Использование информационных технологий на уроках английского языка в старших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является выявление эффективности процесса обучения иностранным языкам при использовании информационных технологий.

В соответствии с целью, была выдвинута следующая гипотеза – повышение эффективности обучения иностранным языкам посредством использования информационных технологий будет успешным, если будут конкретно определены их соответствующие роль и место в учебно-воспитательном процессе, уточнены и детерминированы основные понятия дистанционного обучения; разработаны и внедрены методические и технические аспекты обучающих программ иностранных языков через определенные модели и учебно-методические комплексы по дистанционному обучению, способствующие повышению качества образовательного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….…3

Глава 1. Внедрение информационных

технологий в образование……………………………………….......…6

Роль компьютера на уроках английского языка………………….......6
Использование компьютерных технологий
На уроках английского языка………………………………………….8

Интернет, как средство развития коммуникативности
у учеников старших классов………………………………………….13

1.4. Использование Интернет-ресурсов и компьютерных

презентаций на уроках английского языка…………………………..18

Сайты, развивающие знание английского языка………………………………………………………………...….20
Глава 2. Практическое применение информационных технологий

на уроках английского языка в старших классах……………………24

Урок 1. Тема «My family»…………………………………………………...24

Урок 2. Тема «Come to see us»………………………………………...……27

Урок 3. Тема «Exploring the World»…………………………………….…..31

Заключение…………………………………………………………………….…36

Приложение………………………………………………………………...….…38

Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

     Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для него стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-обусловленным опытом. 

     Одним из новых требований, предъявляемых  к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип не является новым, однако до сих пор не существует единого определения данного подхода. Согласно определению отечественного исследователя Р. П. Мильруда интерактивность - это “объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами”. Согласно этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы, в то время как для коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог). 

     Обучая  подлинному языку, Интернет помогает в  формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.

     Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них  посредством иностранного языка. И  когда это начинает получаться, можно  говорить о языковой компетенции. Пусть  даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу т.е. мы можем рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного обсуждения. 

Вывод: С помощью компьютера и подключения к сети интернет, каждый ученик сможет свободно общаться на иностранном языке с жителями других стран, что благотворительно скажется на коммуникативных способностях каждого ученика. 
 
 

1.4. Использование Интернет-ресурсов и компьютерных презентаций на уроках английского языка. 

     Сейчас  уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.

         Важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

- для  включения материалов сети в  содержание урока,

- для  самостоятельного поиска информации  учащимися в рамках работы  над проектом,

         Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- формировать  навыки и умения чтения, непосредственно  используя материалы сети разной  степени сложности,

- совершенствовать  умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем,

- совершенствовать  умения монологического и диалогического  высказывания на основе проблемного  обсуждения представленных учителем  или кем-то из учащихся материалов сети,

- пополнять  свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного  иностранного языка, отражающего  определенный этап развития культуры  народа, социального и политического  устройства общества, 

     - знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка. 

     Оптимальным является также создание мультимедийной Power Point презентаций. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики. [Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999] 

Вывод: Как мы уже говорили, информационные технологии помогают сделать уроки английского языка более увлекательными,  так же использование проектных работ помогает продемонстрировать не только знание языка, но и творческие способности учеников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. Сайты, развивающие знание английского языка. 

     Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW.

     Большим плюсом использования ресурсов  Интернета является развитие межкультурной  компетенции, т.е., знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.

     World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития межкультурной компетенции.

         Сайт «Виртуальная реальность» - это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его значимость и мотивация заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных людей с разными интересами. Учащимся предоставляется возможность общения непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и анализом.

     И использование Интернет, и адаптация  оригинальных материалов в классе сейчас набирают ход. Т.о., путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким  количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения информации. В “Виртуальной реальности” возможно остановиться у небольшого кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города, а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке, никогда при этом не покидав дом или школу.

            Cайт City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве, на изучаемом языке. City Net - превосходный навигатор. Попав в желаемую страну при помощи гипертекста или линков (ссылок), учащиеся ознакомятся с ее особенностями.

     Можно предложить ученикам путешествовать в  качестве туристов или гидов. Они  смогут сами упаковать багаж и  порекомендовать необходимые вещи своим клиентам, позвонить по контактному телефону авиакомпаний и гостиниц для получения информации о наличии билетов и свободных мест, заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта... В качестве отчета о проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник своих путешествий.

           Сайт Metro Link - сайт позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города. Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.

     Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия остановок предоставлены  в маршрутной карте, а программа  сама высчитывает приблизительное  время движения, запоминает все использованные маршруты и станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той или иной станции, затраченное время. Например, если вы путешествуете по Берлину, можно отправиться со станции метро Шарлоттенхоф и ехать до остановки Площадь Розентхальтер. Программа определяет, что на это потребуется примерно 50 минут, показывает, какие станции будут на пути и к каким достопримечательностям можно попасть, если выйти там в город. Именно по этому маршруту можно попасть в Шарлоттенбургский дворец и в Египетский музей, в Грюневальд для тех, кто любит лес, и в Зоопарк. Отчет может иметь форму дневника путешествий и альбома фотографий, путеводителя для гостей города, который будет отмечать интересные места города и ближайшие к ним станции метро.

          Сайт WILD- предлагает к рассмотрению аспекты овладения и проблемы профессии педагога, преподающего иностранный язык. Здесь можно прочитать актуальные высказывания и поделиться при желании своими, исследовать мир метафор, дать свои варианты ответов в рубрике “Скажи, почему?” (Can you tell me why?) на интересующие всех вопросы, как “Почему к написанию теоретических трактатов по педагогике допускают людей, не имеющих ничего общего с практикой преподавания?” (“Why are there so many things about teaching and educational administration that are so pointless and stupid?”), поделиться опытом последнего урока и т.д.  

    Вывод: Все эти сайты снабжены, той полезной информацией по изучению английского языка, которая поможет не только разнообразить уроки, но и повысит их эффективность. 

         
 
 
 

            Вывод по главе: Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком, как на уроке, так и во внеурочное время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическое применение информационных технологий на уроках английского языка в старших классах. 

       В данной главе мы приведем  примеры уроков с применением  компьютера, а так же с использованием  интернета. Некоторые преподаватели  считаю, что комьютерицация учебного  процесса ведет к полной индивидуализации, приведя примеры уроков, мы постараемся доказать обратное. Ученик, работая на уроках с компьютером, общается не только с «машиной», но так, же со сверстниками в классе. 

Урок 1.  Тема урока “My Family”

      Урок проводится в кабинете  информатики. На уроке используется мультимедийная доска “Smart Board”, персональные компьютеры, программа для мультимедийной доски “Way Ahead – 3”, “Way Ahead – 5”, издательство McMillan Publishers LTD 2001, 2005, личные презентации учащихся, сделанные в MS Power Point, развивающие игры “Английский для детей: Я и моя семья” [Руссобит-М, 2008], “Учим английский язык” [Akella Games, 1998] и практическое задание, подготовленное в MS Word.

      Задачи урока:

Информация о работе Использование информационных технологий на уроках английского языка в старших классах