Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа
В последние десятилетия в лингвистике наметилось стремление к пониманию языка как динамической системы, в центре которой стоит человек. Антропоцентрический подход обусловливает повышенный интерес к когнитивным и культурологическим аспектам. По мнению многих авторов, язык служит не только целям общения - в нем также хранится информация, накопленная языковым коллективом, живущим в определенной экологической среде и осваивающим ее при сменяющихся, но характерных именно для него условиях
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава I. Метафора как составляющая лингвокультурного своеобразия текста……………………………………………………………………………. 5
1.1. Метафора в лингвистических концепциях ……………......... ….. .. ……. 5
1.2. Основные подходы к пониманию метафоры в современной науке……………………………………………………………………………....8
Глава II. Метафора как средство реализации концепта ……..........................12
2.1. Метафорический образ в когнитивном аспекте………………….............12
2.2. Метафорические модели концепта ……………………………. ………...22
Заключение ………………………………………………………………………31
Список использованной литературы ……
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
германской филологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Согласованность
метафорических моделей
концепта как показатель
системности метафорического
концепта
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава
I. Метафора как составляющая лингвокультурного
своеобразия текста………………………………………………………………
1.1. Метафора в лингвистических концепциях ……………......... ….. .. ……. 5
1.2. Основные
подходы к пониманию метафоры в современной
науке…………………………………………………………………
Глава II. Метафора как средство реализации концепта ……..........................12
2.1. Метафорический образ в когнитивном аспекте………………….............12
2.2. Метафорические модели концепта ……………………………. ………...22
Заключение ………………………………………………………………………31
Список
использованной литературы …………………………………………..33
Введение
В
последние десятилетия в
Метафора - единица анализа когнитивной науки. Этот троп репрезентирует способность человеческого разума пояснять процессы получения, переработки, хранения сведений обо всех явлениях действительности и вследствие этого номинировать их. Метафора находится в центре внимания таких, в частности наук, как когнитивная лингвистика, лингвоконцептология и лингвокультурология.
Концепты не существуют изолированно; они представляют собой взаимосвязанные и взаимообуславливающие феномены лингвокультуры, обладающей определенной системой ценностей, эксплицированных самыми различными языковыми способами и средствами, в том числе и метафорическими.
Объектом нашего исследования служит метафорическая структура концепта. В качестве предмета изучения рассматриваются метафорические модели концепта.
Актуальность исследования определяется следующим фактором: концептуальный анализ - это одно из наиболее перспективных направлений современной филологии. Категориальный состав этой области знания недостаточно исследован; в частности, недостаточно разработано метафорическое моделирование концептов.
Цель работы – охарактеризовать согласованность метафорических моделей концепта как показателя системности метафорического концепта. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: дать анализ исследования механизма метафоры в рамках различных лингвистических парадигм; уточнить сущностные характеристики метафоры с точки зрения основных положений когнитивной лингвистики; выявить на основе когнитивной теории метафоры концептуальные метафорические модели, определяющие развитие образного смысла; определить основные составляющие когнитивных метафорических моделей.
Материалом исследования служат тексты художественных произведений на русском и английском языках.
Структура
работы. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава I. Метафора как составляющая лингвокультурного своеобразия текста
1.1.
Метафора в лингвистических
концепциях
Метафора прочно утвердилась в системе языка и речи, восполнив пробелы в механизмах словообразования и интерпретации явлений действительности, несмотря на тот факт, что в течение долгого времени ей в лучшем случае отводилась второстепенная роль риторической фигуры, предназначенной для усиления психологического воздействия ораторской речи на слушателей, а в худшем случае - вовсе не оставалось места в системе языковых средств, способных, с точки зрения философии, к отражению истинных знаний об окружающем человека мире. В философских работах того времени господствовала традиция рассмотрения метафоры исключительно как поэтической безделушки, украшения, способствующего разнообразию того небогатого запаса средств, который был тщательно выверен и одобрен в силу безупречного логического происхождения в качестве языковых структур, предназначенных для выведения новых истин. Цицерон указывал на то, что метафора была изобретением, в котором не было необходимости и которое возникло «под давлением бедности и скудности словаря». Но «как одежда, вначале изобретенная для защиты от холода, впоследствии стала применяться также и как средство украшения и как знак отличия, так и переносные выражения, появившись из-за недостатка слов, распространились уже ради услаждения» (Цицерон 1994; 235-236).
При анализе метафорических конструкций внимание исследователей фокусировалось на их эстетическом потенциале. «Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой. Самая ясная речь та, которая состоит из общеупотребительных слов, но она низка <...> речь торжественная и уклоняющаяся от обыденной - та, которая пользуется и необычными словами; а необычными я называю редкие, переносные, удлиненные и все <прочие>, кроме общеупотребительных» (Аристотель 1983: 670). Огромный интерес к метафоре в последние десятилетия подтверждается множеством работ по проблемам метафоризации, возникновением новой междисциплинарной науки - метафорологии, исследованиями феномена метафоры представителями самых разных наук, а также повышенным вниманием к метафоре со стороны когнитологов, которые считают метафору средством познания действительности.
Формирование теории концептуальной метафоры прошло несколько этапов, которые характеризуются концепциями разных типов от трактовки метафоризации как семантического сдвига прямого значения слова в сторону переносного до трактовки метафоры как сложного многослойного явления в когнитивном, коммуникативном, психологическом и других аспектах.
На основе функционально-семантического статуса выделяются следующие типы языковой метафоры: номинативная метафора, представляющая собой собственно перенос названия типа “глазное яблоко”, “нос лодки” и т.д.; образная метафора, возникающая при переходе идентифицирующего значения в предикативное; когнитивная метафора, основанная на передаче признака от одного предмета к другому (например, значение “острое оружие” в дальнейшем реализуется в метафорах “острое зрение”, “острый ум”, “острый конфликт” и т.д.), и метафора генерализующая (как конечный результат когнитивной метафоры) (Глазунова 2000 :36).
Заложенные в метафорическом переносе когнитивные представления о действительности реализуются в конкретных языковых формах, обладающих в предложении определенным семантическим, эмоциональным, информационным и стилистическим статусами и своими функциональными характеристиками.
Метафора
возникает при уподоблении
Точка зрения Аристотеля, указавшего на достоинства употребления метафоры не только в качестве языкового украшения, но и как единственно возможного средства для кодирования смысловых значений, и в настоящее время широко используется философами и лингвистами, изучающими когнитивные возможности метафорических переносов.
Содержание когнитивных теорий метафоры отражает потребность общенаучного знания в решении проблем вербализации его новизны, а также проблем взаимодействия познавательного процесса, эмпирического опыта, профессионального достояния коллектива и его языковой компетенции. Метафора рассматривается как способ познания окружающей действительности, как способ создания картины мира, как ключевой элемент и восприятия, мышления, и языковой категоризации.
По мнению Дж.Лакоффа «метафора - это основной механизм, с помощью которого не только осознаются абстрактные концепты, но и создается возможность абстрактно мыслить» (Lakoff 1993: 249). Не менее определенно по этому поводу сформулировал свою позицию и Х.Ортега-и-Гассет: «Метафора нужна нам не только для того, чтобы благодаря полученному наименованию сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект сал доступней нашей мысли. Метафора не только средство выражения, она еще и важное орудие мышления» (Ортега-и-Гассет 1990: 71). В то же время, принимая во внимание масштабы метафорической номинации как одного из продуктивных процессов порождения языковых единиц в современной речевой деятельности, следует признать метафору и одним из важнейших источников формирования терминологий (Липилина 1998).
В наиболее обобщенной форме когнитивная концепция метафоры была изложена в серии работ Дж.Лакоффа с соавторами (1980-1993). Ключевым положением этой концепции является утверждение, что «понятийная система, в рамках которой человек думает и действует, метафорична по своей природе, метафоры проникли в повседневную жизнь не только в языке, но и в мыслях и действиях» (Lakoff 1990: 3) и «языковые выражения возможны именно потому, что метафоры имеются в самой концептуальной системе человека» (Lakoff 1990: 120). Иными словами, в соответствии с современной парадигмой современной лингвистики, метафоры играют ведущую роль в процессе концептуализации человеком действительности, поскольку именно они позволяют обнаруживать аналогии между различными предметами и явлениями, давая возможность применить знания и опыт, приобретенные в одной области, для решения проблем в другой области.
Метафоры нередко дают возможность «выразить трудновыразимое и обозначить то, для чего нет прямого обозначения, причем выразить и обозначить, не увеличивая словарь выражения и их синтаксическую сложность» (Никитин 1979: 101). В языке же специальной области знаний или сферы деятельности метафора не просто является наиболее адекватной номинацией определенного концепта, но нередко оказывается единственной номинацией определенного объекта или процесса.
Таким
образом, в настоящее время когнитивные
лингвисты рассматривают
1.2. Основные подходы к пониманию метафоры в современной науке
Такой сложный языковой феномен, как метафора, глубоко изучен в философско-гносеологическом, семиотическом, семантическом и ономасиологическом аспектах, о чем свидетельствуют многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов (Н.Д. Арутюнова, В.П. Москвин, Г.Н. Скляревская, В.Н. Телия, В.К. Харченко, Э. Бенвенист, Дж. Лакофф, М. Джонсон, М. Блэк, А. Ричардс). Словесные образы изучаются со времен античности, но и в последнее время интерес к области порождения и функционирования метафорических значений остается актуальным не только для современной лингвистики, но и философии, психологии. Природа метафоры противоречива, ее рассмотрение представителями многочисленных научных направлений базируется на различных основаниях. Отсутствие единого взгляда на сущность данного явления позволили говорить о необходимости ее исследования и в настоящее время.
Изучение метафоры с точки зрения когнитивной лингвистики, психолингвистики и лингвокультурологии доказывает, что этот тип номинации является необходимой составляющей языка; он представляет собой такой способ осознания мира, без которого человек не может обойтись. Метафора отражает взаимообусловленность мышления с особенностями языковой реализации.
Характерной тенденцией развития лингвистических изысканий конца XX и начала XXI века становится осознание метафоры как важной составляющей языка и мышления, лежащей в основе создания новых, неизвестных концептов в языковой картине мира, смысл которых завуалирован прямым значением языкового знака.