Обучение говорению на среднем этапе в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Все больше людей хотят владеть не только своим родным языком, но и овладеть иностранными языками, как родными, это обуславливается в первую очередь техническим и языковым прогрессом, а также желанием посетить англоговорящие страны в целях совершенствования своих языковых навыков.
Даннная курсовая работа посвящена обучению говорения по иностранному языку на младшей ступени образования в общеобразовательной школе.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы этапа говорения как вида речевой деятельности 5
Раздел 1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку 5
I. Обязательный минимум содержания образовательных программ при обучении говорению на среднем этапе обучения 5
II. Требования к уровню знаний, умений и навыков при обучении говорению на среднем этапе обучения 6
Раздел 2. Основные понятия, связанные с говорением, как видом речевой деятельности 8
I. Говорение как вид речевой деятельности 8
II. Существующие методы обучения говорению на среднем этапе обучения, их достоинства и недостатки 12
III. Трудности при обучении говорению на среднем этапе 19
IV. Система упражнений при обучении говорению 21
Глава 2. Практическая часть. 29
I. Анализ УМК Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. «Enjoy English», 7 класс 29
II. Конспект урока и система упражнений, направленная на развитие монологической речи учащихся 34

Работа содержит 1 файл

Курсовой по методике английского языка.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Речь идет о формировании монологических умений на основе различных  этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ: 24

  • текст достаточно полно очерчивает речевую ситуацию и учителю не надо придумывать способы для ее создания на уроке. Уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание текста, комментируя его заголовок и т.д. Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Здесь же происходит установление логико-смысловых связей речи, анализ использованных средств выразительности, речевых приемов, способов аргументации и т.д.25

Примеры упражнений:

1. Ответы на вопросы по содержанию и смыслу прочитанного текста.

2. Задание на соглашение или опровержение предложенных фактов по прочитанному тексту.

3. Отбор различных частей речи (существительное, наречие ит.д.) и идиоматических выражений, при помощи которых в тексте отражается отношение автора к тематике текста.

4. Упражнения на «Доказать, что...» (Докажите, что в данном тексте повествуется именно о зимних видах спорта. Найдите слова подтверждающие это).

5. Задания на выявление основной идеи прочитанного текста.

6. Упражнения на характеристику. (Охарактеризуйте главного  героя с лучшей и худшей стороны; Охарактеризуйте данное явление/ситуацию из текста и т.д.).

7. Задания на подробный пересказ, краткое изложение, составление аннотации к содержанию текста.

  • грамотно отобранные тексты имеют высокую степень информативности, а значит, и предопределяют содержательную ценность речевых высказываний учащихся, способствуют реализации образовательных целей обучения 26
  • аутентичные тексты различных жанров дают хорошую языковую и речевую опору, образец для подражания, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу. 27
  1. Содержание урока построенного по методу: путь «снизу вверх».

В данном случае монолог  строится без опоры на конкретный текст. Данный вид урока может применяться на среднем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. 28

По вышерассмотренным  методам построения урока по отработке  навыков говорения можно сделать  вывод о том, что монологическая речь учащихся может отрабатываться и строиться как на конкретном тексте, так и на основе нескольких текстов, прочитанных или прослушанных на уроке на родном и иностранном языках. В данном случае возможно использование межпредметных связей на уроках иностранного языка.

 

 

Система упражнений на среднем  этапе обучения монологу. 29

Этапы работы

Примеры заданий и  упражнений

1. Повторение заученного  материала по данной теме

• Фронтальное обсуждение темы/беседа.

• Ответить на вопросы.

• Составить план-схему  темы.

• Подбор/повторение лексики  по теме

2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка

• Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания.

• Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.).

3. Речевые упражнения

• Высказать свое мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д.

• Прокомментировать  пословицу.

• Подготовить доклад/сообщение на тему и т.д.


 

Содержание  урока, целью которого является обучение диалогу.

В обучении монологу и  диалогу есть много общего, но, тем  не менее, следует признать, что для  учебного общения диалогическая  речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая.

Можно выделить следующие основные характеристики диалога: 30

  • реактивность

Именно данная черта  диалогической речи обусловливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся.

В основе этих трудностей лежат следующие:

1. Реакция партнера  по общению может быть совершенно  непредсказуема, например, он может неожиданно сменить тему разговора. Не менее трудно справиться и с ситуацией, в которой реакции нет вообще.

2. Умение аудировать. Здесь вступают в силу новые группы объективных трудностей, обусловленных индивидуальными особенностями речи говорящего.

  • ситуативность

Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения  на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения.

Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

В отличие от монолога при обучении диалогу обычно выделяются всего две его разновидности: свободные и стандартные (типовые). 31

Традиционно к свободным  диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Следует, однако, признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации. 32

В обучении диалогической  речи учитель использует те же пути и средства, что и при обучении монологической речи. Поэтому, можно  сделать вывод о том, что наиболее эффективным будет построить  урок обучения стандартной, типологической диалогической речи учащихся по методу «сверху вниз».

Опорами для составления  собственных диалогов в данном случае могут служить:

  • Готовые модели диалогов-образцов;
  • Задания на видоизменение диалогов-образцов, в результате чего будет создан новый диалог-образец;
  • Наглядные материалы такие, как иллюстрации, предметы, видеосюжеты и т.д.

Система упражнений на среднем этапе обучения диалогу.33

Действия учителя

Действия учеников

1) Определяет  наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор по телефону» и т. д.).

1)  Знакомятся: —  с новыми словами, речевыми   моделями   и клише; — с социокультурными особенностями  речевого поведения в конкретной речевой ситуации.

2) Изучает  материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся.

2) Отрабатывают  хором ииндивидуально речевые реплики типового диалога.

3) Отбирает или составляет  диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия и т. д.

3) Отвечают  на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые    трансформации и т. д.

4) Определяет  последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.

4) Учатся быстро реагировать   на   определенные реплики.

5) Знакомит  учащихся с новыми словами  и речевыми структурами предъявляемого диалога

5) Разыгрывают  учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть

6) В случае  необходимости комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.

6) Составляют  собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с установкой учителя

7) Организует  работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.

 

 

Глава 2. Практическая часть.

I.   Анализ УМК Биболетова М. З., Трубанева  Н. Н. «Enjoy English», 7 класс

Enjoy English – учебно-методический комплект по английскому языку для общеобразовательных учреждений. Данный УМК создан российскими учителями М.З.Биболетовой,  Н.В.Добрыниной и Н.Н.Трубаневой, издан издательством «Титул» в 1998 году и переиздан с изменениями в 2008 году. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в средней общеобразовательной школе. 34

Дизайн данного УМК  для 7 класса привлекателен, так как  весь материал сопровождается красочными иллюстрациями, страноведческие тексты и  справки - яркими фотографиями. Весь состав УМК имеет европейский стандарт в формате 60×84×8.

УМК является частью курса  английского языка для 2-11 классов  и обеспечивает преемственность  между начальным и средним  этапами обучения. С одной стороны, учебник очень удобен тем, что учащиеся привыкают к структуре учебника и работе с заданиями, но с другой стороны, учебник несколько перенасыщен иллюстративным материалом, который отвлекает и рассредоточивает внимание детей от заданий, текст располагается в две колонки, что тоже является неудобочитаемым.

Данный УМК учитывает реальную ситуацию общеобразовательных школ и обеспечивает достаточный уровень коммуникативных умений учащихся.

Для этого авторы постарались:

а) сделать содержание курса нестандартным и привлекательным (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного страноведческого материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и т.п.);

б) обеспечить посильность  усвоения учебного материала для  учащихся разных уровней подготовки (подробные и доступные объяснения, повторяемость материала);

в) предоставить возможность  построения индивидуальной траектории для отдельных учащихся при сохранении общего темпа прохождения курса (разноуровневые задания, творческие задания, проекты);

г) обеспечить повторение пройденного материала.

 

Анализируемый УМК составлен таким образом, что учащиеся за триместр успевают пройти несколько отдельных тем, объединенных в один блок, и закрепить свои знания и навыки с помощью теста или проектного задания. Я считаю, что с одной стороны, данная структура учебника позволяет сосредоточить внимание учащихся на конкретной теме и отработать лексику и грамматику в полном объеме, дать учащимся углубленные знания по этой теме, а с другой стороны, подобное разделение учебника не дает ученикам возможность использовать весь объем ранее приобретенного лексического материала при изучении последующих разделов.   

В учебно-методический комплект «Английский с удовольствием» для 7 класса входят:

    1. учебник,
    2. книга для учителя,
    3. рабочая тетрадь,
    4. аудиоприложение (CD MP3)
    5. обучающая компьютерная программа

Наличие рабочей тетради  является еще одним плюсом рассматриваемого УМК, т.к. в рабочей тетради учащиеся отрабатывают грамматический и лексический материал письменно, что способствует дополнительному закреплению. Обучающая компьютерная программа и аудиоприложения играют важную роль в обучении и помогают учителю на уроке. Так например, использование аудиозаписей развивает не только слуховую память но и является источником иностранной речи, которая помогает формировать навык говорения. Воспроизводимые диалоги дают возможность учащимся услышать наиболее используемые фразы-клише, применяемые в современной разговорной речи. А использование обучающих компьютерных программ позволяет учителю сделать урок современным, интересным, эффективным и воссоздать атмосферу той или иной ситуации.

Содержание курса полностью  соответствует обязательному минимуму образования и возрастным особенностям и интересам учеников – стиль изложения материала современный и по сложности соответствует возрасту учащихся.

Для включения учащихся в процесс речевого взаимодействия в курсе используются проблемные задания с опорой на устные и письменные тексты, предполагающие, что учащиеся понимают передаваемую информацию и могут ее трансформировать с учетом речевой задачи, опираясь при этом на речевые структуры и модели текста.

Например:

    • talk about yourself , teenagers, problem of  Education, problem of the World (стр7, упр.5; стр. 12-13, упр. 24, 28; стр. 89, упр. 125, 129);
    • read the situations and dramatize the dialogues (стр. 24, упр. 72) ;
    • read about the uniform in English school and design your own, present your uniform, discuss what’s the reasons of having schools only for boys or girls (стр.77, упр.72, 73);

Все упражнения данного  УМК предполагают наличие ситуативности, т.к. это помогает учащимся ориентироваться  в контексте и грамотно строить  свою коммуникативную задачу.

Учебник содержит различные  по содержанию тексты:

  1. аутентичные;
  2. адаптированные;
  3. специально написанные.

Каждый из этих видов текстов позволяет учителю  развивать различные коммуникативные  способности учащихся. Так например, аутентичные тексты могут познакомить учеников с образцами речевых и языковых форм иноязычных стран. Адаптированные позволяют развивать языковую догадку, составлять рецензирование, пересказы, краткие изложения, работать с текстом на уровне слова и  словосочетания, отрабатывая определенные лексические единицы и конструкции.

Информация о работе Обучение говорению на среднем этапе в общеобразовательной школе