Основные принципы перевода фразеологизмов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Передача на английский язык фразеологических единиц - очень трудная задача. В силу своего семантического богатства, образности, лаконичности и яркости фразеология играет в языке очень важную роль. Она придает речи выразительность и оригинальность. Особенно широко фразеологизмы используются в устной речи, в художественной и политической литературе. Выбор того или иного вида перевода зависит от особенностей фразеологических единиц, которые переводчик должен распознать и суметь передать их значение, яркость и выразительность. Так как фразеологические единицы широко используются в литературе всех стилей, то грамотный переводчик не должен допускать неточностей в переводе того или иного фразеологизма. Без знания фразеологии невозможно оценить яркость и выразительность речи, понять шутку, игру слов, а иногда просто и смысл всего высказывания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 ПОНЯТИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ
1.1 Общая характеристика фразеологии………………………………………. 5
1.2 Понятие и классификация фразеологических единиц…………………… 7
2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРЕВОДА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
2.1 Классификация приемов перевода фразеологизмов……………………12
2.2 Виды переводов фразеологизмов………………………………………… 14
2.3 Фразеологический перевод………………………………………………… 15
2.4 Трудности перевода фразеологизмов………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 27

Работа содержит 1 файл

Основные принципы перевода фразеологизмов.docx

— 52.86 Кб (Скачать)

     Чрезвычайно часты различия, возникающие в случаях использования таких приемов перевода, как различного рода трансформации типа антонимического перевода, конкретизации и генерализации, которым, подобно лексическим, поддаются и фразеологические единицы [16].

     Фразеологический  эквивалент - это фразеологизм на переводимом языке, по всем показателям равноценный переводимой единице. Как правило, вне зависимости от контекста он должен обладать теми же денотативным и коннотативным значениями, т. е. между соотносительными фразеологическими единицами не должно быть различий в отношении смыслового содержания, стилистической отнесенности, метафоричности и эмоционально-экспрессивной окраски, они должны иметь приблизительно одинаковый компонентный состав, обладать рядом одинаковых лексико-грамматических показателей: сочетаемостью (например, в отношении требования одушевленности/неодушевленности), принадлежностью к одной грамматической категории, употребительностью, связью с контекстными словами-спутниками и т.д.; и еще одним - отсутствием национального колорита [11].

     Фразеологические  эквиваленты могут быть полными  и частичными. Полными фразеологическими эквивалентами являются те готовые английские эквиваленты, которые совпадают с русскими по значению, лексическому составу, образности, стилистической окраске и грамматической структуре; например: почить (почивать) на лаврах - rest on one's laurels, соль земли - the salt of the earth, играть с огнем - to play with fire, час настал (пробил) - one's hour has struck, нет дыма без огня - there is no smoke without fire, трудолюбивый как пчела - busy as a bee.

     Перевод на основе частичных фразеологических эквивалентов отнюдь не означает, что  при этом в переводе значение и  образность фразеологизма передаются не полностью; под этим термином следует  иметь в виду то, что в предлагаемом на английском языке эквиваленте  возможны некоторые расхождения  с русским. Другими словами, для  переводчика «при переводе фразеологической единицы важно, прежде всего, передать образ фразеологизма, а не его  языковую структуру» [16].

     Частичные фразеологические эквиваленты можно  разбить на три группы.

     К первой группе относятся фразеологизмы, совпадающие по значению, стилистической окраске и близкие по образности, но расходящиеся по лексическому составу: сулить золотые горы - to promise wonders, to promise the moon; в гостях хорошо, а дома лучше - East or West, home is the best; купить кота в мешке - to buy pig in a poke; первая ласточка - the first portent (sign); овчинка выделки не стоит - the game is not worth the candle.

     Некоторые из этих оборотов переводятся с помощью  антонимического перевода, т.е. отрицательное  значение передается переводчиком с  помощью утвердительной конструкции  или, наоборот, положительное значение передается с помощью отрицательной  конструкции: цыплят по осени считают - don't count your chickens before they are hatched.

     Ко  второй группе относятся фразеологизмы, совпадающие по значению, образности, лексическому составу и стилистической окраске, но отличающиеся по таким формальным признакам, как число и порядок слов, например: играть на руку кому-либо - to play into somebody’s hands (расхождение в числе); не всё то золото, что блестит - all is not gold that glitters (расхождение в порядке слов); за деревьями не видеть леса - not to see the wood for the trees (расхождение в порядке слов).

     К третьей группе относятся фразеологизмы, которые совпадают по всем признакам, за исключением образности. По-русски мы говорим - отправиться на боковую, тогда как английским эквивалентом будет обычное - to go to bed. В русском языке есть оборот - быть как на ладони, а в английском языке в таких случаях принято говорить - to spread before the eyes, to be an open book. По-русски мы говорим - старо, как мир, а по-английски та же мысль передается оборотом - as old as the hills.

     Относительный фразеологический эквивалент уступает абсолютному лишь в том, что отличается от исходной фразеологической единицы по какому-либо из показателей: другие, часто синонимические компоненты, небольшие изменения формы, изменение синтаксического построения, иные морфологическая отнесенность, сочетаемость и т.п. В остальном он является полноценным соответствием переводимой фразеологической единицы, «относительность» которого скрадывается контекстом.

     Частым  отличием можно считать неодинаковое лексико-семантическое содержание отдельных компонентов. В примере  показать спину фразеологическая единица появляется с компонентом не «показать», а «повернуть» - turn one's back. В других случаях эквивалент может отличаться от исходной фразеологической единицы по компонентному составу; например, один и тот же образ может быть выражен экономнее или пространнее.

     Образы  могут быть очень близкими, соприкасающимися, например, «молния» - «гром» (ср. нем. Blitz aus heiterem Himmel и рус. гром среди ясного неба); они могут быть весьма далекими, но логически сопоставимыми: например, «похожесть» русский, болгарин и француз видят в «двух каплях воды», а у немца и чеха это «два яйца», у англичанина - «две горошины».

     К фразеологическим можно условно  отнести и «индивидуальные» эквиваленты. Не находя в переводимом языке полного соответствия, переводчик иногда вынужден прибегать к словотворчеству, оформляя в духе переводимой единицы новый, свой фразеологизм, максимально напоминающий «естественный». Если такую "подделку" читатель примет, значит, удалось передать содержание и стиль переводимой единицы в достаточно «фразеологической» форме.

     Индивидуальные  фразеологизмы, если они мастерски  «сделаны», обладают показателями обычной  фразеологической единицы, отличаясь  от неё лишь по одному, самому важному  показателю - они не воспроизводимы. Переводчик создает их в ходе своей  работы, и очень маловероятно, чтобы  такой перевод закрепился за данной единицей настолько, чтобы вошел  в язык. Поэтому здесь скорее идет речь о контекстуальном переводе.

     При создании своего фразеологизма-аналога  переводчик может воспользоваться  уже существующими в переводимом  языке фразеологическими средствами и моделями.

     Близким к этому является приспособление к контексту уже существующего  фразеологизма путем изменения  структуры, добавления новых компонентов, придания при помощи фонетических средств  вида пословицы, комбинирования из двух единиц одной и т. д. - пути, которые  можно было бы назвать лексико-фразеологическим переводом.

     Иногда  в качестве отличительного признака фразеологизмов выступает частотность  употребления в речи того или иного  идиоматического выражения, при  нарушении которой употребляемая  фразеология может придавать  речи говорящего необычный или даже старомодный характер. Об этом переводчику  следует всегда помнить. 
 
 
 

    1. Трудности перевода фразеологизмов
 

     Как уже было указано выше, фразеологизмы - особый тип сочетаний. Основной их особенностью является «частичное или  полное несоответствие плана содержания плану выражения, что определяет специфику фразеологизма» [1] и, безусловно, будет влиять на выбор приемов  и способов перевода.

     Практически в любом языке отмечено несколько  уровней фразеологизмов, причем не все они общеизвестны, широкоупотребимы и зафиксированы словарями. Некоторые  из этих фразеологизмов используются только определенными группами носителей  языка и отсутствуют в словарях. Именно поэтому первостепенная задача переводчика - уметь распознать фразеологические единицы в тексте, отличать устойчивое сочетание от переменного. Следует  также иметь в виду, что многозначность и омонимия свойственны не только словам, но и фразеологизмам, то есть одно и тоже сочетание может одновременно быть и устойчивым, и свободным. Например, The girl next door - 1. девушка, живущая рядом, соседка; 2. девушка, каких много. Поэтому умение анализировать речевые функции является еще одним условием адекватного перевода фразеологизмов на иностранные языки. Иногда авторы используют фразеологическую единицу сразу в нескольких значениях для создания образных или эмоциональных ассоциаций или юмористического эффекта.

     Бывают  случаи, что переводчику приходится восстанавливать фразеологические единицы, подвергшиеся авторской трансформации  и передать в переводе достигаемый  ими эффект.

     Еще одной неизбежной трудностью являются национально-культурные отличия между  близкими по смыслу фразеологическими  единицами в разных языках. Зачастую, совпадая по смыслу, фразеологические единицы имеют разную эмотивную  функцию или стилистическую окрашенность. Аналогичные проблемы могут возникнуть даже при переводе фразеологизмов, имеющих одинаковый источник, например, библейский, античный или мифологический. Такие фразеологизмы будут называться интернациональными. К ним принадлежат фразеологические единицы, которые заимствовались из языка в язык или же возникали у разных народов независимо друг от друга вследствие общности человеческого мышления, близости отдельных моментов социальной жизни, трудовой деятельности, производства, развития науки и искусств.

     С наибольшими трудностями приходится сталкиваться переводчику при работе с фразеологическими единицами, основанными на современных реалиях. Лишь некоторые из них быстро становятся популярными и проникают в  международные словари. Например, Hell's Angel s- Ангелы ада; Поле чудес - «the Land of Wonders».

     Наконец, следует упомянуть и различного рода исторические выражения, или крылатые фразы. Трудность заключается в  том, что иногда они имеют по нескольку  соответствий, как в языке оригинала, так и в языке перевода. Рассмотрим фразу, авторство которой приписывают О. Кромвелю:

«Put your trust in God…and keep your powder dry!»

     Если  в контексте прослеживается военная  тематика, то выражение можно перевести  дословно: «Положитесь на Бога и  держите порох сухим!» Но исторически  сложилось так, что выражение  стало очень популярным в английской культуре и зачастую употребляется  в бытовых ситуациях и не вызывает каких-либо исторических ассоциаций. Это  связано с тем, что в сознании носителя языка значения фразеологических сочетаний закрепляются подобно  тому, как закрепляются значения отдельно взятых слов, и внутренняя форма  фразеологической единицы не всегда помогает мотивировать значение. Тогда для перевода вполне подойдет русская народная пословица «На бога надейся, а сам не плошай», которая в большей степени передает разговорный характер исходной единицы. В таких случаях переводится не столько сама фразеологическая единица, сколько ее роль в исходном тексте [3].

     Теперь, основываясь на анализе вышеперечисленных  трудностей перевода и особенностях фразеологических единиц, можно сформулировать основные правила перевода фразеологических единиц:

     1. Оптимальным переводческим решением, несомненно, является поиск идентичной  фразеологической единицы. Однако  следует признать, что число подобных  соответствий в английском и  русском языках крайне ограничено.

     2. При отсутствии непосредственных  соответствий фразеологизм, употребленный  в языке оригинала, можно перевести  с помощью аналогичной фразеологической  единицы, хотя он и будет  построен на иной словесно- образной  основе. Следует также учитывать,  что стилистическая или эмоциональная  окраска не всегда совпадают.  В этом случае взаимозамена  невозможна.

     3. Калькирование, или пословный  перевод, иногда допустимы, хотя  этот метод не всегда является  эффективным. Интересно, что порой  переводчикам удается внедрить  в язык перевода и даже культуру  новую фразеологическую единицу.  Чаще всего этот путь применим  к фразеологизмам, имеющим библейские, античные или мифологические  источники.

     4. При переводе текстов культурно-  исторической тематики применяют  калькирование наряду с объяснением  в возможно более кратком виде. Такой вид перевода называется  двойным, или параллельным.

     5. Если в языке перевода нет  фразеологизмов, в большем или  меньшем объеме эквивалентных  исходной фразеологической единице,  нужно искать соответствующие  по значению и окраске слова,  так называемые однословные частичные  эквиваленты фразеологизмов.

     6. При переводе фразеологических  единиц с одного языка на  другой рекомендуется пользоваться  наиболее полными толковыми фразеологическими  двуязычными словарями.

     При переводе фразеологических единиц переводчик должен уметь установить, имеет ли он дело с переменным или устойчивым словосочетанием. Для этого необходимо иметь большой «рецептивный запас фразеологизмов». Следует иметь в виду, что словосочетаниям, так же как и словам, свойственны многозначность и омонимия, причем одно из значений может быть фразеологическим и один из омонимов - фразеологизмом. Например, словосочетание to burn one's fingers имеет значения 1. обжечь пальцы и 2. обжечься на чем-либо, ошибиться; to be narrow in the shoulders может иметь прямой смысл (быть узкоплечим) и фразеологическое значение (не понимать юмора). “Don't mention it” может значить: “Не напоминай мне об этом” и “Не стоит благодарности, пожалуйста”. Фразеологизм “to throw the book at somebody.” означает “приговорить кого-либо к максимальному сроку заключения”. Но теоретически возможен контекст, в котором это словосочетание употреблено как переменное. Фразеологизм может иногда отличаться от переменного словосочетания лишь артиклем, который является в данном случае формальным дифференцирующим признаком. Например: to go to the sea - отправиться к морю, to go to sea - стать моряком; to draw a line - проводить черту, to draw the line - устанавливать границу дозволенного.

Информация о работе Основные принципы перевода фразеологизмов