Лингвистическая характеристика ключевых методических терминов в процессе изучения английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

Лингвистика является одной из важнейших базисных для методики наук: она изучает фонетические, грамматические, лексические закономерности языка, описывает норму и узус, стилистические особенности употребления языковых явлений, без знания которых нельзя успешно обучать языку, поэтому учет данных лингвистики является весьма важным фактором повышения научного уровня методики и практической ее эффективности.

Работа содержит 1 файл

3. Глава 1.docx

— 104.83 Кб (Скачать)

Результатом становления методики как самостоятельной науки является наличие собственного понятийно-терминологического аппарата и языка его выражения, что определено спецификой объекта педагогической науки, особенностями источников образования методических понятий и терминов. Под методической терминологией мы понимаем слова или словосочетания, являющиеся наименованием научного методического понятия или объекта из данной области знаний.

Поскольку методическая  терминология образуется на основе русского литературного языка  и представляет собой его специфический  лексический пласт, термины методики, формируясь и функционируя, подчиняются  языковым законам и нормам.  Для  методической терминологии, по нашему мнению, характерна многоуровневая предметно-тематическая систематизация, которая выражается в группировке терминов в тематические классы, предметно-тематические группы, терминологические ряды.

В качестве критерия классификации можно  рассмотреть распределение методических терминов по источникам их формирования и, соответственно, выделить 4 группы:

  1. Термины, заимствованные из базовых, смежных наук (основные понятия педагогики, дидактики, психологии и т.д.).
  2. Термины, заимствованные из других наук (социологии, философии, медицины и т.д.).
  3. Термины, заимствованные из методики преподаваемой науки (методика преподавания русского языка, методика преподавания математики и т.д.).
  4. Собственно методические термины.

В рамках системы понятий любой  терминологии можно выделить ряд  семантических полей. Семантические  поля отражают взаимосвязь между  единицами терминологической системы на уровне плана содержания. И. М. Кобозева отмечает следующие основные свойства поля: 1) наличие семантических отношений между составляющими его словами; 2) системный характер этих отношений; 3) взаимозависимость и взаимоопределяемость лексических единиц; 4)  относительная автономность поля; 5)  непрерывность обозначения его смыслового пространства; 6)  взаимосвязь семантических полей в пределах всей семантической системы.

Анализ  работ ведущих российских методистов позволил нам выделить основные семантические  поля, входящие в состав глобального  семантического поля методики: цели обучения, закономерности, содержание, средства, методы, приемы, системы, процесс обучения, организационные формы обучения.

  Методическая терминология развивается  и совершенствуется в результате  целенаправленной деятельности  человека и формируется одновременно  с педагогикой и дидактикой, а,  следовательно, закономерна неразрывная  связь методической терминологии  и питающих ее наук.

 

 

 1.4 Терминологический аппарат методики профессионального обучения

 

Важную роль в развитии методической работы педагога играет знание

терминологии в своей  области деятельности.

Терминологический аппарат  методики профессионального обучения

– совокупность терминов и лексических средств, используемых для

определения системы понятий  теории и практики воспитания, обучения и

развития специалистов различного профиля в конкретной области

профессиональной деятельности.

Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо

научное понятие. Система терминов − совокупность терминов, связанных

отношением упорядоченной  номинации с системой понятий. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений; единица мышления. Любое исследование осуществляется человеком как формирование понятий и их связей. Система понятий − совокупность взаимосвязанных дефиниций, принадлежащих всей методике профессионального обучения конкретным учебным дисциплинам.

При упорядочивании терминологического аппарата методики

профессионального обучения (например, дисциплинам экономического цикла) примем классификацию по источникам формирования, в которой выделяется три группы терминов.

– дидактико-методические термины (1-я группа);

– методико-экономические  термины (2-я группа);

– методические термины (3-я  группа).

К первой группе относятся  термины, пришедшие в методику

преподавания учебных  дисциплин данного цикла из базовых  наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др. Термины, взятые методикой  из преподаваемой науки, а также  смежных с ними дисциплин –  образуют вторую группу – методико-экономические  термины. К третьей группе терминов относятся собственно методические термины.

Дидактико-методические термины  применяются в методиках

преподавания разных дисциплин  и варьируются применительно  к каждому

учебной дисциплине. Например, в дидактике – цели обучения, развивающее

обучение, в методике –  цели обучения истории экономических  учений, истории экономики, развитие экономического мышления и др. Для  примера приведем дидактико-методические термины: формирование экономического

мировоззрения обучающихся, наглядность в обучении менеджмента, знания

обучающимися экономики  отрасли, содержание предмета банковское дело и т.д.

Методико-экономические  термины опираются на экономическую

терминологию. Ее составляют термины преподаваемой экономической  науки

(страхование, банковское  дело, инвестиции и др.). Они определяют  названия

объектов изучения, т.е. разделов и тем. При раскрытии содержания методико-экономических терминов указывается на необходимость отбора, структуризации и представления содержательной учебной информации и  методы изучения данной информации.

Методические термины  подразделяются на 4-е подгруппы:

1. Методические термины,  являющиеся результатом деления  общих

дидактико-методических терминов. Например, «занятие по изучению теории

банковского дела», «обучение  теории экономического анализа» (дидактико-

методические термины), «обучение  составления инвестиционного проекта»,

«обучение основам проектирования производственных систем» (методические термины).

2. Названия методов, методических  приемов, характерных не для

дидактики в целом, а для  обучения специалистов экономического профиля. В

отличие от первой подгруппы, эти термины не являются результатом

вычленения из дидактико-методических терминов и не имеют с ними прямых

преемственных связей. К  ним относятся: «экономический диктант», описание

различных операций и схем финансово-банковского направления  и др. Одни

термины возникли в результате становления методической практики, другие

заимствованы из производственной сферы.

3. Названия различных  методов, форм и средств обучения  экономическим

Дисциплинам (например, название, печатных изданий, используемых в процессе обучения и др.).

4. Термины из истории  методики профессионального обучения. В эту

группу входит сравнительно небольшое количество терминов, не

употребляемых в педагогической практике в обучении специалистов

экономического профиля.

Методические  понятия и термины, являющиеся результатом 
деления общих дидактико-методических понятий. Например, «урок 
производственного обучения по изучению трудовых приемов и 
операций», «обучение кулинарии» (дидактико-методические по 
нятия), «обучение чтению электротехнических схем», «обучение 
снятию размеров» (методические понятия).

Названия методов, методических приемов, характерных не 
для дидактики в целом, а для обучения техническим дисципли 
нам. В отличие от первой подгруппы эти термины не являются 
результатом вычленения из дидактико-методических понятий и 
не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относят 
ся, например, «технический диктант», «описание схемы соеди 
нения элементов в электрических цепях», «построение чертежей 
деталей», «расчет режимов резания» и др.

Одни термины  возникли в результате становления  методической практики, например «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и т.д.

Названия различных  средств обучения техническим предме 
там (сюда входят названия различных демонстрационных устройств 
и механизмов, печатных изданий, используемых в процессе обучения), например: «электромонтажная мастерская», «кабинет специальной технологии», «рабочая тетрадь по методам оптимизации» и др.

Понятия и термины  из истории методики профессионально 
го обучения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое количество понятий, уже не употребляемых в повседневной практике обучения: «русская система производственного обучения»,                                           
«ручной метод обработки материалов» и др.

В методике профессионального  обучения могут быть выделены многочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформировались и, естественно, нет соответствующих им терминов. Не имеют названия многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже давно сформировались в учебно-инструкционных картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированности профессиональных знаний и умений.

 

 


Информация о работе Лингвистическая характеристика ключевых методических терминов в процессе изучения английского языка