Введение в языкознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:04, лекция

Описание работы

Иерархия языковых единиц.
Она вытекает из понятия язык, речевая деятельность и речь. Она представляет собой соположениее, те совмещение вместе различных уровней языковых речевых единиц по степени сложности этих языковых единиц и на основании вхождения единиц более низкого уровня в единицы более высокого уровня.

Работа содержит 1 файл

Введение в языкознание.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

              Они образуют просодический уровень и семантический уровень.

             

              Язык как социальная подсистема.

              Одной из важнейших характеристик языка является его общественный характер. Язык возникает в обществе, существует для нужд общества. Умирает об-во — умирает язык. Язык перестает быть средством общения. Язык и знаковая система — вещи разные.

              На ряду с такими понятиями, как определенные социальные группы и социальная структура общества, политическая и финансово-экономическая системы, язык объединяет их в единое целое, прежде всего, как средство общения и передачи информации. Поэтому именно язык выполняет основную функцию для выражения взглядов и убеждений административных органов, полит партий, религиозных объединений и прочих подсистем и ячеек государства и общества.

              Системный характер языка как социального явления наблюдается еще и в том, что в языке, как и в обществе, определяются многочисленные по своему составу слои передачи отношений между людьми, которых часто выделяются отдельные модели (начальник — подчиненный, покупатель — продавец, учитель — ученик; два приятеля, двое коллег). В связи с этим в языке выделяются т.н. Функциональные стилистические сферы. Например: официально-деловая, научная речь, публицистическая, художественная речь, разговорная. Называются функциональными стилями языка.

              Тем самым можно утвержать, что язык неотъемлимая часть любого общества, имеющая дефференцированный характер, для общения в разных кругах общества и передачи информации определенного характера в зависимости от той общественной сферы, для которой она предназначена.

 

              Язык как подсистема мышления.

              Маркс: «Язык есть воплощенное сознание».

              Язык является средством выражения осознанной реальности, поскольку он кодирует сущность различных предметов и явлений в форме языковых знаков, тем самым упрощая их восприятие и передачу. С другой стороны язык не мыслим вне сознания. Язык не может родиться без сознания. Именно через язык к нам поступает основная информация явлений действительности, и мы можем представить себе вещи, которые мы в реальности никогда не видели и не увидим. Тем самым роль языка в развитии познавательных и творческих способностей человека трудно переоценить. Язык так же играет первичную роль создания человека как личности. Т.О. Связь языка и мышления является очевидной. Обе сущности тесно связаны  и не мыслимы друг без друга и обеспечивают взаимное нормальное функционирование.

0

              Язык как знаковая система.

              Теория информации начинается с 40-50х годов. Винер — основной идеолог и разработчик.

             

 

 

 

 

              Знак — системные наборы средств передачи информации для определенных целей.

              Язык является системой знаков для передачи определенной информации. Знаковые подсистемы языка в определенной мере согласованы с уровневой структурой единиц языка и речи. При этом набор единичных знаков в рамках определенного языкового кода достаточно не многочислен и обозрим. Для того чтобы легко комбинировать их разобрать. В устной речи — фонетические звуки. В письменной речи — графемы.

              Американский лингвист Морис предлагает оригинальную систему системного соотношения знаков для целостного соотношения знаков.










             

 

Синтактика имеет дело со структурными особенностями языка. Это не только синтаксис предложения, но в настоящее время понятие синтаксиса переносится и на единицы более высокого уровня. Сейчас часто говорят о синтаксисе текста. С другой стороны на более низких уровнях, нежели слово. Взаимоотношение знаков также учитывается при выведении особенностей и характеристик функционирования аллофонов и алломорфов, а так же в морфонологических исследованиях. (пример).
              Это зависит от связей знаков одного уровня между собой. Синтаксис — (греч — совместно, таксис — ткань) — не просто уровень предложения.
              Семантика теория значения, в том числе и языкового. Семантические исследования изучают особенности отражения осмысления внешнего мира носителями языка в форме языковых единиц. Основными проблемами языковой семантики являются проблемы референции и номинации.
              Теория референции рассматривает как общий механизм отражение внешнего мира в форме языковых единиц, так и частные проблемы, связанные с такими проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              В связи с теорией Референции одними из важнейших понятий современной семантики стали понятия метафора и метонимия. «Мето» = пере. И то и другое — переносы значения. Но если метафора перенос названия с одного предмета на другой по чертам сходства этих предметов. ( Ствол дерева — Ствол шахты) Метонимия — перенос по смежности взаимодействующих предметов ( Ручка двери — Ручка сумки — шариковая ручка).

              Американские ученые Джордж Лакофф и Марк Джонсон полагают, что метафора лежит в основе понимания мира.

              Семантика — многоуровневая и не заключается только в рамках лексического уровня (семантика предложения и семантика текста). Окончание — (науч флексия) — носитель грамматического (категориальное) значения слова.

              Что касается фонетического и морфологического уровня раньше абсолютно отказывалось в семантической характеристики, то в настоящее время эти взгляды пересматриваются. Что касается единиц морфологического уровня уже давно было выделено, что наряду с предметным или сигнификативным значением для обозначения вещей внешнего мира многие из них служат для выражения так называемого категориального значения. (например: падеж, род, число, склонение, наклонение, залог) В области фонетики в последние 40 лет продолжаются икстенсивные изучения проблем фоносемантики. То есть изучение тех речевых условий,  при которых фонетические единицы могут выражать определенное содержание. Особенно важны такие результаты для стилистики и поэтики.

              К традиционным проблемам семантики, прежде всего семантики слова, относятся — семантическая структура слова (полисимия — многозначность). С другой стороны это проблемы всех слов словаря. Слова могут обладать схожими понятиями (проблема синонимии). Проблема антонимии. Родовидовые отношения и тп.

             

              Прагматика — соотношение знака с его пользователями. Лингвистическая прагматика возникает достаточно поздно. Во второй половине 20го века в Америке. У ее истоков стоял все тот же Чарльз Морис, Джон Остин (американский философ), Зигмунд Вэндлер и др.

              Изначально центральным понятием прагмолингвистики как особенности исследования использования языковых знаков людьми для достижения своих целей лежало введенная Остином понятие Перформатива ( Когда человек называет какое-то действие одновременно его совершая: Я клянусь и тп). В дальнейшем сфера прагмолингвистики расширилась на все случаи речевого воздействия говорящего на слушающего. В основе прагматики вместо перформатива становится термин речевой акт, т.е. Законченное речевое воздействие на слушающего. (На пример пошел в вон). Речевые акты могут быть прямыми и косвенными. Прямой говорит о том, что конекретно необходимо. Косвенный — К.О — косвенно воздействовать.

 

              ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ.

 

              ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕДИНИЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ.

1.               Три основных аспекта звучащих единиц.

2.               Фонетика речи и связанные с ней понятия.

3.               Фонема как единица языка и сущность фонологических исследований.

4.               Основные проблемы и терминологический аппарат лингвистической акцентологии.

5.               Проблема изучения интонации в системе языка.

 

              1. Три основных аспекта звучащих единиц.

              В целом изучение стоит рассматривать по трем основным направлениям:

1)      Изучение произносительных единиц (фонем и аллофонов)

2)      Проблема изучения ударения и языковых тонов ( Акцентология — Лингвоакентология)

3)      Изучения особенностей интонационного оформления речи (Просодика).

              Три основных аспектов изучения звуковых единиц:

1)      Биологический аспект.

2)      Артикуляционный аспект

3)      фонологический аспект

              Биологический аспект учитывает, прежде всего, что порождение органов речи — один из процессов жизнидеятельности организмов. Правильное произношение очень часто связано с дыханием, которое осуществляется, прежде всего, легкими, тем самым легкие участвуют в порождении речи. Они двигатель речевых — звуковых импульсов.

              Голосовые связки, так же являются важнейшим органом порождения речи. Именно их комбинированное действие позволяет произносить звуки разных характеристик. Основное деление звуков на гласные и согласные происходит благодаря им. Гласные — когда связки полностью разомкнуты. Согласные наоборот. Сонорные есть тоже. Ротовая и носовая полости являются составными частями организма, но они обычно рассматриваются в плане акустического.

              Акустический план — исследование порождения конкретных звуков речи, образующихся при движении воздуха из легких за счет различной работы этих органов (Язык, зубы, сами полости, твердое нёбо, мягкое нёбо, гортань)

              Фонологический аспект — аспект изучения смысло-разлчиающей функции языковых единиц.

              Артикуляционный — изучения происхождения звуков.

 

              По большому счету акустический и артикуляционный аспекты слишком четко не различаются. Т.к. В артикуляции звуков речи принимают участия биологические органы речи: легкие, голосовые связки, гортань, задний язычок, носовая полость и все органы, расположенные в ротовой полости. Поэтому при классификации звуков речи используется смешанная основа, а сама классификация называется «Анатомо-физиологическая» или «Артикуляционная». Эта классификация составляет сущность теорретической фонетики в противоположенность фонологии.

              Состоит из следующего:

              1. Главные членения — разделение на гласные и согласные звуки.
              При произнесении гласных отсутсвуют приграды, кроме того у них нет определенного «фокуса» - образования. Практически все мускулы речевых органов напряжены в той или иной мере, струя воздуха ослаблена.
              У согласных, на против, обязательно преграды. Мускулы сосредоточены в определенном месте речевого аппарата. Особенно в месте образования преграды. Выдох характеризуется сильной струей воздуха.

 

              Гласные.

              Горизонтальные движение языка обеспечивает ряд, по которому образуются гласные. Различаются:

       передний ряд

       средний ряд (Смешанный)

       задний ряд

 

              Могут быть промежуточные случаи — передние, отодвинутые назад.

              В ряде языков может учитываться работа носовой полости. Тогда различаются:

       носовые

       неносовые

              Так же в некоторых языках звуки могут отличаться долготой.

              Движение языка в вертикальной плоскости определяет подъем. Бывают гласные:

       верхнего подъема.

       среднего подъема.

       нижнего подъема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Согласные.

              Классификации согласных выделяется несколько стадий:

              1. Соотношение шума и голоса при произношении. Они делятся на:
                            1) Сонанты (сонорные) — голос преобладает над шумом.

                            2) Шумные — наоборот. Они в свою очередь делятся на:
                                          а) Звонкие — с работой голосовыз связок
                                          б) Глухие — без работы голосовых связок

              При дальнейшей классификации сонорных часто возникают затруднения.

              Так звуки [н] и [м] – носовые; [л] — боковой; [r,R] – дрожащий — р разных языках произносится по разному, таки сложненький.

              Главные проблемы с сонорными [й] и [w]. например. Они часто бывают составными дифтонгов. Bow. Статус этих звуков как согласных чато спорен, их часто в литературе называют полуглассными.

              Звук [o], например в китайском произносится через нос.

              2. Деление пересекается с первым, но не совсем совпадает с ним. Деление по способу образования шума или по характеру преграды:
                            1) Смычные — образуются резким открыванием преграды. Их так же называют взрывными.
                            2) Щелевые — воздух проходит сквозь щель в приграде.
                            3) Аффрикапы — двойной звук у которого смычка без взрыва переходит в щель. [тс], ch [ts].
 


              3. Деление по активному органу произношения.











                            1) Губыне

                            2) Губно-зубные
                            3) зубыне

                            4) переднеязычные
                            5) среднеязычные
                            6) заднеязычные
                            7) Увулярные
                            8) фпрингальные
                            9) Ларингальные

 

              Кроме стабильных мест образования звуков, важным аспектом фонетики является изменение звуков в потоке речи. Изменение принципиально подразделяется на комбинаторные (произнесением соседних звуков) и собственно-позиционные (связанные с положением звуков в слоге или слове).

 

              Основные процессы комбинаторынх изменений.

              Аккомодация, ассимиляция, диссимиляция.

              Аккомодация — изменение в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и наоборот. Например: брат (склонение по падежам).

              Ассимиляция — с лат уподобление — влияние артикуляции одного согласного на артикуляцию другого. Лодочка — лодка. Если предшествующий звук влияет на последующий, то это случай прогрессивной ассимиляции (встречается крайне редку), чаще всего встречается регрессивная ассимиляция.

              Дессимиляция — расподобление — явление, противоположное ассимиляции — звук становится другим по принципу от обратного. Пример — просторечие. Есть случаи диссимиляции — гаплология — устраняется не только звук, но и один из двух одинаково или близко звучащие слоги.

 

              Позиционные процессы.

Информация о работе Введение в языкознание