Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:04, курсовая работа
В науке принято считать, что мыслительная деятельность человека, будучи ненаблюдаемым процессом, находит отражение в языке в виде различных средств, в том числе многообразных средств выразительности.
Мышление человека категориально. Категории организуют мышление, членя окружающий мир на единства, обладающие внутренним единством. В толковом словаре И.С. Ожегова понятие «категория» определяется как «научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности» [Ожегов 1987: 232]. Мыслительные категории находят отражение в языке.
Введение………………………………………………………………………....3-4
Глава 1. Теоретические основания изучения категории фантазийности
§1 Динамика развития понятий «категория» и «концепт»…………….5-7
§2 Роль фантазии в творческой деятельности человека……………….8-9
§3 Понятие художественного текста……………………………………10-12
§4 Метафора как средство выражения фантазийности
в художественном тексте……………………………………………..13-14
§5 Обзор основных теорий метафоры…………………………………..15-18
§6 Особенности метафоры в художественном тексте………………….19-21
Глава 2. Когнитивный анализ метафор в художественном тексте
§1 Цели, задачи и методика исследования……………………………...23
§2 Классификация и анализ метафор в произведениях
Х.Л. Борхеса «Ficciónes»……………………………………………...24-41
Заключение……………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГОБУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра романской филологии
Функции и принципы реализации фантазийного начала в структуре произведений Х.Л.Борхеса 1940-1960х гг. (на материале сборника «Вымыслы»)
Курсовая работа студентки
4 курса
Пермь 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основания изучения категории фантазийности
§1 Динамика развития понятий
«категория» и «концепт»…………….
§2 Роль фантазии в творческой
деятельности человека……………….8-
§3 Понятие художественного
§4 Метафора как средство
в художественном тексте…………………
§5 Обзор основных теорий
§6 Особенности метафоры в
Глава 2. Когнитивный анализ метафор в художественном тексте
§1 Цели, задачи и методика
§2 Классификация и анализ
Х.Л. Борхеса «Ficciónes»………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………….45-
Введение
В науке принято считать, что мыслительная деятельность человека, будучи ненаблюдаемым процессом, находит отражение в языке в виде различных средств, в том числе многообразных средств выразительности.
Мышление человека категориально. Категории организуют мышление, членя окружающий мир на единства, обладающие внутренним единством. В толковом словаре И.С. Ожегова понятие «категория» определяется как «научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности» [Ожегов 1987: 232]. Мыслительные категории находят отражение в языке.
Одной из особенностей человеческого мышления является то, что оно связано как с рациональностью, так и с воображением, фантазией, творчеством. Как рациональная, так и иррациональная область мышления находят выражение в языке. Традиционно иррациональная область мышления связана с художественным способом изложения мысли, или с художественным текстом. Однако способ, которым фантазия в нем представлена, мало изучен. Способы вербализации фантазии в языке организованы, по мнению Н.Н. Меньшаковой в языковой категории фантзийности. Под категорией фантазийности исследователь понимает «способ осмысления окружающего мира при помощи косвенных средств выражения мысли» (ими являются средства выразительности). [Меньшакова 2009: 4]. При этом основу данных средств представляет фантазийное начало.
Метафора, по заключению Н.Н. Меньшаковой, является наиболее характерным способом выражения категории фантазийности в тексте, а значит и фантазийного начала в нем. Метафоризация – один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания образов, в том числе художественных и порождения новых значений. Она придает речи выразительность и экспрессивность. И, соответственно, данное средство языка, как правило, широко распространено в художественном тексте.
Русло, в котором выполнена
данная исследовательская работа, находится
на стыке когнитивных и
Выбор материала исследования обусловлен повышенным интересом к течению магического реализма в латиноамериканской литературе. Также необходимо выделить интерес к особенностям аргентинского варианта испанского языка.
Актуальность исследования обусловлена не снижающимся интересом к изучению косвенных способов выражения знания о мире, которые наиболее частотно применяются в художественном тексте. Также отмечается тенденция к применению сопоставительного анализа данных средств варианта исходного текста и их различных вариантов перевода. Кроме того, необходимо упомянуть об интересе к направлению постмодернизма в художественной литературе, а также к его течениям (методам), функционирующим в разных странах.
Объектом исследования является фантазийное начало в художественном тексте.
Предмет исследования – метафоры как способы реализации фантазийного начала.
Основная цель данной курсовой работы состоит в выявлении метафорических образов, репрезентирующих основные функции и принципы реализации фантазийного начала в испаноязычном художественном тексте.
Достижение общей цели работы предполагает выполнение следующих задач:
В работе используется набор общенаучных и лингвистических методов. К общенаучным методам исследования относятся анализ, синтез, интерпретация. Лингвистические методы включают сопоставительный, контекстуальный виды анализа и метафорическое моделирование. Материал практического анализа выявляется методикой сплошной выборки.
Глава 1. Теоретические основания изучения категории фантазийности и фантазийного начала
Для определения понятия категории фантазийности на начальном этапе работы необходимо выяснить, что такое категория, а также обозначить связь этого понятия с мышлением.
Впервые идею о категории создает и развивает Аристотель в своём труде о категориях в середине 300х годов до н.э. категорию он определяет как наиболее общий род высказываний [Елин 2010].
Аристотель трактовал категории
Позднее в XVIII-XIX вв. изучением данного понятия занимались Э.Кант и Г.Гегель. Э.Кант дополнил формулировки ещё ряда категорий: качество (реальность, отрицание и ограничение), количество (единство, множество и цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность и невозможность, действительность и недействительность, необходимость и случайность). Г. Гегелем были выделены чисто логические категории: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность, субстанция, причина и взаимодействие), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). [Елин 2010]
Современные исследователи конца XX в. дают множество разнообразных трактовок, определяя термин «категория». Так, например толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее определение категории: «1. научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности; 2. Группы лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-либо признаков» [Ожегов 1987: 232].
Научное определение категории приводится в словаре когнитивных терминов Е.С. Кубряковой: «Категория – одна из познавательных форм мышления человека, позволяющая обобщать его опыт и осуществлять его классификацию» [Кубрякова 1996: 46].
В Лингвистическом
Известно, что языковые категории образовались в результате длительного процесса стихийного обобщения всех языковых форм в процессе становления языка, в то время, как «общие категории мышления – прямой результат развития самого мышления» [ЛЭС 2002: 607]. Одновременно именно первичные категории Аристотеля впоследствии повлияли на выделение частей речи.
Для полноценного рассмотрения понятия категории необходимо обратиться и к определению категоризации. Согласно Новейшему философскому словарю «категоризация – это мыслительная операция, направленная на формирование категорий как понятий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты познавательной деятельности человека» [Задворная 2001].
Понятие мыслительной категории
и категоризации тесно
Процессы концептуализации
и категоризации
Как правило, все концепты, представленные в виде одного слова или целых словосочетаний и предложений, закреплены в языке и строят главные категории языка и мышления. Мы употребляем категории в языке, когда хотим выразить общность признаков или происхождения для тех предметов, явлений, о которых говорим. Именно об этом рассуждает американский лингвист Дж. Лакофф: «Большинство наших слов и понятий обозначают категории … Нет ни чего более базового для нашего мышления, восприятия, действий и речи, чем категоризация» [Лакофф 2004: 11,20].
Таким образом, категория
это – не только некая группа
объединенных какими-либо признакам
явлений или объектов (если речь
идёт о категории в языке), но и
одна из познавательных форм мышления
человека, которая позволяет осуществлять
процесс обобщения и
Для более полного рассмотрения
понятия категории
Толковый словарь русского языка Ушакова определяет «фантазию» следующим образом: 1) способность к воображению (воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими), созданию новых самостоятельных образов, осуществляемых в художественных произведениях при помощи красок, камня, речи или звуков. 2) мечта, вымысел. Данное определение (под пунктом «1») наиболее четко передает суть понятия, в особенности, исходя из проблематики данной работы. [Ушаков 2000: 427]
Понятие «фантазийный», согласно Толковому словарю русского языка Кузнецова, определяется неоднозначно: 1. Рождённый фантазией 2. Далёкий от природного, рождённый фантазией создателя. 3. Отличающийся оригинальностью, особой усложнённостью, экстравагантностью. [Кузнецов 1998: 308]
Необходимо отличать понятия «фантазия» и «фантазийный» от понятий «фантастика» и «фантастический», на первый взгляд схожих друг с другом по значению. Для четкого разграничения этих двух пар приведем следующие определения из словаря Ожегова:
Фантастика - 1. То, что основано
на творческом воображении, на фантазии,
художественном вымысле. 2. (собир.)
Фантастический - 1. см. «фантастика».
2. Похожий на фантазию (в 2 знач.); причудливый,
волшебный, сверхъестественный («