Применение информационно – коммуникационных технологий на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – обосновать совершенствование познавательных способностей у учащихся с использованием ИКТ на уроках английского языка.
Задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу по данной проблеме,
- рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы,
- проанализировать категории "познавательные способности", и выявить из них наиболее необходимые для изучения английского языка;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….... 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования познавательных
способностей учащихся с использованием ИКТ………………..……….…….. 5
1.1 Сущность познавательных способностей учащихся………………….... 5
1.2 Развитие познавательных способностей учащихся через
внедрение ИКТ ……………………………………………………………..… 8
1.3 Особенности использования средств ИКТ при организации
познавательной деятельности обучающихся ……………….....……………12
ГЛАВА 2 Применение информационно – коммуникационных
технологий на уроках английского языка…………………………………….. 15
2.1 Применение различных видов ИКТ на уроке английского языка
для активизации познавательных способностей учащихся при
обучении различным аспектам речевой деятельности ……………...…… 15
2.2 Возможности использования программы – презентации
Microsoft Power Point на уроках английского языка……………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…... 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

           fgggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggggg 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….... 3

ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования познавательных

способностей учащихся с использованием ИКТ………………..……….…….. 5

    1.1 Сущность познавательных способностей учащихся………………….... 5

   1.2 Развитие познавательных способностей учащихся через

   внедрение ИКТ ……………………………………………………………..… 8

  1.3 Особенности использования  средств ИКТ при организации

    познавательной деятельности обучающихся ……………….....……………12

ГЛАВА 2 Применение информационно – коммуникационных

технологий  на уроках английского языка…………………………………….. 15

   2.1 Применение различных видов ИКТ на уроке английского языка

  для    активизации познавательных способностей учащихся при

    обучении  различным аспектам речевой деятельности ……………...…… 15

    2.2 Возможности использования программы – презентации

    Microsoft Power Point  на уроках английского языка……………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…... 23

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………  25

 

     ВВЕДЕНИЕ

    Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли  в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует совершенствованию познавательных способностей, повышению мотивации учащихся  в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания  и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

       Необходимо, чтобы каждый педагог  понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

       ИКТ обучения на уроках английского  языка являются эффективным педагогическим  средством изучения иноязычной  культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

       Однако, современные УМК для преподавания  английского языка представлены  в основном дидактическими аудиоматериалами, а ресурсные возможности образовательной  среды Интернет позволяют использовать новые интерактивы. Обучающимся не надо вкладывать дополнительные материальные средства на их приобретение. Учителя английского языка должны овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса, но пока не разработаны комплексные научно-методические рекомендации.

    Объектом курсовой работы являются познавательные способности учащихся.

    Предметом являются развитие познавательных способностей с использованием информационно- коммуникационных технологий

      Цель данной работы – обосновать совершенствование познавательных способностей у  учащихся с использованием ИКТ на уроках английского языка.

         Задачи:

 - изучить теоретическую и методическую литературу по данной проблеме,

 - рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы,

- проанализировать категории "познавательные способности", и выявить из них наиболее необходимые для изучения английского языка;

- выявить каковы  возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка общеобразовательной школы;

    Гипотеза - совершенствование познавательных  способностей при обучении английского языка непосредственно связано с применением различных видов ИКТ на уроке. 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования познавательных                                                                                                                                             способностей учащихся с использованием ИКТ 

    1. Сущность  познавательных способностей учащихся

    Специфика предмета иностранный язык требует  от учащихся напряжённой умственной деятельности, внимания, способности рассматривать абстрактные понятия, умения делать обобщения, что является для многих из них трудной задачей.

    Способность – есть конкретное проявление психологической  функции

Познавательные  способности – свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач) или с точки зрения простой модели функционирования интеллекта это особенности (свойства) взаимодействия кратковременной памяти, долговременной памяти и сознания в процессе решения задачи.

     Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно – познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности – это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся такие индивидуально – психологические особенности учащихся, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Лентяй, который не хочет как следует работать, вряд ли достигнет больших успехов в овладении знаниями. К общим способностям относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Есть, например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, особую сообразительность в математике, склонность к литературному творчеству или изобразительному искусству. Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие , настойчивость в работе, произвольное внимание, действуют развитию памяти и помогают  успешнее заниматься по тем предметам.

Рассматривая  развитие способностей, мы можем выделить три фактора культурной детерминации.

     Во-первых, необходимо подчеркнуть тот факт, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психической деятельности. Функциональные системы, реализующие психические функции, вызревают в течение длительного постнатального периода. Этот процесс вызревания детерминируется средой жизнедеятельности. Функциональные системы изначально формируются как окультуренные «второй природой», созданной человеком.

     Во-вторых, развитие способностей детерминируется  социальными формами деятельности.

     В-третьих, развитие способностей детерминируется  индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности и смыслы будут определять качественную специфику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит человек.

     При рассмотренном понимании способностей и задатков становится более ясным  соотношение между ними. Способности не формируются из задатков. Способности и задатки являются свойствами: первые – свойствами функциональных систем, вторые – свойствами компонентов этих систем. Поэтому можно говорить только о развитии вещей, которым присущи данные свойства. С развитием системы изменяются и ее свойства, определяющиеся как элементами системы, так и их связями. Свойства функциональных систем (способности) – системные качества. При этом в свойствах системы могут проявляться и проявляются свойства элементов, ее составляющих (специальные задатки). Помимо этого, на продуктивность психической деятельности влияют свойства суб- и суперсистем, которые мы обозначили как общие задатки. Общие и специальные задатки в свою очередь могут интерпретироваться как системные качества, если мы будем изучать элементы системы, свойствами которых они являются.

     Существует  и другое понимание задатков: их можно рассматривать в качестве генетических программ, определяющих развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом как индивида. Исследуя проблемы развития способностей, мы также не можем сказать, что способности формируются на основе задатков, ибо развиваться будут функциональные системы, а задатки вместе со средой будут управлять этим процессом. Способности будут выступать как свойства функциональных систем.

    На  первой стадии происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала, или усвоение теоретических знаний.

    На  второй стадии осуществляется выработка  умений и навыков по применению этих знаний на практике, что требует организации специальных тренировочных упражнений.

    Третья  стадия связана с дальнейшим повторением  и углублением знаний по изучаемому материалу, их закреплением и совершенствованием практических умений и навыков. Чтобы  учащийся овладел изучаемым материалом, ему необходимо  осуществить полный цикл учебно- познавательных действий: восприятие нового материала, его первичное и последующее осмысление, запоминание, упражнение в применении усвоенной теории на практике и затем повторение с целью углубления и более прочного усвоения знаний , умений, навыков. 
 
 
 

    1. Развитие  познавательных способностей учащихся через          внедрение информационно–коммуникационных технологий
 

     Использование новых информационных технологий в  преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

    В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) .

       В современных источниках информационно  - коммуникационные технологии представляют  собой широкий спектр цифровых  технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

 Ученые  считают, что любой метод обучения  обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения.

Дадим определение понятию “средства  ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей  . В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь используем для приобщения учащихся к информационной культуре.

Информация о работе Применение информационно – коммуникационных технологий на уроках английского языка