Предмет и задачи науки о языке. Место языкознания в системе лингвистических дисциплин.Связь языкознания с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 17:54, шпаргалка

Описание работы

Языкознание - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Языкознание как наука делится на общее и частное.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по языкознанию.1 курс 1 семестр.Составитель DJChem.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Вопрос  № 10. Понятие фонемы. Варианты фонемы.Фонема— отдельный звук речи к.-л. языка или диалекта, рассматриваемый в его функции, т. е. как средство для различения и материал для построения значимых единиц языка — слов и морфем, в отвлечении от тех особенностей его произношения и звучания, к рые не вызывают смысловых различий в словах и морфемах; основная фонетич. единица языка. Термин «Ф.» возник во франц. лингвистич. литературе для обозначения звука речи. Русский лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ высказал мысль о «несовпадении физической природы звуков с их значением в механизме языка». Фонемы это как бы «кирпичики», из которых строятся экспоненты значащих единиц языка, в первую очередь морфем, а тем самым и слов. Фонемы обязательно должны быть достаточно разными, различимыми для восприятия: они ведь должны не просто составлять некоторые последовательности, а должны составить для разных знаков разные последовательности, чтобы соответствующие знаки, морфемы или слова отличались друг от друга на слух и распознавались, т. е. узнавались как нечто разное.Звуки русского языка можно рассматривать с точки зрения той роли, которую они играют как знаки звуковой сигнальной системы, выработанной носителями русского языка для обозначения определенного смысла в процессе речевого общения.Звуковые оболочки слов и их форм в речевом потоке представляют собой различного рода звуковые сигналы, образуемые определенными линейными сочетаниями звуковых единиц или единичными звуками.Звуковой строй русского языкаявляет собой отлаженную систему минимальных звуковых единиц, функционирующих в качестве сигналообразующего материала, из которого автоматически и непрерывно производится отбор первичных звуковых элементов для образования и модернизации звуковых оболочек слов в совокупности всех словоформ. сущность звуковой системы русского языка заключается в том, что составляющие ее минимальные звуковые единицы (звуки речи) служат своеобразным строительным материалом, из которого образуются линейные сочетания звуков или извлекаются единичные звуки, выступающие в качестве сигналов лексико-семантических, грамматических и словообразовательных значений.В потоке речи структура звука складывается из качественных признаков двух противопоставленных разновидностей.Первую разновидность составляют признаки, которые не обусловлены внутренней природой данного звука, а приобретаются им под влиянием позиции или артикуляций соседних звуков.Ко второй разновидности относятся такие качественные признаки в структуре данного звука, которые обусловлены его внутренней природой, не зависят от позиции и влияния артикуляций соседних звуков. Именно эти признаки, выполняя сигналообразующую функцию, придают данному звуку характер фонемы. Фонема — это минимальная, не членимая в линейном плане звуковая единица, обладающая независимыми самостоятельными признаками, которые выполняют функцию звуковых сигналов для различения звуковых оболочек разных слов и морфем. 

Вопрос  № 11.Чередования  звуков и основные типы чередований. В языке различают также чередования звуков, то есть взаимную их замену на тех же местах, в тех же морфемах. Важно различать виды чередований, так как одни из них относятся к области фонетики, а другие к области морфонологии, и должны, таким образом, изучаться соответствующими разделами языкознания.Фонетические  чередования - это изменения звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. Эти чередования обусловлены позицией. При фонетических (живых) чередованиях чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, например, воды - вода - водовоз, где и варианты фонемы о.Фонетические чередования обычно остаются невыраженными в письменной речи.От живых чередований следует отличать нефонетические чередования, которые не являются предметом изучения фонетики. При нефонетических чередованиях изменение звучания не зависит от позиций звука в слове. При этом чередуются разные фонемы, благодаря чему одна и та же морфема получает разный фонемный состав, например, друга - друзей - дружеский. Среди нефонетических чередований различают чередования морфологические и грамматические.1) Морфологические. Такое чередование не обусловлено фонетической позицией, и не является само по себе выразителем грамматического значения. При морфологических чередованиях чередуются:а) гласная фонема с нулем, например, сон-сна, пень-пня.б) одна согласная фонема с другой согласной фонемой: к-ч г-ж х-ш, например, рука - ручка, нога - ножка, муха - мушка;в) две согласные фонемы с одной согласной фонемой: ск-щ ст-щ зг-ж зд-ж, например, плоскость - площадь, простой - упрощение, брюзга -брюзжать, запоздать - позже.2) Грамматические чередования очень схожи с морфологическими. Нередко их объединяют вместе. Однако существенное отличие грамматических чередований от морфологических (традиционных, исторических) состоит в том, что грамматические чередования не просто сопровождают различные словоформы, а самостоятельно выражают грамматические значения. Так, например, чередования парных л и л мягкого, н и н мягкого, а также чередования к-ч х-ш могут различать краткое прилагательное мужского рода и существительное категории собирательности, например, гол - голь, рван - рвань, дик - дичь, сух - сушь. Чередование г-ж может различать несовершенный и совершенный вид глаголов, напр. избегать, прибегать, убегать и избежать, прибежать, убежать.Фонетические чередования рассматриваются в фонетике. Все явления нефонетических чередований изучает морфонология, хотя изучение их функций, выражения тех или иных грамматических значений относится уже к грамматике.

 
 
 
 

Вопрос  № 12. Просодические  явления языка. Слог - это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков, при этом не все звуки могут образовывать слог, т.е. быть слоговыми. Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т.е. взрывные и аффрикаты. При изучении слога и слогоделения важными являются понятия (1) открытого/закрытого и (2) долгого/краткого слогов.1. Открытым слогом называется такой, который заканчивается слогообразующим звуком. например все слоги ма-ма закрытым— такой, который заканчивается неслогообразующим звуком, например мать, дай. Есть языки (английский), широко использующие открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны только открытые слоги. 2. Для некоторых языков, например для древнегреческого и латыни, для арабского, существенно различение долгих и краткихслогов. К долгим слогам относятся открытые слоги с долгим гласным в вершине, а также все закрытые слоги. Краткими являются лишь те открытые слоги, у которых вершиной служит краткий гласный. Так, ударный слог может произноситься с большей интенсивностью — так называемое динамическое, или силовое, ударение. Он может удлиняться — квантитативное, или количественное, ударение. Он может выделяться повышением или понижением тона — музыкальное, или тоническое, ударение. В ряде языков наблюдается также качественное ударение — особое качество звуков, составляющих ударный слог.Словесное ударение может быть свободным или связанным.1. Свободным называется ударение в тех языках, в которых оно Может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова, как это мы видим в русском языке. Свободное ударение может быть неподвижным при образовании форм слова и производных слов или подвижным.Неподвижное ударение имеем, например, в слове горох: ср. горох, гороха, гороху и т. д Неподвижное ударение определенным образом характеризует не только данную словоформу, но и данную корневую морфему. Подвижное ударение имеем в слове борода: ср. бороды, бороде. но бороду, бороды... Подвижность ударения наблюдается в языках со свободным ударением там, где ударение так или иначе характеризует определенные некорневые морфемы, определенные грамматические формы и словообразовательные типы. Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны, Между ними наблюдается известная градация: главное ударение противостоит одному или нескольким второстепенным, более слабым. Таким образом, единство акцентного слова, создаваемое главным ударением, не нарушается. Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все  явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц — словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Важнейший компонент интонации — мелодика, т.е. движение основного тона голоса (повышение и 'понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Мелодика и особенно второй важный компонент интонации — интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в понятие интонации входит фразовое ударение Третий компонент интонации — темп речи, ее замедление и ускорение. 
 
 
 

Вопрос  № 13. Слово как  единица языка. Слово  в языке и в  речи. Проблема лексического значения. Слово - это основная единица языка, кот выполняет номинативную функцию, т.е. называет предметы, присваивает имя процессу, признаку.Существенные признаки слова: 1) фонетическая  оформленность 2)цельнооформленность или непроницаемость 3)Семантическая валентность(Валентность- способность слова к распространению.Значит, слово может иметь несколько значений, готовность развивать значения) 4)Воспроизводимость 5)Одноударность 6)номинативность (ф-я называния) 7)Лексико-грамматическая оформленность, т.е. слова обязательно характеризуются как части речи.Лексикология изучает слово со стороны его значения.Слова в любом языке неоднородны по своему значению. С т.з. качества значения слова делятся на 2 группы:1) имеют характер автосемантический, т.е. у них есть собственное значение.Это знаменательные части речи.2)слова имеют синсемантический характер, т.е. это служебные ч речи. Проблема значения слова не решена до сих пор, существуют несколько гипотез на эту тему.1 ПРЕДМЕТНАЯ гипотеза.Значение слова - это предмет, кот обозначен словом. Данную гипотезу можно опровергнуть возражением: существуют абстрактные понятия слова, напр такие как любовь, красота, сила. 2 ПОНЯТИЙНАЯ гипотеза.Значение слова - это понятие. Понятие - это форма лексического мышления, состоящая в выражении существенных признаков предмета. Понятие вседа обобщает.Возражение:Значение слова - не всегда понятие. Например, междометие не может выражать понятие.Терминологическая лексика выражает только понятие.3Гипотеза ОТРАЖЕНИЯ.Она отличается от первой и второй гипотез тем, что предыдущие отвечают на вопрос:что есть по сути? А третья пытается объяснить механизм формирования значения.Значение слова - отображение предметов и явлений в человеческом сознании.Выделяют несколько видов значений: 1)Детонативное.Детонат - предмет, кот стоит за словом.(Н-р, Кошка любит молоко(любая кошка) и Кошка выпила молоко (конкр)Детонативное значение имеют прежде всего сущ., гл., прилаг.2)Сигнификативное значение(если слово означает понятие).(н-р, Утренняя звезда Венера)Сигнификат - понятие, кот. делится на научное(у него большой набор дифференциальных пр-ков) и бытовое (формальное, содержит немного дифференц пр-ков). 3)Структурное значение.Оно возникает, когда важным оказывается отношение между словами, место слова в системе языка. (брат:старший, младший, средний) 4)Прагматическое значение - значение, кот связано с практической деятельностью человека. (н-р, женщина: полная, толстая). 5)Коннотативное значение. Коннотация - дополнительный элемент значения, создающий окраску (н-р, запах:хороший, плохой).Заключенное в слове указание на «известное содержание, свойственное только ему одному», т. е. только данному слову в отличие от всех других слов, называется лексическим значением. Лексическое значение, как правило, остается одним и тем же во всех грамматических формах слова, в том числе и аналитических. Таким образом, оно принадлежит не той или иной словоформе, а лексеме в целом. В лексическом значении слова выделяются три стороны, или грани: 1) отношение к денотату — это так называемая предметная отнесенность слова; 2) отношение к категориям логики, и прежде всего к понятию,— понятийная отнесенность; 3) отношение к концептуальным и коннотативным значениям других слов в рамках соответствующей лексической системы — этот аспект значения иногда называют значимостью. 
 
 

Вопрос  № 14. Слово и понятие.Терминологическая  лексика. Понятие представляет собой «результат обобщения и выделения предметов некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Обобщение осуществляется за счет отвлечения от всех особенностей отдельных предметов и групп предметов в пределах данного класса». Понятие, выраженное словом, соответствует, таким образом, не отдельному денотату, а целому классу денотатов, выделенному по тому или иному признаку, общему для всех денотатов этого класса. Из сказанного вытекает, что из всех типов слов только нарицательные слова служат для прямого выражения понятий. Однако косвенно соотнесены с понятиями и другие типы слов. Любое имя собственное имеет смысл при условии такого соотнесения с соответствующим общим понятием.Отчетливо соотнесены с понятиями указательно-заместительные, а также служебные слова и даже междометия. В общем, прямо выражают понятия или косвенно соотнесены с ними все разряды слов.Понятия, с которыми так или иначе соотнесены слова языка, не обязательно являются научными, логически обработанными понятиями, соответствующими современному уровню познания мира человеком. Лишь часть слов языка, особенно те, которые выступают как специальные термины науки и техники, действительно выражают научные понятия. Но термины — особая область лексики, хотя и не отграниченная резко от лексики бытовой. Обычные же бытовые слова связаны с понятиями «бытовыми», часто «донаучными», сложившимися в глубокой древности или существенно упрощенными и огрубленными по сравнению с соответствующими понятиями науки..Языковой формой выражения и закрепления понятия может быть не только слово, но и словосочетание, иногда даже очень длинное и сложное. Что же касается раскрытия содержания понятия, то такое раскрытие может быть разным по степени полноты и глубины и достигается оно не с помощью одного слова или словосочетания, называющего это понятие, а с помощью сложного, развернутого определения или даже обстоятельного разъяснения, состоящего порой из многих предложений.Термин - это слово или словосочетание, обозн научное понятие. Общеупотребит слово - это слово, это слово, кот не ограничено какой-л деятельностью, термин же используют только специалисты.Общеупотребительное слово называет бытовое понятие, а термин обозн научное понятие. Термины бывают простыми и составными. Их наз терминологич словосочет. Разграничивают сферу фиксации - (словари, справочники) - это та сфера, где единицы вырваны из контекста.Сфера функционирования использ применение (тексты).Многозначность может быть вызвана разными пониманиями ученых объекта, его свойств и признаков. 
 
 

Информация о работе Предмет и задачи науки о языке. Место языкознания в системе лингвистических дисциплин.Связь языкознания с другими науками