План комбинированного урока по видам речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является сделать анализ данного учебника. Для достижения поставленной цели задачами являются:
описание теории учебника и структуры учебника “Happy English 4”;
выявление методов обучения;

Содержание

Введение……………………………………………………………….2
Глава 1. Структура учебника………………………………………4
Теория учебника иностранного языка………………………….4
Описание структуры учебника………………………………….5
Языковой материал учебника…………………………………...7
Дополнительные материалы учебника………………………….9

Глава 2. Методы и приемы учебника……………………………...11
2.1. Методика обучения английскому языку в учебнике для 9 класс
“Happy English 4”………………………………………………………11
Обучение устной речи……………………………………………12
Обучение аудированию…………………………………………..15
Обучение чтению…………………………………………………18
Обучение письму…………………………………………………20

Глава 3. План комбинированного урока по видам речевой деятельности………………………………………………………………..23
3.1. Анализ методической структуры и содержания урока………23
3.2. Организаторская, коммуникативно–обучающая и воспитывающая деятельность учителя……………………………….26
3.3. Выводы и рекомендации по результатам урока………………27
Заключение…………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………….29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

    В V-VIII классах учащиеся овладели речевыми клише, необходимыми, прежде всего для использования в ситуациях повседневного общения. Это так называемые формулы речевого этикета, с помощью которых они могут выражать следующие коммуникативные намерения: greeting and introducing people, giving presents and accepting them, inviting people and accepting or rejecting the invitations, apologizing, making requests. На этом же этапе начиналось овладение речевыми клише для выражения эмоционального отношения, к каким либо фактам – удивление, радость, интерес, сожаление. В IX классе должно быть организовано повторение этих средств.

    В VIII-IX классах особое внимание обращается на речевые средства, с помощью которых учащиеся могут выражать свое отношение к людям, событиям, фактам, готовность убедить, предложить помощь, дать совет. Учащиеся овладевают речевыми клише для выражения следующих коммуникативных намерений: approval and disapproval, doubt, favourable and unfavourable opinions, encouragement and sympathy, regret, giving advice, making a suggestion, trying to convince and persuade, etc.»

       

    1.4.Дополнительные материалы 

    Учебник английского языка для 9 классов “Happy English-4” в своей структуре также имеет отдельные материалы, которые являются дополнением в обучении видов речевой деятельности, а также продолжением уроков в виде лексических и грамматических справочников: “Preparation for testing”, “For fun and profit”, “Scripts”, “Linguistic and cultural guides”, и “Grammar support”.

    “Preparation for testing” находится в конце каждого юнита, обеспечивающий подготовку учащихся к экзамену по курсу английского языка в виде теста. [1. с.32] «Данный раздел знакомит с возможными видами тестовых заданий по чтению и аудированию, и учит правильно их выполнять». Конкретное описание функции данного раздела дается в конце Unit 1; в последующих юнитах даются только задания для выполнения учащимися в соответствии с темой пройденного юнита.

    Дополнительный  материал “For fun and profit” обеспечивает учащимся еще глубже изучить пройденную тему с интересом и весело, смысл которого и заключается в названии. Данный раздел имеет в обязательном порядке так называемую ссылку «In your culture», где учащиеся сравнивают культуру, СМИ, образование и т.п. Великобритании или Америки с Россией, в чем их сходство и различие. Это является одной из положительных сторон данного учебника. Например : «What are the choices for radio listeners in Russia? » (Unit 3).

    “Scripts” представляет собой раздел чтения и аудирования, где помещены тексты по определенной теме каждого юнита, помогающие учащимся ориентироваться по ним.

    В свою очередь раздел “Linguistic and cultural guide” посвящает учащихся общей культуре стран изучаемого языка, освященных в учебнике, тем самым, развивая их кругозор и углубляя знания по страноведению. Данный раздел помогает учащимся хорошо подготовиться к видам речевой деятельности, особенно чтению и говорению.

    Как все учебники иностранного языка, “Happy English 4” имеет грамматическую поддержку учащимся. “Grammar support” содержит в себе правила самых необходимых грамматических структур при изучении английского языка, начиная с определенного/неопределеннго артиклей, кончая временами глаголов и местоимением.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Методы и приемы учебника  

    2.1. Методика обучения английскому языку в учебнике для 9 класса “Happy English 4”. 

    [6. c.12] «Изучение иностранного языка в средней школе преследует учебные и коммуникативные цели, подчеркивает то большое различие, которое существует между иностранным языком и всеми другими дисциплинами средней школы».

    Изучение  иностранного языка в школе является в значительно большей мере средством  для достижения каких-либо других целей, нежели самоцелью.

    Поэтому применение определенных методов работы над различными аспектами языка  является важным этапом изучения языка.

    В начале важно определить термин методики обучения иностранным языкам для  дальнейшего анализа.

    [3. c.7] «Методика обучения иностранным языкам - это наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обучения, а также способы учения и воспитания на материале иностранного языка».

    В основу классификации методов в  методике обучения иностранного языка взята точка зрения И.Л. Бим, которая определяет метод как [12. c.42] «способ деятельности, в наибольшей степени обеспечивающий достижение цели». И.Л. Бим при обучении иностранных языков выделяет в качестве относительно универсальных методов основные и сопутствующие методы. В деятельности учителя основными методами являются:

  • Показ;
  • Объяснение (выделение ориентиров или организация их поиска самими учащимися);
  • Организация тренировки;
  • Организация применения.

        В деятельности учащихся основными методами являются:

  • Ознакомление (включающее чувственное восприятие, осмысливание, проговаривание), соотносящееся с наблюдением как методами научного познания;
  • Размышление (включающее осознание выделенных ориентиров или их самостоятельный поиск, иногда развернутое рассуждение), соотносящееся с измерением, гипотезой научного познания;
  • Тренировка, соотносящаяся с экспериментом, вернее, практикой в искусственных условиях как методом научного познания;
  • Применение, соотносящееся с практикой в естественных условиях как методом познания.

    [10. c.228-229] «Сопутствующим каждому из данных основных методов учения является самоконтроль, включающий самокоррекцию и самооценку».

    В ходе анализа данного учебника выявилось, что его целью является использовать методы для усвоения учащимися видами речевой деятельности, которые являются важным компонентом изучения языка. Особое внимание уделяется говорению (устной речи) и аудированию, так как они являются самыми трудными для усвоения и при сдаче экзамена. Каждый раздел направлен на говорение по различным темам. Что касается чтения и письма, то они изучаются и закрепляются в дополнительном материале, который находится в конце каждого раздела (юнита).

    Рассмотрим  эти виды речевой деятельности согласно методам обучения И.Л.Бим подробно.

        

        

    2.2. Обучение устной речи

        

         [6. с.194] «Обучение устной речи – одна из самых сложных задач в процессе преподавания иностранного языка». 

    [20. с.223] «Основная причина трудностей при обучении говорению заключается в том, что языковой материал, которым человек должен овладеть, выступает совершенно в новом аспекте – им нужно владеть активно как средством общения, а не просто для узнавания и опознавания, что является задачей при рецептивном восприятии языка».

    [5. с.198] «В настоящее время устная речь на иностранном языке в школе является как целью, так и средством обучения. Она играет большую роль в развитии всех видов умственной деятельности».

    [3. с.242] «Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием».

    [13. с.244] А.А. Леонтьев представляет себе «структуру речевого действия как взаимоотношение трех фаз:

    1. планирование речевого действия;
    2. осуществление речевого действия;
    3. сопоставление и контроль, внутри которых выделяются следующие этапы: а) формирование речевой интенции; б) построение внутренней программы (замысла) будущего высказывания; в) грамматическая реализация высказывания и выбор слов; г) внешнее оформление высказывания».

    [5. с.234] «На уроках создаются своеобразные проблемные ситуации, школьники должны придумать как можно больше решений той или иной речевой задачи с учетом имеющихся в их распоряжении языковых средств, что способствует их умственной деятельности».

    Например: [1. с.113. Unit 4] «One dentist in GB refused to treat two children who ate too many sweets. He thinks that people are responsible for their health.

    What may be his attitude towards Helen, Bob, Kate, Dennis, Willie, and you?

    He is likely                              Helen

    He is unlikely       to treat        Bob                because …»

    He is sure                                 Kate  

    [2. с.206] «Основной целью обучения говорению является развития у учащихся способности осуществлять устное речевое речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях».

    Обучение  говорению развивает у учащихся монологическую и диалогическую  речь.

    [3. с.252] «Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать». Данный учебник имеет большое количество заданий именно на этот вид высказывания. Это [5. c.203] «способствует развитию логического мышления, умению самостоятельно составить логическую схему выступления, предусмотреть в ней все необходимые причинно-следственные связи, композиционную структуру».

    В учебнике даются определенные темы, ситуации согласно теме юнита, которые ученики  должны уметь построить на их основе свое высказывание в виде монолога-описания, монолога-рассказа, монолога-рассуждения.     

       [5. с.206] «Диалог рассматривается как средство усвоения иностранного языка». [2. с.204] «Диалогическая  речь значительно менее развернута, чем монологическая, поскольку в условиях естественного общения она восполняется общностью  ситуации,  совместным  опытом   говорящих.   Эти   обстоятельства усугубляют  трудности  понимания   собеседника   в   процессе   диалога   на иностранном  языке.  Однако,  в  процессе   понимания   диалогической   речи присутствуют и  облегающие  факторы  –  предсказуемость  реакций  на  основе знания собеседника и общности ситуации,  возможность  опереться  в  процессе понимания на мимику и артикуляцию партнера, на типичные для диалога повтор».

    В данном учебнике диалоги представлены в виде диалог-информирование, диалог-рассуждение, диалог-обмен мнениями. Например: [1. с.73, Unit 3] «Exchange opinions on Russian TV with your partner. What did he/she tell you? Do you agree? »

    [7. с.113] «При обучении устной речи чаще всего используется метод «показа», когда необходимо показать функционирование иноязычной речи как коммуникативных единиц в равной мере». Например, в учебнике даются задания для просмотра таблиц, схематичных рисунков для обсуждения в классе, затем учащиеся прослушивают аудиокассету по данному материалу и после чего обсуждают об этом с партнерами, либо высказывают личное мнение: ‘Look at the British TV audience share. Guess what channels have the following audience share. Give your reasons/Listen to the tape to check if your guess were right/ Exchange opinions with your partner’ (Unit 2).

    В структуре учебника по каждому отдельному взятому циклу (Unit) задания даны на вырабатывание лексических навыков по темам и выражениям. В качестве примера можно привести лексические единицы первого цикла и последнего. Unit 1 – hiking, hitchhiking, jigsaw puzzle, opportunity, skateboarding, impressed by, to be keen on, to trade baseball cards, toothpick. beloved, birthplace, celebrated, diarist, fictitious, memorial, notable, playwright, production, to be set in, to inspire, to proclaim, treasure. В Unit 6 - beyond a doubt, effectively, fluently, grammatically, politician, to concentrate, to die out, to miss, to practice, to revise; cheap, expensive, export, import, price, reasonable, reputation, standard of living;

    Таким образом, учебник английского языка  для 9 классов “Happy English 4” многообразен в подборе слов и выражений для обучения говорению. 

    2.3. Обучение аудированию 

    [2. c.161] «Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработки информации, содержащейся в устном речевом общении». 

    [11. с.58] «Обучение аудированию, или смысловому восприятию (пониманию) речи на слух, предполагает выполнение обучаемыми упражнений на формирование общих аудитивных навыков, речевых упражнений и послудующую учебную работу с аудиотекстом».

    В учебнике сохраняется основное направление  работы по развитию аудирования, которое принято в предыдущих учебниках “Happy English”. Тематика текстов для аудирования, как правило, согласуется с тематикой для развития устной речи в учебнике. Однако тексты для аудирования имеют свою специфику как по характеру, так и по объему. Учебник содержит в соответствии с требованиями программы до 2 % незнакомых слов, о значении которых учащиеся могут догадаться, а также до 2 % слов, о значении которых нельзя догадаться, но это не препятствует пониманию текста в целом. [10. с.12] Так как «длительность звучания текстов для обучения аудированию в IX классе до 5 минут, объем текстов, предъявляемых учащимся в естественном темпе», составляет примерно 3-3,5 страницы.

Информация о работе План комбинированного урока по видам речевой деятельности