Влияние игры на формирование и развитие коллектива у учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 05:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы: Современное общество достигло вершины в своем развитии: новые компьютерные технологии, интернет, мобильные средства общения. В связи с этим современная молодежь, а особенно школьники становятся менее социабельными, просиживая вечера перед мониторами компьютеров. Поэтому коллектив у школьников, в большинстве случаев, существует только внутри школы, а во внеурочное время как уже выше писалось, школьники проводят перед компьютером.
Объект исследования: Влияние игры на развитие коллектива у учащихся.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Игра в педагогическом процессе стр. 4
1.1. Игра как средство социальной адаптации стр. 4
1.2. Классификация игр стр. 8
Глава 2. Ситуативно-ролевая игра стр. 11
2.1. Определение ситуативно-ролевой игры стр.11
2.2. Игры в которые играют стр. 21
Заключение стр. 33
Список использованной литературы стр. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Олег Петров(FULL).doc

— 166.50 Кб (Скачать)

На основе всего вышесказанного, мы считаем возможным сформулировать педагогические потенциалы ситуативно-ролевой игры, под которыми мы понимаем результаты педагогической деятельности, которые могут быть достигнуты при использовании данного педагогического средства. При определении педагогических потенциалов мы исходим из ряда идей. Любое педагогическое средство имеет основные возможности — развитие качеств и сфер личности — и дополнительные, облегчающие процесс личностного развития, обеспечивая мотивацию участия в совместной деятельности.

Далее каждое педагогическое средство, являющееся тем или иным видом деятельности обучающихся (воспитанников) имеет потенциалы двух уровней. Первый уровень — достижение состояния включенности в деятельность, а второй — развития (саморазвития) в данном виде деятельности.

Мы получили модель педагогических потенциалов ситуационно-ролевой игры, состоящей из двух частей (основные и дополнительные), где основные имеют два уровня, а на втором уровне делятся на две составляющие. Дополнительные педагогические потенциалы участия в ситуационно-ролевой игры — это такие внутренние побудители активности как:

— переживание азарта, приключений, эмоциональной напряженности, соперничества, успеха и поражения, таинственности, романтичности, собственной востребованности, престижности игрового статуса;

— самореализации в процессе взаимодействия;

— занимательность мысленного и практического решения игровых задач;

— снижение тревожности и опасений за возможный неуспех в деятельности;

— возможность построения положительного образа себя в собственном воображении.

Основные потенциалы первого уровня, как уже указывалось, могут быть определены в качестве достижения устойчивого личностного состояния — включенность в ситуационно-ролевую имитацию. Достижение включенности предполагает: определение субъектом цели участия в ситуационно-ролевой имитации, интериоризация этой цели, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками для успешного овладения этим видом деятельности; субъективную значимость для личности к ситуационно-ролевой игры, процессу, результату, межличностным отношениям, возникающим в имитации; непосредственное участие в ситуационно-ролевой игры, выполнение конкретных действий и операций, составляющих деятельность, интенсивность занятия ситуационно-ролевой имитацией.

Второй уровень педагогических потенциалов ситуационно-ролевой игры представляет собой развитие субъектом следующих групп собственных способностей:

— коммуникативные;

— аналитические;

— рефлексивные;

— способности к организации собственной деятельности;

— способности к организации деятельности группы.

Характеризуя ограничения ситуационно-ролевой игры как средства педагогического регулирования социальных ожиданий подростков, в первую очередь отметим, что к ним относятся такие характеристики ситуационно-ролевой игры, как азартность, экстремальность игровых ситуаций, эмоциональная напряженность, занимательность мысленного и практического решения игровых задач. То есть высокая эмоциональность, увлекательность игры для подростка может препятствовать осознанию им собственных действий и ситуации взаимодействия.

Другим ограничением являются предъявляемые ситуационно-ролевой игрой требования к эрудированности и общей осведомленности подростков. Так, младшие подростки и воспитанники, проживающие в сельской местности, где информационные потоки менее интенсивны, испытывают затруднения при понимании и интерпретации ролевых предписаний. Участие в игровом ролевом взаимодействии также вызывает затруднения, во-первых, в связи с интенсивностью и информативностью взаимодействия, а во-вторых, оно требует компетентности участника в интерпретации социокультурного контекста ситуационно-ролевой игры. Поэтому наиболее полно потенциалы данных игр в педагогическом регулировании социальных ожиданий могут быть реализованы в работе со старшими подростками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В нашей курсовой работе мы исследовали влияние игры на развитие и формирование коллектива. В ходе исследования мы изучили влияние игры в развитии коллектива.

В первой главе мы изучили игру как средство социальной адаптации и рассмотрели классификацию игр. Проанализировав психолого-педагогическую литературу дали определение игре. Игра – это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является  одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Во второй главе дали определение ситуативно-ролевым играм и провели анализ игр, в которые играют. Ситуационно-ролевая игра как пространство интенсивной коммуникации обеспечивает возможность приобретения подростком опыта межличностного взаимодействия

Основываясь на вышесказанном, мы считаем возможным развить и сформулировать коллектив у учащихся под влиянием игры при включении их в ситуативно-ролевые игры.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Баршай В. М. Активные игры для детей:  Учебное пособие. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с.

2. Волохов А. В. Фришман И.И. Внимание, каникулы!: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128с.

3. Воронкова Л. В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей. - М:ПедагогическоеобществоРоссии 2005. — 96c.

4. Григорьев А. И. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990. - С.92-108

5. Дукачева Л. В. Планирование клубных мероприятий: Выявление досуговых предпочтений на основе социологических опросов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. - №7.- С.79-86             

6. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2002. – 288 с.

7. Кулагин И. Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001. - С.163-400

8. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. – В.: Владос, 2001 – 216с.

9. Морозова Е. Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы: Учебное пособие. – С-Пб.: Михайлова В.А., 2002. – 318 с.

10. Петрова З. А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990. - С.92-108

11. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2000. – 336 с.

12. Сергеев И. С. Основы педагогической деятельности. – С-Пб.: Питер, 2004. – 316 с.

13. Смирнов С. А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: Академия, 2000. – 512с.             

14. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. – М.: Академия 2001. – 160с.

15. Фришман И. И. Тетерский С. В.  Детский оздоровительный лагерь: Воспитание, обучение, развитие. – К.: Аркти, 2007. – 104с.

 

 

35

                                                             



Информация о работе Влияние игры на формирование и развитие коллектива у учащихся