Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:10, курсовая работа
Целью исследования является изучение использования наглядности при формировании грамматического навыка. Объектом данного исследования является использование наглядности на уроках иностранного языка.
Введение……………………………………………………………………………………..1
I Теоретические основы проблемы наглядности.
1.1 История наглядности………………………………………………………………...2
1.2 Определение наглядности и её характеристика…………………………………....3
1.3 Различные классификации видов наглядности……………………………………6
1.4 Принцип наглядности……………………………………………………………....10
1.5 Психологические особенности младшего школьного возраста…………………..11
II Теоретические аспекты формирования грамматического навыка
2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика……………………14
2.2 Проблема обучения грамматическим навыкам английского языка……………...15
III Практическая часть……………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………………………..22
ГОУ ВПО «КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
КАК ВТОРОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА
ТЕМУ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НАГЛЯДНОСТИ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО
НАВЫКА»
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
I Теоретические основы проблемы наглядности.
II Теоретические аспекты формирования грамматического навыка
2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика……………………14
2.2 Проблема
обучения грамматическим
III Практическая
часть…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении иностранному языку. Это объясняется многими причинами.
Существенно
расширилась область
Исходя из актуальности данной проблемы, определена тема данного исследования: использование наглядности при формировании грамматического навыка. Целью исследования является изучение использования наглядности при формировании грамматического навыка. Объектом данного исследования является использование наглядности на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: использование наглядности при формировании грамматического навыка.
Задачи нашего исследования:
I Глава. Теоретические
основы проблемы наглядности.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности дал Ян Амос Коменский в XVII веке, хоть он и не употреблял термина «наглядность». Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашёл средство, облегчающее ребёнку изучение книжного материала. «Мир чувственно-воспринимаемых вещей в картинках» - само название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка – вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления.
Обучение возникло за много тысяч лет до Коменского и нельзя думать, что ребёнок, когда его учили без наглядных пособий, не мог представить в жизни то, о чём ему говорил наставник, взрослый, учитель. Наоборот, на ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затруднений, чтобы представить и понять то, чему их учили. Методы обучения были адекватны характеру познавательной и практической деятельности ребёнка и взрослого.
С появлением письменности и книг обучение стало более сложным. Возникает противоречие между личным опытом ребёнка и общественным опытом, отражаемом в книгах.
Опыт ребёнка ограничен, дети не всегда могут понять, о чём говорится в книгах. Ребёнку для понимания книги необходимо соотнести её содержание с тем, что ему известно. Это не всегда удаётся, и дети становятся на путь механического запоминания, зубрёжки.
Книга усложняет познавательную деятельность ребёнка, она требует развитых форм и операций мышления: обобщения и абстрагирования, дедукции и индукции, анализа и синтеза. Возникают сложные соотношения чувственного и рационального при изучении нового материала.
Е.Н.Медынский пишет: «Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического её обоснования, которое впервые дал Коменский. Он понимал наглядность широко и правильно, не только как зрительную, но как привлечение всех органов чувств к лучшему, наиболее ясному, основательному и прочному усвоению вещей и явлений. Ян Амос Коменский предлагает «золотое правило» обучения: «Всё, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанием – путём.
осязания». Если какие-то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами…»
Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала. Наглядность означает чувственное познание, которое является источником знаний. Поэтому, чем больше наглядностей, тем больше опоры на чувственное познание, тем, следовательно, лучше развивается разум.
Развивая идеи Я.А.Коменского о наглядности в обучении, И.Г.Песталоцци переоценивал наглядность, ошибочно считая её абсолютной основой всякого познания.(3)
Константин Дмитриевич Ушинский подчёркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих «формами, звуками, красками, ощущениями». Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформулированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие.
Ушинский
видит, что главное в обучении – умело
организовать мыслительную деятельность
учащихся. Наглядные пособия – одно из
средств умственного развития, они занимают
определённое место в обучении и не определяют
всего хода учения.(17)
1.2 Определение
наглядности и её
Повышение
эффективности обучения иностранным
языкам во многом зависит от учебно-материальной
базы школы, и от того, какими средствами
обучения располагает учитель и
как он их использует в учебном
процессе.
В учебном процессе формирования
и развитие иноязычных навыков и умений
осуществляется во взаимосвязи во всех
видах речевой деятельности. Вместе с
тем говорение занимает одно из ведущих
мест на уроке иностранного языка. Говорение
напрямую зависит от качества овладения
его лексической и грамматической сторонами,
а точнее, разнообразными действиями с
языковым материалом, приводящими к формированию
умений и навыков устной речи, начиная
от простейших умений и навыков до выработки
прочных автоматизмов и сложных творческих
умений.
Лексические и грамматические единицы
языка являются исходным и
необходимым строительным материалом,
с помощью которого осуществляется
говорение, поэтому языковой материал
составляет один из основных
компонентов содержания обучения иностранным
языкам.
Средства обучения – необходимое
условие успешного изучения того или
иного предмета. С их помощью осуществляется
связь обучения и воспитания.
Иностранный язык относится к числу предметов,
которыми учащийся
овладевает в процессе активной речевой
деятельности (говорение,
слушание, чтение, письмо). Вот почему наглядные
средства обучения
способны обеспечить мотивационно - побудительный
уровень общения, создать обстановку,
приближенную к реальным условиям, в которых
обычно возникает потребность в общении
людей друг с другом.
С.П.Баранов в своём учебнике «Принципы обучения» (3) говорит о том, что наглядность в современной теории и практике обучения можно понимать двояко. Либо подразумевать под наглядностью процесс чувственного отражения в обучении, либо говорить об изучении учебного материала на основе наглядных пособий.
В первом случае, употребляя термин «наглядность», можно представлять обучение как с наглядными пособиями, так и без них. Можно говорить, например, о так называемой словесной наглядности.
Во втором случае нужно обязательно подразумевать в обучении использование наглядных пособий. Если на уроке не употребляются средства наглядности, то можно говорить о неиспользованных возможностях формирования чувственных образов на основе наглядных пособий.
Наглядные пособия являются средством для достижения целей обучения. Они способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся. (3)
Наглядность
есть такой целенаправленный
и специально организованный
показ учебного материала, который подсказывает
учащимся законы
изучаемого явления, в данном случае языка
- позволяет творчески открыть эти законы
или убедиться в их достоверности. (10)
Наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса. (14)
Наглядность можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в его понимании, усвоении, использовании.(16)
Наглядности
при обучении иностранным языкам
присущи следующие
характеристики:
1) она служит исходным моментом, источником
и основой приобретения
знаний;
2) является средством обучения, обеспечивающим
оптимальное усвоение
учебного материала и его закрепление
в памяти;
3) образует фундамент развития творческого
воображения и мышления;
4) является критерием достоверности приобретаемых
знаний;
5) содержит подсказки для раскрытия законов
языка при его чувственно-наглядном восприятии;
6) служит средством развития языковой
наблюдательности у учащихся и
увеличения объема их знаний в процессе
сопоставления родного и
иностранных языков;
7) оказывается приемом развития памяти
путем ее опоры на различные
органы ощущений и впечатлительность;
8) соответствует
склонности учащихся мыслить
формами, красками, звуками, ощущениями
вообще;
9) способствует научению устной и письменной
речи в соответствии с
типичными моделями речевых поступков
вербальных значений;
10) имеет в обучении не только материальное,
но и формальное значение;
11) обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного
впечатления,
образа памяти и образа творческого воображения;
12) развивает образную речь, которая вызывает
у учащихся активность их
творческого воображения, наглядные образы
которого могут
репрезентировать законы языка;
13) существуют два пути создания наглядных
представлений:
a) через ощущение – восприятия;
b) с помощью художественной речи;
14) мышечно-двигательная наглядность осуществляется
в виде двигательных формул, содержащих
зрительные, двигательные и слуховые элементы;
15) наглядность при обучении иностранного
языка включает, кроме обычной, языковую
и вербально-поступочную.
Область применения наглядности при обучении
иностранного языка никем еще точно не
определена. Практика показывает, что
наглядность используется как при комплексном,
так и при аспектном обучении иностранного
языка, все время расширяясь и углубляясь.
Особенно интенсивно и продуктивно наглядность
применяется при обучении звуковому составу
и лексике иностранного языка. Но она крайне
желательна, давая хорошие результаты,
и при обучении синтаксису и стилистическим
особенностям иностранного языка.
Условия применения наглядности
в обучении противоречивы. Основная задача
наглядности – базировать развитие мышления
учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях,
связать школу с жизнью. И в то же время
обучение происходит не в реальной жизни,
а в школе. Вводя слова иностранного языка,
нельзя внести в школу все те предметы,
которые называются этими словами.
Учителю надо не только
хорошо знать свой предмет, но и уметь
сделать его достоянием своих учеников.
«Иные люди много знают, - говорил М. И.
Калинин. – Я знаю много людей, которые
великолепно владеют предметом, а если
назначит такого человека учителем, он
не сумеет хорошо свой предмет изложить.
Надо не только знать свой предмет, но
и уметь изложить его так, чтобы он хорошо
воспринялся слушателями».
Информация о работе Использование наглядности при формировании грамматического навыка