Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:51, курсовая работа
Целью моей работы является попытка кратко рассмотреть возможную
методику введения фонетического материала, дальнейшей работы над ним и
способы предотвращения типичных ошибок.
Введение………………………………………………………………………...2
Теоретическая часть:
Связь слухопроизносительных навыков с различными видами речевой
деятельности…………………………………………………………...4
Методика работы над фонетическим материалом и выработка
слухопроизносительных навыков…………………………………………….7
Ознакомление учащихся с новым фонетическим
материалом…………………………………………………………………………17
Обучение интонации……………………………………………………………..23
Обучение технике чтения вслух……………………………………………...26
Пути преодоления интерференции слухопроизносительных
навыков……………………………………………………………………………….33
.
Выводы по теоретической части…………..……………………………38
Практическая часть. Фонетические упражнения.……………………40
Выводы по практической части…..………………………………..……46
Заключение……………………………………………………………………47
Приложение………………………………………………………………..….48
Список используемой литературы…………………………………..….51
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Теоретическая
часть:
Связь слухопроизносительных
деятельности………………………………………………
Методика работы над
слухопроизносительных навыков…
Ознакомление учащихся с новым
фонетическим
материалом……………………………………………………
Обучение интонации………………………………
Обучение технике чтения вслух……………………………………………...26
Пути преодоления
навыков……………………………………………………………
.
Выводы по
теоретической части…………..……………
Практическая
часть. Фонетические упражнения.……………………40
Выводы по
практической части…..………………………………..……46
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………..….51
Введение
Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка -
совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную
сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация,
паузы).
Язык как средство общения возник и существует, прежде всего, как
звуковой язык, [1] и владение его звуковым строем (наличие его
произносительных навыков) является обязательным условием общения в любой
его форме. Речь будет понята слушающим с трудом, искаженно или вообще не
понята, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий не
поймет или будет с трудом понимать обращенную к нему речь, если сам не
владеет произносительными навыками;
Высказыванию в письменной
развернутое проговаривание во внутренней речи, а чтение про себя, даже
очень беглое, сопровождается озвучиванием зрительно воспринимаемого текста.
Озвучивание при этом носит свернутый характер, но прийти к нему можно
только через развернутое, сначала во внешней речи (чтение вслух), а затем и
во внутренней (чтение про себя), поэтому несовершенство произносительных
навыков тормозит развитие беглости чтения. Оно часто является и причиной
неточного или даже неверного понимания текста.
Интонационные навыки учащихся, зачастую, не выдерживают никакой
критики. Перед преподавателями остро стоит вопрос, есть ли реальная
возможность улучшить обучение интонации. Считается, что в условиях
современной школы это задача из невыполнимых. Известно, что интонационные,
так же как и фонетические навыки являются наиболее неустойчивыми. Однако
попытаюсь рассмотреть несколько попыток развития их, поддержания и, при
необходимости, реанимирования.
Иногда рекомендации, относящиеся к обучению произношению, основываются
только на данных фонологии. Однако не всегда эти исследования могут быть
непосредственно использованы в методике обучения языку в средней школе, для
которой не так существенно углубление в природу звука, как овладение
звуковым составом в его наиболее упрощенном виде. Поэтому подробное
описание артикуляции звуков, основанное на их физиологической
характеристике,
и схематичное изображение
артикулирования непригодны для обучения произношению в средней школе.
Таким образом, только наличие твердых произносительных навыков
обеспечивает нормальное функционирование всех без исключения видов речевой
деятельности. Этим и объясняется то значение, которое придается работе над
произношением в средней школе и мною, в частности.
Целью моей работы является попытка кратко рассмотреть возможную
методику введения фонетического материала, дальнейшей работы над ним и
способы предотвращения
типичных ошибок.
Теоретическая
часть
Связь слухопроизносительных навыков с различными видами речевой
деятельности.
Звуки речи определяют значение слова и морфологические формы,
влияют на синтаксические
важнейших предпосылок общения является развитие слухопроизносительных
навыков, те есть способность
правильно ассоциировать
соответствующим ему значением и продуцировать, в свою очередь, звуки,
соответствующие определенным значениям.
Значение
ее основных разновидностях вне сомнений. Нарушение фонематической
правильности речи (подразумевается смыслоразличительная функция фонем),
ее неверное интонационное
непониманию со стороны
К изменению смысла ведет и неправильное членение фразы. Так, от
расстановки пауз меняется
Ann, George and Tom go to school.
Ann! George and Tom go to school.
В первом случае сказано, что в школу идут трое детей. Во втором –
говорящий обращается к
мальчика.
На мой взгляд, эти примеры, хотя их список можно было бы
продолжить, наглядно иллюстрируют роль фонетики при говорении.
Следует отметить, однако, что слабое развитие слухопроизносительных
навыков не только влияет на выдачу информации говорящим, но и
затрудняет понимание чужой речи, соответствующей произносительной
норме. В этом случае между оратором и рецептором нет необходимой
тождественности в элементах сообщения. Услышанные звуки не
ассоциируются со звуковой
никакого сигнального значения для них.
Овладение
и при обучении чтению. К громкому чтению (учебный вид) предъявляются те
же требования, что и к говорению.
Нарушение фонематической
при чтении ведет к тем же
последствиям что и при
перестает понимать читающего. Если при громком чтении связь между
уровнем развития слухопроизносительных навыков очевидна, то при тихом
чтении (или чтении про себя), которое является целью обучения, эта
связь более сложная. Из
себя связан с внутренней речью [2], основу которой составляет устная
речь. При этом устная речь
«перестраивается по механизму»
упрощается: « ее целый значимый состав заменяется новыми краткими
сигналами»[3]. Следует помнить, что эти сигналы являются исключительно
субъективными. Такие процессы свойственны внутренней речи и в процессе
чтения на родном языке. Что касается, все же, иностранного языка, то
чем ниже уровень владения этим умением, тем характер тихого чтения
ближе к громкому чтению. На продвинутом этапе возможно их качественное
отличие. Таким образом,
с развитием
значительному ограничению
связь между основными видами
речевой деятельности.
Методика работы над фонетическим материалом и выработка
слухопроизносительных
навыков
Не возникает вопросов в том, что обучение произношению в целом
подчинено развитию речевой деятельности. Но методистам не всегда было
понятно, стоит ли сконцентрировать работу над произношением на начальном
этапе или постепенно совершенствовать навыки в течение всего периода
обучения.
На определенном этапе считалось, что первый вариант является наиболее
приемлемым. Отражением данной точки зрения стало появление так называемых
«вводных фонетических курсов». Однако такой подход имел ряд существенных
недостатков:
> будучи первостепенной задачей, отработка произношения на начальном
этапе препятствовала
практического пользования
направлении резко сокращалась ввиду того малого количества времени,
которое имеется в
> на среднем и старшем этапах обучения работа над произношением