Использование современных информационных технологий в формировании межкультурной коммуникативной компетенции учащихся средней школы в

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность тематики формирования межкультурной коммуникативной компетенции определяется тенденциями развития современного общества и образования. Современное общество характеризуется интенсификацией взаимодействия различных культур, широким применением компьютерной техники, развитием средств телекоммуникации, глобализацией всех сфер общественной жизни и ростом межкультурного и межличностного общения. Данные направления развития общества требуют от системы образования подготовить учащихся к жизни в новых условиях информационного общества. Компьютерные средства обучения являются одним из средств такого обновления. При правильной организации компьютерные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают формирование глубоких знаний, выработку прочных умений и твердых навыков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Раздел I Теоретические предпосылки формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся в средней школе в процессе обучения иностранному языку
I.1 Понятие и суть межкультурной коммуникативной компетенции……….7
I. 2 Формирования межкультурной коммуникативной компетенции с использованием современных информационных технологий………………..12
Список использованной литературы………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 61.97 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

Раздел I Теоретические предпосылки формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся в средней школе в процессе обучения иностранному языку

I.1 Понятие и суть межкультурной коммуникативной компетенции……….7

I. 2 Формирования межкультурной коммуникативной компетенции с использованием современных информационных технологий………………..12

Список использованной литературы………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

       Актуальность тематики формирования межкультурной коммуникативной компетенции определяется тенденциями развития современного общества и образования. Современное общество характеризуется интенсификацией взаимодействия различных культур, широким применением компьютерной техники, развитием средств телекоммуникации, глобализацией всех сфер общественной жизни и ростом межкультурного и межличностного общения. Данные направления развития общества требуют от системы образования подготовить учащихся к жизни в новых условиях информационного общества. Компьютерные средства обучения являются одним из средств такого обновления. При правильной организации компьютерные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают формирование глубоких знаний, выработку прочных умений и твердых навыков. Перед казахстанским образованием ставится задача формирования у учащихся ключевых компетенций, которые представляют собой целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Процесс формирования межкультурной коммуникативной компетенции будет рассмотрен на примере обучения английскому языку, так как, во-первых, данный язык является средством международного общения, во-вторых, при изучении иностранного языка реализуется межкультурный компонент образования.   

        Согласно  действующему Образовательному  стандарту среднего (полного) общего  образования главная цель «образования  по иностранному языку» - формирование  межкультурной коммуникативной  компетенции, в совокупности таких  компонентов, как языковая, социокультурная,  стратегическая, речевая и дискурсивная  компетенции. Компонент культуры  заложен в социокультурной компетенции,  которая включает увеличение  объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка. В настоящее время обучение иноязычной культуре состоит из трёх компонентов: знания о культуре, умения вести себя адекватно носителям языка и умения сопоставлять родную и изучаемую культуры. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. То есть существующие цели образования по иностранному языку в основном ориентируются на совокупность знаний и умений.

        Ещё  одним фактором, определяющим актуальность  изучения проблемы формирования  межкультурной коммуникативной  компетенции учащихся с использованием телекоммуникаций, является необходимость внедрения информационных технологий в образование. Информационные технологии обучения основываются на использовании специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио- и видео средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

       В данной  дипломной работе мы считаем  необходимым исследовать           особенности           формирования           межкультурной коммуникативной  компетенции в процессе опосредованной  компьютером коммуникации в связи  с развитием информатизации современного  общества и образования

Современные методики измерения  уровня подготовки школьников, ориентированные  на использование компьютерных технологий и в полной мере отвечающие реалиям  современности, предоставляют принципиально  новые возможности, повышают эффективность  деятельности учителя. Существенное преимущество этих технологий в том, что они  предоставляют новые возможности  обеим сторонам. Ученик из объекта  обучения превращается в субъект  обучения, осознанно участвующий  в процессе учебы и самостоятельно принимающий решения, связанные  с ним.

       В процессе  обучения английскому языку в  средней школе, а также в  процессе участия школьников  в проектной деятельности и  их общении со своими сверстниками  из США через Интернет, нами  была выявлена проблема, проявляющаяся  в низком уровне взаимопонимания  представителями различных культур  друг друга. Суть проблемы - низкий  уровень межкультурной коммуникативной  компетенции учащихся школы, выражающийся  в недостаточном понимании культурных  особенностей представителей стран  изучаемого языка, а также особенностей  родной культуры, её места в  поликультурном сообществе. Это  ведёт к проблемам во взаимопонимании  казахстанских учащихся и их  сверстников из стран изучаемой  культуры. Знакомство с литературой,  материалами научных конференций  и результатами мониторинговых  исследований показывает, что проблема  не носит локального характера,  а значима для всей системы  образования. Изучение научной  педагогической литературы, опыта  педагогической деятельности казахстанских  и зарубежных исследователей, а  также личный опыт обучения  иностранному языку и иноязычной  культуре позволяет сформулировать  проблему определения оптимальных  путей и способов формирования  межкультурной коммуникативной  компетенции в современном образовании.

        Формирование  образовательных компетенций учащихся  средней школы, среди которых  важное место отводится межкультурной  коммуникативной компетенции, является  актуальным вопросом современной  казахстанской педагогической теории  и практики. За последние десятилетия  по проблеме информатизации образования  появился ряд научных исследований  в Казахстане, которые внесли  свой вклад в развитие науки.  Это работы Г.К.Нургалиевой, Ж.А.Караева, С.В.Раха, С.К.Калдыбаева, А.Б.Жолдасбекова, А.И.Тажигуловой, В.В.Гриншкуна, Е.К.Балафанова, Е.Г.Гаевской, К.Ж.Аганиной, Л.В.Нефедовой, Ш.Ж. Курманалиной, Е.В. Артыкбаевой и др. В зарубежной педагогике исследованию межкультурной коммуникативной компетенции посвящены работы таких учёных, как М. Вирам, К. Кнапп, А.Николс и др. При разработке вопросов, связанных с анализом психолого-педагогических условий формирования межкультурной коммуникативной компетенции мы опирались на работы таких учёных, как М.М. Бахтин, С. Варне, А.Е. Войскунский, Г.М. Кучинский, Е.С. Полат и др.

       Несмотря  на значимость проведенных исследований, проблема формирования межкультурной  коммуникативной компетенции с  применением информационных технологий  имеет ряд вопросов, требующих  дальнейшего изучения. Осознание  фундаментальной роли информации  в общественном развитии и  огромные темпы роста информационных  технологий обусловили необходимость  формирования особо информационной  культуры личности. Для использования  новых компьютерных технологий  в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться  у ребенка с младших классов.  Для современного школьника, которому  предстоит жить в информационном  обществе будущего, компьютер должен  стать неотъемлемой частью его  жизни, поэтому использование  информационных и коммуникативных  технологий  в учебном процессе  является актуальной проблемой  современного школьного образования. 

        Основными  педагогическими условиями формирования  межкультурной коммуникативной  компетенции учащихся средней  школы при обучении английскому  языку являются:

       - организация  взаимодействия учащихся на основе  принципов диалогизма (М.М. Бахтин, В.С. Библер);

       - учёт  особенностей опосредованной компьютером  коммуникации, задающих     ряд     требований     к     учебной     коммуникации     между казахстанскими и зарубежными  сверстниками (осуществление общения  преимущественно в режиме отложенного  времени; реализация обратной  связи   и   интерактивности;   использование   нетрадиционных   языковых средств, например, графических  маркеров; отсутствие физического  образа собеседника, что снимает  психологический барьер общения).

       Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе.

       Предметом  нашего исследования является формирование межкультурной коммуникативной компетенции учащихся средней школы в процессе обучения на основе реализации принципов коммуникативно-деятельностного        подхода        с        использованием        современных информационных технологий.

       Цель проведенного нами исследования состоит в выявлении педагогических условий и формы эффективного формирования межкультурной коммуникативной компетенции с использованием современных информационных технологий для учащихся в средней школе.

        Гипотеза исследования: Если организовывать общение с зарубежными сверстниками посредством телекоммуникаций, если учащиеся будут активно изучать и сопоставлять изучаемые родную и иноязычную культуры, если организовывать совместную творческую деятельность учащихся в рамках телекоммуникационных проектов, то уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетенции учащихся в процессе изучения английского языка будет повышаться, так как учащиеся будут когнитивно вовлечены в коммуникацию с иностранными сверстниками на основе личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного и социокультурного подходов.

       Стратегические задачи исследования нашей дипломной работы:

       1. Выявить  основные компоненты и построить  структурную модель обучения   межкультурной   коммуникативной   компетенции   на   основе  имеющихся   в   педагогической   литературе   представлений   о   данной компетенции и  смежных с ним понятий;

       2. Исследовать  основные принципы коммуникативно-деятельностного подхода   и   особенности   их   проявления   в   учебном   межкультурном взаимодействии в процессе опосредованного компьютером общения;

        3. Предложить  и реализовать один из возможных  путей формирования межкультурной    коммуникативной    компетенции    с    использованием современных  информационных технологий;

       4. Проверить   эффективность   построенной   модели   формирования межкультурной           коммуникативной           компетенции           опытно-экспериментальным путём.

       Методами исследования нашей дипломной работы  являются:

критический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение и анализ учебного процесса, тестирование, экспериментально-опытная работа.

       Теоретической основной исследования являются философские, педагогические учения о деятельности и развития личности (В.В.Беспалько, В.В.Давыдов, Ю.К.Бабанский и др.), взаимосвязи общества и образования, теория системного подхода к изучаемым процессам ( И.Я.Лернер, В.А.Гусев, А.М.Пышкало и др.); концепция информатизации системы среднего образования (Г.К.Нургалиева, А.Ж.Арыстанова, Д.М.Джусубалиева, Ж.А.Караев, А.Х.Накпаева, И.В.Роберт, Э.Г.Скрибницкий и др.); теория профессиональной компетентности учителя (А.К.Маркова и др.); теория образовательных компетенций (А.Хуторской, С.И.Ферхо, И.А.Зимняя и др.).

       Теоретическое значение работы состоит в следующем:

       - уточнены      представления      о      структуре      межкультурной  коммуникативной компетенции, которая  включает знания об изучаемой  культуре, межкультурные умения, личностные  качества, необходимые для достижения  взаимопонимания  с  представителями  иных культур,  опыт межкультурного  общения и деятельности;

       - введены   и  описаны уровни сформированности межкультурной коммуникативной компетенции учащихся - оптимальный, достаточный, недостаточный и критический;

       - выявлены  педагогические условия эффективного  формирования межкультурной коммуникативной  компетенции (реализация принципов  диалогического     подхода     и     учёт     особенностей     опосредованной компьютером      коммуникации)      с      использованием      современных  информационных технологий.                                               

       Практическая ценность нашей  дипломной  работы заключается в следующем:

       1.  В  работе проанализировано  представление     о     межкультурной коммуникативной  компетенции совокупностью своих  компонентов, что позволяет    системным    образом    организовать    процесс    изучения    и формирования      межкультурной      компетенции      в      педагогической деятельности.

        2.  Работа доведена до формулировки  методических рекомендаций, которые    используются    учителями    общеобразовательных    школ    в Республики        Казахстан        для        формирования        межкультурной  коммуникативной компетенции.

       Структура  дипломной работы определена  логикой и последовательностью  решения задач исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и списка использованной литературы. Во введении раскрывается актуальность темы, исследуется степень её разработанности, поставлена проблема, выявлено противоречие, сформулированы цель, предмет, задачи исследования, выделены методологические основы и методы научного анализа, отмечена его теоретическая и практическая значимость.

Информация о работе Использование современных информационных технологий в формировании межкультурной коммуникативной компетенции учащихся средней школы в