Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:49, реферат
Лингвистика является одной из важнейших базисных для методики наук: она изучает фонетические, грамматические, лексические закономерности языка, описывает норму и узус, стилистические особенности употребления языковых явлений, без знания которых нельзя успешно обучать языку, поэтому учет данных лингвистики является весьма важным фактором повышения научного уровня методики и практической ее эффективности.
Результатом становления методики как самостоятельной науки является наличие собственного понятийно-терминологического аппарата и языка его выражения, что определено спецификой объекта педагогической науки, особенностями источников образования методических понятий и терминов. Под методической терминологией мы понимаем слова или словосочетания, являющиеся наименованием научного методического понятия или объекта из данной области знаний.
Поскольку методическая терминология образуется на основе русского литературного языка и представляет собой его специфический лексический пласт, термины методики, формируясь и функционируя, подчиняются языковым законам и нормам. Для методической терминологии, по нашему мнению, характерна многоуровневая предметно-тематическая систематизация, которая выражается в группировке терминов в тематические классы, предметно-тематические группы, терминологические ряды.
В
качестве критерия классификации можно
рассмотреть распределение
В
рамках системы понятий любой
терминологии можно выделить ряд
семантических полей. Семантические
поля отражают взаимосвязь между
единицами терминологической
Анализ работ ведущих российских методистов позволил нам выделить основные семантические поля, входящие в состав глобального семантического поля методики: цели обучения, закономерности, содержание, средства, методы, приемы, системы, процесс обучения, организационные формы обучения.
Методическая терминология
1.4 Терминологический аппарат методики профессионального обучения
Важную роль в развитии методической работы педагога играет знание
терминологии в своей области деятельности.
Терминологический аппарат методики профессионального обучения
– совокупность терминов и лексических средств, используемых для
определения системы понятий теории и практики воспитания, обучения и
развития специалистов различного профиля в конкретной области
профессиональной деятельности.
Термин – слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо
научное понятие. Система терминов − совокупность терминов, связанных
отношением упорядоченной номинации с системой понятий. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений; единица мышления. Любое исследование осуществляется человеком как формирование понятий и их связей. Система понятий − совокупность взаимосвязанных дефиниций, принадлежащих всей методике профессионального обучения конкретным учебным дисциплинам.
При упорядочивании терминологического аппарата методики
профессионального обучения (например, дисциплинам экономического цикла) примем классификацию по источникам формирования, в которой выделяется три группы терминов.
– дидактико-методические термины (1-я группа);
– методико-экономические термины (2-я группа);
– методические термины (3-я группа).
К первой группе относятся термины, пришедшие в методику
преподавания учебных дисциплин данного цикла из базовых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др. Термины, взятые методикой из преподаваемой науки, а также смежных с ними дисциплин – образуют вторую группу – методико-экономические термины. К третьей группе терминов относятся собственно методические термины.
Дидактико-методические термины применяются в методиках
преподавания разных дисциплин и варьируются применительно к каждому
учебной дисциплине. Например, в дидактике – цели обучения, развивающее
обучение, в методике – цели обучения истории экономических учений, истории экономики, развитие экономического мышления и др. Для примера приведем дидактико-методические термины: формирование экономического
мировоззрения обучающихся, наглядность в обучении менеджмента, знания
обучающимися экономики отрасли, содержание предмета банковское дело и т.д.
Методико-экономические термины опираются на экономическую
терминологию. Ее составляют
термины преподаваемой
(страхование, банковское дело, инвестиции и др.). Они определяют названия
объектов изучения, т.е. разделов и тем. При раскрытии содержания методико-экономических терминов указывается на необходимость отбора, структуризации и представления содержательной учебной информации и методы изучения данной информации.
Методические термины подразделяются на 4-е подгруппы:
1. Методические термины,
являющиеся результатом
дидактико-методических терминов. Например, «занятие по изучению теории
банковского дела», «обучение теории экономического анализа» (дидактико-
методические термины), «обучение
составления инвестиционного
«обучение основам проектирования производственных систем» (методические термины).
2. Названия методов,
дидактики в целом, а для обучения специалистов экономического профиля. В
отличие от первой подгруппы, эти термины не являются результатом
вычленения из дидактико-методических терминов и не имеют с ними прямых
преемственных связей. К ним относятся: «экономический диктант», описание
различных операций и схем
финансово-банковского
термины возникли в результате становления методической практики, другие
заимствованы из производственной сферы.
3. Названия различных
методов, форм и средств
Дисциплинам (например, название, печатных изданий, используемых в процессе обучения и др.).
4. Термины из истории
методики профессионального
группу входит сравнительно небольшое количество терминов, не
употребляемых в педагогической практике в обучении специалистов
экономического профиля.
Методические
понятия и термины, являющиеся результатом
деления общих дидактико-методических
понятий. Например, «урок
производственного
обучения по изучению трудовых приемов
и
операций», «обучение кулинарии»
(дидактико-методические по
нятия), «обучение
чтению электротехнических схем», «обучение
снятию размеров» (методические понятия).
Названия методов, методических
приемов, характерных не
для дидактики в
целом, а для обучения техническим дисципли
нам. В отличие от первой подгруппы эти
термины не являются
результатом вычленения из дидактико-методических
понятий и
не имеют с ними прямых преемственных
связей. К ним относят
ся, например, «технический
диктант», «описание схемы соеди
нения элементов в электрических цепях»,
«построение чертежей
деталей», «расчет
режимов резания» и др.
Одни термины возникли в результате становления методической практики, например «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и т.д.
Названия различных
средств обучения техническим предме
там (сюда входят
названия различных демонстрационных
устройств
и механизмов, печатных изданий,
используемых в процессе обучения), например:
«электромонтажная мастерская», «кабинет
специальной технологии», «рабочая тетрадь
по методам оптимизации» и др.
Понятия и термины
из истории методики профессионально
го обучения. В эту подгруппу входит сравнительно
небольшое количество понятий, уже не
употребляемых в повседневной практике обучения: «русская система
производственного обучения»,
«ручной метод обработки
материалов» и др.
В методике профессионального обучения могут быть выделены многочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформировались и, естественно, нет соответствующих им терминов. Не имеют названия многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже давно сформировались в учебно-инструкционных картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированности профессиональных знаний и умений.