Предмет и задачи науки о языке. Место языкознания в системе лингвистических дисциплин.Связь языкознания с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 17:54, шпаргалка

Описание работы

Языкознание - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Языкознание как наука делится на общее и частное.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по языкознанию.1 курс 1 семестр.Составитель DJChem.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

Вопрос  № 1. Предмет и  задачи науки о  языке. Место языкознания  в системе лингвистических  дисциплин.Связь  языкознания с  другими науками. Языкознание - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Языкознание как наука делится на общее и частное. Частн. языкознание - это наука об отдельных языках, а общее - занимается общими особенностями человеческого языка. Языкознание является многоаспектн. наукой, так как язык представляет собой весьма разнообразн. и сложное явление. Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение,— таких, например, как  «гласный» и «согласный», «имя собственное», «предложение»и т. п. Так как язык — явление общественно-историческое, языковедение входит в круг наук о человеческом обществе и человеческой культуре, таких, как социология, история, этнография, археология.Так как язык непосредственно связан с человеческим сознанием, мышлением и психической жизнью, языковедение имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности. Изучение проблем происхождения и раннего развития языка осуществляется языковедением в контакте с антропологией.Языковедение в ряде точек соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину — филологию, изучающую язык, литературу и культуру данного народа в их взаимосвязях.Так как наша речь воплощается в звуках, важные области языковедения связаны с акустикой — разделом физики, изучающим звук, а также с анатомией и физиологией органов речевого звукообразования в человеческом организме.Решая разнообразные прикладные задачи, языковедение взаимодействует с педагогикой и методикой, с медициной, а в наши дни все в большей мере с такими науками, как математическая, логика, статистика, теория информации и кибернетика.В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания — социолингвистика, психолингвистика, математическая лингвистика и некоторые другие. 
 
 

Вопрос  № 2.Язык, его основные функции.Соотношение языка и мышления.Язык и речь. Язык -важнейшее средство человеческого общения. Функции языка: 1)Коммуникативная - основная социальная функция языка. Общение – передача от одного лица другому какого-то сообщения с той или иной целью. Общение совершается в результате коммуникативной деятельности двух или нескольких лиц в определённой ситуации и при наличии общего средства общения.2)Фатическая или контактоустанавливающая(т.е. разговор ради общения) 3)Функция обобщающего обозначения.4)Язык выражает и сообщает мысли, интерпретирует их по-своему. 5)Язык - это орудие познания мира.Оно формирует мысли.6) Язык - средство моделирования мысли.Он отражает работу нашего сознания.Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Мышление - умение сопоставить разные предметы, находить предметы, обобщать.Функции мышления по отношению к языку: 1)Благодаря мышлению развивается значение слов; 2)Мышление позволяет осуществ выбор слов для речи.Речь делится на подготовленную и спонтанную. Подготовленная имеет контроль и целевую подготовленность, а спонтанная работает менее активно. Мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке. Будучи орудием общения, язык является орудием обмена мыслями. Поэтому возникает вопрос о соотношении языка и мышления. Мышление - высшая ступень человеческого познания.Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром . Под речью современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств, осуществляемое «про себя», без произнесения вслух. При общении происходит «обмен текстами». Если ограничиться только устной речью, то обмен текстами — это для каждого текста, с одной стороны, акт говорения, или «порождения» данного текста, с другой - акт понимания, или восприятия текста собеседником. Акты говорения и акты понимания называют иначе речевыми действиями. Система речевых действий есть речевая деятельность. 
 
 
 

Вопрос  № 3. Язык как знаковая система особого рода. Язык представляет собой сложную систему. Знаки – элементы системы. Язык определяют как систему знаков и правил их функционирования. Семиотика – наука изучающая знаковые сис-мы. Язык тоже знаковая сис-ма. Но он самая сложная из всех знаковых сис-м. Знак должен быть материальным. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует, поэтому знак – член второй сигнальной сис-мы. Примерами относительно простых систем могут служить железнодорожный семафор, светофоры разных типов, дорожные знаки, информирующие водителей о тех или иных особенностях предстоящего отрезка пути либо предписывающие или запрещающие выполнение каких-то действий. В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях.Знак может быть языковой и неязыковой. Свойства знака:1) конвенциальность, т.е. соглашение,договоренность(этим cв-вом обладают обе разновидности знака);2) неязыковой знак произволен, т.к. его форма не проявляется cв-вами предмета, кот он обознач. содержание; 3) Языковые знаки характиризуются разной степенью мотивированности. Мотивированность бывает генетическая, структурная, социальная, окказиональная. 4) Очень важным свойством знака является его противопоставленность другому или другим знакам в рамках данной системы. Противопоставленность предполагает чувственную различимость экспонентов и противоположность или, во всяком случае, различность содержания знаков. Существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров. До настоящего времени сохраняет свое значение классическое  разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы. Эта классификация основана на типологии соотношения формы и содержания. Так, иконами называются знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно. Индексами называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени. Наконец, символами называются знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака. Что касается содержания знака, то его связь с обозначаемой знаком действительностью носит принципиально иной характер. Содержание знака есть отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, причем отражение обобщенное и схематичное. 
 
 
 

Вопрос  № 4. Структура языка  и его системный  характер..Система и структура - очень связанные понятия. Системой наз совокупность элементов и отношения между ними. Структура - отношения, которыми организованы элементы. Язык - это система, кот состоит из упорядоченных элементов.Элементы системы языка - это его единицы и категории.Единицы - это постоянные элементы, которые отличаются друг от друга значением, строением и местом в системе.Единицы системы языка - фонемы, морфемы, лексемы, словосочетания и предложения. Категория - это объединение единиц языка на основе общего признака. Язык - это сложная система, кот состоит из неоднородных элементов, кот образуют самост подсистемы. Систему вообще и языковую систему в частности нередко определяют как совокупность элементов, «где все связано», а такую «всеобщую связь» объясняют следующим образом: если произойдет изменение какого-либо одного элемента, то оно скажется на всех остальных. В силу существования многих подсистем изменения могут ограничиваться рамками какой-либо подсистемы, не затрагивая других фрагментов системы. Например, устранение двойственного числа из определенной подсистемы морфологической системы языка практически никак не сказывается на его фонологической системе.Внутри языковой сист  в целом можно выделить уровни языка, поэтому язык - это «система систем». Уровень языка - это самост часть языковой системы, качественное своеобразие которой опред особенностями составляющих его элементов. С помощью этого понятия характеризуют как само устройство языка, так и различные этапы или фазы исследования языка. Идея “уровневой” характеристики строения системы языка и, соответственно, “уровневой” методики описания языка воспринята в настоящее время самыми различными лингвистическими направлениями и школами. Само слово “уровни” предполагает прежде всего отношения каких-то “высоких” и относительно “низких” классов или ступеней развития структур тех или иных объектов. Соотношение менее высоких и более высоких ступеней организованности объектов часто обозначается термином “иерархичность” структур этих объектов. Уровневая организация языка есть объективное свойство системы языка. Единицы, принадлежащие одному уровню, характеризуются качественным своеобразием, отличающим их от единиц других уровней, с которыми они не вступают ни в синтагматические, ни в парадигматические отношения, но только в иерархические отношения. В общей системе языка уровни представляют собой определенные подсистемы, обладающие своей внутренней упорядоченностью, т. е. структурой. Уровни связаны между собой в единой системе языка через свои единицы. Выявление уровней системы языка имеет важное значение для раскрытия сущности системной организации языка и познания его природы. 
 
 

Вопрос  № 5. Парадигматика  и синтагматика. Единица языка варьируется и,варьируясь, они сохраняют некую инвариантную сущность. Свойства всех единиц языка проявляются в их отношениях с другими единицами языка. Что же касается этих отношений единиц языка между собой, то в наиболее общем виде их можно свести к трем видам: синтагматические, парадигматические и иерархические. Синтагматические — это отношения единиц в линейной последовательности. Синтагматические отношения могут характеризоваться отношением реального (актуального) взаимодействия. В абстрактной форме они могут быть представлены как отношения некоторых классов.; парадигматические отношения - отношения между единицами, кот имеют что-то общее, могут заменять друг друга в потоке речи, но отличаются друг от друга значением или формой. Парадигматические отношения проявляются на всех уровнях языковой системы, они никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия, так как они представляют собой отношения относительно однородных единиц, образуемых, говоря словами Ф. де Соссюра, по  умственной ассоциации. Способность соответствующих единиц вступать в синтагматические отношения сопровождается способностью тех же единиц вступать в парадигмагические отношения. Термин «синтагма» в современнойлингвистике исп в двух значениях:1)синтагмой наз объединение двух неравноправных элементов; 2)Синтагма - отнош, кот возникают в высказывании в результате взаимод его синтаксической структуры и реального содержания.В результате такого взаим-я высказывание членится на части, кот наз синтагмами. СИНТАГМАТИКА - один из двух аспектов исследований языка изучение языковых единиц в линейном ряду, в тех реальных отношениях, которыми они связаны в тексте; противополагается парадигматике.Понятие синтагматики тесно связано с понятием валентность. (способность, заложенная в слове сочетаться или не сочетаться с другими элементами). ПАРАДИГМА- система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие «парадигма» употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.ПАРАДИГМАТИКА, один из двух аспектов исследования языка, противопоставляемый синтагматике, изучение элементов языка и классов этих элементов, находящихся в отношениях противопоставления, выбора одного из взаимоисключающих элементов.Учение о строении и структуре парадигм разных типов, их классификации, а также объединении в более сложные единства. 
 
 

Вопрос  № 6. Язык и общество.Внешние причины языковых изменений. Язык всегда — достояние коллектива. В громадном большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке, — это коллектив этнический. Языки некоторых этнических коллективов используются и как средство межэтнического общения. Так, русский язык является национальным языком русских и одновременно языком межнационального общения ряда других наций и народностей. Русский язык является также одним из мировых языков. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования.. Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: более или менее единый литературный язык обычно противостоит заметно различающимся между собой местным диалектам, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного языкового коллектива. Внешние причины языка:общественно-формальные;этнический состав;социальная структура общества;наука;производство и техника; худ литература; сист госуд учрежд.,образовательных, судебно-исторической власти; новая идеология;культурные контакты. Изменения, которые происходят в языке, касаются всех уровней его языковой системы, но в разной степени:фонетический Ур-нь не очень поддается изменениям,возможно, потому, что его единицы не имеют значения, а сама по себе форма не меняется. Изменения фонетического характера: правила сочетаемости звуков («гы», «кы»), а сейчас их нет;может меняться состав фонем или сист индифференц признаков. Появились палатализованные согласные.Большинство фонетических изменений носит закономерный, и они осущ регулярно;стал действовать закон открытого слога, кот повлиял на многие фонетические законы.Исторические изменения в лексике - самая подвижная область в языковой системе. Лексика должна меняться такими темпами, кот позволяют осуществ связь поколений.С развитием результатов, лексика формирует родо-видовые отношения. Группы причин развития языка - 1) экстралингвистические, т.е. те, кот происходят в обществе, явл-я контактов языков, вызванные контактами людей;2) собственно-лингвистические причины, т.е. причины, кот заложены в самой языковой системе, ее устройстве. Состояние языка зависит от общественно-экономич формации. Результаты языковых контактов: в тексте обнаруж неодинаковая роль языков.По роли, кот играют языки в текстах, различают:субстракт, суперстракт,адстракт. 
 

Вопрос  № 7. Историческая изменчивость языка.Синхрония и диахрония.Внутренние причины языковых изменений. Синхрония - ось одновременности, касающаяся отношений между сосуществующими вещами, откуда исключено всякое вмешательство времени. Это как бы горизонтальный срез, т.е. состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, кот обладают ценностью или значимость, независимо от их происхождения, а только в силу отношений между собой внутри целого - системы.Диахрония - ось последовательности, на кот никогда нельзя увидеть больше одной вещи зараз, по кот располагаются все явления оси со всеми их изменениями.Это путь во времени, кот проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории. Группы причин развития языка - 1) экстралингвистические, т.е. те, кот происходят в обществе, явл-я контактов языков, вызванные контактами людей;2) собственно-лингвистические причины, т.е. причины, кот заложены в самой языковой системе, ее устройстве. Состояние языка зависит от общественно-экономич формации.Язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым на всей территории своего распространения и во всех сферах своего использования. В нем обнаруживаются определенные внутренние различия: более или менее единый литературный язык обычно противостоит заметно различающимся между собой местным диалектам, а также профессиональным и другим разновидностям языка, отражающим внутреннее членение данного языкового коллектива. Диалекты и групповые различия в языке изучает диалектология, а всю совокупность вопросов, связанных с воздействием общества на язык и с языковыми ситуациями, складывающимися в обществе,— так называемая социолингвистика. Даже на сравнительно небольшой территории диалекты порой заметно отличаются друг от друга. Литературный   язык — вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый. Он функционирует в письменной форме и в устной форме. Для него типично наличие сознательно применяемых правил. Обслуживая общество в самых различных областях его жизни и деятельности и как бы приноравливаясь к различным формам и случаям человеческого общения, язык, естественно, обнаруживает еще один тип внутренних различий — различия функционально-стилистические. Имея в виду такого рода различия, говорят о языковых стилях, изучением которых занимается стилистика. Результаты языковых контактов: в тексте обнаруж неодинаковая роль языков.По роли, кот играют языки в текстах, различают:субстракт, суперстракт,адстракт. 

Вопрос  № 8. Фонетика.Звук речи.Основные аспекты его изучения. Фонетика - наука о звуках речи. Она неоднородна, т.к. сами звуки характеризуются в трех разных аспектах.Во-1, звук речи имеет акустические характеристики:у него есть высота, сила, тембр, и т д.Параметры, кот-ми характериз не только звуки речи, но и звук инструмента. Это основной аспект для акустиков, физиков, но не лингвистов. Во-2, звук речи связан с артикуляцией. Артикуляция - положение органов речи при произнесении звука. Это физиологический аспект - артикуляторная фонетика. В-3, аспект - это социальный звук со стороны его роли в различении смысла. Сам звук не имеет значения, но у него есть ряд качеств, или дифференционных признаков, с помощью которых выражается смысл.Фонетика исследует звуковой строй русского языка в плане его исторического развития и постепенного становления современной звуковой системы. Задачей фонетики может быть также описание звукового строя языка на строго определенном этапе его развития, например на этапе нашей современности. Звуковой строй русского языка может изучаться и с точки зрения выявления сходства и различия между входящими в него звуковыми единицами и действующими в нем фонетическими законами, с одной стороны, и соответствующими фактами других языков, как близко родственных, так и языков иных систем — с другой.Со стороны ритма и интонации связная речь расчленяется на замкнутые ритмико-интонационные единицы, которые в смысловом и грамматическом отношениях являются законченными самостоятельными предложениями.Замкнутые ритмико-интонационные единицы устной речи имеют в своем составе так называемые речевые такты, между которыми наблюдаются тактовые паузы. Отдельные законченные предложения обычно состоят из одного или нескольких речевых тактов. Речевые такты в свою очередь расчленяются на более мелкие единицы - фонетические слова. В составе фонетических слов выделяются слоги, а в составе слогов - минимальные нечленимые звуковые единицы - звуки  речи.Функционируя в речевом потоке, звуки речи взаимовлияют друг на друга и в результате этого приобретают некоторые качественные особенности. Отношения между звуками в потоке речи регулируются фонетическими законами русского языка. 
 
 
 

Вопрос  № 9. Классификация  звуков. Звуковые законы в области гласных  и согласных звуков.Классификация звуков проводится по разным признакам. Звуки делятся на гласные и согласные .При этом образуются комплексы - гласные образуют слоги - согласные - нет. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ О СОГЛАСНЫХ1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом. 2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования. 3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи, различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ. Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду. Различаются три ряда: передний, средний и задний.Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы ; заднего ряда у о а.Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных. В составе согласных звуков выделяются два класса согл: шумные и сонорные. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых. Существуют звуки, кот наз аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого.По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки.Согласные делятся на язычные и губные.Губные делятся на губно-губные(п) и зубно-губные (з). Ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики. 
 
 

Информация о работе Предмет и задачи науки о языке. Место языкознания в системе лингвистических дисциплин.Связь языкознания с другими науками