Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:10, курсовая работа
Целью исследования является изучение использования наглядности при формировании грамматического навыка. Объектом данного исследования является использование наглядности на уроках иностранного языка.
Введение……………………………………………………………………………………..1
I Теоретические основы проблемы наглядности.
1.1 История наглядности………………………………………………………………...2
1.2 Определение наглядности и её характеристика…………………………………....3
1.3 Различные классификации видов наглядности……………………………………6
1.4 Принцип наглядности……………………………………………………………....10
1.5 Психологические особенности младшего школьного возраста…………………..11
II Теоретические аспекты формирования грамматического навыка
2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика……………………14
2.2 Проблема обучения грамматическим навыкам английского языка……………...15
III Практическая часть……………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………………………..22
Грамматические навыки формируются на основе аналогии, в результате многократного повторения операций с отобранными речевыми образцами или моделями. Тренировочные упражнения основаны на подстановке тренируемых элементов в данную модель. В русском языке подстановка гораздо чаще, чем во многих других языках, связана с изменением форм слов, поэтому простой аналогии и основанного на этой аналогии воспроизведения совершенно недостаточно. Необходимо знание многочисленных правил, которым подчиняется словоизменение, и умение их применять. Правила совершенно необходимы для того, чтобы знать границы аналогии при подстановке, чтобы не смешивать формы слов.
Стадии формирования навыка:
1. Восприятие типовой структуры.
2. Имитация.
3. Подстановка.
4. Трансформация.
5. Репродукция.
6. Комбинирование.
Навык должен иметь следующие качества:
1. Правильность выполнения.
2. Бессознательность (автоматизированность) – выражение мысли при сосредоточении внимания на содержании.
3. Темп выполнения.
4. Прочность операции.
5. Способность
к переносу, гибкость (расширение лексического
материала не должно разрушать навык).
2.2 Проблема обучения грамматическим навыкам иностранного языка.
В настоящее
время, в связи с утверждением
ведущей позиции грамматики в
формировании коммуникативной
а) характеристика грамматического навыка. Грамматический навык- синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого- синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи. В грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:
1) выбор
структуры, адекватной
2) оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определённым временным параметром;
3) оценка правильности и адекватности этих действий
b) виды навыков. Грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации ( говорение, чтение, аудирование, письмо). Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки. Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи. Здесь становится возможным возвращаться к уже написанному, исправлять и изменять уже созданный текст. Рецептивные грамматические навыки- это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте. Поскольку восприятие и понимание устного или письменного текста происходит как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки делятся на рецетивно- активные и рецептивно-пассивные навыки чтения и аудирования.
Определяя
роль языковых навыков в
c) формирование грамматических навыков. Функционирование грамматической стороны говорения происходит следующим образом:
Операция оформления
должна произойти согласно нормам языка
и в определённых временных параметрах.
Может показаться, что соотнесённость
с ситуацией присуща только операции выбора.
Но это не так: она присуща и операции оформления,
правда, опосредованно, через то, что лингвисты
называют грамматическим значением.
Фразой « В городе много строят» можно
выразить и подтверждение, и отрицание
мысли собеседника ( т.е. совершенно противоположные
речевые функции), но в обоих случаях использование
в ней неопределённо-личного местоимения
означает выдвижение на передний план
самого действия, а не его производителя.
Выбор модели зависит и от того, насколько
усвоено говорящим его грамматическое
значение ( в данном случае- неопределённость
действующего лица). А оно теснейшим
образом связано с оформлением данной
модели, ибо форма и её значение едины
и неразрывны. Говоря иначе, грамматическое
значение, с одной стороны, связано с оформлением
модели, с другой – с ситуацией, от чего
зависит выбор. Понимание и признание
этого влекут за собой отказ от последовательного
формирования сначала операции оформления
( в языковых и им подобных упражнениях),
а затем операции выбора ( в речевых упражнениях),
ибо в этом случае оформление вынуждено
отрывать от ситуативности и поэтому не
вырабатывается механизм ситуативного
слежения за оформлением высказывания.
Названный механизм вырабатывается только
в том случае, если форма и функция усваиваются
параллельно, при ведущей роли функции,
как это имеет место в условно- речевых
упражнениях. Обе операции - выбор и оформление
- синтезированы в грамматическом навыке
в единое действие, обладающее качествами
речевого навыка как такового.
Итак, во второй
главе было раскрыто определение
грамматического навыка, стадии его
формирования и его качества. Также
была определена проблема обучения грамматическим
навыкам.
III Практическая часть
Для
анализа характера
Проведённый анализ показал, что в учебнике «Enjoy English» весь новый грамматический материал приводится в рубрике «Grammar discoveries». Наряду с объяснением назначения, основных случаев употребления и формообразования нового грамматического явления, как правило, проводятся параллели с аналогичными по смыслу и назначению грамматическими явлениями родного языка.
Для осознания грамматических явлений в составе речевых образцов используются грамматические модели, состоящие из геометрических фигур, которые наглядно демонстрируют структурные особенности английского языка и создают хорошую зрительную опору для их запоминания. Для этой же цели предназначены и грамматические таблицы, размещенные в тексте уроков и в грамматическом справочнике в конце учебника.
Также в учебнике и рабочей тетради широко представлены подстановочные таблицы.
Примеры приведенного грамматического материала:
В учебнике «English» новый грамматический материал приводится в синих рамочках почти на каждом уроке.
Правила представлены в виде таблиц с положительными, отрицательными вариантами и вопросительными формами.
Примеры приведённого грамматического материала:
Устойчивые
выражения и клише для
Примеры приведённого грамматического материала:
В конце каждой части учебника есть англо-русский словарь с указанием слов, которые в лексический минимум, необходимый для данного года обучения.
Также в обеих частях учебника есть список необходимых неправильных глаголов.
В конце
второй части помещён грамматический
справочник (Reference Grammar), содержащий новый
для соответствующего года обучения грамматический
материал.
Анализ
двух учебников английского языка
для начальной школы показал,
что в обоих учебниках при
введении нового грамматического материала
доминирует лингвистическая схемная
наглядность, т.е. таблицы и схемы.
Такая наглядность имеет функцию презентации
нового материала. Можно сказать, что подобного
представления наглядного материала для
формирования грамматического навыка
не достаточно. Можно предложить авторам
использовать больше наглядность речевых
поступков, которая приводила бы к к конкретизации
правил языка и тем самым способствовала
бы не только изучению речи на изучаемом
языке, но к усвоению системы его правил.
Заключение
При выполнении курсовой работы, я старалась выделить самое главное и существенное из всего найденного материала.
Я поняла, что проблема использования наглядности при формировании грамматического навыка очень актуальна в современном образовании.
Наглядность очень давно используется в обучении. Особенно важна её роль при обучении младших школьников, т.к. у них ещё сильно развито наглядно-образное мышление. Существует довольно много классификаций наглядных пособий.
Также
существует проблема формирования грамматического
навыка при обучении английскому
языку. Для решения этой проблемы
успешно используется наглядность
разных видов. С помощью неё дети осознают
грамматические явления, проводят связи
между грамматикой иностранного и родного
языков.
Список литературы
Информация о работе Использование наглядности при формировании грамматического навыка