Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа
В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Все больше людей хотят владеть не только своим родным языком, но и овладеть иностранными языками, как родными, это обуславливается в первую очередь техническим и языковым прогрессом, а также желанием посетить англоговорящие страны в целях совершенствования своих языковых навыков.
Даннная курсовая работа посвящена обучению говорения по иностранному языку на младшей ступени образования в общеобразовательной школе.
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы этапа говорения как вида речевой деятельности 5
Раздел 1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования по иностранному языку 5
I. Обязательный минимум содержания образовательных программ при обучении говорению на среднем этапе обучения 5
II. Требования к уровню знаний, умений и навыков при обучении говорению на среднем этапе обучения 6
Раздел 2. Основные понятия, связанные с говорением, как видом речевой деятельности 8
I. Говорение как вид речевой деятельности 8
II. Существующие методы обучения говорению на среднем этапе обучения, их достоинства и недостатки 12
III. Трудности при обучении говорению на среднем этапе 19
IV. Система упражнений при обучении говорению 21
Глава 2. Практическая часть. 29
I. Анализ УМК Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. «Enjoy English», 7 класс 29
II. Конспект урока и система упражнений, направленная на развитие монологической речи учащихся 34
Речь идет о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Данный путь имеет целый ряд преимуществ: 24
Примеры упражнений:
1. Ответы на вопросы по содержанию и смыслу прочитанного текста.
2. Задание на соглашение или опровержение предложенных фактов по прочитанному тексту.
3. Отбор различных частей речи (существительное, наречие ит.д.) и идиоматических выражений, при помощи которых в тексте отражается отношение автора к тематике текста.
4. Упражнения на «Доказать, что...» (Докажите, что в данном тексте повествуется именно о зимних видах спорта. Найдите слова подтверждающие это).
5. Задания на выявление основной идеи прочитанного текста.
6. Упражнения на характеристику. (Охарактеризуйте главного героя с лучшей и худшей стороны; Охарактеризуйте данное явление/ситуацию из текста и т.д.).
7. Задания на подробный пересказ, краткое изложение, составление аннотации к содержанию текста.
В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст. Данный вид урока может применяться на среднем этапе обучения, когда языковой и содержательный уровень знаний по обсуждаемой теме или проблеме достаточно высок. 28
По вышерассмотренным
методам построения урока по отработке
навыков говорения можно
Система упражнений на среднем этапе обучения монологу. 29
Этапы работы |
Примеры заданий и упражнений |
1. Повторение заученного материала по данной теме |
• Фронтальное обсуждение темы/беседа. • Ответить на вопросы. • Составить план-схему темы. • Подбор/повторение лексики по теме |
2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная отработка |
• Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания. • Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.). |
3. Речевые упражнения |
• Высказать свое мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д. • Прокомментировать пословицу. • Подготовить доклад/сообщение на тему и т.д. |
Содержание урока, целью которого является обучение диалогу.
В обучении монологу и диалогу есть много общего, но, тем не менее, следует признать, что для учебного общения диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая.
Можно выделить следующие основные характеристики диалога: 30
Именно данная черта диалогической речи обусловливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся.
В основе этих трудностей лежат следующие:
1. Реакция партнера
по общению может быть
2. Умение аудировать. Здесь вступают в силу новые группы объективных трудностей, обусловленных индивидуальными особенностями речи говорящего.
Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения.
Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.
В отличие от монолога при обучении диалогу обычно выделяются всего две его разновидности: свободные и стандартные (типовые). 31
Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров, а значит, и общая логика развития разговора жестко не фиксируются социальными речевыми ролями. Следует, однако, признать, что граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна, эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации. 32
В обучении диалогической речи учитель использует те же пути и средства, что и при обучении монологической речи. Поэтому, можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным будет построить урок обучения стандартной, типологической диалогической речи учащихся по методу «сверху вниз».
Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить:
Система упражнений на среднем этапе обучения диалогу.33
Действия учителя |
Действия учеников |
1) Определяет
наиболее типичные ситуации диа |
1) Знакомятся: — с новыми словами, речевыми моделями |
2) Изучает материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся. |
2) Отрабатывают хором ииндивидуально речевые реплики типового диалога. |
3) Отбирает или составляет
диалоги-образцы с использовани |
3) Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации и т. д. |
4) Определяет
последовательность предъявлени |
4) Учатся быстро реагировать на |
5) Знакомит
учащихся с новыми словами
и речевыми структурами |
5) Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть |
6) В случае
необходимости комментирует |
6) Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизмененной ситуации в соответствии с установкой учителя |
7) Организует
работу с текстом диалога, |
Enjoy English – учебно-методический комплект по английскому языку для общеобразовательных учреждений. Данный УМК создан российскими учителями М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной и Н.Н.Трубаневой, издан издательством «Титул» в 1998 году и переиздан с изменениями в 2008 году. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в средней общеобразовательной школе. 34
Дизайн данного УМК для 7 класса привлекателен, так как весь материал сопровождается красочными иллюстрациями, страноведческие тексты и справки - яркими фотографиями. Весь состав УМК имеет европейский стандарт в формате 60×84×8.
УМК является частью курса английского языка для 2-11 классов и обеспечивает преемственность между начальным и средним этапами обучения. С одной стороны, учебник очень удобен тем, что учащиеся привыкают к структуре учебника и работе с заданиями, но с другой стороны, учебник несколько перенасыщен иллюстративным материалом, который отвлекает и рассредоточивает внимание детей от заданий, текст располагается в две колонки, что тоже является неудобочитаемым.
Данный УМК учитывает реальную ситуацию общеобразовательных школ и обеспечивает достаточный уровень коммуникативных умений учащихся.
Для этого авторы постарались:
а) сделать содержание курса нестандартным и привлекательным (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного страноведческого материала, отбор лексики, наличие игр, стихов и т.п.);
б) обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разных уровней подготовки (подробные и доступные объяснения, повторяемость материала);
в) предоставить возможность построения индивидуальной траектории для отдельных учащихся при сохранении общего темпа прохождения курса (разноуровневые задания, творческие задания, проекты);
г) обеспечить повторение пройденного материала.
Анализируемый УМК составлен таким образом, что учащиеся за триместр успевают пройти несколько отдельных тем, объединенных в один блок, и закрепить свои знания и навыки с помощью теста или проектного задания. Я считаю, что с одной стороны, данная структура учебника позволяет сосредоточить внимание учащихся на конкретной теме и отработать лексику и грамматику в полном объеме, дать учащимся углубленные знания по этой теме, а с другой стороны, подобное разделение учебника не дает ученикам возможность использовать весь объем ранее приобретенного лексического материала при изучении последующих разделов.
В учебно-методический комплект «Английский с удовольствием» для 7 класса входят:
Наличие рабочей тетради является еще одним плюсом рассматриваемого УМК, т.к. в рабочей тетради учащиеся отрабатывают грамматический и лексический материал письменно, что способствует дополнительному закреплению. Обучающая компьютерная программа и аудиоприложения играют важную роль в обучении и помогают учителю на уроке. Так например, использование аудиозаписей развивает не только слуховую память но и является источником иностранной речи, которая помогает формировать навык говорения. Воспроизводимые диалоги дают возможность учащимся услышать наиболее используемые фразы-клише, применяемые в современной разговорной речи. А использование обучающих компьютерных программ позволяет учителю сделать урок современным, интересным, эффективным и воссоздать атмосферу той или иной ситуации.
Содержание курса полностью соответствует обязательному минимуму образования и возрастным особенностям и интересам учеников – стиль изложения материала современный и по сложности соответствует возрасту учащихся.
Для включения учащихся в процесс речевого взаимодействия в курсе используются проблемные задания с опорой на устные и письменные тексты, предполагающие, что учащиеся понимают передаваемую информацию и могут ее трансформировать с учетом речевой задачи, опираясь при этом на речевые структуры и модели текста.
Например:
Все упражнения данного УМК предполагают наличие ситуативности, т.к. это помогает учащимся ориентироваться в контексте и грамотно строить свою коммуникативную задачу.
Учебник содержит различные по содержанию тексты:
Каждый из этих
видов текстов позволяет
Информация о работе Обучение говорению на среднем этапе в общеобразовательной школе