Использование наглядности при формировании грамматического навыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение использования наглядности при формировании грамматического навыка. Объектом данного исследования является использование наглядности на уроках иностранного языка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..1
I Теоретические основы проблемы наглядности.
1.1 История наглядности………………………………………………………………...2
1.2 Определение наглядности и её характеристика…………………………………....3
1.3 Различные классификации видов наглядности……………………………………6
1.4 Принцип наглядности……………………………………………………………....10
1.5 Психологические особенности младшего школьного возраста…………………..11
II Теоретические аспекты формирования грамматического навыка
2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика……………………14
2.2 Проблема обучения грамматическим навыкам английского языка……………...15
III Практическая часть……………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Грамматические  навыки формируются на основе аналогии, в результате многократного повторения операций с отобранными речевыми образцами или моделями. Тренировочные  упражнения основаны на подстановке  тренируемых элементов в данную модель. В русском языке подстановка гораздо чаще, чем во многих других языках, связана с изменением форм слов, поэтому простой аналогии и основанного на этой аналогии воспроизведения совершенно недостаточно. Необходимо знание многочисленных правил, которым подчиняется словоизменение, и умение их применять. Правила совершенно необходимы для того, чтобы знать границы аналогии при подстановке, чтобы не смешивать формы слов.

      Стадии  формирования навыка:

    1.       Восприятие типовой структуры.

    2.       Имитация.

    3.       Подстановка.

    4.       Трансформация.

    5.       Репродукция.

    6.       Комбинирование.

      Навык должен иметь следующие качества:

    1.      Правильность выполнения.

    2.      Бессознательность (автоматизированность) – выражение мысли при сосредоточении внимания на содержании.

    3.      Темп выполнения.

    4.      Прочность операции.

    5.      Способность к переносу, гибкость (расширение лексического материала не должно разрушать навык). 

  2.2 Проблема обучения грамматическим навыкам иностранного языка.

   В настоящее  время, в связи с утверждением  ведущей позиции грамматики в  формировании коммуникативной компетенции,  проблема формирования грамматических  навыков является одной из  наиболее актуальных. Грамматический  навык по своей природе неоднороден и таким образом требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны.

  а) характеристика грамматического навыка. Грамматический навык- синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого- синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи. В грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:

  1) выбор  структуры, адекватной речевому  замыслу говорящего (в данной  ситуации);

  2) оформление  речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определённым временным параметром;

  3) оценка  правильности и адекватности  этих действий

  b) виды  навыков. Грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации ( говорение, чтение, аудирование, письмо). Грамматические навыки, обеспечивающие правильное формообразование и формоупотребление, можно назвать речевыми морфологическими навыками (к примеру, образование личных окончаний глаголов). Те навыки, которые отвечают за верное автоматизированное расположение слов во всех типах предложений, определяются как синтаксические речевые навыки. Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи носят более аналитический (дискурсивный) характер благодаря специфике письменного вида речи. Здесь становится возможным возвращаться к уже написанному, исправлять и изменять уже созданный текст. Рецептивные грамматические навыки- это автоматизированные действия по указанию и расшифровке грамматической информации в письменном или звучащем тексте. Поскольку восприятие и понимание устного или письменного текста происходит как при активном, так и при пассивном знании языкового материала, рецептивные грамматические навыки делятся на рецетивно- активные и рецептивно-пассивные навыки чтения и аудирования.

   Определяя  роль языковых навыков в формировании  речевых, можно отметить, что первые  создают операционно-ориентировочную  основу для владения речевыми  грамматическими действиями; они  положительно влияют на формирование  речевого грамматического автоматизма,  хотя совсем не гарантируют его создание.

  c) формирование  грамматических навыков. Функционирование грамматической стороны говорения происходит следующим образом:

  • говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу. Выбор, происходит подсознательно. Когда нужно что-то пообещать собеседнику, то человек в зависимости от ситуации и отношений с собеседником скажем: « Я сделаю это» или  « Хорошо, я обещаю тебе» и т.п. Это произойдёт только в том случае , если форма глагола будущего времени усваивалась вместе с функцией  « обещание» и , следовательно, маркирована ею в сознании человека. Это и есть функциональная сторона навыка, или операция выбора;
  • говорящий оформляет речевые единицы, которыми заполняется модель.  Для выяснения методического значения нужно обратиться к примеру. Если человек просит о чём-то, а его собеседник хочет ответить отказом, то это может быть выражено различным образом: «Мне не хотелось бы этого делать», или «Я не буду это делать» и т.п. Видимо, структуры в сознании связаны с определёнными коммуникативными задачами: для каждой задачи - функциональное гнездо структур. То, что говорящий выбирает какую-то определённую структуру, зависит уже от конкретных условий: собеседника, отношений с ним, настроения, культуры и т.п. Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка. Но есть ещё и формальная сторона- оформление. От неё зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи. Эта сторона (оформление ) теснейшим образом связана с обоими поднавыками лексического навыка- вызовом слова и сочетанием, более того, оформление структуры основано на них, зависит от их уровня. Вот почему формировать грамматический навык можно лишь на основе тех лексических единиц, которыми учащийся владеет достаточно свободно.
 

    Операция оформления должна произойти согласно нормам языка и в определённых временных параметрах. Может показаться, что соотнесённость с ситуацией присуща только операции выбора. Но это не так: она присуща и операции оформления, правда, опосредованно, через то, что лингвисты называют грамматическим значением.  Фразой « В городе много строят» можно выразить и подтверждение, и отрицание мысли собеседника ( т.е. совершенно противоположные речевые функции), но в обоих случаях использование в ней неопределённо-личного местоимения означает выдвижение на передний план самого действия, а не его производителя. Выбор модели зависит и от того, насколько усвоено говорящим его грамматическое значение ( в данном случае- неопределённость действующего лица). А оно  теснейшим образом связано с оформлением данной модели, ибо форма и её значение едины и неразрывны. Говоря иначе, грамматическое значение, с одной стороны, связано с оформлением модели, с другой – с ситуацией, от чего зависит выбор. Понимание и признание этого влекут за собой отказ от последовательного формирования сначала операции оформления ( в языковых и им подобных упражнениях), а затем операции выбора ( в речевых упражнениях), ибо в этом случае оформление вынуждено отрывать от ситуативности и поэтому не вырабатывается механизм ситуативного слежения за оформлением высказывания. Названный механизм вырабатывается только в том случае, если форма и функция усваиваются параллельно, при ведущей роли функции, как это имеет место в условно- речевых упражнениях. Обе операции - выбор и оформление - синтезированы в грамматическом навыке в единое действие, обладающее качествами речевого навыка как такового.  

Итак, во второй главе было раскрыто определение  грамматического навыка, стадии его  формирования и его качества. Также  была определена проблема обучения грамматическим навыкам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III Практическая  часть

      Для анализа характера использования  наглядности при формировании грамматического  навыка были выбраны два учебника английского языка для начальной  школы: «Enjoy English - 3» Биболетовой М.З. и «English» для 4 класса Верещагиной И.Н.

      Проведённый анализ показал, что в учебнике «Enjoy English» весь новый грамматический материал приводится в рубрике «Grammar discoveries». Наряду с объяснением назначения, основных случаев употребления и формообразования нового грамматического явления, как правило, проводятся параллели с аналогичными по смыслу и назначению грамматическими явлениями родного языка.

      Для осознания грамматических явлений  в составе речевых образцов используются грамматические модели, состоящие из геометрических фигур, которые наглядно демонстрируют структурные особенности английского языка и создают хорошую зрительную опору для их запоминания. Для этой же цели предназначены и грамматические таблицы, размещенные в тексте уроков и в грамматическом справочнике в конце учебника.

      Также в учебнике и рабочей тетради  широко представлены подстановочные таблицы.

      Примеры приведенного грамматического материала:

      • Tag-questions – page 26
      • The Present Continuous Tense – page 51
      • I’ve been to… - page 79
      • Reflexive Pronouns – page 154.
 

  В учебнике «English» новый грамматический материал приводится в синих рамочках почти на каждом уроке.

  Правила представлены в виде таблиц с положительными, отрицательными вариантами и вопросительными  формами.

           Примеры приведённого грамматического материала:

      • Am/is/are – page 7
      • Have got/haven’t got – page 15
      • Can/can’t – page 36

  Устойчивые  выражения и клише для запоминания  приводятся в оранжевых рамочках в рубрике «Look, read, remember». Здесь они даются в фразах, в которых обычно употребляются.

              Примеры приведённого грамматического материала:

  • To rain, to snow – page 7
  • Prepositions: at, on, in – page 49
  • Shall I…?  - page 57

  В конце  каждой части учебника есть англо-русский  словарь с указанием слов, которые  в лексический минимум, необходимый для данного года обучения.

  Также в  обеих частях учебника есть список необходимых неправильных глаголов.

  В конце  второй части помещён грамматический справочник (Reference Grammar), содержащий новый для соответствующего года обучения грамматический материал.   

  Анализ  двух учебников английского языка  для начальной школы показал, что в обоих учебниках при  введении нового грамматического материала  доминирует лингвистическая схемная  наглядность, т.е. таблицы и схемы. Такая наглядность имеет функцию презентации нового материала. Можно сказать, что подобного представления наглядного материала для формирования грамматического навыка не достаточно. Можно предложить авторам использовать больше наглядность речевых поступков, которая приводила бы к к конкретизации правил языка и тем самым способствовала бы не только изучению речи на изучаемом языке, но к усвоению системы его правил. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     При выполнении курсовой работы, я старалась  выделить самое главное и существенное из всего найденного материала.

     Я поняла, что проблема использования  наглядности при формировании грамматического  навыка очень актуальна в современном  образовании.

     Наглядность очень давно используется в обучении. Особенно важна её роль при обучении младших школьников, т.к. у них ещё сильно развито наглядно-образное мышление.  Существует довольно много классификаций наглядных пособий.

     Также существует проблема формирования грамматического  навыка при обучении английскому  языку. Для решения этой проблемы успешно используется наглядность разных видов. С помощью неё дети осознают грамматические явления, проводят связи между грамматикой иностранного и родного языков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Андреева Т.Б. Из опыта работы по УМК «Happy English.ru»//Английский язык в школе. -  2006. - №4.
  2. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. – М., 1969.
  3. Баранов С.П. Принципы обучения. Лекции по дидактике. – М., 1975.
  4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам – М., 1965.
  5. Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка – М., 1964.
  6. Биболетова М.З. Особенности новой редакции УМК «Enjoy English» для начальной школы// Английский язык в школе -  2006. - №2.
  7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. – М., 2000.
  8. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М., 2004.
  9. Грачёва Н.П. О комплексном использовании средств наглядности в овладении грамматической стороной устной речи// Иностранные языки в школе – 1991. - №1.
  10. Демьяненко М.Я., Лазаренко К.А. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Теоретический курс. – Киев, 1984.
  11. Иванова Е.Г. Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка// Английский язык в школе – 2004. - №1.
  12. Занков Л.В. Наглядность и активизации учащихся в обучении. – М., 1960.
  13. Копытова Т.И. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка младших школьников// Английский язык в школе - 2005. - №1.
  14. Ланг А.П. О понятии наглядности и её роли в процессе познания и обучения. – Таллинн, 1974.
  15. Миньяр-Белоручев Р.К. «Примитивная» грамматика для изучающих иностранный язык// Иностранные языки в школе - 2000. - №4.
  16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов, - М., 2000.
  17. Рогова Г.В. О принципах обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе - 1974. - №6.
  18. Сорокин Н.А. Дидактика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.,1974.
  19. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку// Иностранные языки в школе - 2004. - №2.
  20. Хэгболдт П. Изучение иностранных языков. – М., 1963.
  21. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. – М., 2002.

Информация о работе Использование наглядности при формировании грамматического навыка