Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа
Предмет исследования – формирование лексики и навыков ее использования у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту английского языка.
Для достижения поставленной цели и исследования были сформулированы следующие задачи:
1) определить степень разработанности проблемы методического подхода к работе над лексическим строем иностранного языка;
2) выявить положительные и отрицательные стороны различных подходов к работе над лексикой и обосновать условия успешного процесса формирования навыков лексики;
3) разработать комплексную систему по развитию лексических навыков у учащихся младших классов.
Введение
Теоретическая часть
Глава 1.Теоретические основы работы над лексическим строем
иностранного языка
1.1 Понятие лексики, ее роль в обучении иностранным языкам 6
1.2 Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному 7
языку
1.3 Проблемы формирования лексических навыков у учащихся начальных 9 классов
Глава 2. Практические вопросы применения тренировочных и
игровых лексических упражнений в обучении английскому языку
2.1 Приемы опережающего введения лексики 13
2.2 Формирование лексических навыков и устойчивого интереса
к иностранному языку у младших школьников
через использование активных приемов на уроке английского
языка 15
2.3 Активные приемы на уроках английского языка в начальной школе 20
Заключение
Список используемой литературы
Список приложений
1) особенностями становления лексических навыков;
2) особенностями психического развития младших школьников;
3) спецификой учебной деятельности учащихся младших классов в целом.
Начнем с рассмотрения особенностей становления навыков на данном этапе обучения. На уроке в условиях дефицита времени учителю трудно организовать необходимые условия для формирования лексических навыков. Он не может обеспечить немедленную обратную связь и коррекцию при выполнении письменных упражнений, направленных на формирование лексических навыков. Промедление же в сообщении результатов ученику обратно пропорционально эффективности тренировки [12].
Недостаток времени, отведенного на изучение иностранного языка в начальной школе (2 и редко 3 часа в неделю), ведет к тому, что выполнение большого количества письменных упражнений из учебника и рабочей тетради планируется на внеурочное время. Выполнение письменного задания дома с последующей проверкой учителем (обычно отсроченной во времени) часто способствует закреплению в памяти, допускаемой учеником ошибки.
Следует отметить, что часто не соблюдаются порядок и условия предъявления тренировочного материала в соответствии с операционным составом лексических навыков, в результате нарушается последовательность при формировании навыка. А для того, чтобы формируемые навыки были гибкими и прочными, необходимо разнообразие условий тренировки, которое выражается в вариации объема, порядка и условий предъявления тренировочного материала.
Формирование лексических навыков у учащихся любого возраста требует многократного повторения действий с лексическим материалом. При обучении младших школьников необходимость многократного повторения возрастает еще больше, что объясняется особенностями их памяти, которая является преимущественно кратковременной, и для запоминания лексических единиц исключительно важен объем тренировки. В условиях недостатка времени оказывается невозможным обеспечить многократное повторение каждым учащимся большого по объему лексического материала, который с каждым уроком увеличивается.
Если рассматривать распределение лексические единицы в процессе обучения, то часто бывает, что большой массив лексики дается в начале новой темы. Отсутствие возможности для достаточного количества повторений большого по объему лексического материала вследствие недостатка времени затрудняет правильное формирование лексических навыков у каждого учащегося. Вторая группа психологических закономерностей связана с особенностями психического развития младших школьников. Конкретность мышления младших школьников, восприимчивость к мобильным, колоритным предметам, неустойчивость внимания, преобладание наглядно-образной памяти требуют ассоциации слова с конкретным предметом или действием. Причем чем больше анализаторов «работает», тем лучше усвоение.
Из психологии известно, что в кратковременной памяти слова удерживаются от ярких впечатлений, а в долговременной памяти они сохраняются благодаря предметным и умственным действиям, осуществляемым с лексическим материалом. Работу с раздаточным материалом с целью осуществления предметных действий с лексикой учителю организовать трудно вследствие большой наполняемости классов в общеобразовательной школе и невозможности проконтролировать правильность выполнения действий с лексическим материалом каждым учащимся.
Свое влияние на усложнение процесса овладения лексикой оказывает и несформированность навыков и умений учебной деятельности у младших школьников [13].
В процессе обучения иностранному языку в начальной школе учащиеся, начиная с первого года обучения, овладевают общеучебными навыками и умениями. В частности, они еще не совсем умеют работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом. Вследствие этого при формировании лексических навыков у младших школьников в основном используется фронтальная работа, при этом не обеспечивается достаточная индивидуализация обучения.
У школьников 1-2 классов еще только начинают
формироваться навыки самостоятельной
работы. Это осложняется еще и тем, что
у каждого учащегося возникают индивидуальные
трудности в процессе овладения лексикой,
которые ему желательно научиться самостоятельно
преодолевать путем выполнения предназначенной
только для него серии упражнений. Создание
таких условий на современном этапе обучения
в начальной школе представляет существенные
трудности. Определенные проблемы наблюдаются
и при контроле лексических навыков. Владение
лексикой проявляется в процессе устно-речевых
высказываний учащихся, в процессе чтения
и аудирования, хотя допускается, что «в
целях промежуточного контроля лексическая
сторона речи может быть условно отграничена
от фонетической и грамматической и подвергнута
проверке». Таким образом, рассмотрение
психологических проблем, наблюдаемых
при обучении младших школьников лексике,
показывает, что учебный процесс будет
организован более грамотно в психологическом
отношении, если он будет индивидуализирован,
будет обеспечивать немедленную обратную
связь, больший объем тренировки лексического
материала, предъявляемого учащимся в
соответствии с операционной структурой
лексических навыков, будет более наглядным
и будет обеспечивать предметные действия
с лексическим материалом.
Глава 2 Практические
вопросы применения тренировочных и игровых
лексических упражнений в обучении английскому
языку
2.1 Приемы опережающего введения лексики
Польза раннего обучения иностранному языку уже многократно доказана. Всем известно, что на начальной ступени обучения происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование учебных навыков и овладение элементами культуры речи и поведения.
Изучение иностранного языка делает ребенка более активным, приучает его к групповым формам работы, пробуждает любознательность, развивает ребенка интеллектуально и эстетически.
Успех учащихся в изучении иностранного языка и их отношение к предмету зависят от того, насколько интересно проводятся уроки. Чем более уместно использует учитель различные методические приемы, тем интереснее проходят уроки, а потому прочнее усваивается материал.
Большое внимание нужно уделять обучению лексической стороне речи младших школьников, так как лексика является важнейшим компонентом речевой деятельности. Учащиеся должны овладеть строительным материалом для осуществления общения и взаимодействия. Речь учителя является основным источником обогащения лексического запаса учащихся. Речевые образцы сразу дают представление о том, каким образом может быть использовано данное слово или словосочетание.
На практике широко используется опережающее введение лексических единиц на всех этапах обучения в различной форме с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их подготовки. Опережение достигается во время фонетической зарядки (с использованием рифмовок и песен):
Порядок предъявления слов обуславливается легкостью их использования для общения, поэтому работу с лексикой можно начать с глаголов движения. Это дает возможность детям общаться на новом языке, начиная с первых уроков.
Работа со словом начинается с ознакомления. Значение нового слова раскрывается при показе картинки, предмета или при совершении действия. В процессе семантизации лексики очень полезно использовании визуальных средств наглядности. Среди них большое место карточки с картинками. Яркие, многоцветные, они вызывают интерес и внимание учащихся и, воздействуя на их эмоциональную память, способствуют прочному овладению лексикой [6].
Возможно использование карточек на начальном этапе при ознакомлении со словами. Учитель готовит набор картинок по количеству учащихся. На одной стороне рисунок, а на второй стороне название предмета на английском языке и его транскрипция. Каждому ученику дается одна карточка. Эту карточку он держит так, чтобы картинку видели все, а слово только он. Каждый ученик спрашивает только то слово, которое он не запомнил.
Каждый ученик сам определяет для себя, какое слово спросить и сколько раз. Итак, мы ознакомили учащихся с новыми словами. Теперь нам нужно сформировать правильный звуковой образ слова. С этой целью учащиеся должны многократно проговорить слово изолированно. Для активизации изученной лексики учащимся предлагается загадки.
Отгадки учащиеся говорят на английском;
б) соотнести произносимое учителем слово с картинкой или предметом. Учитель показывает предмет, называет его (может неправильно), а учащиеся говорят на английском языке: “Да” или “Нет”;
в) прослушать слова и повторить вслух знакомые;
г) прослушать несколько английских слов, постараться запомнить их порядок и повторить.
Выполнив такие упражнения, можно переходить к тренировке употребления слов в речи. На этом этапе наиболее приемлемой формой работы является инсценировка различных сказок (“Репка”, “Колобок” и т.д.), так как именно волшебные истории обеспечивают мотивы, которые вызывают у детей желание услышать и сказать.
Приемы опережающего введения лексики,
раннее включение новых лексических единиц
в сочетании с усвоенными, а затем систематическое
повторение активного словаря школьника,
— все это позволяет учащимся лучше подготовиться
к использованию освоенной лексики при
чтении и говорении на этапе применения.
Очень важно, чтобы уроки английского
языка не были скучными, а для этого нужно
использовать разнообразную наглядность
и много игр. Это сделает урок более интересным
для детей.
2.2 Формирование лексических навыков и устойчивого интереса к иностранному языку у младших школьников через использование активных приемов на уроке английского языка
.
2.3 Игры-упражнения на уроках английского языка в начальной школе
Всем входящим в класс хорошо известно, что на предложение – “А сейчас давайте немножко поиграем!” - наши дети реагируют немедленно и с восторгом. Причем они готовы принимать за игру даже соревнования “по рядам” - кто быстрее даст ответ на вопрос учителя.
В любом человеке присутствует потребность в игре, но для ребенка она – хлеб насущный. Игра всегда добровольна, свободна, неопределенна (иначе это будет спектакль, а не игра) и бескорыстна. Именно эти ее признаки в совокупности создают личность развивающуюся (она принимает самостоятельные решения, взаимодействует с партнерами и пр.) и подлинно творческую [11].
В качестве примера использования игр в учебной деятельности в младших классах при изучении английского языка приведу несколько.
“I know 5…” - идея этой “карманной” (то есть всегда находящейся у учителя при себе, не требующей особой подготовки) игры-упражнения навеяна очень известным когда-то во дворах развлечением девочек с мячиком: “я знаю пять имен мальчиков…”, “я знаю пять цветов…”. Эту игру мы используем для формирования элементарных лингвистических представлений детей на доступном языковом материале. Ученики по цепочке называют 5 слов по различным темам. Игра способствует развитию памяти, внимания, активности, быстроте реакции, ориентирует учащихся на целенаправленное использование информации.
“Silent – talk” (“Молчать – говорить”) - эту игру я использую при проведении фонетических занятий. Ученики по команде и под руководством учителя начинают произносить какой-либо текст: фонетическое упражнение, рифмовку, стихотворение, считалку, затем учитель своим хлопком переводит этот текст из слышимого во внутренний голос каждого ученика, через некоторое время вторым хлопком делает его опять слышимым – как бы “включает и выключает радио, не прерывая передачи”. Ученики согласованно продолжают произнесение, насколько бы неожиданно их не прервали. Данная игра учить держать общий ритм действия своим внутренним слухом, ориентирует на согласованность с одноклассниками, прекрасный способ формирования произносительных навыков, обеспечивающий одновременное усвоение учащимися и фонетических и интонационных особенностей французского языка в нерасчлененном виде.
“Fly – not fly” (“Летает – не летает”) - (вариант также известной детской игры). Учитель называет слова, знание которых ему необходимо проверить, вперемешку с иными, и при каждом слове поднимает руку. Если названное слово относится к нужной группе (“Fly”), дети тоже поднимают руку, если нет – просто сидят. Поднятие руки можно заменить хлопками, топаньем, кашлянем – способ реакции могут предложить сами дети, тогда им будет приятнее работать. Эту зримую форму контроля можно использовать при совершенствовании фонетических навыков (на различие звуков), лексического материала.
“Wonderful phrase” (“Чудесная фраза”) - игра направлена на восстановление заданного целого из отдельных частей. Пример. На разрезанном плакате учитель записывает реплики из различных диалогов, модальные фразы на разные темы. Плакат помещается в центре классной доски. Члены разных команд, например, представители трех рядов – подбегают к доске, забирают “свои” слова, фразы, реплики соответствующие заданным им темам, размещают их на своем игровом поле (стена, доска), достраивают мелом недостающие элементы, детали по своей теме и презентуют работу. Подобным образом можно “перекрутить” и “раскрутить” изученный учебный материал.
Информация о работе Игры как средство совершенствования лексического навыка на уроках ин.языка