Игры как средство совершенствования лексического навыка на уроках ин.языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – формирование лексики и навыков ее использования у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту английского языка.
Для достижения поставленной цели и исследования были сформулированы следующие задачи:
1) определить степень разработанности проблемы методического подхода к работе над лексическим строем иностранного языка;
2) выявить положительные и отрицательные стороны различных подходов к работе над лексикой и обосновать условия успешного процесса формирования навыков лексики;
3) разработать комплексную систему по развитию лексических навыков у учащихся младших классов.

Содержание

Введение
Теоретическая часть
Глава 1.Теоретические основы работы над лексическим строем
иностранного языка
1.1 Понятие лексики, ее роль в обучении иностранным языкам 6
1.2 Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному 7
языку
1.3 Проблемы формирования лексических навыков у учащихся начальных 9 классов
Глава 2. Практические вопросы применения тренировочных и
игровых лексических упражнений в обучении английскому языку
2.1 Приемы опережающего введения лексики 13
2.2 Формирование лексических навыков и устойчивого интереса
к иностранному языку у младших школьников
через использование активных приемов на уроке английского
языка 15
2.3 Активные приемы на уроках английского языка в начальной школе 20
Заключение
Список используемой литературы
Список приложений

Работа содержит 1 файл

лиана.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

                                                   План 

Введение

Теоретическая часть

Глава 1.Теоретические основы работы над лексическим строем                          

иностранного языка

1.1 Понятие лексики, ее роль в обучении иностранным языкам                        6

1.2 Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному         7

языку

1.3 Проблемы формирования лексических навыков у учащихся начальных   9   классов

Глава 2. Практические вопросы применения тренировочных и

игровых лексических упражнений в обучении английскому языку

2.1 Приемы опережающего введения лексики                                                   13

2.2 Формирование лексических навыков и устойчивого интереса

к иностранному языку у младших школьников

через использование активных приемов на уроке английского

языка                                                                                                                       15

2.3 Активные приемы на уроках английского языка в начальной школе        20      

Заключение

Список используемой литературы

Список приложений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Введение 
 
 

Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе, включая начальную. Признается, что раннее обучение иностранному языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей [5].

Основная цель обучения иностранному языку заключается в формировании и развитии у школьников коммуникативной компетенции, необходимой для участия в диалоге культур и цивилизаций современного мира. В связи с этим важным направлением в методике преподавания иностранным языкам становится обучение на основе теоретических положений межкультурной коммуникации и рассмотрение учащегося как субъекта межкультурной коммуникации в процессе обучения.

Решение этих задач в условиях средней школы невозможно без усиления позиций раннего обучения в преподавании иностранного языка, так как именно на этой стадии обучения создаются условия для коммуникативно-психологической адаптации личности к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, закладываются основы коммуникативной компетенции за счет лексических навыков, которые во многом определяют коммуникативное и социокультурное развитие учащихся в дальнейшем.

Поиски решения этой проблемы показывают, что вопросы обучения лексике в разные периоды развития методики обучения иностранным языкам рассматривались в работах таких исследователей, как Андреевская-Левенстерн Л. С. , Зимняя И.А. [5], Козлов И. Ф., Максимова Л.И.

В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку в начальной школе, вопросы обучения лексике затрагивались попутно, в русле исследования других проблем. Однако до сих пор не было специальных теоретических исследований, посвященных формированию лексических навыков у младших школьников, в том числе с использованием современных средств обучения, которые позволяют интенсифицировать этот процесс.

Объект исследования – лексика в речи учащихся младшего школьного возраста и навыки ее использования.

Предмет исследования – формирование лексики и навыков ее использования у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования заключается в рассмотрении традиционных и новых приёмов в обучении лексическому аспекту английского языка.

Для достижения поставленной цели и исследования были сформулированы следующие задачи:

1) определить степень разработанности проблемы методического подхода к работе над лексическим строем иностранного языка;

2) выявить положительные и отрицательные стороны различных подходов к работе над лексикой и обосновать условия успешного процесса формирования навыков лексики;

3) разработать комплексную систему по развитию лексических навыков у учащихся младших классов.

В соответствии с характером поставленных задач и с учетом специфики проблемы использовались следующие методы исследования: 1) критический анализ научной и методической литературы по проблеме; 2) изучение и обобщение положительного опыта преподавателей.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

- обоснованы и описаны системы лексических упражнений с учетом структуры лексического навыка и этапов его формирования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс упражнений и методические рекомендации могут быть использованы в практике преподавания английского языка младшим школьникам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы работы над лексическим строем английского

языка 
 
 

         1.1 Понятие лексики, ее роль в обучении иностранным языкам

Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение младших школьников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения лексике является для них основополагающим [2].

Так, на начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского языка и закладываются основы произношения. Количество слов, речевых клише, а также лексические темы, представленные для изучения, варьируются в зависимости от каждого учебного курса или индивидуальной программы учителя.

     Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, нужно привести определение слова «лексика». Лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда). Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть:

1) слова;

2) устойчивые словосочетания;

3) клишированные обороты (выражения).

Из вышесказанного следует сделать вывод, что, обучая лексике, мы обучаем языку. А обучение языку – главная задача методики преподавания любого иностранного языка. 
 
 

1.2Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному языку

     Одно из условий успешного общения на иностранном языке на доступном детям уровне - качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку.

     Практика показывает, что примерно к середине обучения в начальной школе встает проблема повышения эффективности обучения лексике. Это вызвано тем, что у учащихся накапливается определенный лексический запас, им становится все труднее запоминать новые слова и сохранять их в памяти. Начинается процесс забывания лексических единиц. В связи с этим страдает качество речи (как устной, так и письменной), так как оно находится в прямой зависимости от сформированности лексических навыков. Кроме того, расширяющийся круг ситуаций общения требует большего объема лексических единиц и более прочных лексических навыков.

     Лексические навыки представляют собой только один из важных компонентов, обеспечивающих лексическую сторону речевой деятельности.

Процесс овладения лексическими навыками состоит из нескольких этапов:

1) ознакомление, включающее введение и объяснение;

2) тренировка в употреблении лексических единиц (первичное закрепление);

3) употребление лексических единиц (включение слов в речевую деятельность).

     Изучение психологических факторов, связанных с процессом становления лексических навыков, особенностями психического развития младших школьников и их учебной деятельности явилось третьей задачей нашего исследования и помогло прийти к выводу о том, что для эффективного формирования лексических навыков требуется соблюдение порядка и условий предъявления понятийного и тренировочного материала в соответствии с операционным составом лексического навыка, обеспечение многократного повторения лексического материала каждым учащимся и увеличение объема тренировки, использование разных видов наглядности, осуществление предметных действий с лексическими единицами, индивидуализация обучения лексике, обеспечение немедленной обратной связи, своевременный контроль и коррекция при выполнении письменных лексических упражнений [6].

Многие из перечисленных требований обусловлены возрастными особенностями младших школьников, а именно их восприимчивостью к мобильным предметам, стремлением к наглядно-чувственной опоре, преобладанием непроизвольного запоминания, неустойчивостью внимания, неумением работать самостоятельно. Требование индивидуализации обучения обусловлено необходимостью учета индивидуально-типологических особенностей детей, в частности особенностей их психических процессов (восприятия, внимания, памяти), а также способностей детей к изучению иностранного языка.

     Существуют определенные критерии отбора лексического материала для младших школьников:

1) все слова, изучаемые на данном этапе, должны означать понятия, хорошо известные ребенку на родном языке;

2) слова должны иметь частое употребление в языке и большую сочетаемость друг с другом.

Общеизвестен факт, что дети исследуемого возраста лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, и глаголы, обозначающие движение и действия, которые можно продемонстрировать. 
 
 

1.3 Проблемы формирования лексических навыков у учащихся начальных                                                                                                              классов.

В соответствии с личностно-ориентированным походом к образованию, согласно которому в центре педагогического процесса находится ученик, не следует ограничивать учащихся, которые могут усвоить больше лексических единиц, тем более что ситуации общения, которые постепенно расширяются, требуют большего объема лексических единиц и более прочных лексических навыков. Из сказанного следует, что проблема формирования лексических навыков является одной из самых актуальных и сложных проблем при обучении иностранному языку в начальной школе.

Как же обеспечить формирование лексических навыков у младших школьников на требуемом уровне? Для этого нужно исследовать закономерности их формирования и более подробно рассмотреть существующую ситуацию в обучении лексике в начальной школе. Данные программ, учебников по английскому языку для начальной школы, изучение передового опыта, практика раннего обучения показывают, что проблемы обучения лексике в начальной школе обусловлены определенными психологическими, лингвистическими и методическими закономерностями. Психологические закономерности определяются:

Информация о работе Игры как средство совершенствования лексического навыка на уроках ин.языка