Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:39, курсовая работа
Цель данной работы – обосновать совершенствование познавательных способностей у учащихся с использованием ИКТ на уроках английского языка.
Задачи:
- изучить теоретическую и методическую литературу по данной проблеме,
- рассмотреть способы и формы применения ИКТ на уроках английского языка общеобразовательной школы,
- проанализировать категории "познавательные способности", и выявить из них наиболее необходимые для изучения английского языка;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….... 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования познавательных
способностей учащихся с использованием ИКТ………………..……….…….. 5
1.1 Сущность познавательных способностей учащихся………………….... 5
1.2 Развитие познавательных способностей учащихся через
внедрение ИКТ ……………………………………………………………..… 8
1.3 Особенности использования средств ИКТ при организации
познавательной деятельности обучающихся ……………….....……………12
ГЛАВА 2 Применение информационно – коммуникационных
технологий на уроках английского языка…………………………………….. 15
2.1 Применение различных видов ИКТ на уроке английского языка
для активизации познавательных способностей учащихся при
обучении различным аспектам речевой деятельности ……………...…… 15
2.2 Возможности использования программы – презентации
Microsoft Power Point на уроках английского языка……………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…... 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
ИКТ помогает организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.
Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей.
Одним из очевидных достоинств уроков с использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.
Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности.
Анализируя такие уроки, мы отмечаем: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся.
Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.
Множество загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире. Ребенку очень сложно найти ответы на интересующие их вопросы, но интересно и ребенок стремится найти ответы на все интересующие их вопросы. Ученики с удовольствием принимают участие в различных исследованиях. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия для новых открытий. Тема, выбранная для исследования должна быть интересна ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Максимальной результативности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности.
Метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Например, решая задачу, как из стихов рождается музыка, они сами становятся композиторами, соприкасаются с тайной возникновения звука
Способности и умения формируются и развиваются по мере того, как дети приобретают всё более разнообразный опыт столкновения с проблемами, решить которые можно только научно-исследовательским путём. Учитель помогает ученикам встать на этот путь, а дальше они идут по нему уже сами.
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения. Одна из моих учениц, работая над проектом ‘’Интересно ли быть ребёнком?’’ самостоятельно провела опрос среди дошкольников и оформила его результаты в виде графиков и диаграмм, вывод, который сделала девочка, очень её удивил: ‘’Быть ребёнком интересно, но все дети хотят стать взрослыми!’’.
Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они служат средством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых природоведческих знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, способствуют эффективному формированию понятий.
Итак,
различные виды средств обучения
являются носителями специфических свойств
и функций, определяющих их дидактические
возможности. Такое представление о средствах
обучения служит теоретическим обоснованием
дифференцированного подхода к их использованию.
1.3
Особенности использования
средств информационно-коммуникационных
технологий при организации
познавательной деятельности
обучающихся
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.
Однако
при организации урока с
Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности .
Таким
образом, говоря о
Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:
Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в российской школе.
Использование
информационно-
Выводы по первой главе
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью. При наличии одного или нескольких компьютеров в учебной аудитории учитель имеет возможность организовать самостоятельную работу некоторых учеников с электронным учебным пособием.
Итак, различные виды средств
обучения являются носителями
специфических свойств и функций, определяющих
их дидактические возможности. Такое представление
о средствах обучения служит теоретическим
обоснованием дифференцированного подхода
к их использованию.
ГЛАВА
2 Применение информационно
– коммуникационных
технологий на уроках
английского языка
2.1
Применение различных
видов ИКТ на уроке английского
языка для активизации
познавательных способностей
учащихся при обучении
различным аспектам
речевой деятельности
А) Мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций давно и прочно вошло в практику обучения иностранному языку. На уроках их используют для актуализации знаний, сопровождения объяснения нового материала, первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации изученного. Важнейшее преимущество презентаций в том, что учитель создаёт учебные ресурсы, ориентированные на конкретных учащихся, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для интерактивного взаимодействия участников урока.
Возможности которые способствуют активизации познавательных способностей учащихся:
1) представление логического ряда картинок, за которым следует проблемный вопрос. Данный приём помогает детям при введении материала урока самим сформулировать проблему и стимулирует желание у них находить её решение. Например, рассматривая слайды хрупких предметов, учащиеся делают вывод о том, что их общее качество—хрупкость, после чего им предлагают догадаться, какой ещё хрупкий предмет находится в коробке. Догадавшись, что это может быть глобус, дети сами делают вывод о том, что наша планета хрупкая, и к ней надо относиться бережно. Аналогично составляются задания на нахождение лишнего предмета, каким-то образом связанного с проблемой урока, на сравнение внешне похожих предметов. При изучении темы «Страдательный залог» ряд картинок с изображением изменений в городе, произошедших за время отсутствия героя, позволяет учителю совершенствовать грамматические навыки по данной теме.
2) приём «оживи картинку». Учитель побуждает учащихся поразмышлять, о чём могут разговаривать, думать люди, изображённые на слайде. Интересно и оживлённо проходит выполнение этого задания, если «оживить» необходимо разговор животных или неодушевлённых предметов.
3) приём «медиаазбука», когда на каждую букву алфавита придумывается слово, ассоциирующееся с данной темой. Объясняя выбор того или иного слова, учащиеся учатся мыслить логически, расширяется их активный словарь, задействуется личный опыт.
4) восстановление логической последовательности картинок, по которым совместно составляется рассказ. Использование ИКТ тесно связано с реальным общением учащихся.
5) описание различных предметов, людей, объектов, опознавание их с помощью приёма «light-out», где учитель, используя соответствующую программу, создаёт интерактивное упражнение, в ходе выполнения которого учащийся, передвигая свечу, каждый раз открывает новые фрагменты спрятанной картинки. При этом устно описывается увиденное, делаются догадки, а к моменту открытия картинки у учащихся формируется план описания данного предмета. Этот же приём можно использовать, затемняя отдельные части интерактивной доски.
6) создание моделей явлений, которые невозможно представить зрительно: устройство компьютера, природные явления, схема политического устройства государства и т.д.. Особенно эффективен данный приём для моделирования сложных грамматических явлений, при котором слова передвигаются, иногда со звуковыми эффектами, давая наглядное представление, например, о порядке слов в косвенном вопросе, использовании артиклей, образовании сложного дополнения.