Игры как средство совершенствования лексического навыка на уроках ин.языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формирование лексики и навыков ее использования у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту английского языка.
Для достижения поставленной цели и исследования были сформулированы следующие задачи:
1) определить степень разработанности проблемы методического подхода к работе над лексическим строем иностранного языка;
2) выявить положительные и отрицательные стороны различных подходов к работе над лексикой и обосновать условия успешного процесса формирования навыков лексики;
3) разработать комплексную систему по развитию лексических навыков у учащихся младших классов.

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Глава 1.Теоретические основы работы над лексическим строем
иностранного языка
1.1 Понятие лексики, ее роль в обучении иностранным языкам 6
1.2 Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному 7
языку
1.3 Проблемы формирования лексических навыков у учащихся начальных 9 классов
Глава 2. Практические вопросы применения тренировочных и
игровых лексических упражнений в обучении английскому языку
2.1 Приемы опережающего введения лексики 13
2.2 Формирование лексических навыков и устойчивого интереса
к иностранному языку у младших школьников
через использование активных приемов на уроке английского
языка 15
2.3 Активные приемы на уроках английского языка в начальной школе 20
Заключение
Список используемой литературы
Список приложений

Работа содержит 1 файл

лиана.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

   “Contact” (“Контакт”). Учащиеся делятся на две команды. Первая загадывает какое-либо выражение или слово, затем выбирают одного ученика из второй команды и называют ему задуманное слово. Задача этого ученика – без слов, только жестами, мимикой, некоторыми условными знаками объяснить своей команде замысел соперников. Если “демонстратор” не смог выполнить задачу и команда не дала правильного ответа, то соперники демонстрируют свой вариант представления и объясняют его. После завершения игры можно обсудить, насколько легко было облечь это слово (выражение) в невербальные формы и почему, удалось ли “демонстратору” выделить существенные признаки, которые быстро привели бы команду к правильному ответу.

   “Writer machine” (“Пишущая машинка”). Сначала учитель раздает буквы алфавита – каждый ученик получает свою букву. Затем учитель называет слово из изучаемой темы. Дети должны в быстром, четком темпе “отпечатать его на машинке: владельцы подходящих букв, из которого состоит слово, друг за другом делают хлопок в ладоши. Упражнение способствует обучению навыкам письменной речи, умениям адекватно построить в письменном виде речевую единицу.

   Упражнение из арсенала театральной педагогики “Leaf intelligence”.

(“Умный листок”). По трем рядам с последней парты передают вперед лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно слово по заданной теме. Выигрывает команда, справившаяся быстрее и точнее остальных. Это быстрый и веселый способ проверки пройденного лексического материала.

   “Found pair” (“Найди пару”). Это игровое упражнение можно использовать при формировании у ребят готовности к общению. Учитель заранее готовит набор карточек, с репликами героев различных диалогов, которые могли бы составить пару. Для выполнения задания требуется свобода перемещения игроков: они ходят по классу, сравнивают карточки и ищут свою пару. В конце можно попросить несколько пар рассказать свои диалоги. Упражнение – прекрасный способ обучения пониманию высказывания на французском языке, высказываться самим учащимся в соответствии с конкретной ситуацией общения.

   “Guess!” (“Догадайтесь!”). Ведущий (один из наиболее подготовленных учеников) предлагает учащимся первую букву загаданного слова и подсказку – другие слова, связанные с ним каким-либо образом (сходным сюжетом, устойчивым словосочетанием, ассоциацией и пр.). Трудность состоит не только в разгадывании заданной связи, но и в подборе таких сочетания слов, которые воспринимались бы как несомненная пара большинством играющих (в ином случае игра не состоится) и в то же время не были бы слишком очевидны. Не менее продуктивно будет обсуждение после игры – о корректности заданий, способах решений, о том, по каким основаниям устанавливается связь слов и пр. Другая разновидность вышеназванной игры:    “Black box” (“Черный ящик”), в котором спряталось слово. Учитель рассказывает об этом слове, не называя его. Задача учащихся – догадаться.

“Remember- know ” - (“Помню – знаю”) - конкурс на лучший мнемотехнический прием. Особое игровое упражнение дает возможность одновременно проверить прочность имеющихся у детей знаний и помочь им еще лучше запомнить пройденное (или дополнить забытое и на этот раз уже точно запомнить). Команды получают определенное время и необходимый инвентарь для работы (ватманы, фломастеры разных цветов, ножницы), а потом представляют результат – плакат с забавными рисунками, рифмовки, модельные фразы, словесные формулы с сокращениями и стрелками, схему – любой прием, в котором закодирована информация заданной темы.

   Команды получают задание, например, по теме: “Animals ”.

В течение нескольких минут составляют “портрет темы” - плакат, на котором фломастерами разных цветов, прямо и наискось, крупно и мелко, в виде слов, схематичных рисунков или схем, нанесено основное содержание темы.

В заключение учащиеся делают сообщения по своим плакатам.

Победитель определяется путем совместного обсуждения. Эти уроки полезнее проводить на обобщающих занятиях для контроля за сформированностью базовых навыков говорения.

Нужно отметить, что эмоциональный настрой самого учителя, его тон, создание ситуации успеха, благоприятной дружеской обстановке, партнерских отношений, продуманная организация пространства играют немаловажную роль снятия напряжения на уроке, скованности учащихся и способствуют успешному проведению игровых упражнений.

     Игры, игровые ситуации, занимательные задания позволяют реализовать коммуникативно-когнитивный метод обучения иностранному языку, обеспечивают личностно-ориентированный образовательный процесс, развивают индивидуальные способности каждого ученика. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Заключение

Обобщая научно-теоретический опыт, был проведен анализ исследований, посвященных проблемам формирования лексических навыков у младших школьников на уроках английского языка. Анализ позволяет сделать вывод о том, что в методике обучения младших школьников иностранному языку недостаточно разработаны вопросы, ориентированные на способы обучения.

Так, например, в методиках обучения иностранному языку недостаточно рассматривались проблемы, связанные с использованием игровых приемов и обучения лексики на их основе с учетом владения этими видами деятельности на родном языке. Одним из положительных эффектов от применения игр в учебе - возникновение интереса к изучаемой дисциплине. А при изучении иностранного языка наличие заинтересованности - один из главных факторов, так как объем запоминаемого материала большой и, следовательно, процесс обучения носит продолжительный характер.

В курсовой работе была представлена методика работы по формированию лексических навыков на английском языке на базе игровых приемов. Естественно, в работе учитывается, что предложенный учебный материал может служить моделью для развития речи только в том случае, если материал будет носить осознанный творческий характер.

Таким образом, если тренировочные упражнения, направленные на формирование лексических навыков увлекательны и интересны, то они хорошо запоминаются; изучаемый материал «приклеивается» и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению. Этот циклический процесс генерирует позитивное отношение к изучению английского языка, что является одной из самых ценных вещей, которые преподаватели могут дать детям на начальном этапе.

Таким образом, игра может быть эффективным средством для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков на уроке английского языка. Интересные пути объяснения и тренировки грамматического и лексического материала способствуют формированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Радость от результатов мыслительной деятельности формирует положительный настрой на изучение иностранного языка, поддерживает интерес к предмету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников

1. Андреевская-Левенстерн, Л. С. Методика преподавания английского языка в начальной и средней школе [Текст] : для фак. иностр. яз. пед. ин-тов / Л. С. Андреевская-Левенстерн. - М.: Высш. шк., 2005.

2. Баишева, Л.И. Творческие поиски для проведения уроков английского языка [Текст] / Л.И Баишева //Иностранные языки в школе. - 2006. - №6.

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выгодский - СПб.: СОЮЗ, 1997.

4. Гальскова  Н.Д, Гез Н.И. Теория обучения  иностранным языкам. Лингводидактика  и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.

5.Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя - М., 1999.

6.Иванченко, А.И Английский язык: Лексика в картинках: 2-3 классы [Текст] / А.И. Иванченко. – М., 2005.

7.Игра как средство активизации речевого общения на уроках английского языка. //Иностранные языки в школе. - 2007. - №5.

8.Касаткина, Н. М. Использование средств наглядности на уроках английского языкa [Текст] / Н. М. Касаткина - М., 2005.

9.Козлов, И. Ф. Задачи и упражнения по методике преподавания иностранных языков [Текст] / И. Ф. Козлов – М., 1993.

10. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в начальной школе [Текст]: пос. для учителя / под ред. Е.И. Пассова, В.Б. Царьковой. – М.: Просвещение, 1993.

11. Конышева, А.И Игровой метод в обучении иностранному языку [Текст] / А.В.Конышева - СПб.: КАРО, 2006.

12.Кулигина, А.С. Твой друг английский [Текст]: уч. для 2 класса. / А.С. Кулигина. - М.: Просвещение, 2000.

13. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения лексической стороне речи. М.: Просвещение, 2002. - № 6.

14. Пименова, О.В. Моя первая книга для чтения [Текст] / О. В. Пименова // Английский язык для детей младшего возраста. – М.: 2007.

15. Функции учителя в осуществлении речевого взаимодействия с учащимися при обучении иностранному языку //Иностранные языки в школе. – 2208. - №4.

16. Цветкова, Л.А. Лингвистические трудности, возникающие у младших школьников при овладении лексическими единицами английского языка [Текст] / Л.А. Цветкова. – М.: 2002.

17. Язык. Культура. Образование: Сборник материалов международной научной конференции «Чтения Ушинского» [Текст]: вып. 2 / науч. ред. О.С. Егорова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Тема: “Colours”

1. Rainbow

У каждого ученика  на парте цветные карандаши (фломастеры). 
Учитель излагает условие игры: Дети, вы, наверное, замечали, что после дождя, когда выходит из-за туч солнышко, появляется разноцветная радуга. Давайте мы тоже нарисуем такую радугу. Но есть одно условие: вы рисуете цвета радуги в таком порядке, как я сейчас скажу на английском языке. Начинаем с нижней дуги:

blue 
red 
yellow 
orange 
green 
brown

2. Guess, What Colour Is It?

На доске –  разноцветные бумажные флажки. Один из учеников выходит к доске, указывая на определенный цвет. Другой ученик стоит  в это время спиной к доске. 
После указания цвета первым учеником второй ученик поворачивается и старается угадать цвет:

Pupil 2: Is it green?  
Pupil 1: No, it is not. 
Pupil 2: Is it red? 
Pupil 1: Yes, it is.

3. The Forest of All Colours

Задание: нарисовать летний лес. 
– What colour are the trees? 
– What colour is the sky?

4. Snowball

Учитель обращает внимание детей на то, что весной и летом расцветают разнообразные  цветы.

Teacher: What colours are the flowers in summer? 
Pupil: They are red, green, yellow, white... 
Потом ученики говорят один за другим: 
Pupil 1: The flowers are red. 
Pupil 2: The flowers are red and white. 
Pupil 1: The flowers are red, white, blue. 
Pupil 2: The flowers are red, white, blue, dark blue.

4. Guess the Colour

Учитель закрывает ладонью глаза и говорит: “Who can guess what colour my eyes are?”

5. Decorate the Fir-Tree

Из картона  вырезаем елку с кармашками. Отдельно приготовим плоские кружочки разного  цвета. 
Задание: украсить елку к празднику.

6. Tell, What Can Be Red (White)...?

Учитель говорит  ученикам, что нас окружает множество предметов различных цветов. Есть предметы, которые бывают только одного цвета, а есть предметы разных цветов. 
Teacher: Tell me, what can be red? 
Pupil 1: Berries can be red. 
Pupil 2: Cheeks can be red.

7. The Flower of Seven Colours

Учитель называет определенный цвет, ученики рисуют лепесток этого цвета. Должен получиться цветок с семью лепестками разного цвета.

8. A Field of Flowers

Для этой игры необходимо иметь: по бокам – небольшой барьерчик  в виде забора, окрашенный в серый  цвет. Это – клумба. На столе учителя – разноцветные цветы. 
Задание: посадить цветы в клумбу (при этом учитель говорит каждому ученику, цветок какого цвета необходимо "посадить").

Тема: “Animals”

1. At the Zoo

На столе учителя  – небольшое замкнутое заграждение  в виде круга. Учитель с сожалением говорит, что почему-то все звери разбежались. 
Задание: помочь работникам зоопарка собрать зверей. 
Teacher: Let’s help them gather the animals! 
Каждый ученик берет по игрушке и, называя животное, ставит ее в имитированный зоопарк.

2. Guess What the Animal is?

Класс делится  на две команды. Каждая команда загадывает животное, а другая отгадывает и наоборот. 
– Is it a tiger? 
– No, it is not. 
– Is it a squirrel? 
– No, it is not.

3. Guess

Учащийся загадывает животное и описывает его. Другой ученик должен по описанию догадаться, о каком животном идет речь.

Информация о работе Игры как средство совершенствования лексического навыка на уроках ин.языка