Умение
общаться в рамках диалога
культур требует наличия у
учащегося многих частных, довольно
трудно формируемых, умений:
1) умение
ставить себя на место других;
2) умение
проявлять инициативу на установление
межкультурного контакта;
3) умение
прогнозировать и распознавать социокультурные
пробелы, ведущие к недопониманию;
4)
умение принимать на
себя ответственность за
устранение всевозможного кросс-культурного
недопонимания;
5) умение
проявлять дипломатичность с целью поддержания
диалога культур в духе мира;
6) умение
выступать в качестве полноценных представителей
родной культуры;
7) умение
самообучаться функционировать самостоятельно
в поликультурном мире, используя социокультурные
стратегии.
Такой
уровень владения иностранным
языком, наверно, можно считать
идеальным. Конечно, к идеалу
следует постоянно стремиться. Но
те, кто реально подходит к
процессу обучения школьников
иностранным языкам, обязательно
увидит, насколько этот идеальный
уровень далеко отстает от
возможностей учащихся школ.
I. 2 Формирования
межкультурной коммуникативной компетенции
с использованием современных информационных
технологий
В последние годы всё чаще
поднимается вопрос о применении
новых информационных технологий
в средней школе. Это не только
новые технические средства,
но и новые формы и методы
преподавания, новый подход к
процессу обучения. Основной целью
обучения иностранным языкам
является формирование и развитие
коммуникативной культуры школьников,
обучение практическому овладению
иностранным языком [25].
Проблема
повышения качества казахстанского
образования в последние годы
получает новый ракурс рассмотрения.
В Концепции модернизации казахстанского
образования на период до 2015 года
подчеркивается, что образовательная
политика Казахстана учитывает
общие тенденции мирового развития,
обуславливающие необходимость
существенных изменений в системе
образования: переход к постиндустриальному,
информационному обществу, значительное
расширение масштабов межкультурного
взаимодействия, в связи с чем особую
важность приобретают факторы коммуникабельности
и толерантности [26].
Особое
значение межкультурная коммуникативная
компетентность имеет для современного
образования, т. к. именно выпускникам
школ предстоит не только осуществлять
межкультурную коммуникацию в
профессиональной сфере, но и
решать задачи по формированию
и развитию межкультурной компетентности
в своей будущей профессиональной
деятельности. Современное образование
призвано решать задачи по
воспитанию межкультурной личности,
а также обеспечить готовность
выпускников вузов к взаимодействию
с другими людьми в процессе
обмена культурными ценностями,
знаниями, способами деятельности. Особое значение для развития
межкультурной коммуникативной компетенции
учащихся приобретает использование различных
информационных технологий на занятиях
по иностранному языку.
В
важности информационных технологий
для современного образования
учителей и школьников убеждать
уже не приходится. Очевидно, что
развитие межкультурной коммуникативной
компетенции при обучении иностранным
языкам немыслимо без ставших
привычными компьютерных классов,
мультимедийных обучающих программ,
Интернета, дистанционного обучения.
Информационные технологии выступают
как инновационные интерактивные
средства обучения, которые обладают
возможностью визуализировать изучаемые
явления, динамически представлять
процесс объяснения, обрабатывать
значительные объемы учебной
информации,
способствуют динамике процесса
обучения, превращают урок в красочное
интерактивное действо.
Задачи
модернизации образования не
могут быть решены без оптимального
внедрения информационных технологий
во все его сферы. Внедрение
персонального компьютера, мультимедийных
технологий и глобальной информационной
компьютерной сети Интернет влияет
на систему образования, вызывая
значительные изменения в содержании
и методах обучения, в том числе
и иностранным языкам. Задача учителя состоит
в том, чтобы создать условия
практического овладения языком для
каждого учащегося, выбрать
такие методы обучения, которые
позволили бы каждому ученику
проявить свою активность,
своё творчество. Задача учителя -
активизировать познавательную
деятельность учащегося в
процессе обучения иностранным
языкам. Современные педагогические
технологии такие, как обучение в
сотрудничестве, проектная методика,
использование новых информационных
технологий, Интернет-ресурсов
помогают реализовать личностно-ориентированный
подход в обучении, обеспечивают
индивидуализацию и дифференциацию
обучения с учётом способностей
детей, их уровня обученности, склонностей [25].
Компьютер
может быть эффективно использован
для ознакомления с новым языковым
материалом, новыми образцами высказываний,
а также с деятельностью общения
на иностранном языке. На этапе
тренировки и на этапе применения
сформированных знаний, навыков,
умений компьютер может быть
использован в самых разнообразных
коммуникативных заданиях и ситуациях
с учетом личностных особенностей
обучаемых. Важной особенностью
компьютера в учебно-воспитательном
процессе по иностранному языку
является то, что он может быть
«собеседником» обучаемого, т.е.
работать в коммуникативно-направленном
диалоговом режиме. Так же использование
ИКТ даёт возможность воздействовать
на три канала восприятия человека:
визуальный, кинестетический, а значит,
способствует более эффективному
усвоению учебного материала.
Применение ИКТ на уроках
может осуществляться в следующих
формах: использование компьютерных
презентаций; использование интерактивной
доски; работа с обучающими мультимедийными
дисками/программами; работа с Интернет-ресурсами.
Остановимся
на каждом более подробно. В
своей работе мы широко используем презентации.
Это стало уже обычным делом на уроках.
Презентации, подготовленные к уроку,
емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся.
Несомненным достоинством мультимедийной
презентации по сравнению с обычными наглядными
материалами является большее эмоциональное
воздействие на учащихся. Она, как правило,
более красочна, вызывает живой эмоциональный
отклик, что способствует созданию благоприятной
эмоциональной обстановки на уроках, концентрации
внимания и, следовательно, лучшему усвоению
материала.
Но самым важным и продуктивным
применением презентаций, на наш
взгляд, является выполнение индивидуальных
и групповых проектов на заданную
тему самими учениками. В данном виде
сотрудничества часто используется
проектная форма учебной деятельности. Самостоятельная творческая
работа учащихся по созданию компьютерных
презентаций как нельзя лучше расширяет
запас активной лексики, стимулирует их
творческую активность и самостоятельность,
а также развивает навыки работы с информацией
(поиск, обработка, оформление и др.)
Важным
изобретением является интерактивная доска.
Используя такую доску, можно сочетать
проверенные методы и приемы работы с
обычной доской с набором интерактивных
и мультимедийных возможностей.
Интерактивная доска позволяет
сопоставлять слова и их значения,
выбирать правильный ответ; заполнять
пропуски, таблицы, разгадывать кроссворды
и находить слова, правильные ответы;
расположить предметы на картинке;
находить слова, соответствующие картинкам;
осуществлять активное комментирование
материала: выделение, уточнение, добавление
дополнительной информации и многое
другое. Но самое, на наш взгляд, важное
свойство доски состоит в том,
что она «живая». Работа по созданию
уроков на интерактивной доске близка
к созданию презентаций, но презентацию
нельзя изменить, внести что-то по ходу
урока. Интерактивная доска дает
более широкие возможности в
этом плане и стимулирует познавательный
интерес учащихся. Большой интерес
у учащихся вызывает индивидуальная
работа с обучающими программами. Обучающая
компьютерная программа является тренажером,
который организует самостоятельную
работу обучаемого, управляет ею и
создает условия, при которых
учащиеся самостоятельно формируют
свои знания. Мультимедийные обучающие
программы помогают в обучении лексической,
грамматической стороне речи, тренировке
диалогической речи, орфографии, аудирования.
Овладение коммуникативной компетенцией
невозможно без практики общения. Именно,
обучающие программы могут выступать
в роли «реального культурного носителя»
в процессе межкультурной коммуникации.
Электронные программы дают возможность
выбирать оптимальный темп обучения, контролировать
и корректировать ход усвоения материала,
причем результат работы не отдален, он
виден непосредственно на занятии. Обучающие
диски обладают также богатыми воспитательными
возможностями: развивают внимание, организованность.
Средства графики, музыкальные фрагменты
снимают напряжение. Работа с мультимедиа
развивает умение планировать свою деятельность,
принимать ответственные решения. Сейчас
уже все понимают, что Интернет обладает
огромными информационными возможностями.
Интернет создает уникальную возможность
для изучающих иностранный язык пользоваться
аутентичными текстами, слушать и общаться
с носителями языка. К сожалению, возможности
Интернет в школе не всегда позволяют
использовать его ресурсы непосредственно
на уроке в режиме реального времени (из-за
отсутствия скоростного Интернета), по
этой же причине невозможно и общение
в режиме on-line, поэтому многие аутентичные
материалы для чтения приходится подбирать,
готовить заранее и давать ребятам в записи
(видео, аудио) или печатном виде. Или же
давать задания по самостоятельному поиску
информации после уроков в сети Интернет.
В
настоящее время все чаще на
уроках иностранного языка применяются
разнообразные компьютерные программы.
Как правило, обучающие программы,
используемые для индивидуализированного
обучения, реализуется в виде
так называемых мультимедийных
обучающих программ. Слово мультимедийный
появилось вне связи с компьютерами в
англорусском словаре 1969 года издания.
В то время урок, проводимый преподавателем,
назывался мультимедийным, если в нем
присутствовали и рассказ учителя, и магнитофонная
запись, и кино, и слайды, и любые технические
средства в обучении. Сегодня под «мультимедийной
обучающей программой» понимается компьютерная
программа, использующая текст, звук, цвет,
графику и движение. В понятие «звук» входят
речь, музыка, их комбинации (музыка - речь
- пение и др.), а также различные звуковые
эффекты. Графика в таких программах может
быть представлена различными рисунками,
геометрическими фигурами (круг, ромб
и т. д.), символами, фотографиями и сканированными
изображениями. Движение в мультимедийных
программах представляется в виде последовательности
статических элементов (кадров) и может
быть трех видов: видео, квазивидео и анимация.
Видео - это последовательность черно-белых
или цветных фотографий, пропускаемая
на экране компьютера со скоростью около
24 фотографий в секунду. Квазивидео - тоже
последовательность кадров, движущая
по экрану со скоростью 6-12 фото в секунду.
Анимация-это последовательность рисованных
изображений. Разнообразие тем, видов
деятельности, красочность, увлекательность
мультимедийных компьютерных программ
вызывают огромный интерес у учащихся,
активизируют различные каналы восприятия
информации и повышают степень запоминания
и усвоение учебного материал а [27, с.140].
В настоящее
время существует большое разнообразие
компьютерным программам таких как:
Triple play plus in English, English on holidays, English Gold, "Hello,
America!", "Bridge to English", "Professor Higgins",
"English for communication", "Tripple play plus in German",
"Deutsch Gold", "Berlitz German", "Russtel
Test" "Говорящий оксфордский словарь",
немецко-русский словарь "Polyglossum"
и другие.
Существующие
сегодня мультимедийные программы
дают возможность организовать
самостоятельные действия каждого
ученика. При обучении аудированию
каждый ученик получает возможность слышать
иноязычную речь; при обучении говорению
каждый ученик может произносить фразы
на иностранном языке в микрофон; при обучении
грамматических явлений каждый ученик
может выполнять грамматические упражнения,
добиваясь правильных ответов.
Таким
образом, формы работы с компьютерными
обучающими программами на уроках
иностранного языка включают:
- изучение
лексики;
- отработку
произношения;
- обучение
диалогической и монологической речи;
- обучение
письму;
- отработку
грамматических явлений.
На
уроках иностранного языка с
помощью компьютерных программ
можно решать целый ряд дидактических задач:
- формировать
навыки и умения чтения, используя
материалы глобальной сети;
- совершенствовать
умения письменной речи школьников;
пополнять словарный запас учащихся;
- формировать
у школьников устойчивую мотивацию
к изучению английского языка;
- формировать
у школьников коммуникативную
компетенцию.
Компьютерное обучение имеет
много преимуществ перед
традиционными методами обучения.
Компьютерные программы обеспечивают:
- большую
информационную емкость;
- интенсификацию
самостоятельной работы учащихся;
- создание
коммуникативной ситуации, личностно-
значимой для каждого учащегося;
- учет
возрастных особенностей учащихся;
- повышение
познавательной активности учащихся,
а также усиление мотивации
[28, с. 41]
Таким
образом, применение образовательных
компьютерных программ на уроках
английского языка является основным
признаком положительных результатов
творческой деятельности учителя
с учащимися.
При постоянной и систематической
работе с компьютерными программами
реализуются следующие дидактические
возможности:
- возможность систематической
работы с учебной информацией;
- предоставление
учителю надежной обратной связи с учеником;
- возможность
интенсивной коммуникации с компьютером
[29, с. 96]
Учительские
среды в компьютерных программах,
например, “Animals: Teacher’s Interface”, “All about”,
позволяют учителям создавать свои собственные
компьютерные упражнения на отработку
лексического материала, грамматических
явлений, развитие навыков письма, подготовку
к речевому общению. В этих средах учителя
смогут разрабатывать адаптированные
к возрасту учеников и учебникам, используемые
в школе, упражнения на развитие разнообразных
языковых умений [30, с. 3].