Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа
Целью моей работы является попытка кратко рассмотреть возможную
методику введения фонетического материала, дальнейшей работы над ним и
способы предотвращения типичных ошибок.
Введение………………………………………………………………………...2
Теоретическая часть:
Связь слухопроизносительных навыков с различными видами речевой
деятельности…………………………………………………………...4
Методика работы над фонетическим материалом и выработка
слухопроизносительных навыков…………………………………………….7
Ознакомление учащихся с новым фонетическим
материалом…………………………………………………………………………17
Обучение интонации……………………………………………………………..23
Обучение технике чтения вслух……………………………………………...26
Пути преодоления интерференции слухопроизносительных
навыков……………………………………………………………………………….33
.
Выводы по теоретической части…………..……………………………38
Практическая часть. Фонетические упражнения.……………………40
Выводы по практической части…..………………………………..……46
Заключение……………………………………………………………………47
Приложение………………………………………………………………..….48
Список используемой литературы…………………………………..….51
прекращалась, поскольку считалось, что навыки сформированы на
начальном этапе; хотя именно этот тип навыков можно считать наиболее
подверженным деавтоматизации;
> попытки сразу поставить
связаны с подробными объяснениями артикуляции, что ведет к
чрезмерной теоретизации учебного процесса.
В настоящее время методисты
считают, что работа над
произношения должна проводиться в течение всего срока обучения, хотя роль
этой работы
и ее характер меняются на различных
этапах.
Начальный этап. На начальном этапе происходит становление
слухопроизносительных навыков, которое включает в себя: ознакомление со
звуками, тренировку учащихся в их произношении для формирования навыков,
применение приобретенных навыков в устной речи и при громком чтении.
На этом этапе материальная
звуковая оболочка еще не
органически, заключенными в образце. Она еще сама по себе привлекает
внимание учащихся. Следовательно, задача первого этапа заключается в
автоматизации
слухопроизносительных навыков,
элементарный обмен мыслями.
Здесь превалируют устные
процессе чтения и письма характер работы над произношением не меняется.
Громкое чтение - типичное для этого этапа – создает дополнительные
возможности для развития слухо - произносительных навыков. Письмо также
часто сопровождается проговариванием вслух, в процессе чего
слухопроизносительным навыкам уделяется необходимое внимание.
Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной,
несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте.
Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его
нуждами для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить
звуки, которые является наиболее трудными, не имеющими аналога в родном
языке. Например, такой звук, как [ р ] встречается в первых же уроках,
поскольку необходим для произнесения артикля.
В обучении произношению
Учитывая, что единицей обучения является фраза, учащиеся повторяют пример
за учителем или записью. Если учащиеся не допустили ошибок в произношении,
они переходят к работе над следующими примерами. Если же преподаватель
заметил какие-либо недочеты, звуки, подлежащие специальной отработке,
вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного
правила. Это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в
целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания,
фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом. Это имитативная
часть.
Такой подход к обучению фонетическим навыкам на начальном этапе
обеспечивает одновременное усвоение учащимися и фонетических, и
грамматических, и лексических, и интонационных особенностей английского
языка в нерасчлененном виде. При такой постановке обучения оказывается
просто ненужной тренировка изолированного звука, так как звуки практически
никогда не функционируют в изолированном виде.
Артикуляционные правила носят аппроксимированный (приближенный к
правильному) характер. Фактически, это правила-инструкции, которые
подсказывают учащимся, какие органы речи (губы, язык) принимают участие в
произнесении звука. Например, чтобы произнести звук [e], нужно, произнося
русское «е», растянуть губы в улыбку, рот почти закрыть, губы напрячь.
Опыт показывает, чем короче, лаконичнее объяснение, тем оно
эффективнее. Например:
- полугласный звук [w] получится правильным, если вы представите, что
целуете кого-то;
- носовой [?] можно сравнить со звоном колокола (бим-бом, дин-дон).
Изобретательность учителя
запоминающиеся правила-инструкции.
Замечено, что неординарно сформулированные правила-инструкции
запоминаются учащимися на всю жизнь; нередко уже давно утрачены и звуки, и
все остальное, а меткое объяснение учителя остается в памяти и через десять
лет после окончания школы. Однако наиболее рационально воспользоваться
психологической особенностью учащихся младших классов - прекрасными
имитационными способностями - и шире использовать эффективный прием
обучения - имитацию.
При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно
должно чередоваться с демонстрацией «эталонов», которые учащиеся слышат от
учителя или в записи. Затем следует интенсивная тренировка в произношении,
которая опять таки происходит на основе «эталонов». Тренировка включает два
типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация.
Для того чтобы слушание было действительно активным, оно должно
предваряться задачами, помогающими привлечь внимание учащихся к нужному
качеству звука, интонемы. Оно стимулирует выделение из потока слов
конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной
карты учащийся показывает учителю, как он узнал звук.
Упражнения в активном
упражнений в развитии слухопроизносительных навыков; они шлифуют слух и
подводят учащихся к упражнениям в воспроизведении.
Удельный вес упражнений в воспроизведении должен быть значительно
выше предыдущих. Ведь они представляют собой осознанную имитацию «эталона».
Они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их в качественное
воспроизведение нового звука. Простая имитация, без осознания особенности
иноязычного звука, недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны
воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного
языка. В отношении некоторых звуков это безопасно, однако с другими может
быть чревато нарушением коммуникации. Проводимые регулярно упражнения в
осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковую и внутриязыковую
интерференцию.
Повышению качества сознательной имитации способствует дирижирование
учителя. При этом следует научить учащихся определенной символике жестов.
Долгота изображается горизонтальным движением руки, краткость звука -
быстрым дугообразным;
лабиализованные гласные –
округлением (имитация положения губ). Особенно важно дирижировать при
обучении интонации: ударение демонстрируется энергичным взмахом руки снизу
вверх, подъему тона соответствует плавное движение руки вверх, его
понижению - вниз. Дирижирование учителя – это важная наглядная опора для
учащихся на стадии становления слухопроизносительных и ритмико-
интонационных навыков.
Предметом тренировочных упражнений могут являться звуки и
звукосочетания, помещаемые во все более крупные единицы: от слога - через
слово - к словосочетанию и тексту. Работа над произношением при этом
проходит путь от слушания текста к тексту, создаваемому учащимся.
При становлении
организационные формы: хоровая, индивидуальная и парная. Хоровая работа
позволяет увеличить время тренировки: каждый учащийся многократно
произносит нужные звуки. Помимо этого, произнесение хором подчеркивает
произносительные особенности звуков, делает их более наглядными, благодаря
воспроизведению их всеми учащимися в унисон. Кроме того, такая работа
способствует уменьшению и снятию комплексов, языкового барьера. Однако
эффект хоровой работы зависит от того как она будет сочетаться с
индивидуальной. Важно чередовать эти два вида, так как произнесение в
одиночку повышает ответственность каждого ученика в отдельности.
Для осознанной имитации
с точки зрения содержания: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы,
поговорки. На начальном этапе - считалочки и поговорки, на более поздних -
истинные образцы поэтического слова.
Особую привлекательность в этой связи представляют художественные
произведения или их фрагменты, при усвоении которых наблюдаются
межпредметные связи, в частности с литературой, искусством. В результате
ценный материал не только обогатит память учащихся произносительными
эталонами, но будет одновременно способствовать расширению
общеобразовательного горизонта, что в конечном итоге сыграет положительную
роль в развитии мотивации учения.
Средний и старший этапы.
на начальном
этапе слухопроизносительный
собой совершенствуется под влиянием расширяющегося и углубляющегося