Обучение говорению на среднем этапе в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Все больше людей хотят владеть не только своим родным языком, но и овладеть иностранными языками, как родными, это обуславливается в первую очередь техническим и языковым прогрессом, а также желанием посетить англоговорящие страны в целях совершенствования своих языковых навыков.
Даннная курсовая работа посвящена обучению говорения по иностранному языку на младшей ступени образования в общеобразовательной школе.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы этапа говорения как вида речевой деятельности 5
Раздел 1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку 5
I. Обязательный минимум содержания образовательных программ при обучении говорению на среднем этапе обучения 5
II. Требования к уровню знаний, умений и навыков при обучении говорению на среднем этапе обучения 6
Раздел 2. Основные понятия, связанные с говорением, как видом речевой деятельности 8
I. Говорение как вид речевой деятельности 8
II. Существующие методы обучения говорению на среднем этапе обучения, их достоинства и недостатки 12
III. Трудности при обучении говорению на среднем этапе 19
IV. Система упражнений при обучении говорению 21
Глава 2. Практическая часть. 29
I. Анализ УМК Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. «Enjoy English», 7 класс 29
II. Конспект урока и система упражнений, направленная на развитие монологической речи учащихся 34

Работа содержит 1 файл

Курсовой по методике английского языка.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Примеры заданий к  текстам:

    • Who said the following?
    • Say what do you think?
    • Prove that ….
    • Read and bind out why the farmer was so happy
    • What do you think is the main idea of the story? Explain your choice.
    • give your arguments

Методический аппарат  включает в себя упражнения, которые  носят дифференцированный характер. В рассматриваемом УМК это такие виды упражнений как:

    1. упражнения на преобразование информации (стр.18 упр.44, 45 - Read the text and say what Andrei Sakharov is famous for. Speak about the most important facts of A. Sakharov's biography.)
    2. проблемные ситуации и их решения ( стр.37 упр.17- Give your reasons for agreeing or disagreeing with the following statements.
    3. творческие задания (стр.73 упр.59- Think of a perfect school. Write your own proposals. Draw a poster. Share your ideas with other students.)
    4. задания на воспроизведение информации (стр.75 упр.66- share information with your classmates who have read the other text. Use these questions as a plan.

Задания формируются так, чтобы в их выполнении был виден коммуникативный смысл. А наличие в каждом задании образцов правильного их выполнения повышает качество запоминания материала. Кроме этого учебник содержит грамматический справочник и словарь, которые позволяют учащимся успешно выполнять предлагаемые задания. В учебнике подобраны диалоги на различные темы, которые соответствуют правилам речевого этикета и что особенно важно, формируют у учащихся минимально достаточный уровень коммуникативной компетенции.

В Книге для учителя  четко сформулированы задачи и указан новый языковой материал по всем видам  речевой деятельности на каждый раздел. Даются подробные рекомендации к каждому разделу учебника и учителю не требуется много времени на подготовку к уроку. Данный критерий позволяет учителю найти дополнительный интересный материал, который может быть применен на уроке.

Таким образом, благодаря данному УМК все трудности связанные с обучением говорению на среднем этапе обучения учитываются и сглаживаются учителем через систему упражнений учебника, структуру учебника и рабочей тетради, наличие творческих и ситуативных заданий, ведение диалога с учащимися на выбранные темы.

II.  Конспект урока и система упражнений, направленная на развитие монологической речи учащихся

The topic of the lesson: «Sports»

Цели:

  1. Образовательная:

- Снять фонетические  трудности

- Снять лексические  трудности

- Актуализировать новую  и уже знакомую лексику на  уровне слова, словосочетания, предложения,  сверхфразового единства

  1. Воспитательная:

- воспитать стремление к достижению положительных результатов

- воспитать ценностное  отношение к чужой точке зрения

- научить учащихся  слушать высказывания друг друга 

  1. Развивающая:

- развить память, внимание, логику

- развить языковую  догадку через контекст

Задачи:

  • Семантизировать новую лексику урока
  • Научить применять ее на уровне слова, словосочетания, предложения и фразового единства
  • Обучить монологическому высказыванию типа «согласия/возражения/ опровержения», «мое мнение»

Оборудование: ПК, проектор, экран

Наглядные пособия: презентация, карточки с заданиями

Категория учащихся: 7 класс

 

 

 

 

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент.

Введение в  тему урока.

Актуализация  лексики прошлого урока.

  1. Do you like to play tag?
  2. Do you like to play leap-frog?
  3. Do you like to play hopscotch?
  4. Do you like to play hide-and-seek?
  5. Can you run?
  6. Can you jump?
  7. Can you skip?

Ответ должен состоять из двух частей: краткий, затем полный. (Образец ответа отражен на доске). (ВВ)

Пример:

Yes, I do. I like to play... 
No, I don’t. I don’t like to… 
Yes, I can. I can… 
No, I can’t. I can’t…

Семантизация  новой лексики

Для семантизации новой лексики учитель использует наглядный материал (слайды презентации).

Для снятия фонетических трудностей слова выписаны на доску с транскрипцией. (ВВ)

Презентация (слайд 2, 3, 4)

Учащиеся внимательно  слушают учителя, повторяют несколько  раз новое слово, опираясь на транскрипцию и предлагают свои варианты перевода слова.

Актуализация новой лексики на уровне слова

Учитель раздает заранее подготовленные карточки, где английские слова написаны в левой колонке, а русские слова соответственно в правой колонке.

Карточка.

swimming

Кататься на лыжах

Football

теннис

Skiing

футбол

Tennis

бадминтон

Badminton

плавание

Hockey

Скачки на лошадях

Cycling

бейсбол

Baseball

 

Figure skating

велогонки

 

бокс

Horse riding

Фигурное катание

Chess

хоккей

Boxing

шахматы


Выполняется упр. 2 на стр 100 из учебника на смысловую  догадку

Учащиеся соединяют  слова правой и левой колонки, затем проверяю с помощью соседа, обмениваясь карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся должны прочитать небольшие тексты и догадаться, о каком виде спорта идет речь. Назвать его.

Актуализация новой лексики на уровне словосочетания

Учитель поясняет, что все названия игр сочетаются с глаголом “to play”, выписывает его на доске.

Учитель просит ребят придумать словосочетания со словами в упр.1 стр.100 из учебника.

Выполнение  упражнения на соотнесение слова  и места упр.3 стр.101

Учащиеся помогают учитель составить словосочетания на доске.

Учащиеся составляют словосочетания и переводят их самостоятельно вслух.

 

Учащиеся должны соотнести по смыслу вид спорта с  местом, где им занимаются

Актуализация новой лексики на уровне предложения

Учитель просит учащихся открыть учебники на странице 100, там где даны названия всех видов спорта.

 

Учитель обращает внимание учащихся на то, как нужно  строить предложения (начало предложений  учителем выписаны заранее на откидной доске). 

  • I think they can…
  • I don’t think they can…
  • I want to play…
  • I don’t want to play…
  • My friend wants to (play)…
  • Me friend doesn’t want to (play)…
  • Do you like to (play)…?
  • What a pity, I can’t…

Используя выписанные заготовки на доске, учащиеся составляют свои собственные предложения. По 2-3 предложения.

Актуализация новой лексики на уровне слова

Учитель обращает внимание учеников на упр.6 на стр.101-102. Объясняет правила образования  наречий и с помощью упражнений 7 и 8 закрепляет новую лексику.

Учащиеся внимательно  слушают объяснение, помогают учителю  образовывать наречия от существительных.

Выполняя устно  упр.7-8, ученики закрепляют всю лексику  урока 

Актуализация новой лексики на уровне сверхфразового единства

Просит детей  разбиться на пары для отработки  диалогической речи на тему: «Why people do sports»

Учитель просит учащихся прочитать высказывания нескольких ребят и ответить на вопросы, данные перед текстом.

Учитель предлагает учащимся разбиться на пары и выполнить  упр.13 на стр. 103

Учащиеся открывают  учебник на стр. 102 упр.9, где даны выражения для обсуждения.

 

Учащиеся выполняют  упр. 10. Отвечая на вопросы, развивается  монологическая речь.

 

 

Один учащийся пробует доказать данный факт, а  другой старается его опровергнуть.

Подведение итогов

Учитель подводит итоги и сообщает оценки за урок.

 

Учитель задает домашнее задание: написать рассказ о вашем любимом виде спорта, пояснить почему вы его любите.

Учащиеся делают самоанализ того, что им удалось/ не удалось выполнить, что было понятно, а что нет.


Разработанный мною урок является одним из цепочки  уроков, направленных на развитие навыка говорения, целью которого является обучение монологической речи и снятие лексических и фонетических трудностей у учащихся. Для решения данной цели используются упражнения на отработку новой лексики на уровне слова, словосочетания и предложения, а также задания на уровне сверхфразового единства при отработке монологической речи. Составленный конспект является вторым уроком из блока тем учебника, а потому направлен на активную работу с лексическим материалом, который будет использоваться на последующих уроках, и его как письменным, с помощью карточек-заданий, так и устным закреплением с помощью предлагаемых упражнений. Для лучшего запоминания нового материала была сделана презентация с красочными иллюстрациями изучаемых слов. Дальнейшая отработка навыка говорения происходит по заданиям из учебника, которые были реализованы методом «от простого к сложному», что позволило бы учащимся овладеть основными навыкам без затруднений. Результатом станет то, что учащиеся научаться называть различные виды спорта, уметь описывать выполняемые действия, выражать эмоциональную оценку воспринимаемой и передаваемой информации, устанавливать контакт с партнером в условиях игровой и учебной ситуаций общения, высказывать свое мнение на основе прочитанного текста, научатся логично и последовательно строить изложение своих мыслей в устной форме. И в качестве подытога всей работы на уроке, учащимся предлагается написание рассказа-эссе на тему «Мой любимый вид спорта», данное задание позволит закрепить ученикам грамматические конструкции предыдущих уроков, запомнить и повторить новую лексику и потренироваться в составлении монологических высказываний.  
Заключение.

В своей курсовой работе я показала необходимость и важность коммуникативных методов обучения для формирования и совершенствования навыков говорения, а именно навыков монологической и диалогической речи. Речевая ситуация, создаваемая на уроке учителем или же самими учащимися, представляет собой большое количество преимуществ, которые направлены на развитие всех аспектов речевой деятельности учащихся.

Система упражнений для приобретения учащимися навыков говорения в процессе обучения должна разрабатываться учителем с учетом всех особенностей учащихся, как физиологических, так и психологических.

В данной курсовой работе я показала, что навык строится и формируется по принципу алгоритма. В ходе решения поставленных мною задач, я пришла к следующим выводам:

- при совершенствовании навыков монологической речи у учащихся следует брать за основу коммуникативную сторону обучения, что будет в дальнейшем способствовать формированию практических навыков говорения у учащихся;

- необходимо постоянно и постепенно развивать лексические и грамматические навыки учащихся для того, чтобы их речь была грамотно выстроена и лексически обогащена, это может быть достигнуто благодаря постоянному пополнению словарного запаса и работе с лексикой;

- в создании речевой ситуации на уроке необходимо использовать наглядные средства обучения и информационные технологии, которые позволили бы учителю не только создать подобие англоязычной среды, но и сделать урок более насыщенным и интересным.

 

Список литературы.

  1. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Enjoy English: учебник 7 класса. М.: Титул, 2008 – 2010.
  2. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка «Enjoy English». М.: Титул, 2008. – 56с.
  3. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Вышэйшая школа, 1999. – 522 с.
  4. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. – 345с.
  5. 1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334.
  6. 2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., Высшая школа, 1966, с. 256.
  7. 3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.— М., Просвещение, 1977, с. 278.
  8. 4. Бодалев А.А. Об общении и учете его характеристик при работе с людьми. Л.: ЛГУ, 1972, с. 346.
  9. 5. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках /Под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980, с. 568.
  10. Бухбиндер В.А., Миролюбов А. А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Советская педагогика. 1984. № 10, с.16.
  11. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1981, с. 386.
  12. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1981, с. 278.
  13. Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности //Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке.— М.: АПН/НИИСиМО, 1983, с. 186.
  14. Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие //Иностранные языки в школе.1984.№ 5, с. 23.
  15. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению. //Иностранные языки в школе. 1999. № 2, с. 18.
  16. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: МГУ, 1979, с. 348.
  17. Витт Н. В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку //Иностр. языки на неспециальных факультетах. М.: МГПИИЯ, 1971, с124.
  18. Возрастная и педагогическая психология /Ред. А.П. Петровский. М.: 1973, с. 486
  19. Воронина Е. К. Влияние установки, создаваемой словесной инструкцией, на аудирование //Тезисы докладов. Научно-методическая конференция.— М.: МГПИИЯ, 1971, с. 68.
  20. Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения //Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984, с. 124.
  21. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987, с. 274.
  22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: РАО/МПСИ, 2001, с. 396.
  23. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991, с. 248.
  24. Карманова Н. А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1985, с. 372.
  25. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980.
  26. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. с. 456.
  27. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М: РАО/МПСИ, 2001, с. 127.

 

 

 

1 Стандарт основного общего образования по иностранному языку. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2 Стандарт основного общего образования по иностранному языку. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 19.10.2009) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3 Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках /Под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980, с. 568.

4 Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334.

5 Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., Высшая школа, 1966, с. 256.

6 Бодалев А.А. Об общении и учете его характеристик при работе с людьми. Л.: ЛГУ, 1972, с. 346

7 Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334.

8 Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334.

9 Витт Н. В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку //Иностр. языки на неспециальных факультетах. М.: МГПИИЯ, 1971, с124.

10 Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М: РАО/МПСИ, 2001, с. 127.

11 Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. с. 456.

12 Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. М.: Русский язык, 1989, 239.

13 Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.:  Просвещение,  1991

14 Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: РАО/МПСИ, 2001, с. 396.

15 Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения //Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984, с. 124.

16 Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.— М., Просвещение, 1977, с. 278

17 Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.— М., Просвещение, 1977, с. 278

18 Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1981, с. 278

19 Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1981, с. 278

20 Карманова Н. А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1985, с. 372.

Информация о работе Обучение говорению на среднем этапе в общеобразовательной школе