Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 20:10, курсовая работа
Целью исследования является изучение использования наглядности при формировании грамматического навыка. Объектом данного исследования является использование наглядности на уроках иностранного языка.
Введение……………………………………………………………………………………..1
I Теоретические основы проблемы наглядности.
1.1 История наглядности………………………………………………………………...2
1.2 Определение наглядности и её характеристика…………………………………....3
1.3 Различные классификации видов наглядности……………………………………6
1.4 Принцип наглядности……………………………………………………………....10
1.5 Психологические особенности младшего школьного возраста…………………..11
II Теоретические аспекты формирования грамматического навыка
2.1 Определение грамматического навыка и его характеристика……………………14
2.2 Проблема обучения грамматическим навыкам английского языка……………...15
III Практическая часть……………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………………….21
Список литературы ………………………………………………………………………..22
1.3Различные
классификации видов
В обучении
языку всё многообразие видов
наглядности можно свести к:
I языков наглядность.
Начав заниматься
психологией обучения иностранным
языкам, ученые ввели
понятия языковой наглядности. Этим именем
назвали такую специально
обработанную подачу устной или письменной
речи, в результате которой
через чувственно-наглядную выразительность
речи начинали просвечивать те законы
языка, но которым данная речь построена.
В языковую наглядность входят всевозможные
виды показа устной и письменной речи:
1. Коммуникативно-речевая
наглядность, - наглядная демонстрация
коммуникативно-смысловой функции языкового
явления в речи (устной и
письменной).
2. Демонстрация языковых явлений в изолированном
виде (фонем, морфем,
слов, предложений и т. д.) в устной или
письменной форме.
3. Лингвистическая схемная наглядность
(схемы, таблицы и т. д.)
II неязыковая наглядность.
К неязыковой
наглядности относятся все
экстралингвистических факторов окружающей
действительности:
естественная, изобразительная наглядность
(картины, диафильмы,
кинофильмы). В зависимости от вида анализатора
различают
1)слуховую;
2)зрительную;
3)двигательно-моторную.
В практике обучения иностранному
языку имеет место комбинирование
различных видов наглядности. В зависимости
от цели использования
наглядности можно говорить о следующих
её функциях:
1) презентация языкового материала (в
связной речи или в изолированном
виде);
2) уточнение знания языкового явления;
3) создание условий для естественного
использования языка как средства
обучения, для коммуникативного пользования
языковым материалом в устной и письменной
речи.
III ситуативно-модельная наглядность,
т.е. наглядность речевых поступков.
Под наглядностью
речевых поступков имеется в
виду такая репрезентация течение
повседневной жизни на изучаемом
языке, которая приводила бы к
конкретизации правил языка в
актах вербальной коммуникации и
тем самым способствовала бы не только
изучению речи на изучаемом языке, которая
приводила бы не только изучению речи
на изучаемом языке, но и усвоению системы
его правил.
Психологическая особенность
и ценность чувственно-наглядного
преподнесения материала обучения состоят
также в том, что он мобилизует психическую
активность учащихся, а именно вызывает
интерес к занятиям языком, переводит
произвольное внимание в послепроизвольное,
расширяет объем усваиваемого материала,
снимает утомление, тренирует творческое
воображение, мобилизует волю, облегчает
весь процесс научения.
Предметно-образные пособия
включают две группы наглядных учебных
пособий – натуральные и объёмно-образные.
Натуральные
наглядные пособия
Объёмно-образные наглядные пособия передают изучаемые объекты не в натуральном их виде, а в форме объёмного образа, являясь трёхмерным изображением объекта. К объёмно-образным пособиям относятся модели, макеты, муляжи и т.д.
Знаковые пособия объединяют образно-знаковые и условно-знаковые.
Образно-знаковые пособия – это те, в которых изучаемые объекты передаются в форме образных двухмерных изображений с помощью различных знаков или знаковых систем. К этой группе относятся картины, рисунки, портреты, аппликации, фотографии, диапозитивы, кинофильмы и т.п.
Условно-знаковые
пособия передают изучаемые объекты
с помощью знака в
Средства
наглядности можно
• натуральная наглядность обычно применяется при знакомстве слушателей с неизвестными предметами и явлениями, конкретизирует понятия, служит средством изучения внешних характеристик объекта;
• образно-знаковая
наглядность применяется в том
случае, когда необходимо передать
скрытые от непосредственного восприятия
свойства объекта, показать в пространственной
форме его различные
• объемно образная наглядность служит средством фиксации знаний для переработки и хранения, представляет информацию в сжатом виде;
• условно-знаковая
наглядность служит средством структурирования
учебного материала.
Виды таблиц
и их тематика.
Среди печатных пособий ведущую роль играют
таблицы. В таблицах по
иностранным языкам языковой материал
сочетается с изобразительным.
Таблицы не только обобщают, систематизируют
грамматический материал,
иллюстрируют словообразование или образование
временных форм, но и
облегчают использование конкретного
материала в речи.
В настоящее время в школах используются
следующие таблицы: лексические
таблицы по развитию речи на уроках иностранного
языка, таблицы по
грамматике иностранных языков для начального,
среднего и старшего этапов обучения.
Лексические таблицы выполняют следующие
дидактические функции и служат
для: презентации лексического материала,
активизации его в речи
учащихся; создания ситуаций, стимулирующих
речевую деятельность
учащихся; систематизации лексического
материала.
В лексических таблицах наряду с языковым
материалом используется
изобразительный ряд в виде рисунков,
выполненных в юмористической форме.
Рисунки выполняют комментирующие и стимулирующие
функции.
Сочетание языкового материала с изобразительным
позволяет учителю
выполнять различные виды заданий: ответы
на вопросы учителя;
составление вопросов к рисункам самими
учащимися;
составление собственных примеров по
образцам, данным в таблице; составление
небольших высказываний на уровне фразы
и сверхфразового единства с опорой на
языковой и изобразительный материал
таблицы.
Таблицы по грамматике иностранных языков
выполняют следующие
дидактические функции: служат своеобразной
опорой для применения правил; способствуют
выработке навыков употребления конкретного
грамматического явления в речи; способствуют
обобщению и систематизации изученного
материала.
Тематика таблиц по грамматике иностранных
языков в основном
соответствует программе. К примеру, таблицы
по грамматике немецкого
языка иллюстрируют наиболее характерные
случаи употребления
грамматических явлений в речи. В таблицах
широко используют рисунки,
которые иллюстрируют трудные случаи
образования грамматической формы
(например, образование вопросительной
формы).
Таблицы на сопоставление аналогичных
или противопоставление
взаимосмешиваемых форм позволяют обратить
внимание учащихся на
отличительные черты образования и употребления
грамматического мате риала в речи и тем
самым предупредить некоторые характерные
для учащихся ошибки.
Чтобы сделать материал таблицы более
наглядным, используется также цвет. Так,
вспомогательные глаголы выделяют красным
цветом, а знаменательные – синим. Кроме
цвета эту же цель выполняют схемы.
Схемы позволяют акцентировать внимание
учащихся на главном в изучаемом
материале, подводят учащихся к осмыслению
закономерности, но не дают
готовых выводов, формулировок, требуют
от учащихся определенной
осмыслительной активности, развивают
мышление.
Особенно удачно осуществляется систематизация
языкового материала в
таблицах по грамматике английского языка,
где с помощью схем, символов,
знаков поясняются наиболее сложные грамматические
явления,
синтаксический строй английского языка.
Для обозначения основных синтаксических
типов предложений в таблицах
использованы геометрические фигуры,
каждая из которых соответствует
определенному члену предложения. Например,
- обозначает подлежащее, -
сказуемое, - глагольную связку.
Символика в таблицах играет важную роль,
так как способствует лучшему
усвоению порядка слов в предложениях
разного типа.
При усвоении синтаксических структур
целесообразен следующий порядок
работы: от простого к сложному по определенной
логической схеме, которая создает своеобразные
ориентиры для связного высказывания
(название предмета, его качества, действия
и т.д.).
Символы помогают разнообразить приемы
работы на уроке, использовать
упражнения с элементами игры.
Работе с таблицей по грамматике предшествует
устная отработка образца
без опоры на печатный текст. Таблица используется
для выявления
какой-нибудь закономерности, а также
для обобщения и систематизации
языкового материала.
Количество и характер вопросов зависят
от сложности темы, содержания
лексической или грамматической таблицы
и уровня подготовки учащихся.
Особое внимание следует уделить специфике
табличной формы, расположению материала,
условным обозначениям.
При работе с таблицей по грамматике целесообразно
также использовать
составление вопросов к изобразительному
материалу таблицы, подбор
собственных примеров, ответы на вопросы
по содержанию рисунка,
упражнения на подстановку, замену, дополнение
и расширение образца.
В условиях кабинета иностранного языка
грамматическую таблицу можно
включить в экспозицию. Например, продуктивным
является демонстрация
таблицы глагола «To Be», рассчитанной на
запоминания данного глагола.
Такая таблица в этом случае служит справочным
пособием и облегчает
запоминание материала.
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.
Реализуется принцип
наглядности посредством
1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.
2. Наглядные
пособия необходимо
3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
4. Демонстрировать
наглядные пособия нужно лишь
тогда, когда они необходимы
по ходу изложения учебного
материала. До определенного
5. С целью
концентрации внимания
Наглядные пособия
сами по себе в процессе обучения никакой
особой роли не играют, они эффективны
только в сочетании со словом учителя.
Очень часто принцип наглядности воспринимается
педагогами как необходимость непосредственных
наблюдений учащимися за определенными
явлениями. Однако не всякое восприятие
и не всегда продуктивно, оно может быть
таковым только при активном мышлении,
при возникновении вопросов и стремлении
учащихся найти на них ответы.
1.5 Психологические
особенности младшего
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством жизни ребёнка – поступлением в школу.
Образное мышление – основной вид мышления в этом возрасте. Ребёнок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении.
Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.
Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, что предполагает активное включение в обучение моделей разного типа (предметные модели, схемы, таблицы, графики и т.п.)
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель принимает большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Наглядно-образное мышление очень ярко проявляется при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для понимания таких сложных ситуаций требуется сложная ориентировочная деятельность. Понять сложную картину - это значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует сложной аналитико-синтетической работы, выделения деталей сопоставления их друг с другом. В наглядно-образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки. Только на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления начинает формироваться в этом возрасте формально-логическое мышление. (16)
Итак,
в теоретической части было рассмотрено
определение наглядности и её
история, дана характеристика наглядности,
приведены классификации
II глава Теоретические аспекты формирования грамматического навыка
2.1
Определение грамматического
Грамматический навык синтезирует действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня.
Кратчайший путь к созданию навыков лежит через осознание операций, которые производятся с материалом языка, через совершенствование их путём тренировки и доведения до автоматизма.
Тренировочные упражнения, целью которых является автоматизация какой-либо одной структуры, обычно не могут обеспечить выработку навыка, а лишь создают предпосылки для его формирования. Данную модель можно считать полностью автоматизированной только тогда, когда она свободно используется в коммуникативной деятельности наряду с другими моделями, в комбинации с ними, когда она не является объектом произвольного внимания говорящего. Автоматизированная модель должна быть включена в речевую деятельность, только тогда будет завершено формирование навыка. Навык можно считать полностью сформированным только тогда, когда интерференция преодолена.
Важнейшим условием формирования грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на который распространяется грамматическое обобщение. Автоматизация навыка требует многократного повторения одного и того же действия на изменяющемся лексическом материале.
Формирование и совершенствование операций с грамматическим материалом, т.е. грамматических навыков, является самым важным и самым трудным аспектом обучения речи, а также это является целью обучения грамматике на начальном этапе обучения иностранных учащихся русскому языку.
Грамматические навыки – это автоматизированные операции, производимые с грамматическим материалом языка в процессе речевой деятельности, когда сознание направлено на содержание высказывания.
Грамматический навык синтезирует действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня.
Информация о работе Использование наглядности при формировании грамматического навыка