Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:32, курсовая работа
Школьный процесс обучения изменялся в соответствии с социальным заказом общества, как и его цели и задачи. В частности, практическая цель обучения трансформировалась следующим образом: обучение иностранному языку - обучение иноязычной речи - обучение иноязычной речевой деятельности - обучение иноязычному общению. Однако основным противоречием современного этапа можно считать тот факт, что провозглашаемые практические (коммуникативные) цели обучения, предполагающие овладение иностранным языком как средством общения, в большинстве случаев не реализуются на практике, поскольку действующий формально-речевой подход направлен, главным образом, на достижение предкоммуникативных результатов обучения (формирование языковой и речевой компетенции учащихся - понимание образцов и умение строить высказывание по аналогии).
Глава 1 Теоретические основы обучения письменной речи в старших классах
1.1 Психологические и лингвистические характеристики письма как вида речевой деятельности
1.1.1 Техника письма
1.1.2 Письменная речь
1.2 Требования к умениям письменной речи, предъявляемые в ЕГЭ по французскому языку
1.2.1 Характеристика формата ЕГЭ
1.2.2 Цели и содержание обучению письменной речи
Выводы
Глава 2. Опытно-экспертная работа по обучению письменной речи в рамках подготовки к ЕГЭ
2.1. Традиционные методики обучения письменной речи по иностранному языку
2.2. Комплекс упражнений на развитие умений письменной речи
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
1. Межъязыковая
интерференция (Схожие по
2. Внутриязыковая
интерференция (Буквы, имеющие
сходные элементы в рамках
одного языка, также
Обучение орфографии.
Орфография является одним из наиболее проблемных моментов в обучении письму и ей вряд ли можно обучить на все 100 % сразу. Орфографические ошибки неизбежны, если учесть определенные типологические группы сложностей и сформировать навыки самоконтроля и коррекции у самих учащихся.
1). Написание
на основе фонетического
Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность, однако и здесь не все просто. Графемно - фонемные соответствия формируются в процессе длительной и кропотливой работы, особенно если буквы и звуки родного и иностранного языков так же непохожи, как в русской кириллице и западноевропейской латинице.
2). Буква пишется,
но не имеет звукового
Речь идет о традиционных правилах чтения. Здесь необходимо формировать парадигматические связи слов на уровне графической формы, создавать определенный ассоциативный ряд. Опосредовано это помогает и формированию лексических навыков, о чем мы уже говорили ранее, и, конечно, позволяет осуществлять положительный перенос при чтении. Так, в английском языке в открытом типе слога буква “e” пишется, но не читается – “nine”, но при этом именно появление этой буквы изменяет звучание корневой гласной.
3). Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.
Можно составить длинный список наиболее распространенных буквосочетаний, причем это могут быть и гласные – “ee, ea, oo, ei”, и согласные – “ch, sh, ght, gh, ph” и так далее.
Основная трудность данной группы состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Например: head [hed], great [greit], heart [ha:t], heat [hi:t] и так далее.
Один и тот
же звук на письме может передаваться
разными буквами и
4). Трудные словарные слова.
Это те слова, которые
практически невозможно объяснить,
а надо запомнить. Часто это слова,
которые имеют древний корень,
как, например, английские слова “daughter,
neighbour, one ”, или являются заимствованиями
из других языков – “restaurant” и так далее.
Обучение различным формам записи.
Данный этап является промежуточным, подготовительным этапом перед обучением письменной речи как таковой. Именно на этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обучения одновременно. Очень часто учителя дают задания подготовить доклад, сообщение на тему и т.д., не задумываясь о том, умеет ли ученик рационально работать с источниками, выделять ключевую информацию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформлять мысли. А ведь данные мелочи могут стать основательным, а подчас и непреодолимым барьером в выполнении творческих письменных заданий.(20, с. 195)
В англоязычной и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записей идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам не стоит пренебрегать данным этапом формирования письменных речевых навыков, тем более что упражнения, используемые для этого, носят многофункциональный характер и с успехом могут решать несколько взаимосвязанных задач обучения и языку, и речи.(20, с. 202)
1.3 Пути и средства
формирования иноязычной
А теперь посмотрим, какие же упражнения при обучении письму можно и нужно использовать. Большинство методистов предлагают в той или иной степени похожие группы упражнений для обучения письму и письменной речи.
Н.Д. Гальскова, выделяя 2 аспекта при обучении письму: 1) работу над техникой письма (развитие навыков орфографии, каллиграфии и графики) и 2) развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, предлагает использовать списывание слов, предложений, написание буквосочетаний слов, заполнение пропусков в словах и предложениях; орфографические игры (кроссворды, загадки); диктанты при работе над техникой письма. (17, с. 26)
«Что касается
развития у школьников умения выражать
свои мысли в письменной форме, то
оно осуществляется на базе упражнений
как репродуктивного и
По мнению Миролюбова А.А., при обучении письму, то есть при формировании навыков каллиграфии и орфографии, должно использоваться так называемое элементарное письмо, то есть написание отдельных букв, буквосочетаний или даже отдельных элементов букв. Все упражнения в письменной речи, как и в устной можно разбить на 2 большие группы: подготовительные и речевые.
Подготовительные упражнения предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для научения определенным операциям связанным с письменным выражением мыслей. К подготовительным упражнениям, прежде всего, следует отнести разнообразные упражнения с моделями (трансформация моделей, расширение их и так далее). Второй тип подготовительных упражнений направлен на перефразировку, сокращение текста и обеспечивает умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию. К речевым упражнениям Миролюбов А.А. относит изложение, рассказ, описание, сочинение, написание письма и т.д.(17, с. 27)
Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахарова в «Методике обучения иностранным языкам в средней школе» определяют психологическое содержание обучения письму следующим образом: «Психологическое содержание обучения письму заключается в формировании графических и орфографических навыках и умений для выполнения письменных заданий. Последние могут носить характер записи устно усвоенного материала или материала, с которым учащиеся знакомятся. Письменные задания могут быть связаны с письменной речью – изложением своего коммуникативного намерения что-то сообщить, передать.
На начальном этапе – это написание букв алфавита, перевод звуков речи в графические символы – буквы и буквосочетания, орфографически-правильное написание слов, словосочетаний и предложений, способствующих лучшему усвоению учебного материала.
Письменные задания на среднем этапе обычно связаны:
- со списыванием,
преобразованием (
- с выписыванием каких-либо фактов, событий, явлений из прочитанного текста;
- С выписыванием определенных лексических, грамматических явлений.
Списывание, выписывание
дают учащемуся возможность
Таким образом, если внимательно посмотреть на все предложенные группы упражнений, то становится очевидным, что упражнения в обучении письму делятся на подготовительные и речевые. К подготовительным упражнениям в большинстве случаев относятся языковые упражнения, выполняемые учениками без коммуникативной задачи. На начальной стадии формирования навыков каллиграфии и орфографии без механических упражнений, видимо, не обойтись, хотя их можно облечь в игровую форму. Это, однако, не означает, что они должны выполнятся неосознанно: роль правил при формировании этих навыков достаточно велика. (17, с. 28)
Навыки орфографии и каллиграфии сами по себе не имеют ситуативной соотнесенности. Но это не значит, что технику письма следует развивать в отрыве от речи, т.е. в процессе писания. Желательно как можно скорее переходить к упражнениям в письме и на них совершенствовать навыки каллиграфии и орфографии.
Основные типы упражнений обучению письму:
1. Списывание. Формирует и совершенствует технику письма, особенно если проводится как списывание слов, частей фраз и фраз по памяти. Может сопровождаться звуко-буквенным анализом.
2. Запись на слух. В настоящее время орфографические диктанты не распространены в обучении. Они отнимают достаточно много времени. Опыт специального обучения показал, что запись речевого материала на слух с однократного предъявления, если она проводится с самой первой ступени обучения регулярно, положительно сказывается на развитии качеств речевого умения и даже избавляет от необходимости проводить специальные орфографические диктанты.
3. Так называемые
свободные и творческие
4. Упражнения в собственно письме (написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т.д.)
5. Упражнения – игры (кроссворды, загадки, чайнворды и т.д.)
6. Составление планов – рассказов текста как опоры для последующей передачи его содержания.
7. Составление
краткой аннотации
Из вышеперечисленного следует, что существует большое количество упражнений обучения письменной речи, что, в свою очередь, облегчает работу учителя при разработке урока по формированию навыка письменной речи.
Выводы к главе I
Итак, в первой главе мы рассмотрели сущность понятия иноязычной письменной речи, возможные трудности, связанные с обучением письменной речи, цели и содержание, а также пути и средства формирования иноязычной письменной речи.
Письменная речевая деятельность – это целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Это связано с трудностями, которые осложняют процесс обучения иноязычному письму и обуславливают ограничение объема письменной речи (как творческой деятельности) в рамках базового курса обучения иностранному языку. Для того, чтобы сгладить данные трудности, учителю необходимо подбирать наиболее подходящие пути и средства формирования иноязычной письменной речи. Это играет немаловажную роль при обучении письму, т.к., от того, какие средства и пути изберет преподаватель, будет зависеть мотивация учащихся, их интересы и потребности. Правильно выбранные пути и средства в обучении создадут благоприятную атмосферу для усвоения материала, и кроме этого, организуют работу, так, чтобы действия соответствовали запросам общества и требованиям государственного стандарта.
Данные пути и средства должны быть направлены на достижение основной цели обучения письму, то есть учащиеся должны владеть письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Обучение письму должно проходить последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру.
Таким образом,
следует сделать вывод, что для
того, чтобы успешно сформировать
навык письменной речи нужно, знать
психологические, лингвистические и методологические
особенности письма; уметь справляться
с трудностями, возникающими во время
работы с письменными упражнениями; знать
пути и средства формирования иноязычной
письменной речи.
Глава 2. Использование творческих заданий при обучении письму на уроках английского языка на основе УМК Кузовлева В.П.
2.1 Творческие задания как средство развития письменной речи
То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Для учителя важно знать эти особенности. А главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего развития способностей своих учеников.
Средний школьный возраст охватывает период с 11 до 15 лет. Он считается переходным возрастом от детства к юности. В этот период идет активный процесс духовного и физического взросления, перестройки всего организма.
Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.
Подростковый
возраст отличается способностью к
творческому воображению и
В настоящее время проблема творчества является одной из наиболее перспективных проблем в современной психологии и сегодня актуальна настолько, что Д.Б. Богоявленская называет ее «проблема века». (6, с. 96)
Прежде чем говорить о творческих заданиях, нужно рассмотреть само понятие творчества, а также что же такое творческие способности и, что немаловажно, рассмотреть механизмы творчества.
Творчество – это сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил и порождающая нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно-исторической оригинальностью.