточные случаи — передние, отодвинутые назад.
В ряде языков может учитываться работа носовой полости. Тогда различаются:
носовые
неносовые
Так же в некоторых языках звуки могут отличаться долготой.
Движение языка в вертикальной плоскости определяет подъем. Бывают гласные:
верхнего подъема.
среднего подъема.
нижнего подъема.
Согласные.
Классификации согласных выделяется несколько стадий:
1. Соотношение шума и голоса при произношении. Они делятся на:
1) Сонанты (сонорные) — голос преобладает над шумом.
2) Шумные — наоборот. Они в свою очередь делятся на:
а) Звонкие — с работой голосовыз связок
б) Глухие — без работы голосовых связок
При дальнейшей классификации сонорных часто возникают затруднения.
Так звуки [н] и [м] – носовые; [л] — боковой; [r,R] – дрожащий — р разных языках произносится по разному, таки сложненький.
Главные проблемы с сонорными [й] и [w]. например. Они часто бывают составными дифтонгов. Bow. Статус этих звуков как согласных чато спорен, их часто в литературе называют полуглассными.
Звук [o], например в китайском произносится через нос.
2. Деление пересекается с первым, но не совсем совпадает с ним. Деление по способу образования шума или по характеру преграды:
1) Смычные — образуются резким открыванием преграды. Их так же называют взрывными.
2) Щелевые — воздух проходит сквозь щель в приграде.
3) Аффрикапы — двойной звук у которого смычка без взрыва переходит в щель. [тс], ch [ts].
3. Деление по активному органу произношения.
1) Губыне
2) Губно-зубные
3) зубыне
4) переднеязычные
5) среднеязычные
6) заднеязычные
7) Увулярные
8) фпрингальные
9) Ларингальные
Кроме стабильных мест образования звуков, важным аспектом фонетики является изменение звуков в потоке речи. Изменение принципиально подразделяется на комбинаторные (произнесением соседних звуков) и собственно-позиционные (связанные с положением звуков в слоге или слове).
Основные процессы комбинаторынх изменений.
Аккомодация, ассимиляция, диссимиляция.
Аккомодация — изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот. Например: брат (склонение по падежам).
Ассимиляция — с лат уподобление — влияние артикуляции одного согласного на артикуляцию другого. Лодочка — лодка. Если предшествующий звук влияет на последующий, то это случай прогрессивной ассимиляции (встречается крайне редку), чаще всего встречается регрессивная ассимиляция.
Дессимиляция — расподобление — явление, противоположное ассимиляции — звук становится другим по принципу от обратного. Пример — просторечие. Есть случаи диссимиляции — гаплология — устраняется не только звук, но и один из двух одинаково или близко звучащие слоги.
Позиционные процессы.