Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 20:02, автореферат
Актуальность исследования. Научные исследования в области методики обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г.А. Китайгородская, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Г. Тер-Минасова, А. Н. Шамов, В. П. Фурманова, И. И. Халеева и др.) свидетельствуют об устойчивой тенденции включения коммуникативного, когнитивного и ценностного аспектов в определение целей обучения иностранным языкам в подготовке специалистов XXI века.
В процессе выполнения упражнений в креативном письме используются различные формы аудиторной работы (групповая, парная, индивидуальная). Наряду с письменными формами работы для выполнении подготовительных упражнений предусматриваются и устные формы.
Эффективность
разработанной методики обучения креативному
письму студентов третьего курса
языкового вуза проверялась экспериментально-
Цель диагостирующего этапа эксперимента заключалась в определении исходного уровня сформированности у студентов навыков и умений креативного письма, а также в оценке уровня развития их творческих способностей.
В ходе беседы, проведённой со студентами на диагностирующем этапе эксперимента, выяснялось, что студенты имеют некоторый опыт в написании креативных письменных работ на родном и иностранном языках.
С целью определения исходного уровня сформированности навыков и умений креативного письма студентам было предложено написать сказку, короткий рассказ и любое стихотворение. Сказки и короткие рассказы оценивались по следующим показателям: «содержательность», «композиционно-смысловая корректность», «связность и цельность», «выразительность», «оригинальность», «языковая корректность». Средний коэффициент правильности выполнения первого задания составил 44 %, второго (написание короткого рассказа)– 43 %; третье задание (написание стихотворения) студенты не смогли выполнить. Самые низкие баллы по первым двум работам студенты получили за выразительность и оригинальность.
Для диагностики исходного уровня развития творческих способностей студентов была использована методика, разработанная М. И. Рожковым, Ю. С. Тюнниковым Б. С. Алишевым, Л. А. Волович. Диагностирующий срез показал, что творческие способности студентов находятся на довольно низком уровне развития.
Формирующий этап эксперимента носил обучающий характер и осуществлялся в течение 16 недель на занятиях по практике устной и письменной речи, предусмотренных программой для студентов третьего курса специальности 033200.00 «Немецкий язык» с дополнительной специальностью «Английский язык». Обучение креативному письму проводилось согласно представленной модели обучения на аудиторных занятиях один раз в неделю, предусматривались и домашние задания.
На обобщающем этапе эксперимента были проведены итоговые срезы и анкетирование студентов. Студентам были предложены для выполнения задания, подобные заданиям диагностирующего этапа: написание сказки, короткого рассказа, стихотворения. Сказки и короткие рассказы оценивались по тем же показателям, что и на диагностирующем этапе эксперимента. Стихотворения оценивались по таким показателям, как содержательность, выразительность и оригинальность.
Средний коэффициент правильности выполнения первого задания (написание сказки) составил 76 %, второго (написание короткого рассказа) – 74 %, третьего (написание стихотворения) – 83 %.
Результаты постэкспериментального среза свидетельствуют о росте у студентов уровня сформированности навыков и умений креативного письма: коэффициент правильности выполнения задания в соответствии с показателем «содержательность» в сказках и коротких рассказах вырос на 20%; в соответствии с показателем «композиционно-смысловая корректность» в сказках и в коротких рассказах вырос на 40 %; в соответствии с показателем «связность и цельность» в сказках вырос на 45 %, в коротких рассказах - на 30 %; в соответствии с показателем «выразительность» в сказках вырос на 50 %; в коротких рассказах - на 45 %; в соответствии с показателем «оригинальность» в сказках вырос на 45 %; в коротких рассказах - на 40 %; в соответствии с показателем «языковая корректность» в сказках вырос на 14 %, в коротких рассказах - на 5 %.
Наглядно
результаты оценивания сказок и коротких
рассказов, написанных студентами до и
после проведения эксперимента, представлены
на рис. 3, 4.
Средний коэффициент правильности выполнения третьего задания (написание стихотворения) оказался несколько выше, чем за первые два задания, поскольку мы учитывали только «содержательность», «оригинальность» и «выразительность» стихотворения. Коэффициент правильности выполнения третьего задания за «содержательность» составил 90 %, за «выразительность» - 85 %, за «оригинальность» - 70 %.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной проверки предлагаемой автором методики обучения креативному письму в целом доказывают её эффективность, свидетельствуют о положительной динамике процесса обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму.
На обобщающем этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей студентов. Получив оценки уровня развития творческих способностей студентов до и после эксперимента, вычислив средние по всей изученной выборке студентов, воспользовавшись критерием Стьюдента для точного установления наличия или отсутствия статистически достоверных различий между средними показателями уровня развития творческих способностей студентов до и после эксперимента, мы пришли к заключению, что средние показатели уровня развития творческих способностей студентов до и после эксперимента статистически достоверно отличаются друг от друга: в процессе обучения значительно повысился уровень развития творческих способностей студентов (средний балл уровня развития творческих способностей студентов до проведения эксперимента составил 0, 85, после проведения эксперимента – 1,3). Это подтвердило нашу гипотезу о том, что в процессе обучения креативному письму повышается не только уровень владения креативным письмом, но и уровень развития творческих способностей студентов. Также было проведено анонимное анкетирование студентов о результатах обучения креативному письму, которое показало, что студенты находят занятия креативным письмом интересными и полезными для их образовательной деятельности и личностного роста.
Результаты обучающего эксперимента показали следующее:
В заключение следует отметить:
В качестве перспективы исследования можно определить: дальнейшее научное и экспериментальное обоснование включения креативного письма в содержание обучения не только в языковых вузах, но и в других учебных заведениях; создание моделей обучения креативному письму на начальном и среднем этапах; дальнейшее изучение проблемы развития творческих способностей обучаемых в процессе обучения иностранному языку.
Основные положения исследования отражены в публикациях автора:
Статья в рецензируемом издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ:
Статьи в научных изданиях:
Материалы конференций:
Информация о работе Обучение студентов третьевого курса языкового вуза креативному письму