Письменная речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Школьный процесс обучения изменялся в соответствии с социальным заказом общества, как и его цели и задачи. В частности, практическая цель обучения трансформировалась следующим образом: обучение иностранному языку - обучение иноязычной речи - обучение иноязычной речевой деятельности - обучение иноязычному общению. Однако основным противоречием современного этапа можно считать тот факт, что провозглашаемые практические (коммуникативные) цели обучения, предполагающие овладение иностранным языком как средством общения, в большинстве случаев не реализуются на практике, поскольку действующий формально-речевой подход направлен, главным образом, на достижение предкоммуникативных результатов обучения (формирование языковой и речевой компетенции учащихся - понимание образцов и умение строить высказывание по аналогии).

Содержание

Глава 1 Теоретические основы обучения письменной речи в старших классах
1.1 Психологические и лингвистические характеристики письма как вида речевой деятельности
1.1.1 Техника письма
1.1.2 Письменная речь
1.2 Требования к умениям письменной речи, предъявляемые в ЕГЭ по французскому языку
1.2.1 Характеристика формата ЕГЭ
1.2.2 Цели и содержание обучению письменной речи
Выводы
Глава 2. Опытно-экспертная работа по обучению письменной речи в рамках подготовки к ЕГЭ
2.1. Традиционные методики обучения письменной речи по иностранному языку
2.2. Комплекс упражнений на развитие умений письменной речи
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

Упражнения из рабочей тетради могут выполняться  в классе (в этом случае в учебнике дается ссылка на соответствующие упражнения из рабочей тетради) или как домашнее задание.

В конце каждого  цикла дается материал под названием  “Consolidation”. Целью упражнений, помещенных в данном разделе, является закрепление и повторение в новых ситуациях материала, усвоенного в данном цикле.

Для работы с  материалом этого раздела рекомендуется  отводить отдельный урок.

Последние страницы рабочей тетради, как и в 5-м классе, отведены для альбома “All about me”. В конце рабочей тетради даются ключи к упражнениям.

Рабочая тетрадь  преследует задачу активизировать и  систематизировать лексический  и грамматический материал учебника.

В основу УМК  шестого класса положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта — всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторы УМК преследуют цель - обучить продуктивной стороне речи, а именно говорению. Но, к сожалению, они предлагают недостаточное количество упражнений на формирование навыка письменной речи, хотя их упражнения увлекательны и предполагают творческую активность учащихся. Мы решили разнообразить упражнения и разработали свою серию творческих заданий на формирование навыка письменной речи.

2.3 Описание и  анализ опытного обучения письменной  речи на уроках английского  языка в 6 классе

Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены на практике на уроках английского языка. Целью опытного обучения являлось доказать или опровергнуть гипотезу данного исследования, которая заключается в следующем: использование творческих заданий будет способствовать развитию формирования умений письменной речи, если задания:

1.   соответствуют  возрастным и индивидуально-психологическим  особенностям учащихся;

2.  используются  систематически;

3.  содержат  материал конкретного учебно-методического комплекса.

Для подтверждения  рабочей гипотезы данного исследования было проведено опытное обучение английскому языку учащихся 6-го класса с применением серии творческих заданий в процессе обучения письму в 6 классе СОШ.

В соответствии с целью проведения опытного обучения были сформулированы следующие задачи:

1. подобрать  опытную группу обучаемых;

2. подготовить  и провести обучение;

3. сделать его  описание;

4. подготовить  материал для контроля результатов  обучения;

5. осуществить  контроль результатов обучения;

Опытное обучение проводилось с 26.01.09 по 28.02.09 в 6 классе МОУ СОШ №9 по УМК В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы, Э.Ш. Перегудовой, и др. «English 6», раздел 8 «Do you like to go shopping?». По данному  разделу было проведено 6 уроков, дети выполняли различные письменные задания творческого характера.

Предлагаемая  система работы с данным учебным  комплексом В.П. Кузовлева по обучению письменной речи на уроках английского  языка в шестом классе предусматривает  решение следующих задач:

1) научиться письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного высказывания;

2) выписывать  из текста нужную информацию;

3) заполнять  анкету, составлять вопросник для  проведения интервью, анкетирования;

4) писать письмо  по аналогии с образцом. (11, с. 5)

Численность класса 10 человек, 3 мальчика и 7 девочек. Дети дружны, но не послушны. В классе 5 учащихся учатся на «4» и «5». На уроках дети активны, умеют работать самостоятельно, ответственно готовят домашнее задание. Участвуют в различных конкурсах.

Остальные дети учатся на «3». Дети малоактивны на уроках, требуют повышенного внимания со стороны учителя, постоянного контроля. У детей недостаточно сформированы навыки самостоятельной работы, наблюдательности, к подготовке домашнего задания  подходят неответственно. Поэтому на уроках эти дети часто отвлекаются, требуют индивидуального подхода.

На данном этапе  письмо используется и как цель, и как средство обучения. В первой своей функции письмо используется тогда, когда учащиеся пишут на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке.

 При обучении  лексике, грамматике, фонетике невозможно  обойтись без записей слов, списывания  структур, правил и т.д. При  формировании навыков аудирования  и чтения, письмо используется для фиксирования ключевой информации, заполнения пропусков, подготовки к восприятию информации. Выполнение многих заданий по формированию чисто речевых навыков устной речи также невозможно без использования навыков письма. При этом письмо является не целью, а лишь средством обучения. (20, с. 189)

Общеучебные умения и навыки у учащихся в шестом классе сформированы, но в недостаточной  полной мере. Из бесед с учащимися  установлено, что уроки английского  языка дети не любят, так как испытывают трудности в понимании и выполнении многих заданий.

Из результатов  входного контроля было видно, что дети не достаточно владеют данным видом  деятельности. Во время входного контроля учащимся предлагались задания соответствующие  уровню знаний учащихся по овладению  письменными умениями.

Входной контроль был проведен на первом уроке, который  заключался в определении уровня сформированности навыка письма по пройденной теме «Home, sweet home». Учащимся было предложено написать диктант по пройденным лексическим  единицам, которые включали названия мебели, обязанностей по дому и предлогов. Детям были розданы карточки с заданиями. В первом задании предлагалось догадаться по картинке об определенном предмете мебели и записать это. Во втором задании, нужно было самим написать не менее трех своих обязанностей по дому, а в третьем задании учитель показывал, где находиться предмет, а дети должны были записать предлог (Приложение 4).

Авторы УМК  предложили следующие критерии оценки: (12, с. 5)

Баллы Критерии оценки

10 Коммуникативная задача решена полностью, применение лексики адекватно коммуникативной задаче, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи.

8 Коммуникативная задача решена полностью, но понимание текста незначительно затруднено наличием грамматических и/или лексических ошибок.

6 Коммуникативная задача решена, но понимание текста затруднено наличием грубых грамматических ошибок или неадекватным употреблением лексики.

4 Коммуникативная задача не решена ввиду большого количества лексико-грамматических ошибок или недостаточного объема текста.

Оценка 5 4 3 2

Баллы 8-9 6-7 4-5 3

Результаты контрольно – измерительного среза представлены в таблице:

ФИО «5» «4» «3» «2»

1.  Юлия Б.  +  

2.  Константин  Б.    +

3.   Алена  В.   + 

4.   Алексей В.   + 

5.  Денис Д.   + 

6.   Юлия  К.  +  

7.  Ольга С.  +  

8.  Ольга С.   + 

9.  Виктория  Ш.   + 

10.  Анастасия  Ф.   + 

Из результатов  видно, что уровень сформированности иноязычной письменной речи - удовлетворительный. Средний балл равен 3.2, а качество знаний равно 30 %, что соответствует критическому уровню обученности.

В соответствии с учебным планом учителя и  календарно-тематическим планированием, предложенным в учебно-методическом комплексе, для проведения опытного обучения была выбрана тема «Do you like to go shopping?».

В ходе опытного обучения был проведен ряд занятий  по обучению иноязычной письменной речи с использованием серии творческих заданий.

 На втором  уроке была начата новая тема, которая звучала следующим образом:  “ Where do people go to buy things?” Данный урок являлся вводным и подразумевал введение новых лексических единиц. После того, как дети познакомились с новыми словами и записали их в свои словари им было предложено в качестве домашнего задания составить кроссворды, используя новые лексические единицы. Ученикам понравилось задание и, составляя кроссворды, дети лучше восприняли и запомнили новую лексику, и в последствии, изучая новую тему, ученикам предлагалось закреплять знание лексики путем составления различных ребусов, кроссвордов, чайнвордов. (Приложение 5)

На следующем  уроке ученики составляли меню для  школьной столовой или для своего кафе, используя следующую таблицу, в которой даны названия блюд и  их стоимость. Используя данную таблицу  в качестве примера, ученики должны были составить свое меню.

Помимо таблицы, детям предлагалось оформить их меню, а затем представить и защитить свое меню. Дети очень старались  придумать самое необычное меню и красиво оформить это. Затем  ребята выбирали самое лучшее меню (Приложение 6).

Четвертый урок был посвящен составлению опорной таблицы по текстам из учебника. Дети работали по группам, каждая группа читала свой текст по теме “I like shopping and you?”

Ученикам было предложено 3 текста с различными мнениями детей о том, как они относятся к походу по магазинам. После прочтения данных мнений каждый учащийся должен был заполнить таблицу. (Приложение 7)

 После того, как учащиеся заполнили таблицу,  им было предложено провести  социологический опрос и составить  свою таблицу с отношениями  опрошенных к походу по магазинам.

Последний урок был обобщающим и подразумевал контрольную  работу по данной теме. Учащимся было предложено написать сочинение по предложенным планам о своем отношении к  походу за покупками (Приложение 8).

После проверки были получены следующие результаты: средний балл равен 3.8, а качество знаний равно 70 %. Результаты срезов представлены на диаграммах (Приложение 9). 

Результаты контрольного среза.

ФИО «5» «4» «3» «2»

1.  Юлия Б. +   

2.  Константин  Б.    +

3.  Алена В.  +  

4.  Алексей В.   + 

5.  Денис Д.   + 

6.  Юлия К. +   

7.  Ольга С.  +  

8.  Ольга С.  +  

9.  Виктория  Ш.  +  

10.   Анастасия  Ф.  +  

Если сравнить средний балл при входном контроле и итоговом, то видно, что они отличаются на 0,6. Можно предположить, что данный результат был получен благодаря:

- тщательному  подбору творческих заданий, соответствующих  возрасту и тематике;

- качественной  подготовке учителя к их проведению;

- систематичности;

- построению  обучения письменной речи от  простого к сложному;

- подбору материала в соответствии с учебно-методическим комплексом и др.

Итак, анализ данных опытного обучения позволяет утверждать, что регулярное использование творческих заданий для обучения письменной речи будет оказывать положительное  влияние на результативность учебного процесса. Кроме этого, соответствие приемов языковой подготовке учащихся, их интересам и потребностям влияет на весь процесс обучения вообще и на развитие умения письменно выражать свои мысли в частности.

Таким образом, цель опытного обучения была достигнута, и результаты опытного обучения позволили подтвердить выдвинутую гипотезу. 

Выводы к Главе 2

Во второй главе  нами были рассмотрены творческие задания  при обучении иноязычной письменной речи. Также нами был проанализирован  УМК “English 6” Кузовлев В.П. и описано и проанализировано опытное обучение иноязычной письменной речи на уроках английского языка в 6 классе.

Мы рассмотрели  понятие творческие способности  и выявили, что это способность  удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях и способность к глубокому осознанию своего опыта. Для того, чтобы данные способности положительно влияли на процесс обучения письменной речи, учителю важно находить такие задания, которые бы помогали развивать механизмы творчества. Нами были рассмотрены такие задания и разработана серия творческих заданий.

Информация о работе Письменная речь