Обучение говорению на среднем этапе в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Все больше людей хотят владеть не только своим родным языком, но и овладеть иностранными языками, как родными, это обуславливается в первую очередь техническим и языковым прогрессом, а также желанием посетить англоговорящие страны в целях совершенствования своих языковых навыков.
Даннная курсовая работа посвящена обучению говорения по иностранному языку на младшей ступени образования в общеобразовательной школе.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы этапа говорения как вида речевой деятельности 5
Раздел 1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку 5
I. Обязательный минимум содержания образовательных программ при обучении говорению на среднем этапе обучения 5
II. Требования к уровню знаний, умений и навыков при обучении говорению на среднем этапе обучения 6
Раздел 2. Основные понятия, связанные с говорением, как видом речевой деятельности 8
I. Говорение как вид речевой деятельности 8
II. Существующие методы обучения говорению на среднем этапе обучения, их достоинства и недостатки 12
III. Трудности при обучении говорению на среднем этапе 19
IV. Система упражнений при обучении говорению 21
Глава 2. Практическая часть. 29
I. Анализ УМК Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. «Enjoy English», 7 класс 29
II. Конспект урока и система упражнений, направленная на развитие монологической речи учащихся 34

Работа содержит 1 файл

Курсовой по методике английского языка.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Московский  государственный областной гуманитарный институт

 

 

факультет информатики

кафедра английского  языка и переводоведения 

 

Обучение говорению на среднем этапе в общеобразовательной школе

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по английскому языку

студента 5 курса

факультета  информатики

очной формы  обучения

Пятиловой Натальи  Алексеевны

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры английского языка и переводоведения МГОГИ

Овчинникова Мария Викторовна

 

 

Оценка______________________

 

Подпись_____________________

 

 

 

Орехово-Зуево, 2012 год

Оглавление

 

Введение.

В связи с прогрессивным  развитием общества в последние  годы наблюдается все больший  интерес к иностранному языку. Все больше людей хотят владеть не только своим родным языком, но и овладеть иностранными языками, как родными, это обуславливается в первую очередь техническим и языковым прогрессом, а также желанием посетить англоговорящие страны в целях совершенствования своих языковых навыков.

 В связи с таким  повышенным интересом к иностранным  языкам, школы стремятся сделать обучение иностранному языку интересным, понятным и эффективным.

Владение английским языком можно рассматривать в двух аспектах:

1) как цель обучения,

2) как средство обучения.

Устная речь как цель обучения может выступать средством общения. Поэтому, ее применение – это то, для чего изучается иностранный язык, что может вызвать у учащихся интерес к английскому языку в школе и желание им заниматься. В этом случае задания будут направлять внимание учащегося на смысловое содержание высказывания.

Также устная речь может выступать и как средство обучения, для доведения до автоматизма навыков воспроизведения изучаемых лексических единиц и грамматических структур.

Участие в общении  предполагает, что учащиеся должны овладеть устной речью на иностранном языке, т.е. возникает необходимость формирования навыков говорения, а именно таких навыков, чтобы учащиеся могли свободно использовать диалогическую и монологическую речь в своем общении. Поскольку навык говорения устанавливает определенный объем необходимого минимума словарного и языкового материала, которым должен овладеть каждый учащийся, то тут возникает вопрос, как же учитель должен формировать этот навык у учеников, какую систему упражнений и заданий он должен применять на уроках, какие формы работы на уроке должны преобладать. И эти вопросы должны стать приоритетными для учителя на среднем этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе, ведь именно в этот период и происходит освоение, закрепление и автоматизация навыка говорения в совокупности с остальными приобретаемыми учащимися навыками.

Исходя из всего вышесказанного, целью моей курсовой работы является изучение роли говорения на среднем этапе обучения английскому языку в монологической и диалогической речи, анализ существующих методических пособий по иностранному языку в области говорения, разработка и составление конспекта урока, который бы способствовал формированию данного навыка.

Практическая значимость моей курсовой работы заключается в выборе из множества существующих систем упражнений для обучения говорению в общеобразовательной школе наиболее эффективной системы, которая бы отвечала всем особенностям учащихся, учитывала бы их интересы, возможности.

Предметом исследования является роль устной речи в обучении английскому языку. Объект исследования – это обучение говорению на среднем этапе образования. Основной задачей на этом этапе является формирование в сознании учащихся возможности выражать одну и ту же мысль на другом языке, самостоятельного решения коммуникативно-познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.

 

Глава 1. Теоретические  основы этапа говорения как вида речевой деятельности

Раздел 1. Государственный образовательный  стандарт основного общего образования по иностранному языку

I. Обязательный минимум содержания образовательных программ при обучении говорению на среднем этапе обучения1

Диалогическая речь.

Овладение учащимися  умениями вести следующие виды диалога:

  1. диалог этикетного характера:

- начать, поддержать и  закончить разговор;

- поздравить, выразить  пожелания и отреагировать на  них;

- выразить благодарность;

- вежливо переспросить, отказать, согласиться;

  1. диалог-расспрос:

- запрашивать и сообщать  фактическую информацию (кто? что?  как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;

- целенаправленно расспрашивать,  «брать интервью»;

  1. диалог-побуждение к действию:

- обратиться с просьбой  и выразить готовность/отказ ее  выполнить;

- дать совет и принять/не принять его;

- пригласить к действию/взаимодействию  и согласиться/не согласиться,  принять в нем участие;

- сделать предложение  и выразить согласие/несогласие, принять 

его, объяснить причину;

  1. диалог-обмен мнениями:

- выразить точку зрения  и согласиться/не согласиться с ней;

- высказать одобрение/неодобрение;

- выразить сомнение;

- выразить эмоциональную  оценку обсуждаемых событий  (радость/огорчение,  желание/нежелание);

- выразить эмоциональную  поддержку партнера, в том числе  с 

помощью комплиментов;

Монологическая  речь.

Овладение учащимися  следующими умениями:

- кратко высказываться  о фактах и событиях, используя  основные  коммуникативные  типы  речи  (описание,  повествование,  сообщение, характеристика), эмоциональные  и оценочные суждения;

- передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

- делать сообщение  по прочитанному/услышанному тексту;

- выражать и аргументировать  свое отношение к прочитанной  информации.

II.  Требования к уровню знаний, умений и навыков при обучении говорению на среднем этапе обучения2

В результате изучения иностранного языка ученик должен

  1. знать

• основные значения изученных  лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

• основные нормы речевого этикета (реплики-клише,  наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

  1. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в области говорения:

• начинать,   вести/поддерживать  и  заканчивать   беседу  в   стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

• расспросить собеседника  и ответить на его вопросы, высказать  свое мнение,  просьбу,  ответить на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

• рассказать   о   себе,   своей  семье,   друзьях,   своих  интересах  и планах на будущее, сообщить краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка;

• делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль  прочитанного или услышанного,   выражать   свое отношение к прочитанному/услышанному тексту,  уметь кратко охарактеризовать персонаж.

 

Анализ государственного образовательного стандарта обучения иностранным языкам предполагает, что на среднем этапе обучения в школе у учащихся должны быть сформированы такие знаний и умений, чтобы они могли свободно вести диалоги и монологи на иностранном языке, используя понятийный аппарат, лексический запас слов, реплики-клише. Поскольку диалогическая речь используется гораздо чаще на уроках иностранного языка, например во время речевой разминки, когда учитель задает вопросы ученикам, предполагающие их обсуждение, то для учителя первостепенной задачей является обучение грамотному построению и ведению монологической речи, т.к. она является приоритетной. На начальном этапе обучения у учащихся уже сформировалось умение составлять небольшие монологические рассказы, такие, как рассказ о себе/семье/своем хобби, описание картинки или персонажа и т.д.. Тогда задача обучения говорению на среднем этапе сводится к тому, чтобы расширить навыки монологической речи с помощью упражнений на пересказ текста, упражнений на обсуждение какой-либо темы, заданий на аргументирование. Сформировать такие навыки учитель может в несколько этапов. Сперва, нужно довести лексический и грамматический материал до эффекта автоматизма, затем, научить учащихся отбирать языковой материал для конкретной ситуации общения (например, деловой или разговорный стиль), и, последнее, – это выработать у учащихся активную речь, а именно они должны уметь правильно формулировать вопросы в зависимости от ситуации общения, уметь поддерживать тематику беседы, учитывая грамматические и лексические нормы языка. Монологическая речь вызывает большие трудности у детей, поэтому целесообразно развивать данный тип речи на протяжении всего среднего этапа обучения во взаимосвязи и опоре на диалогическую речь. Исходя из вышесказанного, тот минимум знаний, умений и навыков, изложенный в образовательном стандарте, должен осуществляться в обязательном порядке на среднем этапе обучения.

Раздел 2. Основные понятия, связанные с  говорением, как видом речевой деятельности

I.  Говорение как вид речевой деятельности

Говорение как вид  речевой деятельности опирается  на язык, как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию в ходе общения и соответственно, передаваемая информация должна быть корректно передана и понята обеими сторонами общения. А это и будет являться главной целью обучения английскому языку в школе. 3

Значение — это  содержательная сторона знака как  элемента, опосредствующего познание окружающей действительности.4

Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение. Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.5

Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов). Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую речь.6

Одной из разновидностей устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, которые являются понятными только говорящим. Большое значение имеет эмоциональная степень окраски разговора, так с помощью интонации можно выразить различные чувства на примере одного и того же словосочетания или предложения.

Еще одной разновидностью устной речи является монолог, который произносится одним человеком. Монологическая речь имеет большую сложность, т.к. требует от говорящего логичности, последовательности и завершенности мысли высказывания, соблюдения более строгих грамматических правил. Часто монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью у учащихся, которые должны решаться учителем за все время обучения.

Сложный процесс вербального  общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов. Первым этапом является программирование речи — построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. 7

Второй этап — построение синтаксической структуры предложения. Прогнозируется общая конструкция  фразы, ее грамматическая форма, включаются механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова, выбор звуков, наиболее точно его воспроизводящих. Наконец осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, развертывается процесс «говорения», в ходе которого коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче. 8

В диалогическом же общении коммуникативные роли участников попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, появляется согласованность действий и поведения, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности.

К средствам невербальной коммуникации принадлежат: жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. 9 В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства.

Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. Реплика, брошенная через плечо, четко показывает отношение коммуникатора к реципиенту. В некоторых видах обучения (в частности, при обучении «говорению» на иностранных языках) преподаватель предпочитает размещать учеников не «в затылок друг другу», как это принято в классе, а по кругу, лицом друг к другу, что существенно повышает коммуникабельность общающихся и интенсифицирует приобретение навыков общения на иностранном языке.10

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. 11

Особенно важно это соответствие для педагога, для которого данные средства коммуникаций являются инструментом его профессиональной деятельности.

II.  Существующие методы обучения говорению на среднем этапе обучения, их достоинства и недостатки

В основе современных методов обучения говорению лежат такие категории устного общения как: ситуация, роль, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации. И важнейшим из перечисленных методов обучения в школе является коммуникативная (речевая) ситуация.

Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению, состоит из четырех факторов.12

1) обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц);

Информация о работе Обучение говорению на среднем этапе в общеобразовательной школе