Обучение студентов третьевого курса языкового вуза креативному письму

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 20:02, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Научные исследования в области методики обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г.А. Китайгородская, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Г. Тер-Минасова, А. Н. Шамов, В. П. Фурманова, И. И. Халеева и др.) свидетельствуют об устойчивой тенденции включения коммуникативного, когнитивного и ценностного аспектов в определение целей обучения иностранным языкам в подготовке специалистов XXI века.

Работа содержит 1 файл

Kizrina.doc

— 752.50 Кб (Скачать)

     На  правах рукописи 
 
 
 
 
 

     Кизрина Наталья Геннадьевна 
 
 

     ОБУЧЕНИЕ  СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕГО КУРСА ЯЗЫКОВОГО  ВУЗА КРЕАТИВНОМУ  ПИСЬМУ

     (немецкий  язык) 
 
 

Специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(иностранный  язык, уровень высшего профессионального образования) 
 
 
 
 
 

     АВТОРЕФЕРАТ

     диссертации на соискание ученой степени

     кандидата педагогических наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Нижний  Новгород – 2009 
 
 
 

Работа  выполнена на кафедре лингводидактики  и методики преподавания иностранных  языков

ГОУ ВПО  «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова» 
 

     Научный руководитель:   кандидат педагогических наук, доцент

                                   Захаренкова Майя  Николаевна 
 

     Официальные оппоненты:  доктор педагогических наук, профессор

                                            Фурманова Валентина Павловна, 

                                                  кандидат педагогических наук, доцент

                                   Ильина Светлана  Юрьевна 
 

     Ведущая организация:   ГОУ ВПО «Чувашский государственный

                   педагогический университет

     им. И. Я. Яковлева» 
 

     Защита  состоится «28» октября 2009 г. в 13.00 ч. на заседании диссертационного Совета Д 212.163.02 в ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический  университет им. Н. А. Добролюбова» по адресу: 603155, г. Н. Новгород, ул. Минина, д. 31-а, ауд. 3216. 
 

     С диссертацией можно ознакомиться в  научной библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический  университет имени     Н. А. Добролюбова» по адресу: 603155, г. Н. Новгород, ул. Минина, д. 31-а, корп. 3. 

     Автореферат размещен на сайте НГЛУ им. Н. А. Добролюбова

     http:// www.lunn.ru. 
 

     Автореферат разослан «________» сентября 2009 г. 
 
 

     Учёный  секретарь

     диссертационного  совета,

     доктор  педагогических наук,

     профессор                                                                          М. А. Викулина 

     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

     Актуальность  исследования. Научные исследования в области методики обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г.А. Китайгородская, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Г. Тер-Минасова, А. Н. Шамов, В. П. Фурманова, И. И. Халеева и др.) свидетельствуют об устойчивой тенденции включения коммуникативного, когнитивного и ценностного аспектов в определение целей обучения иностранным языкам в подготовке специалистов XXI века.

     Организация преподавания иностранного языка в  языковом вузе сегодня предполагает учет не только коммуникативных, но и познавательных способностей студентов, которые непосредственно влияют на их эмоционально-оценочное отношение к содержанию обучения, мотивацию к овладению иной лингвокультурой, стимулируют гармоничное развитие личности, способствуют повышению её творческого потенциала.

     Основной  целью обучения иностранному языку  в языковом вузе является подготовка творческих специалистов, свободно владеющих  иностранным языком как в устной, так и письменной формах его функционирования.

     Из-за долгого отсутствия социального  заказа на овладение иноязычным письмом вопросы обучения письменной речи на иностранном языке представляются наименее исследованными. Между тем, в современном мультилингвальном, поликультурном и информационно-компьютерном мире письменная речь приобретает все большее значение. «В условиях глобализации, когда мир не знает границ, а коммуникация становится формой конкуренции, невладение письменной формой общения делает субъект неконкурентоспособным, обрекая его на социальную изоляцию» [Мазунова, 2005].

     Письменная  речь, представляя собой сложную  аналитико-синтетическую деятельность, обладает огромным воспитательно-развивающим  потенциалом, который, к сожалению, не нашел ещё должного использования в практике обучения иностранным языкам. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости обращения сегодня к вопросам обучения иноязычной письменной речи как методическим проблемам. Особое место среди них занимает проблема обучения иноязычной творческой письменной речи в языковом вузе.

     Проведенные в последние годы методические исследования показывают, что творческая письменная речь – понятие достаточно широкое и может включать различные виды письменной речи: изложения с элементами сочинения, сочинения в различных композиционно-речевых формах, рефлексивное письмо (авторское эссе, передовая статья), тематическое письмо (интервью, отчет, сообщения), личное письмо (журнал, дневник, воспоминание), деловое письмо (деловое письмо, заявление, резюме), креативное письмо (сказка, короткий рассказ, басня, стихотворение и др.). Однако в отечественной методике в обучение творческой письменной речи включаются, как правило, изложения с элементами сочинения, три вида сочинений (сочинение-описание, сочинение-повествование, сочинение-рассуждение) и письма делового и личного характера, что не вызывает особого интереса у обучаемых и выполняется ими формально. Практика обучения показывает, что традиционные творческие письменные работы даже студентов языковых вузов не в полной мере отвечают характеристикам творческого письменного высказывания: они невыразительны в языковом отношении, неоригинальны по содержанию, носят в основном компилятивный характер и не оказывают эмоционального воздействия на читателя.

     Все выше сказанное свидетельствует  о недостаточной эффективности  методики обучения творческой письменной речи на иностранном языке и требует её совершенствования. Одним из путей совершенствования методики обучения иноязычной творческой письменной речи может быть включение в её содержание креативного письма. Отечественные исследователи считают, что в задачи лингвистических вузов не входит обучение креативному письму, что эта задача специальных литературных вузов, с чем мы не можем согласиться.

     Обучение  креативному письму подразумевает  обучение созданию художественных текстов различных жанров. Не следует требовать от студентов языковых вузов настоящих произведений, которые пишут профессиональные поэты и писатели, но овладеть навыками создания иноязычного художественного текста способен практически каждый студент. Впоследствии эти навыки студенты смогут перенести на осуществление иноязычной речевой деятельности не только в письменной форме, но и в устной.

     Художественный  текст представляет собой отражение  процесса познания окружающего мира автором и познания себя как личности в этом мире. В процессе его создания у студентов появится возможность для самовыражения и самореализации, что так важно в студенческом возрасте. Кроме того, художественный текст не просто способ самовыражения, он составляет важную, естественную и необходимую сторону коммуникативной деятельности человека. Возможность самореализации и неисчерпаемое тематическое разнообразие художественных текстов вызовут большой интерес у студентов и позволят решить такую важную проблему в обучении иноязычной письменной речи, как отсутствие мотивации.

     Художественный  текст, как и всякий другой текст, обладает определёнными лингвистическими характеристиками, которыми студенты смогут овладеть в процессе его создания. Выразительность художественной речи будет побуждать студентов к поиску новых слов, к использованию разных грамматических форм и синтаксических конструкций для точного выражения своих мыслей, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию их коммуникативной компетенции.

     Процесс создания художественного текста –  творческий процесс, при осуществлении которого будут актуализироваться и развиваться творческие способности студентов. Как творческий продукт художественный текст обладает не только семантической, но и эстетической информацией, поэтому обучение созданию художественного текста будет способствовать эстетическому воспитанию студентов.

     Таким образом, в процессе обучения креативному  письму будет повышаться мотивация студентов к выполнению письменных работ на иностранном языке, реализовываться коммуникативный, воспитательный и развивающий потенциал письменной речи.

     Изучение  научной литературы по проблеме обучения письменной речи и практического  опыта в области преподавания иностранных языков позволило выявить  ряд противоречий между:

  • социальным заказом общества на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом, и недостаточным уровнем развития творческих способностей выпускников языковых вузов;
  • высоким образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом иноязычной письменной речи и недостаточным его исследованием и использованием в методике преподавания иностранных языков;
  • высоким уровнем программных требований, предъявляемых к развитию иноязычной письменной речи как вида речевой деятельности в специальных вузах, и сравнительно низким реальным уровнем владения письменной речью выпускниками.

     На  основе обозначенных противоречий становится очевидной проблема исследования: как и какими средствами обучать студентов третьего курса языкового вуза иноязычной письменной речи, чтобы в процессе обучения реализовывался её образовательный, воспитательный, развивающий и коммуникативный потенциал?

     Актуальность  и перспективность поставленной проблемы определили тему исследования: «Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму».

     Цель исследования: обоснование и разработка методики обучения креативному письму студентов третьего курса языкового вуза на основе содержательно-смыслового подхода к обучению письменной речи.

     Объект  исследования: процесс обучения иноязычной письменной речи в языковом вузе.

     Предмет исследования: методика обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму.

     Гипотеза  исследования: обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму будет эффективным, если:

  • оно организовано поэтапно (подготовительный, репродуктивно-продуктивный, продуктивный этапы);
  • использована специальная система упражнений в креативном письме, в основу которой положены эвристические приёмы познания объекта, выявления его основных признаков и эвристические приёмы преобразования объекта и создания нового объекта;
  • в систему упражнений включены специальные упражнения, направленные на развитие общетворческих способностей студентов: способность к анализу и синтезу, способность обнаруживать новые проблемы в традиционной ситуации, способность мыслить ассоциациями и способность генерировать большое количество идей.

     Задачи  исследования:

  1. Провести анализ философских, педагогических и психологических исследований по проблеме творчества, с целью выявления структуры творческой деятельности, определения характеристик креативной личности и психолого-педагогических условий её формирования.
  2. Рассмотреть структуру речевой деятельности и сопоставить её со структурой творческой деятельности, чтобы организовать обучение креативному письму как творческой деятельности.
  3. Выявить психолого-лингвистические особенности письменной речи и роль творческих способностей личности в осуществлении письменной речевой деятельности.
  4. Построить модель обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму.
  5. Создать специальную систему упражнений в креативном письме на основе эвристических приёмов обучения.
  6. Проверить эффективность разработанной методики в ходе экспериментального обучения.

     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) анализ лингвистической, методической, педагогической и психологической литературы по теме исследования;            б) наблюдение за процессом обучения креативному письму; в) тестирование и анкетирование студентов третьего курса факультета иностранных языков; г) моделирование; д) методический эксперимент; е) качественно-количественная оценка полученных экспериментальных данных.

Информация о работе Обучение студентов третьевого курса языкового вуза креативному письму