Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:50, автореферат
Необходимо отметить, что имена собственные (ИС) были и являются объектом изучения самых разных научных дисциплин: истории, географии, литературоведения, этнографии, психологии, астрономии и др. Однако в первую очередь и совершенно справедливо онимы принадлежат лингвистике и являются объектом пристального внимания ученых-языковедов. Говоря о языковой природе имен собственных, В.А. Никонов, один из основоположников ономастики в России, подчеркивает, что «имя – это слово и, как все слова, подчиняется законам языка, то есть подлежит ведению языкознания».
В лирике Н.И. Рыленкова представлены топонимы и гидронимы всех трех уровней фоновых знаний, но их роль в текстах не всегда соответствует информационному содержанию. Так, топонимы и гидронимы первого уровня (Европа, Нил и др.) могут быть на периферии ономастического поля стиха, ибо их роль – лишь указание на место действия. И вместе с тем даже микротопонимы могут входить в ядро ономастического поля (например, Тюнино), если обозначают ключевые для автора наименования.
Рассмотрев систему топонимов и гидронимов в лирике Н.И. Рыленкова, мы делаем вывод: употребление топонимов и гидронимов поэтом никогда не было случайным, а отражало реальную картину мира, преломлявшуюся сквозь картину мира индивидуально-авторскую. И главное, именно с помощью этих разрядов онимов реализуются в стихотворных текстах понятия «Большая Родина» - «Малая Родина». Это не оппозиция, а сопоставимые, зачастую единые в восприятии автора понятия, однако наиболее ярко представлена «Малая Родина», родовые корни и истоки Н.И. Рыленкова. В этом он следует традиции «смоленской поэтической школы» (Загорье, Починок у А.Т. Твардовского, Ельня у М.В. Исаковского). Микротопонимы Ломня и Тюнино (особенно последний) и гидроним Десна ассоциируются с личностью поэта в сознании не только смолян, но и россиян в целом:
А я всё чаще вспоминаю Тюнино,
Хоть навестить никак не соберусь.
Тот школьный парк, скамейку ту, где Бунина
Тебе читал, бывало, наизусть…
Я говорю об этом не с обидою
На быстро промелькнувшие года,
Я просто сам теперь себе завидую,
Тому, каким я был с тобой тогда.
1960 А я все чаще вспоминаю Тюнино (Т. 2, с. 231)
В топонимии и гидронимии Рыленкова реальные наименования обогащаются поэтическими коннотациями и становятся не только выражением топоса, но и авторского видения мира, отражением индивидуально-авторской картины мира. Топонимы и гидронимы у Рыленкова свидетельствуют о его яркой принадлежности к «смоленской поэтической школе»: прославление России и одновременно воспевание Смоленщины, своей Малой Родины. Можно отметить, что из трех известнейших смоленских поэтов – Исаковского, Твардовского, Рыленкова – именно у Рыленкова наиболее ярко через имена собственные воссоздается образ родного края. «Встраивание» топонимов в однородный ряд усиливает их типизацию и обобщенные свойства. У Рыленкова такое употребление обычно для показа широты военных действий (стихи военных лет), выражения высокой степени распространенности явления (движение войны, панорамы боя и пр.). В связи с этим в поэтическом тексте актуализируются обобщающие элементы значения топонимов, возможно, потому, что языковым значением блока однородных членов в предложении является однотипность:
С ним он в разведку уходил под Клином,
В атаку под Волоколамском шел.
1942 Ключ (Т. 1, с. 232)
В поэтических текстах Н.И. Рыленкова достаточно важную эмоционально-оценочную стилистическую функцию выполняют космонимы (1,5 %), которые находятся в промежуточном векторном пространстве от околоядерной зоны до периферии. Рассмотрев каждый из онимов в контекстуальном окружении, мы пришли к выводу, что они выступают и как опознавательные знаки факультативного характера (например, Луна), и как единицы с авторским коннотативным наполнением (например, Вега).
Пусть звезда моей юности – Вега
Чуть мерцает, мне вновь не до сна.
Льется в душу мне первого снега
Целомудренная белизна.
1956 Пусть звезда моей юности – Вега (Т. 2, с. 87)
Периферийные онимы
немногочисленны, но специфически используются
в стихах. Они выполняют информационно-
Имена собственные в заглавиях стихов представлены у Н.И. Рыленкова достаточно объемно (84 стихотворения); это антропонимы, мифонимы, топонимы и гидронимы. Все эти онимы выполняют разнообразные функции: призваны служить знакообозначением главного действующего лица (антропонимы и мифонимы), определением пространственных отношений, на фоне которых разворачивается действие (топонимы и гидронимы). Ключевая позиция заглавия позволяет наиболее ярко реализовать информационно-стилистическую и экспрессивно-стилистическую функции имен собственных в художественном тексте.
В стихотворениях Н.И. Рыленкова мы отметили 40 заглавий, в которых имеют место антропонимы и мифонимы («Левитан», «Елена Прекрасная», «Тень Пушкина», «Неистовый Виссарион», «Открою я томик Кольцова» и др.) и 44 заглавия, в которых имеют место топонимы и гидронимы («Есть в Кижах собор», «Киеву», «Здравствуй, Грузия!», «Коктебель», «Байкальская элегия» и др.).
Как показывает содержательный анализ фактического материала стихотворных текстов Н.И. Рыленкова, поэта, безусловно, можно отнести к ярким представителям «смоленской поэтической школы». Певец родной Смоленщины, автор незабываемых поэтических строк о своей Малой Родине, корнях и истоках Русского государства в целом, хранитель и почитатель фольклорных, сказочных традиций, Николай Иванович Рыленков ассоциируется в сознании россиян (имя поэта – второй уровень фоновых знаний) именно со смоленской землей, с именами двух других «поэтических корифеев» - А.Т. Твардовского и М.В. Исаковского.
Анализируя систему имен собственных в творчестве Н.И. Рыленкова, мы пришли к выводу, что она очень ярко отражает биографию поэта. Это проявляется на уровне всех разрядов онимов.
В антропонимии – это использование имен его родных, близких и знакомых людей; среди реальных исторических антропонимов много имен, связанных с интересами, вкусами и приоритетами поэта в истории и литературе. В топонимии и гидронимии – это описание реальных мест Большой и Малой Родины, где поэт жил или бывал. Из двух зоонимов одна кличка реальной лошади из детства в Ломне. Безусловно, это подтверждает характеристику Н.И. Рыленкова как одного из основателей «смоленской поэтической школы», данную ему А.В. Македоновым в очерке «О Николае Рыленкове и о путях новаторства» (1960 г.). Известный критик, один из первых исследователей творчества «певца Смоленщины», подчеркивает близость поэта к родному дому, родному человеку, односельчанину, родным местам, родной природе. Центральные темы его творчества – русская природа и русские люди «в сознании красоты своей и сил».25 Воспевая Смоленщину, он тем не менее не отрывался от темы Большой Родины. «Поэт глубоко убежден, что тот, кто не знает прошлого своей родины, не может знать его настоящего, не может бороться за его будущее».26
Н.И. Рыленков – поэт камерный, лирический; он патриот, однако героями его стихов в основном выступают мастера русской и мировой культуры, а не партийные деятели. Отдавая дань времени, Н.И. Рыленков был тем не менее как бы «над временем» - на родной, вечной, русской (смоленской) земле!
Изучение поэтики Н.И. Рыленкова имеет, на наш взгляд, перспективы. Поэтому закончить свою работу мы хотим словами одного из исследователей творчества смоленских поэтов – В.В. Ильина: «В наше время заметно возрастает интерес к проблемам художественного восприятия литературы. В связи с этим перед исследователями встает проблема историко-функционального изучения «смоленской поэтической школы»».27
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
Публикации в изданиях, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией:
Статьи, опубликованные в других изданиях:
1 Никонов, В.А. Имя и общество [Текст] / В.А. Никонов. - М.: Наука, 1974. – С. 6.
2 Подробный анализ современных ономастических направлений дан в работе В.Д. Бондалетова «Русская ономастика». – М.: Просвещение, 1983, введение.
3 Виноградов, В.В. Язык художественного произведения [Текст] / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. – 1954. - № 5. – С. 18.
4 Македонов, А.В. Очерки советской поэзии [Текст] / А. Македонов. – Смоленск: Смоленское книжное изд-во, 1960. – С. 3.
5 Подробно о методах исследования см.: Теория и методика ономастических исследований [Текст] / Отв. ред. А.П. Неподкупный. – М.: Наука, 1986. – 256 с.
6 Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного [Текст] / А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1973 -С.45-46.
7 Карпенко, Ю.А. Теоретичнi засади размежувания власних i зачальних назв [Текст] / Ю.А. Карпенко // Мовознавство. - 1975. - № 4. – С. 49.
8 Реформатский, В.В. Введение в языковедение [Текст] / В.В. Реформатский. - М: Наука. 1967.- С. 29-30.
9 Галкина-Федорук, Е.М. Слово и понятие [Текст] / Е.М. Галкина-Федорук. - М.: Учпедгиз, 1956. – С. 53.
10 Есперсен, О. Философия грамматики. Пер. с англ. [Текст] / О. Есперсен. - М.: Иностранная литература, 1958. – С. 71-72.
11 Бондалетов, В.Д. Русская ономастика.: Учеб. пособие для студ. пед. институтов [Текст] / В.Д. Бондалетов. - М.: Просвещение, 1983. - С. 26-27.
12 Максимчук, Н.А. Нормативно-научная картина мира русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении. Ч. 1. [Текст] / Н.А. Максимчук. - Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пед. ун-та, 2002. – С. 108.
13 Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного [Текст] / А.В. Суперанская. — М.: Наука, 1973.- С. 160.
14 Бондалетов, В.Д. Русская ономастика.: Учеб. пособие для студ. пед. институтов [Текст] / В.Д. Бондалетов. - М.: Просвещение, 1983. - С. 7-8.
15 Королева, И.А. К вопросу об ономастическом пространстве и ономастическом поле в языке [Текст] / И.А. Королева // Русский литературный язык: Номинация. Предикация. Экспрессия. Межвуз. сб. научн. тр. – М.: МАНПО, 2002. – С. 73-74.
16 Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: автореф. ... д-ра филол. наук [Текст] / В.И. Супрун. - Волгоград, 2000. - С. 12.
17 Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: автореф. ... д-ра филол. наук [Текст] / В.И. Супрун. - Волгоград, 2000. - С. 6
18 Королева, И.А. Деловая письменность как основной источник изучения антропонимической лексики (становление современной формулы ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО). Учебное пособие по курсу «Русская антропонимика» [Текст] / И.А. Королева. – Москва-Смоленск: Изд-во Смоленского гос. пед. ун-та, 2000. – С. 4.
19 Карпенко, Ю.А. Имя собственное в художественной литературе [Текст] / Ю.А. Карпенко // Филологические науки. - 1986. - № 4. - С. 34-40.
20 Фонякова, О.И. Имя собственное в художественном тексте [Текст] / О.И. Фонякова. - Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1990. - С. 40-44.
21 Федоров, А.В., Фонякова, О.И. Словарь автобиографической трилогии М. Горького. Имена собственные (личные имена, географические названия и заглавия литературных произведений) [Текст] / А.В. Федоров, О.И. Фонякова. – Л.: Наука, 1975. –412 с.
22 Крюкова, И.Ф. Функциональная нагрузка периферийных онимов в современном художественном тексте [Текст] / И.Ф. Крюкова // Материалы юбилейной конференции, посвященной 60-летию филол. ф-та ВГУ. – Выпуск 1. Языкознание. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2002. - С. 96-102.
23 Цитируется по: Рыленков, Н.И. Собрание сочинений: В 3-х т. [Текст] / Н.И Рыленков. – М.: Современник, 1985. - ТТ.1-2.
24 Зайцева, И.П. Стилистические функции имен собственных в поэтическом тексте (на материале современной советской поэзии): автореф. дисс. … канд. филол. наук [Текст] / И.П. Зайцева. – М.: МПГУ, 1988. – С. 9.
25 Македонов, А.В. Очерки советской поэзии [Текст] / А. Македонов. – Смоленск: Смоленское книжное изд-во, 1960. – С. 144-147, 180.
26 Меркин, Г.С. Лирика Н. Рыленкова [Текст] / Г.С. Меркин. – Смоленск: Изд-во «Московский рабочий», Смоленское отделение, 1971. – С. 14.
27 Ильин, В.В. «Смоленская поэтическая шкода» в действии. Кануны. Свершения. Перспективы [Текст] / В.В. Ильин // Творчество М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Материалы научной конференции 23-25 мая 1999 г. – Смоленск: СГПУ, 2000. – С. 16.
Информация о работе Имена собственные в лирике Н.И.Рыленкова