Обучение студентов третьевого курса языкового вуза креативному письму

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 20:02, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Научные исследования в области методики обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Г.А. Китайгородская, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, О. Г. Оберемко, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова, С. Г. Тер-Минасова, А. Н. Шамов, В. П. Фурманова, И. И. Халеева и др.) свидетельствуют об устойчивой тенденции включения коммуникативного, когнитивного и ценностного аспектов в определение целей обучения иностранным языкам в подготовке специалистов XXI века.

Работа содержит 1 файл

Kizrina.doc

— 752.50 Кб (Скачать)

     В зависимости от наличия творческих характеристик в письменном высказывании – продукте письменной речевой деятельности - выделяют репродуктивную и продуктивную или творческую письменную речь. В качестве традиционных упражнений в репродуктивной письменной речи выступают изложение, реферирование, аннотирование; в продуктивной или в творческой письменной речи – сочинение и письмо делового и личного характера. На сегодняшний день существует достаточно большое количество работ, посвященных обучению творческой письменной речи на иностранном языке: обучение сочинению в композиционно-речевой форме «повествование» (М. П. Брандес; Е. В. Мусницкая; Н. Н. Пелевина); обучение сочинению в композиционно-речевой форме «рассуждение»: (И. В. Антонова, Н. В. Гужова, М. Н. Захаренкова, Т. В. Мальцевич, С. А. Шантарович, А. Я. Янисив); обучение сочинению в композиционно-речевой форме «описание» (Л. В. Ганецкая, Н. Н. Березовская, Э. П. Калинина, К. П. Ященко,); обучение сочинениям в трёх композиционно-речевых формах: «повествование», «рассуждение», «описание» (М. К. Алтухова, Е. Е. Бабушис,); обучение сочинению-полемике (Я. М. Колкер); обучение сочинению-эссе (М. Г. Гец, А. В. Конобеев). В 90-х годах XX века в зарубежной методике активно развивался новый аспект работы над письменной речью, который получил название «креативное письмо» (U. Bauermann, H. Binner, K. Boethe, G. Brenner, K. Fingerhut, G. Haas,W. Hirte, W. Menzel, B. Mosler, G. Neumann, G. Rico,G. Waldmann, L. Werder, K. Schuster). Термин «креативное письмо» не вполне соотносится с термином «творческое письмо». Техники креативного письма направлены на преодоление прежнего негативного опыта и снятия психических барьеров при выполнении письменных заданий, на раскрытие творческого потенциала личности. Система упражнений в креативном письме включает специальные упражнения на видение формы, цвета, движения, поиск подходящих образов, предполагает работу над метафорикой, автоматическим письмом, а также работу над ритмикой. В неё входят игровые формы, использующиеся ещё в древней Древней Греции, такие как: Palindrom, Anagramm, Akrostichon, Telestichon, Lipogramm и другие. Обучающиеся подражают поэтам, учатся фиксировать свои представления и воспоминания, нередко в поэтической форме, используя разного рода опоры.

     Креативное  письмо как аспект обучения иноязычной письменной речи до сегодняшнего не рассматривалось в отечественной методике. На основе анализа зарубежной литературы, посвященной проблемам обучения креативному письму, мы даём ему следующее развернутое определение.

     Креативное  письмо представляет собой особый вид  человеческой деятельности по созданию нового оригинального продукта, в качестве которого выступает художественный текст. Художественный текст, продукт творческой деятельности, является отражением авторских открытий окружающего мира и себя в этом мире, что проявляется в разнообразии направлений постановок и неординарном решении проблем, представленных автором в тексте различными языковыми средствами. Всякий художественный текст содержит в себе не только семантическую информацию, но и эстетическую, он всегда выразителен и оригинален. Наряду с творческими характеристиками, выразительностью и оригинальностью, он обладает такими лингвистическими характеристиками, как содержательность, определённая композиционно-смысловая структура, цельность и связность. Креативное письмо как вид письменной речи включает художественные тексты различных жанров: сказка, короткий рассказ, легенда, басня, стихотворение, драма, пародия и др.

     Успешное  осуществление креативной письменной речевой деятельности студентами обеспечивают специальные психолого-педагогические условия и личностные факторы:

     - наличие субъектно-субъектных отношений преподавателя и студентов, учёт интересов студентов, создание на занятиях атмосферы непринуждённости и предоставление им возможности для самовыражения и самоопределения при решении проблемных заданий;

     - наличие у студентов определенных лингвистических знаний (знание языкового и речевого материала, знание жанрово-стилистических особенностей определенных видов художественного текста), сформированность навыков и умений студентов в письменной речи (формировать замысел текста: находить жанровую форму воплощения замысла текста, разнообразно начинать, развивать и завершать тему высказывания, отбирать и использовать ассоциации, согласно замыслу текста; употреблять разнообразные изобразительно-языковые средства в тексте; корректировать текст, приводя его в соответствие с замыслом);

       - наличие у студентов творческих способностей (способность к анализу и синтезу, способность обнаруживать новые проблемы в традиционной ситуации, способность мыслить ассоциациями, способность генерировать большое количество идей).

     В процессе обучения креативному письму реализуется коммуникативный потенциал  иноязычной письменной речи: приобретенные  навыки и умения в осуществлении  креативной письменной речевой деятельности могут быть перенесены студентами на осуществление иноязычной речевой деятельности не только в письменной, но в устной форме; а также её воспитательно-развивающий потенциал: у студентов повышается мотивация к выполнению творческих письменных работ на иностранном языке, развиваются творческие способности, воспитывается эстетическое чувство.

     Обучение  креативному письму должно осуществляться в рамках содержательно-смыслового подхода, адаптированного к условиям обучения студентов третьего курса  языкового вуза. Основная идея этого  подхода заключается в том, что процесс обучения письменной речи уподобляется творческому процессу писателя. Работа над написанием текста выглядит следующим образом: выбор темы сочинения, продуцирование первого варианта текста, анализ и комментарий первого варианта текста, продуцирование второго варианта текста, анализ и комментирование второго варианта текста, обсуждение и оценка второго варианта текста. Отечественные исследователи критикуют содержательно-смысловой подход за неучет при обучении письменной речи жанровых, стилистических и лингвистических характеристик текста, что мы также считаем недопустимым при обучении иноязычной письменной речи студентов языкового вуза.

     Содержательно-смысловой  подход, адаптированный к условиям обучения в специальном вузе (в содержание обучения иноязычной письменной речи включаются жанровые, структурные и лингвистические характеристики текста), положен в основу разработанной нами модели обучения студентов третьего курса языкового вуза (рис. 1).

     Во  второй главе «Методика  обучения креативному  письму на иностранном языке студентов третьего курса языкового вуза» даётся описание разработанной автором модели обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму, рассматриваются эвристические приёмы и система упражнений в креативном письме, созданная на основе этих приёмов, даётся описание и анализ результатов обучающего эксперимента.

     Основная  цель обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму заключается в развитии у них навыков и умений креативного письма. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: 1) формировать навыки использования эвристических приёмов для продуцирования иноязычного художественного текста; 2) развивать умения анализа иноязычного художественного текста на основе знаний о его лингвистических характеристиках (содержательность, цельность, связность, структура) и жанрово-стилистических признаках различных его видов; 3) развивать умения структурно-содержательной и лингвистической реорганизации художественного текста; 4) развивать и совершенствовать умения продуцирования иноязычного художественного текста различных жанров (сказка, короткий рассказ, стихотворение); 5) развивать умения совершенствования иноязычного текста на основе редактирования.

     В основу организации обучения креативному  письму положены следующие принципы: а) принцип личностной направленности обучения;     б) принцип деятельностного характера обучения; в) принцип проблемного характера обучения; г) принцип эвристичности обучения; д) принцип системности и последовательности обучения; е) принцип рефлексивности обучения.

       

       

     

       
 
 

       
 
 
 

     

       

       
 

     

     

     

       

     

     

     

      

       

     

     

     

       

       

     

     

       
 

     Рис 1. Общая модель обучения студентов третьего курса языкового

     вуза  креативному письму   

     Согласно  представленной модели процесс обучения креативному письму осуществляется последовательно в три этапа. Цель подготовительного этапа заключается в формировании навыков осуществления письменной речевой деятельности как креативной. Целью репродуктивно-продуктивного этапа обучения является развитие аналитических умений и умений структурно-семантической и лингвистической реорганизации иноязычного креативного текста. Цель продуктивного этапа обучения креативному письму – развитие и совершенствование умений продуцирования креативного иноязычного текста. Организация процесса обучения на каждом этапе представлена на рис 2.

     Обучение  креативному письму студентов третьего курса языкового вуза в реальном образовательном процессе реализуется с помощью специальной системы упражнений в креативном письме, в основу которой положены эвристические приёмы познания объекта, выявления его основных признаков и эвристические приёмы преобразования объекта и создания нового объекта. Разработанная система упражнений включает в себя три типа упражнений: подготовительные, репродуктивно-продуктивные и продуктивные.

     Подготовительные  упражнения ориентированы на знакомство студентов с различными эвристическими приёмами, в процессе выполнения этих упражнений студенты учатся использовать эвристические приёмы для написания небольших по объёму креативных текстов, данный тип упражнений стимулирует также развитие общетворческих способностей студентов. По цели выполнения подготовительные упражнения делятся: а) на упражнения, развивающие способность к анализу и синтезу, б) упражнения, развивающие способность обнаруживать новые проблемы в традиционной ситуации; в) упражнения, развивающие способность мыслить ассоциациями; г) упражнения, развивающие способность генерировать большое количество идей.

     Репродуктивно-продуктивные упражнения представляют собой множество взаимосвязанных письменных креативных заданий, сформулированных на основе эвристических приёмов, в качестве опоры для выполнения этих заданий служит текст. Этот тип упражнений включает: а) аналитические упражнения; б) упражнения в реконструкции текста; в) упражнения в конкретизации текста; в) упражнения в трансформации текста.

     Продуктивные упражнения включают в себя упражнения в продуцировании сказки, короткого рассказа и стихотворения с опорой на изобразительную наглядность и без опоры. Изобразительная наглядность при этом выступает как стимул креативной письменной деятельности. Упражнения с опорой на изобразительную наглядность предполагают написание не просто банальных текстов-описаний, а написание студентами

 

     

       

     

     

       
 
 
 
 
 

     

     

       
 

     

     

     

       

     

     

                     

     Рис 2. Частная модель обучения студентов третьего курса языкового вуза креативному письму 

 

различных рассказов от лица изображенных предметов  или главных действующих лиц, написание стихотворений, которые  служат способом выражения эмоций автора, написание сказок о любом изображённом предмете и др. Упражнения без использования наглядности представляют собой своего рода проблемные ситуации, сформулированные как темы для написания креативных письменных работ. Наряду с индивидуальными упражнениями этот вид продуктивных упражнений включает групповые упражнения, которые часто проводятся в игровой форме. Эти упражнения способствуют не только формированию и развитию у студентов навыков и умений креативного письма, но и формируют у них такие личностные качества как готовность передавать свой опыт и перенимать чужой, уважение чужих интересов, терпимое отношение к слабостям и ошибкам других, самокритичность.

Информация о работе Обучение студентов третьевого курса языкового вуза креативному письму