Редупликация в английском языке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Цель – комплексный анализ слов редупликантов в английском языке.
Для реализации поставленной цели в ходе работы предполагается выполнить ряд задач:
изучить редупликацию как один из способов словообразования;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………………. 3 1 Редупликация как способ словообразования……………………………...……. 4
1.1 Понятие редупликации……………………………………………………...4
1.2 Общие виды редупликации………………………………………………... 5
1.2.1 Продуктивная редупликация……………………………………….... 6
1.2.2 Мотивированная и немотивированная редупликация………………7
1.3 Частная редупликация……………………………………………………... 9
1.3.1 S(c)hm-редупликация………………………………………………… 9
1.3.2 Ономатопея как особый вид редупликации……………………….. 10
2 Структурно-семантический анализ редупликантов……………………...…….14
2.1 Структурно-морфологический анализ редупликантов…………………. 14
2.2 Частеречный анализ редупликантов……………………………………... 17
2.3 Тематический анализ редупликантов……………………………………. 20
2.4 Этимологический анализ редупликантов……………………………..…. 23
Заключение…………………………………………….…………………………... 30
Список использованных источников…………………………………………...... 31
Приложение А…………………………………...……………………...…………. 34
Приложение Б……………………………………………………………………....35

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Коршенко Е.А._Редупликация.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 

 

 


ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


 

Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

 

 

 

Коршенко Екатерина  Александровна

 

РЕДУПЛИКАЦИЯ  В АНГЛИЙСКОй словообразовательной системе


 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

Студент гр. С 5301      __________________

                                                            (подпись)  

Руководитель 

_____________  Г.Л.  Рутковская 

           (подпись)  

 

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О.Фамилия

« _____» __________________  2012  г.

 

Оценка  _________________________

 

____________  ___________________

          подпись                            И.О.Фамилия

 

«_____» __________________ 2012   г.


 

 

 

 

 

г. Владивосток

2012


Оглавление

Введение……………………………………………………….……………………. 3 1 Редупликация как способ словообразования……………………………...……. 4

      1.1 Понятие редупликации……………………………………………………...4

      1.2 Общие виды редупликации………………………………………………... 5

            1.2.1 Продуктивная редупликация……………………………………….... 6

            1.2.2 Мотивированная и немотивированная редупликация………………7

      1.3 Частная редупликация……………………………………………………... 9

            1.3.1 S(c)hm-редупликация………………………………………………… 9

            1.3.2 Ономатопея как особый вид  редупликации……………………….. 10

2 Структурно-семантический  анализ редупликантов……………………...…….14

      2.1 Структурно-морфологический анализ  редупликантов…………………. 14

      2.2 Частеречный анализ редупликантов……………………………………... 17

      2.3 Тематический анализ редупликантов……………………………………. 20

      2.4 Этимологический анализ редупликантов……………………………..…. 23

Заключение…………………………………………….…………………………... 30

Список использованных источников…………………………………………...... 31

Приложение  А…………………………………...……………………...…………. 34

Приложение  Б……………………………………………………………………....35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выдвинутой темы обусловлена тем фактом, что в современном языке существует много редуплицированных слов, затрудняющих понимание из-за необычности способа словообразования. Слова с повторяющимися слогами или более сложные удвоения в разных количествах имеются во всех языках мира. Значительное место они занимают и в английском языке, поэтому анализ таких слов представляет значительный интерес.

Цель – комплексный  анализ слов редупликантов в английском языке.

Для реализации поставленной цели в ходе работы предполагается выполнить ряд  задач:

  1. изучить редупликацию как один из способов словообразования;
  2. выделить типы редупликаций;
  3. выполнить структурно-морфологический и частеречный анализы редупликантов;
  4. определить сферу их употребления в языке.

Предметом исследования послужила группа английских слов-редупликантов объемом 150 единиц, полученные путем сплошной выборки из «Большого англо-русского словаря» В.К. Мюллера, «Cambridge International Dictionary of English». Дополнительный материал для исследований был получен также из периодических изданий и художественных произведений.

Теоретическую базу исследования составили работы: Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: О.Ю. Крючкова, Н.В. Солнцев, В.А. Виноградов, И.В. Арнольд, И.К. Архипов.

  1. морфологический анализ;
  2. семантический анализ;
  3. этимологический анализ;
  4. количественный анализ.

 

1 Редупликация  как способ словообразования

 

В мире существует огромное количество языков, формы  выражения значений в которых  неодинаковы, но практически во всех языках наряду с другими аналитическими способами формообразования применяется способ удвоения.

 

    1. Понятие редупликации

 

Существует несколько  способов словообразования:

  • словосложение - сложение двух или боле слов  для образования нового;
  • конверсия - образование новых слов от слов, принадлежащих к другой части речи, без добавления аффиксов (суффиксов и префиксов). При помощи конверсии главным образом образуются существительные от глаголов, глаголы от существительных и глаголы от прилагательных;
  • аффиксация - образование новых слов от основ существующих слов при помощи суффиксов и префиксов. Знание значений суффиксов и префиксов помогает определить значение незнакомых слов, образованных при их помощи от знакомых слов.

Редупликация тоже является одним из способов словообразования.

Понятие «редупликация» не имеет на сегодняшний день четкого  и разделяемого всеми исследователями  определения. В разных трактовках под  этим понятием подводится неодинаковый круг явлений – от разнообразных  внутрисловных до разнообразных межсловных удроений. Так, например, в некоторых работах по языкознанию понятием «редупликация» обозначаются и слоговые, и аффиксальные, и словные удвоения [1,2,3].

В случаях осознания  редупликации как приема внутрислогового  удвоения не четко определенным оказывается характер базисных единиц, участвующих в моделях редупликации. Так по определению ЛЭС, редупликация ограничивается случаями удвоения единиц, одинаковых в плане выражения: «редупликация – фоно-морфологическое явление, состоящего в удвоении начального слога или целого корня» [25, с.150]. В то время как в некоторых работах по лингвистике рассматриваются как удвоения, связанные с полным или частичным повторением звуковой оболочки редупликата, так и удвоения, не связанные с повторением звуковой оболочки редупликата, - « удвоение синонимичных лексических единиц, т.е. создание смысловых повторов [2, с.3].

Согласно Э.Сепиру, «нет ничего более естественного, чем  факт широкого распространения редупликации» [19, с.82]. Распространенность и частотность редупликации варьируется от языка к языку. В тех языковых системах, где редупликация является употребительным видом словопроизводства, она тесно взаимосвязана со звукоизобразительностью. Эта взаимосвязь и есть мотивирующий признак, положенный в основу слов, которые являются результатом редупликации.

Редупликация, по мнению О.Ю.Крючковой, «это способ слово- или  формообразования, состоящий в удвоение корня или его элементов (звуков, слогов), аффиксов или целых слов, переходящих на положение морфем» [14, с.75]. Однако данное понятие не имеет на сегодняшний день четкого и разделяемого всеми исследователями мнения.

Категория повтора является предметом изучения риторики, филологии  и семиотики. На основе всего вышеперечисленного, можно сформулировать определение этого понятия: редупликация - повторение, удвоение корня, основы или целого слова как способ образования слов, грамматических форм, фразеологических единиц, иногда с изменениями.

 

    1. Общие виды редупликации

 

Общими видами редупликаций, которые характерны для любого языка, не зависимо от его строения и происхождения,  определены следующие типы редупликаций.

 

1.2.1 Продуктивная  редупликация

 

Продуктивность  того или иного типа редупликации зависит от особенностей морфологического строя языка. Хотя несмотря на существование различных типов удвоения, превалирование аффиксальной редупликации над другими видами не вызывает сомнений [12, с.308]. Для аналитического  английского языка, который отличается рифмованными и аллитерационными повторами корневых основ, характерны продуктивные модели слогового и корневого удвоения.

Обычно в английском языке выделяют две основные группы редупликатов: с аблаутом и рифмованные. Первые образуются на базе чередования  корневых гласных tip-top – первоклассный; knick-knack - безделушка. CV1C - CV2C - чередование гласных в составе одной морфемы, нередко выступающие в качестве внутренней флексии. Обычно гласная в изменяемом слове называется высокой гласной, а последующая - низкой. Эти виды включают в себя звукоподражание, т. е. звуки в сущности обозначают что-то, но значение двух элементов поделено с различием в размере, весе, громкости и т.д. В других случаях звукоподражания не существует, и два элемента берутся из разных источников. Например: chit-chat - болтовня; see-saw - качели, колебания [16, с.51].

 Вторые же –  на базе рифмы: killer-diller – привлекательный человек. C1VC - C2VC - начальный согласный заменяется другим. В этом виде оба элемента имеют значение и могут образоваться от разных слов или морфем, которые имеют разное значение. Например: bow-wow - имитация собачьего лая; nitwit - дурак, простофиля. VC - C1VC - начальный согласный отсутствует в первой части, но во второй появляется. Например: ill-will – конференция; itsy-bitsy - очень маленький [16, с.51].

Согласно номинативной функции редупликативы можно разделить также на две группы. В первой повтор является способом образования  просторечных слов с новым значением boogie-woogie «буги-вуги». Во второй выполняет стилистическую функцию при сохранении значения.  Во второй группе присутствуют детские формы уменьшительной коннотации handsy-wandsy «ручка» и слова с иронично-пренебрежительной коннотацией thriller-diller «бестселлер» [21, с.206].

Аналитический английский язык в процессе создания редупликатов основывается на корневые морфемы и целые слова. Данный способ гораздо проще и естественнее, чем аффиксальный и, тем самым, гораздо продуктивнее. Определенно высказывается по этому поводу Н.В. Солнцева: « Способ удвоения появился и стал употребляться как массовое средство до того, как появилось современное аффиксальное словообразование и словосложение» [20, с.76].

 

1.2.2 Мотивированная  и немотивированная редупликация

 

В словарях всех рассмотренных языков была представлена как мотивированная, так и немотивированная редупликация. Мотивированная редупликация повторяет существующий ("мотивирующий") знак, а немотивированная редупликация не образована ни от какого знака и в общем случае вычленяется только как поверхностное явление.

 Соотношение  этих двух классов слов варьирует  в зависимости от языка, но  сохраняется в определенных рамках: среди общего числа редуплицированых  слов мотивированными оказываются  от одной до двух третей. Этот  достаточно простой факт представляется интересным: из него, в частности, следует, что мотивированную и немотивированную редупликацию нельзя рассматривать как абсолютно независимые языковые явления (в противном случае мы ожидали бы, что в некоторых языках представлен только один из рассматриваемых классов слов) [18, с.342].

Мотивированная  редупликация выступает как словообразовательный механизм, который, как и аффиксация, характеризуется следующими параметрами:

1) к какому  грамматическому классу (части речи) относится исходное нередуплицированное слово;

2) к какому  грамматическому классу (части речи) относится полученное

редуплицированное слово;

3) какая семантика  различает исходное и результирующее  слова [15, с.83].

Очевидно, что с точки  зрения этих параметров любая пара "исходное нередуплицированное слово" – "результирующее редуплицированное слово" может быть отнесена к одному из четырех типов:

1. Оба слова относятся  к разным грамматическим классам,  но не имеют каких-либо специфических  семантических различий (говоря  другими словами, редупликация используется просто как способ образования слов другого грамматического класса, т.е. как вербализатор, адъективизатор, субстантиватор и пр.);

2. Оба слова относятся  к разным грамматическим классам  и различаются

семантикой, специфичной  для редуплицированных форм. Такой семантикой могут быть, прежде всего, различные виды множественности (то есть, редуплицированное слово несет семантику множественности, а нередуплицированное не несет);

Информация о работе Редупликация в английском языке