Обучение студентов третьевого курса языкового вуза креативному письму

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 20:02, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Научные исследования в области методики обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г.А. Китайгородская, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Г. Тер-Минасова, А. Н. Шамов, В. П. Фурманова, И. И. Халеева и др.) свидетельствуют об устойчивой тенденции включения коммуникативного, когнитивного и ценностного аспектов в определение целей обучения иностранным языкам в подготовке специалистов XXI века.

Работа содержит 1 файл

Kizrina.doc

— 752.50 Кб (Скачать)

     Методологической  базой исследования являются: а) личностно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам (И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластенин);                б) коммуникативный подход в обучении иностранным языкам (Н. В. Барышников, И. Л. Бим, В. А. Бухбиндер, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, П. Б. Гурвич, Б. А. Лапидус, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко,    Е. И. Пассов, О. Г, Поляков, Г. В. Рогова, В. В. Сафонова, В. Л. Скалкин, Е. Н. Соловова, В. П. Фурманова, А. Н. Шамов, С. Ф. Шатилов, В. Д. Шадриков, А. Н. Щукин); в) интегративный подход к обучению иноязычной письменной речи Л. К. Мазуновой.

     Теоретической базой исследования выступают: а) теория речевой деятельности (П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн); б) теория языковой личности (Г. И. Богин, Ю. Н. Караулов, И. И. Халеева,                     К. Н. Хитрик); в) теоретические исследования в области творчества              (Г. С. Альтшуллер, В. И. Андреев, В. С. Библер, Н. Д. Богоявленская,             Л. С. Выготский, П. П. Крамар, В. А. Крутецкий, И. Я. Лернер,                        А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарёв, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров,      А. Т. Шумилин).

     Опытно-экспериментальной  базой исследования выступили ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» и ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им.      Н. П. Огарева». Всего в эксперименте приняли участие 65 студентов третьего курса факультетов иностранных языков и 3 преподавателя.

     Основные  этапы исследования. Исследование проводилось с 2005 по 2009 гг.

     Первый  этап (2005-2007 гг.) – поисково-теоретический. Постановка и осмысление проблемы исследования, разработка научного понятийного аппарата исследования, определение цели и гипотезы исследования.

     Второй  этап (2007-2008 гг.) – теоретико-моделирующий. Разработка модели обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму, определение показателей оценивания креативных письменных работ студентов, подготовка учебно-методического пособия, проведение разведывательного эксперимента.

     Третий  этап (2008-2009 гг.) – опытно-экспериментальный. Проведение опытно-экспериментального обучения, анализ и оценка его результатов. Оформление и редактирование текста диссертационного исследования.

     Научная новизна исследования:

  • впервые обучение креативному письму в специальном вузе рассмотрено как методическая проблема, обоснована необходимость обучения креативному письму студентов языковых вузов для формирования письменноречевой компетенции и определена его роль в подготовке будущих специалистов;
  • разработана методика обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму, система упражнений в креативном письме, построенная на основе эвристических приёмов;
  • определены показатели оценивания креативных письменных работ студентов, разработана диагностическая карта;
  • обоснована эффективность использования разработанной методики не только для совершенствования умений письменной речи у студентов языковых вузов, но и для развития их творческих способностей.

     Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит: а) в разработке развёрнутого определения «креативное письмо» на основе анализа научных трудов отечественных и зарубежных исследователей;          б) в научном обосновании необходимости использования содержательно-смыслового подхода к обучению креативному письму, адаптированного к условиям обучения студентов третьего курса языкового вуза; в) в разработке модели обучения креативному письму на иностранном языке.

     Практическая  ценность исследования. Разработанное и апробированное автором пособие «Креативное письмо» может быть использовано в практике преподавания немецкого языка в школе и вузе. Результаты исследования могут использоваться также при создании других учебно-методических пособий для обучения креативному письму на иностранном языке, для проведения спецкурса, а также на лекциях и семинарах по методике обучения иностранному языку в специальном вузе.

     Апробация и внедрение результатов  исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры немецкого языка Мордовского государственного педагогического института им М. Е. Евсевьева (2005-2009), кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкам Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова (2005-2009), представлены на международных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы изучения и преподавания немецкого языка в современном поликультурном мире» (Ульяновск, 2009); «Язык в пространстве современной культуры» (Краснодар, 2009). Результаты работы нашли своё отражение в 7 печатных публикациях, одна из которых размещена в рецензируемом журнале, включённом в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

     Достоверность научных результатов  исследования обеспечивается обоснованностью теоретических позиций; опорой на современные достижения методики преподавания иностранных языков; опытной проверкой теоретических положений; количественными и качественными показателями, полученными в ходе экспериментальной проверки, внедрением результатов исследования в практику.

     Положения, выносимые на защиту:

  1. В содержание обучения иноязычной творческой письменной речи включается обучение креативному письму, которое представляет собой творческую деятельность по порождению текста, содержащего в себе не только семантическую, но и эстетическую информацию, отражающую индивидуально-образное восприятие мира автором. Носителями эстетической информации являются специальные изобразительно-выразительные средства и формальные элементы языка, включая графические средства. В рамках креативного письма осуществляется обучение созданию художественных текстов таких жанров как сказка, короткий рассказ, стихотворение.
  2. Текст как продукт креативной письменной деятельности содержит в себе наряду с лингвистическими характеристиками творческие. К лингвистическим характеристикам относятся: содержательность, композиционно-смысловая корректность, связность и цельность, языковая корректность; к творческим - выразительность и оригинальность. Успех осуществления креативной письменной речевой деятельности зависит не только от уровня сформированности у студентов речевых навыков и умений, но и от уровня развития их творческих способностей.
  3. Обучение студентов третьего курса языкового вуза креативному письму осуществляется поэтапно и включает в себя подготовительный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный этапы. На подготовительном этапе у студентов формируются навыки осуществления письменной речевой деятельности как креативной, актуализируются и развиваются их творческие способности. На репродуктивно-продуктивном этапе обучения креативному письму у студентов развиваются аналитические умения и умения структурно-семантической и лингвистической реорганизации иноязычного креативного текста. На продуктивном этапе развиваются и совершенствуются умения продуцирования иноязычного креативного текста.
  4. В процессе обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму реализуется развивающий потенциал предмета «иностранный язык»: результат обучения креативному письму студентов выражается не только в сформированности у них умений письменной речи в разных её видах, но и в повышении уровня развития их творческих способностей, что обеспечивается специальной системой упражнений.

     Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (200 источников, из них 45 – на иностранных языках) и 5 приложений. Кроме текстового материала работа иллюстрирована таблицами и рисунками. 

     ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 

     Во Введении обосновывается актуальность и выбор цели предлагаемого исследования, выделяются предмет и объект исследования; обозначаются противоречия, которые осложняют процесс овладения иноязычной письменной речью; определяются цель и задачи исследования; формулируются гипотеза исследования и основные положения, выносимые на защиту; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая ценность исследования, даётся информация о его апробации.

     В первой главе «Теоретические основы обучения креативному письму на иностранном языке» даётся характеристика творческой деятельности и рассматривается проблема развития творческой личности; раскрывается характеристика основных этапов порождения высказывания, которые сопоставляются с этапами осуществления творческой деятельности; рассматриваются психолого-лингвистические характеристики письменной речи; обозначается роль творческих способностей личности в осуществлении иноязычной письменной речевой деятельности; даётся определение креативного письма, анализируются существующие подходы к обучению иноязычной письменной речи, обосновывается необходимость использования содержательно-смыслового подхода к обучению креативному письму студентов языковых вузов.

       Образование сегодня ориентировано на развитие и воспитание творческой личности, поскольку только творческая личность может полностью реализовать себя в современных социально-экономических условиях. Творческой личности характерны такие черты, как оригинальность и гибкость мышления, жажда познания, чувствительность ко всему новому необычному, целеустремлённость, независимость мнений, критичное отношение к себе и окружающим. Приоритет в образовании, таким образом, отдаётся творческим видам деятельности. Творческая деятельность представляет собой специфический вид человеческой деятельности, в процессе осуществления которой создаётся новый продукт и меняется сам субъект. Для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), при этом продукт настоящего творчества обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью. Творческая деятельность, как всякая другая деятельность осуществляется поэтапно: первый этап - подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи); второй этап - созревание (работа над проблемой, инкубация направляющей идеи); третий этап - вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла); четвёрнтый этап - развитие идеи, её окончательное оформление и проверка.

       Речевая деятельность представляет собой речетворческую деятельность и имеет также определённую структуру. Мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности соответствует первому этапу творческой деятельности – «подготовке»: говорящий принимает поставленную перед ним проблему, анализирует её, по ассоциациям с ней в его сознании возникают различные образы, проявляются эмоции. Аналитико-синтетический уровень речевой деятельности совпадает с двумя следующими этапами творческой деятельности «созреванием» и «вдохновением»: формируется высказывание во внутренней речи, говорящий отбирает из интуитивно у него возникших наглядных образов, слов и предложений наиболее удачные для реализации замысла высказывания, бессознательно возникшее высказывание переходит в сознательное в форме высказывания во внутренней речи. Исполнительный уровень речевой деятельности совпадает с заключительным этапом творческой деятельности – «реализацией идеи»: высказывание во внутренней речи переходит во внешний план, экстериоризуется.

       При обучении иноязычной речевой деятельности необходимо создавать благоприятные условия, особый микроклимат, уделяя внимание не только формированию и развитию у обучаемых специальных речевых навыков и умений, но и развитию их творческих способностей.

     В процессе обучения творческой речевой  деятельности следует учитывать также уровневое формирование поликультурной языковой личности обучаемого. На каждом уровне формируется определённый тип творческого высказывания. На вербально-семантическом уровне формируется высказывание неоригинальное как по форме, так и по содержанию (полная репродукция, цитирование); на тезаурусном (лингвокогнитивном) уровне формируется высказывание оригинальное либо по форме, либо по содержанию (изложение с элементами сочинения, сочинение на пройденную хорошо проанализированную тему); на мотивационно-побудительном уровне формируется полное творческое высказывание, оригинальное по форме и по содержанию.

     Успешное осуществление иноязычной творческой речевой деятельности обеспечивают следующие речетворческие умения: формировать замысел текста, находить жанровую форму воплощения замысла текста, отбирать и использовать ассоциации согласно замыслу текста, структурно-семантически организовывать текст как единое целое, употреблять разнообразные изобразительно-языковые средства в тексте, корректировать текст, приводя его в соответствии с замыслом.

     При порождении творческого письменного  высказывания особенно велика роль творческих способностей личности, что объясняется психолингвистическими особенностями порождения письменной речи.       Условно процесс порождения письменного высказывания можно разделить на три основные стадии: программирование (принятие проблемы, определение замысла высказывания, планирование, выбор стиля и формы); реализация (отбор лексики, грамматических структур, графических средств) и контроль. Творческие способности личности проявляются в большей степени на стадии программирования высказывания. На этой стадии проявляются такие творческие способности личности, как способность к обнаружению и постановке проблемы в традиционной ситуации; способность генерировать большое количество идей; способность мыслить ассоциациями. Выполнение второго и третьего этапов порождения письменного высказывания (реализация и контроль) обеспечивает, главным образом, способность к анализу и синтезу.

Информация о работе Обучение студентов третьевого курса языкового вуза креативному письму