Влияние игры на формирование и развитие коллектива у учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 05:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы: Современное общество достигло вершины в своем развитии: новые компьютерные технологии, интернет, мобильные средства общения. В связи с этим современная молодежь, а особенно школьники становятся менее социабельными, просиживая вечера перед мониторами компьютеров. Поэтому коллектив у школьников, в большинстве случаев, существует только внутри школы, а во внеурочное время как уже выше писалось, школьники проводят перед компьютером.
Объект исследования: Влияние игры на развитие коллектива у учащихся.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Игра в педагогическом процессе стр. 4
1.1. Игра как средство социальной адаптации стр. 4
1.2. Классификация игр стр. 8
Глава 2. Ситуативно-ролевая игра стр. 11
2.1. Определение ситуативно-ролевой игры стр.11
2.2. Игры в которые играют стр. 21
Заключение стр. 33
Список использованной литературы стр. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Олег Петров(FULL).doc

— 166.50 Кб (Скачать)


 

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Саха государственная педагогическая академия»

Кафедра педагогики и психологии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние игры на формирование и развитие коллектива у учащихся

 

 

Выполнил: студент II курса

Факультета иностранных языков

Петров Олег Сергеевич

Научный руководитель:

к.п.н., доцент, Березовская Татьяна Владимировна

_______________   (Оценка)

_______________ (Подпись)

 

 

Якутск

2009

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение                                                                                                        стр. 3

Глава 1.  Игра в педагогическом процессе                                             стр. 4

1.1.   Игра как средство социальной адаптации                                         стр. 4

1.2.   Классификация игр                                                                           стр. 8

Глава 2. Ситуативно-ролевая игра                                                         стр. 11

2.1. Определение ситуативно-ролевой игры                                               стр.11

2.2. Игры в которые играют                                                                          стр. 21

Заключение                                                                                                  стр.  33

Список использованной литературы                                                       стр. 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность курсовой работы: Современное общество достигло вершины в своем развитии: новые компьютерные технологии, интернет, мобильные средства общения. В связи с этим современная молодежь, а особенно школьники становятся менее социабельными, просиживая вечера перед мониторами компьютеров. Поэтому коллектив у школьников, в большинстве случаев, существует только внутри школы, а во внеурочное время как уже выше писалось, школьники проводят перед компьютером.

Объект исследования:  Влияние игры на развитие коллектива у учащихся.

Предмет исследования: Процесс развития коллектива у учащихся.

Цель курсовой работы: Выявить потенциал игровой деятельности на процесс формирования коллектива у школьников.

Задачи курсовой работы:

1.      теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации школьников;

2.      определение методов исследования по данной проблеме;

3.      использование в практической деятельности с детьми игровую деятельность как средства их социализации.

Гипотеза:  Включение учащихся в игровую деятельность способствует формированию коллектива у них.

Метод исследования: Теоретический анализ литературных источников

Практическая значимость: Данная курсовая работа представляет интерес для социальных педагогов в работе с детьми, для классных руководителей.

Структура исследований: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Глава 1.  Игра в педагогическом процессе

 

1.1. Игра как средство социальной адаптации

 

Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся  от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

В педагогической энциклопедии дается следующее определении игры: игра – это вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, а также игра является  одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.

В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий и проигрывании социально-ролевых ситуаций. [3, c.8]

Что же касается исторического происхождения игры, то первыми возникли игры-упражнения, затем игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений детей. Дальнейшее развитие производственных сил, усложнение орудий труда и тесно связанное с этим  разделение труда, сказавшееся на положении детей, способствовало возникновению ролевой (сюжетной) игры. Таким образом, игра возникает в ходе развития человеческого общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по происхождению и природе.

В онтогенезе хронологически первой появляется ролевая игра, которая, возникая как особая форма удовлетворения потребности ребенка в совместном взаимодействии со взрослыми, преобразует эту потребность в конкретную ее форму – осуществлять деятельность, свойственную взрослым, общественно значимую и общественно оцениваемую. Затем появляются и остальные. По содержанию детские игры отражают  разнообразные виды человеческой активности. Однако всем им присущи три основные черты: 1. Свободная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, выбираемая ради удовольствия, которое она доставляет; 2. Активный творческий характер этой деятельности; 3. Эмоциональная насыщенность игрового действия характерными для игры эмоциями.

В настоящее время к игре обращаются как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности, реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Данный вид деятельности является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей.

Ведя речь об игре, следует обратить внимание на ее содержание, под которым понимается сюжет игры, ее правила и игровое действие, которое предназначено для достижения цели самой игры. Сюжет – сфера действительности, которую отражает человек в игре. Сюжеты игр разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и др. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от  его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет. Правила игры – это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Это одно из важных организующих ее элементов. Они предопределяют последовательность действий, взаимоотношение партнеров. Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы как, неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д. [10, c.97]

С точки зрения О.С. Газмана, игровая деятельность состоит из трех компонентов.

1. Игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реальной действительности в определенный промежуток времени. Игра будет только в том случае если есть определенное эмоциональное состояние играющих. Если есть игровое действие, но нет состояния или есть общение, но вновь нет состояния, то не может быть полноценной игры.

2. Игровое общение. Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует. Общение в игровой действительности специфично, так как в игре существует определенная игровая мобилизация личности на решения задачи взаимодействия со всеми участниками игры в соответствии с правилами. Поэтому, можно выделить такие мотивы игрового общения как ориентация на выполнение игровой цели, самореализация, получение удовольствия от общения.

3. Собственно игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект. [11, c.46]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

1.2.     Классификация игр

 

Схема 1.1.

                                  

 

 

 

 

 

 

 

Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.

Игра формирует личность, подготавливая ее к различным видам деятельности. Игра, влияя на складывание определенных поведенческих навыков, отражает вероятностное будущее, она выступает как многостороннее и вариативное приспособление к этому будущему. Таким образом, перебирая игровые ходы - варианты, человек учится ориентации. [15, c.18]

Таким образом, игровые технологии по своей природе располагает к участию в ней любого человека. Остановимся на основных особенностях игрового взаимодействия.

1. Условность игры позволяет игрокам быть причастными к грандиозным событиям. Игровое пространство и время может сжиматься и, наоборот, растягиваться. Игры позволяют получить целостное представление о реальности за счет условности, воспроизведения лишь существенных компонентов системы, сжатия временных и пространственных интервалов.

2. Игра это проба потенциальных возможностей личности, но в отличие от действительности без ущерба.

3. В игре исчезает конкретная личность и появляется роль, в которой могут проявиться скрытые до этого возможности человека.

4. В игре нет внешних отрицательных оценок, всегда есть риск, неопределенность, но никогда нет страха, т.е. в игре человек свободен.

5. Игра – мир с управляемой реальностью. Он строится, модифицируется в зависимости от желания и возможностей игроков. В игре играющий – хозяин мира. Хотя игровая действительность порой более суровая, чем реальная, так как в жизни сложные ситуации можно избежать, обойти, а в игре их решение является целью игрового взаимодействия.

6. Игру, в отличие от жизни можно начинать снова и снова, играть лучше – это своеобразная обратимость будущего.

Следовательно, игра – самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности.

Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценностях. [15, c.31]

Игровые формы работы в учебном процессе могут нести на себе ряд функций:

▪                  Образовательная;

▪                  Развлекательная;

▪                  Релаксационная;

▪                  Игротерапевтическую;

▪                  Развивающая;

▪                  Воспитательная;

▪                  Социализирующая;

▪                  Коммуникативная;

▪                  Диагностическая;

▪                  Коррекционная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ситуационно-ролевые игры

 

2.1. Определение ситуационно-ролевой игры

 

Ситуационно-ролевая игра как пространство интенсивной коммуникации обеспечивает возможность приобретения подростком опыта межличностного взаимодействия, в том числе и опыта регулирования собственных ожиданий. В то же время потенциалы ситуационно-ролевой игры как средства педагогического регулирования социальных ожиданий подростков почти не реализуются в практике воспитательной работы из-за отсутствия специальной педагогической подготовки руководителей молодежных объединений, а также в связи с недостаточной разработанностью основ развития у подростков субъектности во взаимодействии средствами ситуационно-ролевой игры.

Информация о работе Влияние игры на формирование и развитие коллектива у учащихся