Имена собственные в лирике Н.И.Рыленкова

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:50, автореферат

Описание работы

Необходимо отметить, что имена собственные (ИС) были и являются объектом изучения самых разных научных дисциплин: истории, географии, литературоведения, этнографии, психологии, астрономии и др. Однако в первую очередь и совершенно справедливо онимы принадлежат лингвистике и являются объектом пристального внимания ученых-языковедов. Говоря о языковой природе имен собственных, В.А. Никонов, один из основоположников ономастики в России, подчеркивает, что «имя – это слово и, как все слова, подчиняется законам языка, то есть подлежит ведению языкознания».

Работа содержит 1 файл

Avtoref.Sivcovoj (1).doc

— 259.00 Кб (Скачать)

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

СИВЦОВА Анастасия Александровна

 

 

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В  ЛИРИКЕ Н.И. РЫЛЕНКОВА

 

 

 

10.02.01 – русский язык

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени 

кандидата филологических наук

 

 

 

 

 

 

Калининград

2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования  «Смоленский государственный университет»

 

 

Научный руководитель:                доктор филологических наук, профессор            

                                                         Королева Инна Александровна

 

 

Официальные оппоненты:            доктор филологических наук, профессор

                                                         Гехтляр Светлана Яковлевна

                                                         (Брянский государственный университет)

                                           

                                                         кандидат филологических наук,  доцент                                                                                      

                                                         Бабулевич Светлана Николаевна

                                                         (Российский государственный университет    

                                                          имени Иммануила Канта)

 

Ведущая организация:                  Московский государственный областной

                                                                               университет                                                                               

 

                 

 

Защита состоится «27» октября 2008 г. в ______ на заседании диссертационного совета Д 212.084.04 при Российском государственном университете имени Иммануила Канта (236022, г. Калининград, ул. Чернышевского, 56, факультет филологии и журналистики, ауд. 203).

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного университета им. И. Канта.

 

 

 

Автореферат разослан  «     »   сентября   2008 г.

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

 

Реферируемая диссертация работа посвящена исследованию ономастической лексики в лирике одного из основателей «смоленской поэтической школы» Н.И. Рыленкова, известного мастера поэтического слова.

Актуальность  исследования.  Выбор темы обусловлен повышенным вниманием (особенно в последние годы) современного языкознания к проблемам лингвистики текста в целом и литературной ономастики в частности (Алешина 2000; Барковская 2005; Вязовская 2007; Казарин 1999; Калинкин 1999; Ковалев 2000, 2002, 2004; Левина 2003; Маслова 2006; Никитина 2005; Супрун 2000; Скуридина 2007; Фонякова 2003 и др.).

Необходимо отметить, что имена  собственные (ИС) были и являются объектом изучения самых разных научных дисциплин: истории, географии, литературоведения, этнографии, психологии, астрономии и др. Однако в первую очередь и совершенно справедливо онимы принадлежат лингвистике и являются объектом пристального внимания ученых-языковедов. Говоря о языковой природе имен собственных, В.А. Никонов, один из основоположников ономастики в России, подчеркивает, что «имя – это слово и, как все слова, подчиняется законам языка, то есть подлежит ведению языкознания»1.

В настоящее время в русле  антропоцентрического подхода в  науке о языке ИС как единицы языка/речи, связанные с обозначением человека, его особенностей, его деятельности, детально изучаются по всем направлениям (история отдельных разрядов онимов, их современное бытование и т.д.).2 Подчеркнем особо, что одно из ведущих направлений в исследованиях – употребление имен собственных в художественном тексте, в русле которого и выполнена настоящая диссертация.

Безусловно, для понимания, осмысления и восприятия художественного произведения нужна комплексная его интерпретация, но важнейшую роль в исследовании языковой личности писателя, а также в изучении его наследия имеет система имен собственных, или ономастикон, который отражает знания автора о мире природы, о человеке, о социуме, о культуре и т.д., используемые им в ходе реализации творческого замысла.

ИС – неотъемлемый элемент формы художественного произведения. Будучи слагаемым идиостиля писателя, ИС в контексте эстетически значимо, воспринимается, как отметил еще академик В.В. Виноградов, «в сложной и глубокой образной перспективе».3

Творчество Н.И. Рыленкова реализовывалось  в русле «смоленской поэтической школы». Впервые об этой школе как факте истории литературы заговорил известный литературный критик А.В. Македонов.  Он писал: «Смоленск вырастил несколько крупных советских поэтов, и прежде всего Твардовского, Исаковского, Рыленкова. … Есть в этих поэтах, несомненно, нечто общее, нечто объединяющее их в пределах того еще более общего, что объединяет всю нашу советскую поэзию».4

Литературное наследие Н.И. Рыленкова, одного из основателей «смоленской  поэтической школы», естественно, привлекало и привлекает внимание исследователей-литературоведов. Однако очень немного статей посвящено анализу языка поэта, а работ, рассматривающих ИС в лирике Н.И. Рыленкова, практически нет; именно этим объясняется актуальность и перспективность настоящего диссертационного сочинения.

Объектом изучения, таким образом, являются имена собственные в лирических произведениях Н.И. Рыленкова.

Предметом настоящей работы послужили сложные языковые и внеязыковые процессы, организующие ономастическое поле лирики Н.И. Рыленкова.

Источники исследования. В диссертации проанализированы стихотворения различных периодов творчества поэта: Рыленков, Н. Избранные произведения. В 2-х томах [Текст] / Н. Рыленков.– М.: «Худож. лит.», 1974; Рыленков, Н.И. Стихотворения и поэмы [Текст] / Н.И Рыленков. – Л.: Л.О. «Советский писатель», 1981; Рыленков, Н.И. Собрание сочинений: В 3-х т. [Текст] / Н.И Рыленков. – М.: Современник, 1985. ТТ.1-2; Рыленков, Н.И. Возвращение к истокам [Текст] / Н.И. Рыленков. – Смоленск: Маджента, 2006. Общий объем текстов составил приблизительно 2850 страниц.

Материал исследования. Исследование проводилось методом фронтальной выборки из лирических стихов поэта всех имеющихся в них имен собственных. Отбирались те слова, которые пишутся автором с большой буквы (в соответствии с правилом написания ИС). Всего проанализирован 271 оним.

Цели и задачи работы. Основная цель диссертации - определить специфику ИС в лирике Н.И. Рыленкова: выявить их лексико-семантические особенности,  функции онимов в тексте, их значение в реализации творческого замысла автора, роль в создании художественных образов, пространственно-временных отношений, а также в структурной организации поэтического текста.

Поставленная цель предполагает решение нескольких конкретных задач:

1. Выбрать из текстов лирических  произведений Н.И. Рыленкова все ИС, очертив, таким образом, ономастическое пространство его лирики.

2. Расклассифицировать ИС по их месту, занимаемому в системе «ядро-периферия» ономастического пространства как полевой структуры.

3. Исследовать ономастические единицы  с лингвистических,  лингвострановедческих  и историко-культурологических позиций, проведя качественно-количественный анализ отдельных разрядов онимов.

4. Определить функции ономастических единиц в лирике Н.И. Рыленкова.

5. Рассмотреть мотивацию поэта  при выборе онимов.

6. Выявить роль ИС в выражении авторской позиции и оценки.

7. Отметить особенности  ономастикона Н.И. Рыленкова как  «певца родной Смоленщины».

Методы исследования. В работе использованы общепринятые в лингвистике и ономастике методы исследования, в том числе метод комплексного анализа текста, структурно-семантический, статистический и ареальный методы.5

Научная новизна работы определена целями и задачами, которые представлены и последовательно решены в диссертации, и состоит в следующем:

1. На материале поэтических  текстов Н.И. Рыленкова рассматривается  ономастическое пространство как полевая структура и определяется роль этой структуры в реализации художественно-эстетического потенциала имени собственного.

2. Достаточную научную  ценность имеет сам фактический  материал, впервые вводимый в научный оборот ономастики как области знания, ибо ономастикон одного из основоположников «смоленской поэтической школы» пока еще не изучался.

3. В русле антропоцентрического  подхода исследуется роль ИС в лирике Н.И. Рыленкова с учетом личности поэта как уроженца Смоленского края.

4. Комплексное обследование  онимов в пределах ономастического  пространства лирики Н.И. Рыленкова определяет их способность участвовать в пространственно-временной организации художественного текста, в создании системы поэтических образов.

Теоретическая значимость диссертации заключается в возможности использования результатов исследования для дальнейшей разработки литературной (поэтической) ономастики, теории имени собственного, что позволит более глубоко и всесторонне понимать язык художественного (особенно лирического) произведения.

В практическом отношении комплексное исследование ономастикона помогает проникнуть в идейно-художественный замысел писателя или поэта, способствует целостному восприятию текста. Безусловно, результаты настоящей работы могут найти применение при разработке вузовских курсов, посвященных проблемам лексикологии, ономастики, лингвостилистики, анализу художественного текста, русской литературы. Они будут способствовать углубленному пониманию творчества Н.И. Рыленкова и – шире – поэтов «смоленской поэтической школы». Анализ ономастического пространства лирических текстов известного смоленского поэта, мастера поэтического слова дает богатый материал для работы по лингвистическому краеведению. Результаты исследования будут небезынтересны в школе при разработке регионального компонента на уроках русского языка и литературы, тем более что региональное направление в последнее время играет все более значимую роль в общеобразовательном процессе.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на ежегодных научных семинарах аспирантов Смоленского государственного университета (2006-2008 гг.), на Восьмых Поливановских чтениях (Смоленск, 2007 г.), на V Авраамиевских чтениях (Смоленск, 2007 г.), на Международных научно-практических конференциях ученых МАДИ (ГТУ), МСХА, ЛНАУ (Москва, 2006-2008 гг.), на Международной научно-практической конференции «Роль Смоленска в становлении Российского государства» (СмолГУ, Филиал ГОУВПО «МГУС» в г. Смоленске, 2007 г.), на 17-ой международной научно-практической конференции «Культура и письменность славянского мира» (СмолГУ, 2008 г.), на Межвузовской научно-практической конференции «Ономастика в Смоленске: проблемы и перспективы исследования» (СмолГУ, 2008 г.), на IV Всероссийской научной конференции «Культура как текст» (Институт языкознания РАН, СГУ, 2008 г.), на заседаниях кафедры русского языка Смоленского государственного университета (2006-2008 гг.). На этой же кафедре обсуждалась диссертационная работа в целом.

 

 

 

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Все ономастические единицы  в поэтических текстах Н.И.  Рыленкова значимы и системно  организованны, т.е. составляют  ономастическое пространство в  его полевой структуре (ядро-периферия).

2. Онимы в лирике Н.И. Рыленкова  представлены практически всеми известными разрядами (антропонимы, топонимы, гидронимы, зоонимы, космонимы и т.д.), однако антропонимическая и топонимическая лексика играет главную роль в художественных произведениях автора, что обусловлено ее эстетическими и идеологическими особенностями.

3. Каждый элемент ономастического  поля выполняет свои функции. Антропонимы называют главных действующих лиц и персонажей. Топонимы, гидронимы служат для определения географических границ разворачивающихся на их фоне событий. Важную смысловую нагрузку, как правило, несут микротопонимы, нередко выступая в роли ключевого слова.

4. Имя собственное в качестве  элемента художественного произведения  у Н.И. Рыленкова является одним  из важных средств создания  зрительного образа. Одновременно с этим онимы играют значительную роль в формировании идеи произведения в целом, поскольку точный выбор имени собственного во многом определяет смысловую и эмоциональную заданность текста.

5.  Система имен собственных,  являясь частью идейно-композиционной структуры произведения, бывает связана с экспликацией глубинных смыслов художественного текста и выражением авторского отношения к созданным персонажам и описываемым событиям.

Информация о работе Имена собственные в лирике Н.И.Рыленкова