Применение информационно – коммуникационных технологий на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – обосновать совершенствование познавательных способностей у учащихся с использованием ИКТ на уроках английского языка.
Задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу по данной проблеме,
- рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы,
- проанализировать категории "познавательные способности", и выявить из них наиболее необходимые для изучения английского языка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….... 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования познавательных
способностей учащихся с использованием ИКТ………………..……….…….. 5
1.1 Сущность познавательных способностей учащихся………………….... 5
1.2 Развитие познавательных способностей учащихся через
внедрение ИКТ ……………………………………………………………..… 8
1.3 Особенности использования средств ИКТ при организации
познавательной деятельности обучающихся ……………….....……………12
ГЛАВА 2 Применение информационно – коммуникационных
технологий на уроках английского языка…………………………………….. 15
2.1 Применение различных видов ИКТ на уроке английского языка
для активизации познавательных способностей учащихся при
обучении различным аспектам речевой деятельности ……………...…… 15
2.2 Возможности использования программы – презентации
Microsoft Power Point на уроках английского языка……………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…... 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

    7) анимация картинок позволяет представить различные явления в движении, изучать такую  тему, как «Временные формы глагола». Учитель представляет изображение дома, в котором в каждом окне жители совершают какие-либо действия.

    8) Приём коллажирования. Коллаж—это наглядное вспомогательное средство обучения, методический приём, предполагающий последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого слова, понятия, создаёт зрительно-смысловой схематический образ рассматриваемого понятия.

    В) Интерактивная доска. Интерактивная доска на уроках английского языка позволяет демонстрировать мультимедийные презентации в интерактивном режиме, выделяя главное, ранжируя идеи, выдвинутые в процессе обсуждения, для изучения текстов различных жанров. Приём затемнения части текста позволяет антиципировать содержание спрятанного отрывка, подбирать рифму к пропущенным стихотворным строкам. Проекция отрывка на экран позволяет наглядно изучать структуру текстов, выделять смысловые части, идею, ключевые понятия, корректировать текст для определённых целей, например, для сжатия текста, для его представления другой аудитории. Приём «два текста в одном» позволяет следить за его смысловым содержанием. Приём «вставь пропущенный отрывок в текст» даёт возможность целостно представлять структуру текста, видеть связь между его частями. Учитель может наглядно представить средства художественной выразительности выведенного на доску отрывка.

    Если  текст—письмо другу, эссе, то учащиеся видят его структуру, в соответствии с которой создают свои сочинения. Показывая наглядно изменения интонации, учитель может работать над выразительностью чтения учащихся. Незаменима интерактивная доска и в работе над лексикой, правописанием. На таких уроках не бывает равнодушных, а, значит, и результат обучения выше.

    С) Программа Excel. Использование данной программы ставит учащихся в позицию исследователей, позволяет осуществлять поиск данных, заносить их в таблицу, графически представлять полученные данные, которые затем сопоставляются, анализируются, на их основе делаются выводы.

    D) Ресурсы Интернет. Для каждой трудной темы создаются Интернет-ресурсы как для учителя, так и для учащихся:

  • хотлист “hotlist” - cписок Интернет сайтов по изучаемой теме;
  • мультимедиа скрэпбук “multimedia scrapbook”—сайты Интернет по теме, включая фотографии, аудиофайлы, видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Активизировать познавательный интерес помогают проекты с использованием Интернет;
  • трежа хант “treasure hunt” — ссылается на различные сайты по теме, каждая из которых включает вопросы по содержанию сайта. С помощью вопросов организуется поисково-познавательная деятельность учащихся. В конце трежа ханта задаётся один общий вопрос на целостное понимание учащимися темы, ответ на который включает информацию по предшествующим детальным вопросам;
  • сабджект сэмпла “subject sampler”—в отличие от трэжа ханта, направлен на обсуждение дискуссионных тем, а не на сбор фактического материала. Учащимся необходимо выразить и аргументировать собственное мнение по обсуждаемому вопросу;
  • Использование технологий Web 2.0 (платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но и её создателями и соавторами. Данные ресурсы стимулируют синхронное и асинхронное общение в сети Интернет).

    E) Электронные информационно-поддерживающие средства. На уроках мои учащиеся пользуются электронными словарями и энциклопедиями, что приучает их к культуре работы над словом, справочной информацией. 
 
 
 
 
 

    2.2 Возможности использования программы – презентации Microsoft Power Point  на уроках английского языка.

 

    Использование программы – презентации Microsoft Power Point помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.      

        Существующие сегодня диски позволяют  выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью программы – презентации Microsoft Power Point дает возможность организовать самостоятельную работу каждого ученика. Интегрирование обычного урока с программой – презентацией Microsoft Power Point позволяет преподавателю переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.                

       Работа с программой – презентацией Microsoft Power Point не только способствует  повышению интереса к учебе,  но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, программа – презентация Microsoft Power Point  позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

    Существенный  прогресс в развитии персональных компьютеров  и компьютерных технологий приводит к изменению и в процессе обучения иностранным языкам. Активное и уместное применение программы – презентации Microsoft Power Point на уроке английского языка представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность    разгадывать      кроссворды,    чайнворды, заниматься поиском  слов, выполнять игровые упражнения.                                                                                 

      В практике применение программы  – презентации Microsoft Power Point в учебном процессе особо подчеркивается его обучающая функция, а также, программа является инструментом, которая организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языком.

          Сфера применения программы –  презентации Microsoft Power Point в обучении  иностранным языкам необычно  широка. Программа – презентация Microsoft Power Point может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений.

          Программа – презентация Microsoft Power Point может быть использована  в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.                               

       Она может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка упражнениями всех учеников в классе. В затруднительных случаях программа – презентация Microsoft Power Point позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные “ключи” для успешного решения задания.                                   

          Важной особенностью программы  – презентации Microsoft Power Point в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку является то, что она может быть “собеседником” обучаемого, т. е. работать в коммуникативно-направленном диалоговом режиме и определенным образом, например, с графических средств, анализатора и синтезатора речи восполнять отсутствие естественного коммуниканта, моделируя и имитируя его неречевое и речевое поведение. Программа – презентация Microsoft Power Point позволяет предъявлять на экране дисплея элементы страноведческого характера, особенности окружения и обстановки, которые могут использоваться как фон формирования у обучаемых речевой деятельности на иностранном языке.

          Программа – презентация Microsoft Power Point обладает большими возможностями для построения цветных изображений, поддающихся необходимым преобразованиям в заданных пределах.

          Отмеченные возможности программы  – презентации Microsoft Power Point  делают ее прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности.

          Сейчас во всех школах идет  раннее обучение учащихся иностранным  языкам. Часто на уроках иностранного  языка процесс вовлечения учащихся  в устную речь по различным  темам бывает неинтересным. При  работе с программой – презентацией Microsoft Power Point это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д.

          У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.                                                                          

    Выводы  по второй главе

        Поскольку использование программы – презентации Microsoft Power Point актуально для современных детей, они на уроках английского языка с удовольствием работают в этой программе, работая индивидуально или объединяясь в группы. Все презентации, построенные по одному принципу (образцу учителя) очень индивидуальны. Ребята стараются не повторять вопросы, подбирать свое оформление и эффекты. Вся коррекция происходит также намного удобнее: ведь в компьютере исправить легче, чем переписывать карточки. Итак, программа – презентация Microsoft Power Point на уроке дает ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Наглядность и анимация, которые активизируют процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.
  2. Возможность проверки и самопроверки как вопроса, так и ответа.
  3. Многократное повторение всего изученного материала.
  4. Удобство пользования, коррекции, замены.
  5. Мобилизация внимания обучаемого.

     8. Снижение временных затрат преподавателя  на контроль  знаний.

      9. Развитие творческого мышления  за счет уменьшения доли репродуктивной  деятельности.

  1. Развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Cовершенствование познавательных  способностей при обучении английского языка непосредственно связано с применением различных видов ИКТ на уроке. Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

    Чтобы  учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо  осуществить полный цикл учебно- познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнение в применении усвоенной теории на практике и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний, умений, навыков.

   Очевидно, что использование средств ИКТ  на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера. Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:

  • от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
  • от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
  • от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
  • от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

   ИКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать  знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

   Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают  новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

   Одним из очевидных достоинств уроков с  использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.

   Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.

Информация о работе Применение информационно – коммуникационных технологий на уроках английского языка