Функции и принципы реализации фантазийного начала в структуре произведений Х.Л.Борхеса 1940-1960х гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

В науке принято считать, что мыслительная деятельность человека, будучи ненаблюдаемым процессом, находит отражение в языке в виде различных средств, в том числе многообразных средств выразительности.
Мышление человека категориально. Категории организуют мышление, членя окружающий мир на единства, обладающие внутренним единством. В толковом словаре И.С. Ожегова понятие «категория» определяется как «научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности» [Ожегов 1987: 232]. Мыслительные категории находят отражение в языке.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4

Глава 1. Теоретические основания изучения категории фантазийности
§1 Динамика развития понятий «категория» и «концепт»…………….5-7
§2 Роль фантазии в творческой деятельности человека……………….8-9
§3 Понятие художественного текста……………………………………10-12
§4 Метафора как средство выражения фантазийности
в художественном тексте……………………………………………..13-14
§5 Обзор основных теорий метафоры…………………………………..15-18
§6 Особенности метафоры в художественном тексте………………….19-21

Глава 2. Когнитивный анализ метафор в художественном тексте
§1 Цели, задачи и методика исследования……………………………...23
§2 Классификация и анализ метафор в произведениях
Х.Л. Борхеса «Ficciónes»……………………………………………...24-41

Заключение……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 105.28 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ                            ФГОБУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

     Кафедра романской филологии

 

 

Функции и принципы реализации фантазийного начала в структуре  произведений Х.Л.Борхеса 1940-1960х гг. (на материале сборника «Вымыслы»)

 

 

Курсовая работа студентки 4 курса                                                                                  группы ППВ-4-08 факультета современных  иностранных языков и литератур  спец. «Перевод и переводоведение» Хайруллиной М. Р. Научный руководитель: к. филол. н. Суслова И.В.

 

 

 

 

 

Пермь 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4

 

Глава 1. Теоретические основания  изучения категории фантазийности

          §1 Динамика развития понятий  «категория» и «концепт»…………….5-7

          §2 Роль фантазии в творческой  деятельности человека……………….8-9

          §3 Понятие художественного текста……………………………………10-12

          §4 Метафора как средство выражения  фантазийности

               в художественном тексте……………………………………………..13-14

          §5 Обзор основных теорий метафоры…………………………………..15-18

          §6 Особенности метафоры в художественном  тексте………………….19-21

 

Глава 2. Когнитивный анализ метафор в художественном тексте

          §1 Цели, задачи и методика исследования……………………………...23

          §2 Классификация и анализ метафор  в произведениях 

               Х.Л. Борхеса «Ficciónes»……………………………………………...24-41

 

Заключение……………………………………………………………………....43-44

 

Библиографический список…………………………………………………….45-47

 

 

Введение

В науке принято считать, что мыслительная деятельность человека, будучи ненаблюдаемым процессом, находит  отражение в языке в виде различных  средств, в том числе  многообразных  средств выразительности.

Мышление человека категориально. Категории организуют мышление, членя  окружающий мир на единства, обладающие внутренним единством. В толковом словаре И.С. Ожегова понятие «категория» определяется как «научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности» [Ожегов 1987: 232]. Мыслительные категории находят отражение в языке.

Одной из особенностей человеческого  мышления является то, что оно связано  как с рациональностью, так и  с воображением, фантазией, творчеством. Как рациональная, так и иррациональная область мышления находят выражение  в языке. Традиционно иррациональная область мышления связана с художественным способом изложения мысли, или с  художественным текстом. Однако способ, которым фантазия в нем представлена, мало изучен. Способы вербализации фантазии в языке организованы, по мнению Н.Н. Меньшаковой в языковой категории фантзийности. Под категорией фантазийности исследователь понимает «способ осмысления окружающего мира при помощи косвенных средств выражения мысли» (ими являются средства выразительности). [Меньшакова 2009: 4]. При этом основу данных средств представляет фантазийное начало.

Метафора, по заключению Н.Н. Меньшаковой, является наиболее характерным способом выражения категории фантазийности в тексте, а значит и фантазийного начала в нем. Метафоризация – один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания образов, в том числе художественных и порождения новых значений. Она придает речи выразительность и экспрессивность. И, соответственно, данное средство языка, как правило, широко распространено в художественном тексте.

Русло, в котором выполнена  данная исследовательская работа, находится  на стыке когнитивных и лингвистических  исследований. Работа выполнена на материале художественного произведения Хорхе Луиса Борхеса «La Biblioteca de Babel» («Вавилонская библиотека») из сборника рассказов «Ficciones» («Вымыслы»). Теоретической основой данной курсовой работы послужили исследования Н.Д. Арутюновой, Н.Н. Меньшаковой, Дж. Лакоффа.

Выбор материала исследования обусловлен повышенным интересом к  течению магического реализма в  латиноамериканской литературе. Также  необходимо выделить интерес к особенностям аргентинского варианта испанского языка.

Актуальность исследования обусловлена не снижающимся интересом к изучению косвенных способов выражения знания о мире, которые наиболее частотно применяются в художественном тексте. Также отмечается тенденция к применению сопоставительного анализа данных средств варианта исходного текста и их различных вариантов перевода. Кроме того, необходимо упомянуть об интересе к направлению постмодернизма в художественной литературе, а также к его течениям (методам), функционирующим в разных странах.

Объектом исследования является фантазийное начало в художественном тексте.

Предмет исследования – метафоры как способы реализации фантазийного начала.

Основная цель данной курсовой работы состоит в выявлении метафорических образов, репрезентирующих основные функции и принципы реализации фантазийного начала в испаноязычном художественном тексте.

Достижение общей цели работы предполагает выполнение следующих задач:

  1. Выявление оснований категории фантазийности и фантазийного начала в художественном тексте
  2. Изучение теоретических работ, посвященных исследованию  метафор
  3. Изучение теоретических работ, посвященных исследованию особенностей творчества Х.Л. Борхеса
  4. Изучение художественного произведения Х.Л. Борхеса с целью выявления в нем метафор.
  5. Анализ и систематизация метафор в художественном произведении Х.Л. Борхеса.

В работе используется набор  общенаучных и лингвистических  методов. К общенаучным методам исследования относятся анализ, синтез, интерпретация. Лингвистические методы включают сопоставительный, контекстуальный виды анализа и метафорическое моделирование. Материал практического анализа выявляется методикой сплошной выборки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основания изучения категории фантазийности и фантазийного начала

  1. Динамика развития понятий «категория» и «концепт»

Для определения понятия  категории фантазийности на начальном этапе работы необходимо выяснить, что такое категория, а также обозначить связь этого понятия с мышлением.

Впервые идею о категории  создает и развивает Аристотель в своём труде о категориях в середине 300х годов до н.э. категорию он определяет как наиболее общий род высказываний [Елин 2010].

Аристотель трактовал категории как отражение и наивысшее обобщение объективной реальности. Мыслитель выделял 10 категорий: качества, количества, действия, отношения, места, времени и т.д. Каждая из них рассматривается относительно основной – категории сущности. Категории Аристотеля являются базовыми категориями мышления и представляют собой немалый интерес для таких наук, как когнитивистика, изучающая логику мышления и процессы познания.

Позднее в XVIII-XIX вв. изучением данного  понятия занимались Э.Кант и Г.Гегель. Э.Кант дополнил формулировки ещё ряда категорий: качество (реальность, отрицание и ограничение), количество (единство, множество и цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность).   Г. Гегелем были выделены чисто логические категории: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). [Елин 2010]

Современные исследователи конца  XX в. дают множество разнообразных трактовок, определяя термин «категория». Так, например толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее определение категории: «1. научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности; 2. Группы лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-либо признаков» [Ожегов 1987: 232].

Научное определение категории  приводится в словаре когнитивных  терминов Е.С. Кубряковой: «Категория – одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт и осуществлять его классификацию» [Кубрякова 1996: 46].

В Лингвистическом Энциклопедическом  Словаре, опубликованном в 2002 году, выделяют понятийные категории как «смысловые компоненты общего характера», которые «обычно понимаются как универсальные, свойственные всем или большинству языков мира» [ЛЭС 2002: 385]. Понятийными категориями называют философские или логические, онтологические, внеязыковые, когнитивные, концептуальные и другие категории.

Известно, что языковые категории  образовались в результате длительного  процесса стихийного обобщения всех языковых форм в процессе становления  языка, в то время, как «общие категории мышления – прямой результат развития самого мышления» [ЛЭС 2002: 607]. Одновременно именно первичные категории Аристотеля впоследствии повлияли на выделение частей речи.

Для полноценного рассмотрения понятия категории необходимо обратиться и к определению категоризации. Согласно Новейшему философскому словарю «категоризация – это мыслительная операция, направленная на формирование категорий как понятий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты познавательной деятельности человека» [Задворная 2001].

Понятие мыслительной категории  и категоризации тесно взаимосвязаны  с таким научным явлением как  концепт и концептуализация. По определению словаря когнитивных терминов Кубряковой «концепт – оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике».

Процессы концептуализации и категоризации рассматриваются  как виды одного и того же когнитивного процесса – деления мира на объективные  логические объединения, классы, группировки, множества, категории. Концептуализация позволяет выделить минимальные  ментальные единицы в человеческом сознании. Процесс концептуализации направлен на объединение единиц на основании их частичного и близкого сходства или тождества в более  крупные разряды. «Некоторые явления  или объекты существуют независимо от нашего сознания, а язык обозначает то, что есть в мире» [Кубрякова 1996: 44].

Как правило, все концепты, представленные в виде одного слова  или целых словосочетаний и предложений, закреплены в языке и строят главные  категории языка и мышления. Мы употребляем категории в языке, когда хотим выразить общность признаков  или происхождения для тех  предметов, явлений, о которых говорим. Именно об этом рассуждает американский лингвист Дж. Лакофф: «Большинство наших слов и понятий обозначают категории … Нет ни чего более базового для нашего мышления, восприятия, действий и речи, чем категоризация» [Лакофф 2004: 11,20].

Таким образом, категория  это – не только некая группа объединенных какими-либо признакам  явлений или объектов (если речь идёт о категории в языке), но и  одна из познавательных форм мышления человека, которая позволяет осуществлять процесс обобщения и классификации  данных явлений. Категоризация же, в  определённом смысле, и является мыслительным процессом обобщения и классификации, процессом формирования категорий. С точки зрения когнитивистики термин «концептуализация» взаимосвязан с  понятием «категоризация», т.к. они  отражают один и тот же мыслительный процесс – разграничение и  распределение каких-либо объектов, понятий по классам, категории.

  1. Разграничение понятий «фантастика», «фантастический» и «фантазия», «фантазийный»

Для более полного рассмотрения понятия категории фантазийности и изучения фантазийного начала в художественных произведениях необходимо выявить определения понятий «фантазия» и «фантазийный».

Толковый словарь русского языка Ушакова определяет «фантазию» следующим образом: 1) способность к воображению (воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими), созданию новых самостоятельных образов, осуществляемых в художественных произведениях при помощи красок, камня, речи или звуков. 2) мечта, вымысел. Данное определение (под пунктом «1») наиболее четко передает суть понятия, в особенности, исходя из проблематики данной работы. [Ушаков 2000: 427]

Понятие «фантазийный», согласно Толковому словарю русского языка Кузнецова, определяется неоднозначно: 1. Рождённый фантазией 2. Далёкий от природного, рождённый фантазией создателя. 3. Отличающийся оригинальностью, особой усложнённостью, экстравагантностью. [Кузнецов 1998: 308]

Необходимо отличать понятия  «фантазия» и «фантазийный» от понятий  «фантастика» и «фантастический», на первый взгляд схожих друг с другом по значению. Для четкого разграничения  этих двух пар приведем следующие  определения из словаря Ожегова:

Фантастика - 1. То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. 2. (собир.) Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. 3. Что-либо невообразимое, невозможное (разг.). 

Фантастический - 1. см. «фантастика». 2. Похожий на фантазию (в 2 знач.); причудливый, волшебный, сверхъестественный («фантастический пейзаж», «фантастическое освещение») 3. Совершенно неправдоподобный, невероятный, несбыточный («фантастическая новость», «фантастически умён») 4. Исключительный (в 3 знач.), удивительный (разг.) («фантастический нахал»). [Ожегов 1987: 591]

Информация о работе Функции и принципы реализации фантазийного начала в структуре произведений Х.Л.Борхеса 1940-1960х гг