Формирование навыка говорения на иностранном языке и критерии его автоматизированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:00, реферат

Описание работы

Основное назначение иностранного языка как предметной области
школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на
иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции,
т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение
(говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с
пониманием иноязычных текстов, письмо).

Работа содержит 1 файл

Формирование навыка говорения на иностранном языке и критерии его.doc

— 532.50 Кб (Скачать)

соответствующих цели коммуникации. В  центре  внимания  находится  выражение

содержания  с  помощью  адекватного  лексико-структурного  материала.  Здесь

вырабатывается  умение  свертывать   чужое   высказывание   и   использовать

преимущественно речевой материал в готовом виде. Третий  этап  направлен  на

развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего  концентрируется на

содержании высказывания.  Среди  признаков  монологической  речи  выделяются

также  непрерывность  (высказывание  не  ограничивается  одной   фразой,   а

представляет собой сверхфразовое  единство),  последовательность,  логичность

речи, относительная смысловая  законченность, коммуникативная  направленность

высказывания. Монологическая  речь  используется  с  разной  коммуникативной

целью:  для  сообщения  информации,  для  воздействия  на  слушателей  путем

убеждения,  для  побуждения  к  действию   или   его   предотвращения.   При

определении видов монологической речи в учебных целях исходят  из  содержания

речи   (описание,    сообщение,    рассказ),    степени    самостоятельности

(воспроизведение  заученного,  пересказ  и  самостоятельное   высказывание);

степени  подготовленности   (подготовленная,   частично   подготовленная   и

неподготовленная речь).

      Рассказ является  наиболее сложным видом монологической  речи  Для  него

характерна определенная  последовательность  событий,  отражающая  причинно-

следственные связи  между  ними.  Если  описание  развивается  как  в  одной

плоскости  и   последовательность  описываемых  явлений  в  нем   не   имеет

принципиального  значения,  то   в   рассказе   соблюдение   хронологической

последовательности   обязательно,   иначе    нарушается    сюжетная    канва

повествования. Основные разновидности  подготовленного  монолога   -  лекция,

выступление, сообщение,  как  правило,  готовятся  предварительно.  Методика

обучения языку должна обеспечить обучение всем  видам  монологической  речи.

Целью   обучения   монологической   речи   является   формирование   речевых

монологических умений:

     1) пересказать текст,  сделать  описание, сообщение  на  заданную  тему,

        составить  рассказ;

     2) логически последовательно  раскрыть заданную тему;

     3) обосновать  правильность  своих  суждений,   включая   в  свою  речь

        элементы рассуждения,  аргументации.

        Все  названные   умения   вырабатываются   в   процессе   выполнения

подготовительных и речевых  упражнений.

 

 

 

                   2. Основные принципы обучения  говорению

 

 

        Говорение  – чрезвычайно многоаспектное  и сложное явление. Во-первых,

оно  выполняет  в  жизни  человека  функцию  средства  общения.   Во-вторых,

говорение – это один из видов  человеческой деятельности.  В  третьих,  важно

помнить, что в результате деятельности говорения  возникает  его  продукт  –

высказывание.  И  как  деятельность,  и  как  продукт   говорение   обладает

определенными  признаками,  которые  служат  ориентиром  в   обучении,  т.к.

подсказывают, какие условия нужно  создать для развития  говорения,  а  также

являются критериями оценки результатов  обучения.

 

                     2.1. Говорение как средство общения

        Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения.

Это деятельность одного человека, хотя она включена в  общение  и  немыслима

вне его, ибо общение –это всегда взаимодействие с другими людьми.

        Целью обучения  в средней школе следует считать не язык, что  уместно

при филологическом образовании в  специальном ВУЗе, и  не  речь  как  «способ

формирования и формулирования мысли» (Н.А.Зимняя), и даже не просто  речевую

деятельность – говорение, чтение, аудирование или письмо, а  указанные  виды

речевой деятельности как средства общения.  Применительно  к  говорению  это

означает,  что  оно  совместно  с   паралингвистикой   (мимика,   жесты)   и

праксемикой (движение, позы) служит  средством  осуществления  устной  формы

общения. Такая цель требует и соответствующего  метода  ее  достижения.  Для

говорения им является коммуникативный  метод.

        Сказанное   определяет   важнейшее   исходное   положение:   обучать

говорению, не  обучая  общению,  не  создавая  на  уроках  условий  речевого

общения, нельзя.

        Как и любой  вид человеческой деятельности, общение  целенаправленно,

мотивировано, предметно и имеет  свою структуру. Процесс общения  можно  себе

представить следующим образом.

        Между потенциальными  участниками общения (теми, кто хочет или может

вступить в общение) всегда существуют определенные взаимоотношения. В какой-

то момент появляется  потребность  вступить  в  контакт.  Предметом  общения

являются взаимоотношения собеседников, и они  определяют  характер  общения.

Именно в предмете реализуется потребность, в результате чего она  становится

мотивом  деятельности.  Это  означает,  что  мотив  к   общению   не   может

возникнуть, если нет взаимоотношений (предмета) или они не осознаются.  Цель

общения – решение задач, связанных с взаимоотношениями, т.е. изменение их.

        Средства, с  помощью которых достигается   цель общения в устной форме

– говорение и аудирование плюс паралингвистика.

        Единицей общения  является акт общения, в   котором  всегда  участвуют

как минимум два человека.

        Продуктом  общения является интерпретация  информации. Существуют  три

способа общения: перцептивный, интерактивный  и информационный, а  также  два

вида общения: ролевое и личностное. Таковы основные характеристики общения.

       Посмотрим теперь с этой точки зрения на то,  каким же  должен  быть

процесс обучения иноязычному говорению.

        1)  Между   учителем  и  учащимся  должны   установиться   какие-либо

           взаимоотношения,  кроме официальных, т.е. общение  должно  быть  не

           ролевое  (учитель – ученик), а общение  индивидуальностей,  которые

           видят  друг в друге речевого партнера.

        2)  Мотив   общения  может  появиться   лишь  тогда,  когда  возникнет

           потребность  в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении,

           которое  у некоторых учащихся есть,  по  характеру  иная  и   не  в

           состоянии  обеспечить коммуникативной мотивации.

        3)  Если  взаимоотношения  между  учителем  и  учениками  как  между

           личностями не возникает, то  нет  и  цели,  присущей  общению,  -

           изменить  эти взаимоотношения.

        4) Должны функционировать  все способы общения: интерактивный,  когда

           есть  взаимодействие  на  основе  какой-либо  деятельности,  кроме

           учебной;  перцептивный, когда имеет место   восприятие  друг  друга

           как  личностей; информационный, когда  ученики обмениваются  своими

           мыслями,  чувствами. Если же  ученик  пересказывает  текст  просто

           ради  пересказа (когда все в  классе  знают  его  содержание)  или

           проговаривает  какие-то не ситуативные предложения,  то общение  не

           может  состояться, а продуктом  такого  «говорения»  является  так

           называемая  учебная речь.  Нужно  придать  процессу  обучения,  не

           нарушая   его   организованности,   системности   и   методической

           направленности, характерные черты процесса общения.

 

 

 

                       2.2. Говорение как деятельность

 

       Говорение   есть  речевая  деятельность,  оно  обладает  специфическим

признаками.

       1) Мотивированность. Человек, как правило, говорит  потому, что у него

есть для этого мотив. В основе коммуникативной мотивации  лежит  потребность

двух видов:

       - потребность  в  общении  как  таковая,  свойственная  человеку  как

         существу  социальному;

       - потребность  в совершении данного конкретного   речевого   поступка,

         потребность  «вмешаться» в данную речевую  ситуацию.

       Первый вид  можно назвать общей коммуникативной мотивацией,  второй  –

это  ситуативная  мотивация,  уровень  которой  определяется  тем,  как   мы

обучаем, т.е.  как  создаем  речевые   ситуации,  как  используем  материал,

приемы и т.д.

       2) Активность.  Говорение  –  всегда  процесс  активный,  ибо  в  нем

проявляется отношение говорящих  к окружающей действительности, но не  только

тогда, когда человек говорит, но и  когда  слушает  собеседника  (внутренняя

активность). Именно активность обеспечивает инициативное  речевое  поведение

собеседника, что так важно для  достижения цели общения.

       3) Целенаправленность.  Любое  высказывание  преследует  какую-нибудь

цель: убедить собеседника,  поддержать,  разгневать  и  т.д.  Подобные  цели

можно  назвать  коммуникативными  задачами. За  каждой  из  коммуникативных

задач,  возникающих  в   отдельных  речевых  ситуациях,  стоит  общая   цель

говорения как деятельности: воздействие  на собеседника  в  смысле  изменения

его поведения (речевого или неречевого).

       4) Связь с деятельностью.  Говорение  во  многом  зависимо  от  общей

деятельности человека. Во-первых, содержательный аспект говорения  полностью

обусловлен сферами деятельности человека.  Во-вторых,  потребность,  скажем,

убедить кого-то возникает только в случае, если  ситуация,  вызвавшая  такую

задачу, является следствием  или  предметом  событий,  к  которым  причастен

собеседник.

        5)  Связь   с   коммуникативной   функцией   мышления.   Мыслительная

           деятельность  направлена   на   совершение   речевого  поступка,

           подчинена  ему.

        6) Связь с  личностью. Говорение во  много   обусловлено  компонентами

           личности. Личность всегда индивидуальна,  и проявляется в общении.

           Развитие  говорения должно происходить   в  условиях  максимального

           подключения  всех сфер сознания, всех компонентов  личности, к чему

           и  стремится коммуникативный метод.

        7) Ситуативность. Она проявляется  в соотнесенности речевых единиц  с

           основными компонентами процесса  общения. Так, на  дальнейший  ход

           развития  общения  может   повлиять  любая   произнесенная   одним

           собеседником речевая единица,  если  она  в  смысловом   отношении

           «вписывается» в контекст деятельности  другого  собеседника.  Эта

           речевая единица может менять  коммуникативную задачу и   влиять  на

           мотивацию. Когда речевая единица  неспособна «продвинуть»  речевую

           ситуацию, она неситуативна, не вызывает  реакции собеседника.

        8) Эвристичность.  Речевая  деятельность  не  может  быть  полностью

           заучена   и   предсказана.   Такая   непредсказуемость   и   есть

           эвристичность. Ситуации общения  меняются постоянно,  их  варианты

           многочисленны, и говорящий должен  быть  готов  к  деятельности  в

           таких постоянно меняющихся условиях.

        9) Самостоятельность.

       10) Темп.

 

                         2.3. Говорение как продукт.

 

        Все качества говорения как   деятельности  обеспечивают  условия   для

создания  речевого продукта (высказывание  любого  уровня),  которому   также

свойственны    определенные     качества:     структурность,     логичность,

информативность, выразительность, продуктивность.

        Коммуникативный метод основан  на том, что процесс обучения  является

моделью процесса коммуникации. Как любая модель  процесс обучения  в  каких-

то аспектах упрощен по сравнению с реальным процессом  коммуникации,  но  по

основным  параметрам  он  ему  адекватен.   Методическая   значимость   этой

адекватности объясняется двумя  главными факторами:

         1)   явлением   переноса,   который   обеспечивается    осознанием

            адекватности условий обучения  и условий  применения результатов

            обучения;

         2) явлением  мотивации, которая обеспечивается тем, насколько полно

            моделируется в процессе обучения  характер общения. Итак, что же

            это за  параметры  процесса,  которые  необходимо  сохранить   в

            процессе обучения. Это:

      -  Деятельностный  характер  речевого  поведения  общающихся,  который

        должен   воплотиться:  в  коммуникативном   поведении   учителя   как

        участника   процесса   общения   и   обучения;   в   коммуникативном

        (мотивированном, активном) поведении ученика как субъекта общения  и

        учения;

      -   предметность   процесса   коммуникации,   которая   должна    быть

        смоделирована  ограниченным, но точным набором  предметов обсуждения;

Информация о работе Формирование навыка говорения на иностранном языке и критерии его автоматизированности