Обучение студентов третьевого курса языкового вуза креативному письму

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 20:02, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Научные исследования в области методики обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г.А. Китайгородская, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Г. Тер-Минасова, А. Н. Шамов, В. П. Фурманова, И. И. Халеева и др.) свидетельствуют об устойчивой тенденции включения коммуникативного, когнитивного и ценностного аспектов в определение целей обучения иностранным языкам в подготовке специалистов XXI века.

Работа содержит 1 файл

Kizrina.doc

— 752.50 Кб (Скачать)

       В процессе выполнения упражнений в креативном письме используются различные формы  аудиторной работы (групповая, парная, индивидуальная). Наряду с письменными формами работы для выполнении подготовительных упражнений предусматриваются и устные формы.

       Эффективность разработанной методики обучения креативному  письму студентов третьего курса  языкового вуза проверялась экспериментально-опытным путём в течение 2007-2008 и 2008-2009 учебных годов на базе факультетов иностранных языков Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева и Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. Всего в эксперименте  приняли участие 65 студентов и 3 преподавателя. Разведывательный эксперимент был проведён в 2007-2008 учебных годах. Основной эксперимент был проведен в три этапа: диагностирующий (сентябрь-декабрь 2008 года), формирующий (февраль-май 2009 года), обобщающий (июнь 2009).

       Цель  диагостирующего этапа эксперимента заключалась в определении исходного уровня сформированности у студентов навыков и умений креативного письма, а также в оценке уровня развития их творческих способностей.

       В ходе беседы, проведённой со студентами на диагностирующем этапе эксперимента, выяснялось, что студенты имеют некоторый опыт в написании креативных письменных работ на родном и иностранном языках.

С целью  определения исходного уровня сформированности навыков и умений креативного письма студентам было предложено написать сказку, короткий рассказ и любое стихотворение. Сказки и короткие рассказы оценивались по следующим показателям: «содержательность», «композиционно-смысловая корректность», «связность и цельность», «выразительность», «оригинальность», «языковая корректность». Средний коэффициент правильности выполнения первого задания составил 44 %, второго (написание короткого рассказа)– 43 %; третье задание (написание стихотворения) студенты не смогли выполнить. Самые низкие баллы по первым двум работам студенты получили за выразительность и оригинальность.

     Для диагностики исходного уровня развития творческих способностей студентов была использована методика, разработанная М. И. Рожковым,   Ю. С. Тюнниковым Б. С. Алишевым, Л. А. Волович. Диагностирующий срез показал, что творческие способности студентов находятся на довольно низком уровне развития.

     Формирующий этап эксперимента носил обучающий характер и осуществлялся в течение 16 недель на занятиях по практике устной и письменной речи, предусмотренных программой для студентов третьего курса специальности 033200.00 «Немецкий язык» с дополнительной специальностью «Английский язык». Обучение креативному письму проводилось согласно представленной модели обучения на аудиторных занятиях один раз в неделю, предусматривались и домашние задания.

     На  обобщающем этапе эксперимента были проведены итоговые срезы и анкетирование студентов. Студентам были предложены для выполнения задания, подобные заданиям диагностирующего этапа: написание сказки, короткого рассказа, стихотворения. Сказки и короткие рассказы оценивались по тем же показателям, что и на диагностирующем этапе эксперимента. Стихотворения оценивались по таким показателям, как содержательность, выразительность и оригинальность.

     Средний коэффициент правильности выполнения первого задания (написание сказки) составил 76 %, второго (написание короткого рассказа) – 74 %, третьего (написание стихотворения) – 83 %.

     Результаты  постэкспериментального среза свидетельствуют  о росте у студентов уровня сформированности навыков и умений креативного письма: коэффициент правильности выполнения задания в соответствии с показателем «содержательность» в сказках и коротких рассказах вырос на   20%; в соответствии с показателем «композиционно-смысловая корректность» в сказках и в коротких рассказах вырос на 40 %; в соответствии с показателем «связность и цельность» в сказках вырос на      45 %, в коротких рассказах - на 30 %; в соответствии с показателем «выразительность» в сказках вырос на 50 %; в коротких рассказах - на 45 %; в соответствии с показателем «оригинальность» в сказках вырос на 45 %; в коротких рассказах - на 40 %; в соответствии с показателем «языковая корректность» в сказках вырос на 14 %, в коротких рассказах - на 5 %.

     Наглядно  результаты оценивания сказок и коротких рассказов, написанных студентами до и после проведения эксперимента, представлены на рис. 3, 4.  

 Рис. 3 Результаты выполнения креативной письменной работы (сказка), написанной до и после эксперимента

Рис. 4 Результаты выполнения креативной письменной работы (короткий рассказ), написанной до и после эксперимента

     Средний коэффициент правильности выполнения третьего задания (написание стихотворения) оказался несколько выше, чем за первые два задания, поскольку мы учитывали только «содержательность», «оригинальность» и «выразительность» стихотворения. Коэффициент правильности выполнения третьего задания за «содержательность» составил 90 %, за «выразительность» - 85 %, за «оригинальность» - 70 %.

     Таким образом, результаты опытно-экспериментальной  проверки предлагаемой автором методики обучения креативному письму в целом  доказывают её эффективность, свидетельствуют о положительной динамике процесса обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму.

     На  обобщающем этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития творческих способностей студентов. Получив оценки уровня развития творческих способностей студентов до и после эксперимента, вычислив средние по всей изученной выборке студентов, воспользовавшись критерием Стьюдента для точного установления наличия или отсутствия статистически достоверных различий между средними показателями уровня развития творческих способностей студентов до и после эксперимента, мы пришли к заключению, что средние показатели уровня развития творческих способностей студентов до и после эксперимента статистически достоверно отличаются друг от друга: в процессе обучения значительно повысился уровень развития творческих способностей студентов (средний балл уровня развития творческих способностей студентов до проведения эксперимента составил 0, 85, после проведения эксперимента – 1,3). Это подтвердило нашу гипотезу о том, что в процессе обучения креативному письму повышается не только уровень владения креативным письмом, но и уровень развития творческих способностей студентов. Также было проведено анонимное анкетирование студентов о результатах обучения креативному письму, которое показало, что студенты находят занятия креативным письмом интересными и полезными для их образовательной деятельности и личностного роста.

     Результаты обучающего эксперимента показали следующее:

  1. Студенты усвоили теоретический материал о лингвистических характеристиках художественного текста и могут использовать полученные знания при написании креативных письменных работ. Они научились писать связно, правильно строить свои письменные высказывания в соответствии с композиционно-речевой формой и употреблять различные изобразительно-языковые средства в тексте.
  2. Все студенты научились составлять такие виды креативных работ, как сказка, короткий рассказ, стихотворение.
  3. Работы студентов в целом отличаются не только связностью, цельностью,содержательностью, композиционно-смысловой корректностью, но и выразительностью и оригинальностью. Устная речь студентов стала более образной и экспрессивной.
  4. Мотивация студентов к выполнению креативных письменных работ значительно выросла.
  5. В результате обучения креативному письму повысился уровень развития творческих способностей студентов.

     В заключение следует отметить:

  1. Включение креативного письма в обучение студентов творческой письменной речи является одним из приоритетных направлений в системе обучения студентов иностранному языку в языковом вузе на современном этапе развития общества.
  2. Использование эвристических приёмов познания объекта, выявления его основных признаков  и эвристических приёмов преобразования объекта и создания нового объекта в качестве основы системы специальных упражнений в креативном письме, а также включение в неё упражнений, направленных на развитие общетворческих способностей:  способности к анализу и синтезу, способности обнаруживать новые проблемы в традиционной ситуации, способности мыслить ассоциациями и способности генерировать большое количество идей, повышают творческую активность студентов и способствуют формированию конкурентоспособной личности будущего специалиста.
  3. Результаты проведенного исследования показали, что овладение креативным письмом повышает уровень речевого сознания и культуры студентов, повышает их мотивацию, стимулирует развитие основных видов речевой деятельности, оказывая тем самым положительное влияние на весь процесс обучения иностранному языку в языковом вузе.

       В качестве перспективы исследования можно определить: дальнейшее научное и экспериментальное обоснование включения креативного письма в содержание обучения не только в языковых вузах, но и в других учебных заведениях; создание моделей обучения креативному письму на начальном и среднем этапах; дальнейшее изучение проблемы развития творческих способностей обучаемых в процессе обучения иностранному языку.

       

     Основные  положения исследования отражены в публикациях  автора:

     Статья  в рецензируемом  издании, рекомендованном  ВАК Министерства образования и  науки РФ:

  1. Кизрина, Н. Г. Эвристические приёмы в обучении иноязычной письменной речи [Текст] / Н. Г. Кизрина // Интеграция образования. – Саранск, 2008. – № 4. – С. 77-81.

     Статьи  в научных изданиях:

  1. Кизрина, Н. Г. Письменная речь на иностранном языке как средство развития креативности [Текст] / Н. Г. Кизрина // Актуальные вопросы немецкой филологии и методики преподавания немецкого языка: сб. научн. тр. – Вып. 3. – Саранск, 2006. – С. 32-38.
  2. Кизрина, Н. Г. Обучение письму и письменной речи в историческом ракурсе [Текст] / Н. Г. Кизрина // Язык и культура. Междисциплинарный подход: межвуз. сб. науч. тр. – Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 2006. – С. 102–106.
  3. Кизрина, Н. Г. Развитие творческих возможностей студентов языкового вуза [Текст] / Н. Г. Кизрина // Аспирант: сб. науч. тр. аспир. –     Н. Новгород: Нижегор. гос. лингв. ун-т, 2007. – С. 219-226.
  4. Кизрина, Н. Г. Система креативных упражнений в иноязычной письменной речи [Текст] / Н. Г. Кизрина // Аспирант: сб. науч. тр. аспир. – Н. Новгород: Нижегор. гос. лингв. ун-т, 2009. – С. 115-122.

     Материалы конференций:

  1. Кизрина, Н. Г. Креативные языковые игры в обучении письменной речи на немецком языке [Текст] / Н. Г. Кизрина // Актуальные проблемы изучения и преподавания немецкого языка в современном поликультурном мире: материалы междунар. науч. конф. – 27-28 мар., 2009 г. – Ульяновск: Ульяновск. гос. пед. ун-т. 2009. – С. 164-169.
  2. Кизрина, Н. Г. К проблеме развития творческих способностей учащихся в процессе обучения иноязычной письменной речи [Текст] / Н. Г. Кизрина // Язык в пространстве современной культуры: материалы 2-й междунар. науч. конф. – 15-16 апр. 2009. – Краснодар: Краснодар. гос. ун-т. культуры и искусств, 2009. – С. 262-265.

Информация о работе Обучение студентов третьевого курса языкового вуза креативному письму