Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:06, курсовая работа
Актуальность исследования: Урок иностранного языка в большей степени, чем урок любого учебного предмета является ведущим средством обучения, так как именно на уроке учащийся получает возможность пользоваться языком как средством общения. Главной коммуникативной целью, является формирование умений учащихся владеть тактиками решения типовых задач в актуальных сферах общения. Овладение речевой деятельностью на иностранном языке возможно только в процессе выполнения разнообразных упражнений. Проблема типологии упражнений становится в центре внимания методистов. Люди, изучающие иностранные языки открывают для себя возможность найти общий язык с иностранцами. Упражнения реализуют разнообразные приемы обучения, создают условия для речевой практики. Типология упражнений методике строится с учетом целей и задач, структуры и вида речевой деятельности, аспекта языка, характера материала и способа выполнения.
Объект исследования: Процесс обучения иностранному языку
Предмет исследования: Типология упражнений
Цель исследования: Усвоение определенного навыка, либо конкретного умения при выполнении упражнения.
Задача исследования:
1) Анализ методической литературы по теме исследования.
2) Исследовать типологию упражнений иностранного языка
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
- Описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма и др.), связанной(ых) с изучаемой темой;
- Воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;
- Объяснение на иностранном языке заголовка;
- Пересказ (близкий к тесту, пересказ- реферат, пересказ- резюме);
- Составление плана прослушанного рассказа;
Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:
- Аргументированных ответов на вопросы;
- Проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
- Проведение ролевых игр или викторин;
- Проведение дискуссии или диспута;
- Беседа за круглым столом и др.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
- Придумывание заголовка и его обоснования;
- Описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;
- Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
- Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
- Определение и обоснование квинтэссенции высказывания;
- Характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д);
- Оценки прослушанного или прочитанного;
- Составление кратких объявлений и текстов открыток.
Упражнения всех перечисленных этапов
должны отвечать, кроме того, следующим
требованиям: быть посильным по объему,
апеллировать к разным видам памяти, восприятия
и мышления, быть целенаправленными и
мотивированными (что предполагает наличие
формулировки конечной или промежуточной
цели выполнения упражнений), активизировать
умственную деятельность учащихся, содержать
жизненные и типичные примеры и ситуации.
2.2.Типология
упражнения для обучения аудированию
Эффективность упражнений для частично управляемого обучения аудированию зависит от повторяемости отдельных приемов, что крайне важно для начального этапа, вовлечение наряду со слуховым других анализаторов, особенно зрительного. Устойчивого внимания и наличия творческой, прогнозирующей мыслительной деятельности. В результате выполнения упражнений этой группы происходит определенное «привыкание» к условиям предъявления текстов, настройка на заданный режим слушания, устойчивая работоспособность. Что касается визуальных опор, то их использование следует рассматривать, не только как элемент управления, но и как средство индивидуализации обучения.
В процессе овладения аудированием младшие школьники учатся:
- Различать на слух звуки, звукосочетания, слова, предложения английского языка;
- Различать на слух интонацию и эмоциональную окраску фраз;
- Воспринимать и понимать речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения на уроке;
- Понимать полностью небольшие сообщения, построенные на знакомом учащимся материале;
- Понимать с опорой на наглядность и языковую догадку основное содержание несложных сказок, детских рассказов, соответствующих возрасту и интересам младших школьников.
1.Упражнения для частично управляемого обучения аудирования.
- Ознакомьтесь с картиной/ серией рисунков, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины/ серии рисунков;
- Ознакомьтесь с планом центра города Лондона (Берлина, Парижа), прослушайте описание этого центра. Перескажите содержание текста на иностранном языке, опираясь на план, а также на реалии и имена собственные на доске;
- Прослушайте текст, опираясь на ключевые слова/ пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста;
- Прослушайте текст, познакомьтесь затем с 2-3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте. Дополните подзаголовки;
- Прослушайте сообщение, определите тип текста (например, диалог, описание, интервью и т.д) и основную тему;
- Ответьте на вопросы, знакомящие с большим контекстом;
- Прослушайте текст, опираясь на серию рисунков, продолжите диалог/ описание, согласуя его с заключительным рисунком;
- Прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся;
-
Прослушайте монологический текст – описание,
дайте развернутые ответы на вопросы,
имеющиеся в ключе/ написанные на доске
и т.д.
2.Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:
- Прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их/ составьте план;
- Прослушайте фрагмент кинофильма/ радиоигры, проиграйте эту сценку;
- Прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога;
- Прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;
- Прослушайте сообщения учащихся заранее заданной теме, прокомментируйте высказывания, дополните их новыми сведениями;
- Прослушайте описание ситуации/ совершаемого поступка. Изобразите воспринятое в схеме/ на рисунке и др.
3.Упражнение для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:
- Прослушайте текст, составьте аннотацию/ тезисы;
- Прослушайте текст, постарайтесь заполнить весь фактический, в том числе цифровой материал. Сгруппируйте его по степени важности, дайте обоснование своего решения;
- Сопоставьте прослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвященный аналогичной теме. Сравните содержание по сходству/ различию, дайте аргументированную оценку;
- Оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно/ неинтересно, ново/ не ново;
- Укажите, где можно использовать данные, содержащиеся в прослушанном тексте;
- Прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме;
- Прослушайте текст, составьте рецензию га него, используя следующий план: тема сообщения, действующие лица, краткое содержание, основная идея, оценка прослушанного и др.
Если
группа речевых упражнений 1 предназначается
для создания ориентировки восприятия,
развития речевой догадки, прогнозирования,
для развития умений соотносить заголовки
с содержанием, пользоваться синонимическими
заменами и видоизменять структурно
– композиционную характеристику аудиотекста,
то упражнения групп 2 и 3 связаны с
расширением, развертыванием информации,
с сопоставлением, и обобщением,
с постановкой узловых
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При
овладении иностранной речью
в рамках средней общеобразовательной
школы преподаватели
Список использованной литературы:
12. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. М., 1983
Приложение1
Учебные игры для интенсификации обучения аудированию
При
обучении аудированию наибольший эффект
приносит обучение в играх, т.к.
игра активизирует мыслительную деятельность
позволяет сделать учебный процесс
более привлекательным и
Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:
1)
научить учащихся понимать
2) научить выделять главное в потоке информации;
3) научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
4)
развивать слуховую память
5) развивать слуховую реакцию.
Ряд
аудитивных игр целесообразно проводить
с помощью магнитофона. При
этом неплохо, если запись текста для
игры осуществит не сам учитель, а, скажем,
его коллега. Это создаёт дополнительные
трудности восприятия речи на слух,
но вместе с тем повышает эффективность
тренировки. Важно только, чтобы
и магнитофонная запись и
речь учителя звучали в
естественном темпе и предъявлялись
неоднократно. В противном случае
эти игры потеряют всякий смысл.
Для достижения перечисленных целей
могут быть использованы следующие
игры: