Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является выявление эффективности процесса обучения иностранным языкам при использовании информационных технологий.
В соответствии с целью, была выдвинута следующая гипотеза – повышение эффективности обучения иностранным языкам посредством использования информационных технологий будет успешным, если будут конкретно определены их соответствующие роль и место в учебно-воспитательном процессе, уточнены и детерминированы основные понятия дистанционного обучения; разработаны и внедрены методические и технические аспекты обучающих программ иностранных языков через определенные модели и учебно-методические комплексы по дистанционному обучению, способствующие повышению качества образовательного процесса.
Введение…………………………………………………………………….….…3
Глава 1. Внедрение информационных
технологий в образование……………………………………….......…6
Роль компьютера на уроках английского языка………………….......6
Использование компьютерных технологий
На уроках английского языка………………………………………….8
Интернет, как средство развития коммуникативности
у учеников старших классов………………………………………….13
1.4. Использование Интернет-ресурсов и компьютерных
презентаций на уроках английского языка…………………………..18
Сайты, развивающие знание английского языка………………………………………………………………...….20
Глава 2. Практическое применение информационных технологий
на уроках английского языка в старших классах……………………24
Урок 1. Тема «My family»…………………………………………………...24
Урок 2. Тема «Come to see us»………………………………………...……27
Урок 3. Тема «Exploring the World»…………………………………….…..31
Заключение…………………………………………………………………….…36
Приложение………………………………………………………………...….…38
Список литературы………………………………………………………………
Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для него стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-обусловленным опытом.
Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип не является новым, однако до сих пор не существует единого определения данного подхода. Согласно определению отечественного исследователя Р. П. Мильруда интерактивность - это “объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами”. Согласно этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.
Интерактивность
не просто создает реальные ситуации
из жизни, но и заставляет учащихся
адекватно реагировать на них
посредством иностранного языка. И
когда это начинает получаться, можно
говорить о языковой компетенции. Пусть
даже при наличии ошибок. Главное умение
спонтанно, гармонично реагировать на
высказывания других, выражая свои чувства
и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь
на ходу т.е. мы можем рассматривать интерактивность
как способ саморазвития через Интернет:
возможность наблюдать и копировать использование
языка, навыки, образцы поведения партнеров;
извлекать новые значения проблем во время
их совместного обсуждения.
Вывод:
С помощью компьютера и подключения к
сети интернет, каждый ученик сможет свободно
общаться на иностранном языке с жителями
других стран, что благотворительно скажется
на коммуникативных способностях каждого
ученика.
1.4.
Использование Интернет-ресурсов
и компьютерных презентаций
на уроках английского
языка.
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.
Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:
- для включения материалов сети в содержание урока,
- для
самостоятельного поиска
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать
навыки и умения чтения, непосредственно
используя материалы сети
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем,
- совершенствовать
умения монологического и
- пополнять
свой словарный запас, как
-
знакомиться с
Оптимальным
является также создание мультимедийной
Power Point презентаций. Применение компьютерных
презентаций на уроках позволяет ввести
новый лексический, страноведческий материал
в наиболее увлекательной форме, реализуется
принцип наглядности, что способствует
прочному усвоению информации. Самостоятельная
творческая работа учащихся по созданию
компьютерных презентаций как нельзя
лучше расширяет запас активной лексики.
[Биболетова М.З. Мультимедийные средства
как помощник УМК “Enjoy English” для средней
школы. ИЯШ, №3. 1999]
Вывод:
Как мы уже говорили, информационные технологии
помогают сделать уроки английского языка
более увлекательными, так же использование
проектных работ помогает продемонстрировать
не только знание языка, но и творческие
способности учеников.
1.5.
Сайты, развивающие
знание английского
языка.
Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.
Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.
World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития межкультурной компетенции.
Сайт «Виртуальная реальность» - это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных людей с разными интересами. Учащимся предоставляется возможность общения непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и анализом.
И использование Интернет, и адаптация оригинальных материалов в классе сейчас набирают ход. Т.о., путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. В “Виртуальной реальности” возможно остановиться у небольшого кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города, а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке, никогда при этом не покидав дом или школу.
Cайт City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке. City Net - превосходный навигатор. Попав в желаемую страну при помощи гипертекста или линков (ссылок), учащиеся ознакомятся с ее особенностями.
Можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или гидов. Они смогут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи своим клиентам, позвонить по контактному телефону авиакомпаний и гостиниц для получения информации о наличии билетов и свободных мест, заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта... В качестве отчета о проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник своих путешествий.
Сайт Metro Link - сайт позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.
Можно
составить маршрут или
Сайт WILD- предлагает к рассмотрению
аспекты овладения и проблемы профессии
педагога, преподающего иностранный язык.
Здесь можно прочитать актуальные высказывания
и поделиться при желании своими, исследовать
мир метафор, дать свои варианты ответов
в рубрике “Скажи, почему?” (Can you tell me why?)
на интересующие всех вопросы, как “Почему
к написанию теоретических трактатов
по педагогике допускают людей, не имеющих
ничего общего с практикой преподавания?”
(“Why are there so many things about teaching and educational administration
that are so pointless and stupid?”), поделиться опытом
последнего урока и т.д.
Вывод:
Все эти сайты снабжены, той полезной
информацией по изучению английского
языка, которая поможет не только разнообразить
уроки, но и повысит их эффективность.
Вывод по главе: Задачи модернизации
образования не могут быть решены без
оптимального внедрения информационных
технологий во все его сферы. Использование
информационных технологий дает толчок
развитию новых форм и содержания традиционных
видов деятельности учащихся, что ведет
к их осуществлению на более высоком уровне.
Работа с компьютером должна быть организованна
так, чтобы с первых же уроков начальной
ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим
средством формирования потребностно-мотивационного
плана деятельности школьников, средством
поддержания и дальнейшего развития их
интереса к изучаемому предмету. Правильно
организованная работа учащихся с компьютером
может способствовать в частности росту
их познавательного и коммуникативного
интереса, что в свою очередь будет содействовать
активизации и расширению возможностей
самостоятельной работы обучаемых по
овладению английским языком, как на уроке,
так и во внеурочное время.
Глава
2. Практическое применение
информационных технологий
на уроках английского
языка в старших классах.
В данной главе мы приведем
примеры уроков с применением
компьютера, а так же с использованием
интернета. Некоторые
Урок 1. Тема урока “My Family”
Урок проводится в кабинете информатики. На уроке используется мультимедийная доска “Smart Board”, персональные компьютеры, программа для мультимедийной доски “Way Ahead – 3”, “Way Ahead – 5”, издательство McMillan Publishers LTD 2001, 2005, личные презентации учащихся, сделанные в MS Power Point, развивающие игры “Английский для детей: Я и моя семья” [Руссобит-М, 2008], “Учим английский язык” [Akella Games, 1998] и практическое задание, подготовленное в MS Word.
Задачи урока: