Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение драматизации как эффективного способа повышения мотивации у младших школьников к изучению английского языка.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд теоретических задач:
1. рассмотреть игру как вид дееятельности школьника;
2. распознать виды и подвиды игровой деятельности;
3. рассмотреть непосредственно драматизацию и ее роль в учебном процессе;
4. рассмотреть психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
5. выявить черты драматизации в рамках урока;
6. выделить и рассмотреть сказку как главный прием драматизации в младших классах.
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Вначале у него формируется интерес
к самому процессу учебной деятельности
без осознания её значения. Только
после возникновения интереса к
результатам своего учебного труда
формируется интерес к
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие
учителя на младших связано с
тем, что учитель с самого начала
пребывания детей в школе становится
для них непререкаемым
Происходит функциональное совершенствование
мозга – развивается аналитико-
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью [10].
Наиболее характерная черта
восприятия этих учащихся – его
малая дифференцированность, где
совершают неточности и ошибки в
дифференцировке при восприятии
сходных объектов. Следующая особенность
восприятия учащихся в начале младшего
школьного возраста – тесная связь
его с действиями школьника. Восприятие
на этом уровне психического развития
связано с практической деятельностью
ребёнка. Воспринять предмет для
ребёнка – значит что-то делать с
ним, что-то изменить в нём, произвести
какие-либо действия, взять, потрогать
его. Характерная особенность
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности
присущи вниманию учащихся начальных
классов. Основная из них – слабость
произвольного внимания. Возможности
волевого регулирования внимания, управления
им в начале младшего школьного возраста
ограничены. Произвольные внимания младшего
школьника требует так
Значительно лучше в младшем
школьном возрасте развито непроизвольное внимани
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [4].
Основная тенденция развития воображения
в младшем школьном возрасте –
это совершенствование
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятел
Младший школьный возраст – возраст
достаточно заметного формирования
личности. Для него характерны новые
отношения с взрослыми и
В младшем школьном возрасте закладывается
фундамент нравственного
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [4].
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности [3].
2.2 ЧЕРТЫ ДРАМАТИЗАЦИИ В РАМКАХ УРОКА В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Иностранные языки интенсивно
изучаются детьми, начиная с первого
класса школы или даже детского сада.
Проблеме раннего обучения в настоящее
время уделяется много Очевидно, прием драматизации
назван так за свою близость к театральному
представлению, а, именно, к одному из
элементов театрального искусства
– драме. «Драма наиболее глубоко
и адекватно воплощает в Драматизация как элемент
театрального искусства близка и
понятна детям, ведь в основе театра
лежит игра, а она сама является
одним из видов игровой деятельности,
которая является ведущей деятельностью
детей младшего возраста. Театр обладает
необходимым потенциалом Обратимся к особенностям урока с элементами драматизации. Методическим содержанием данного урока является коммуникативность. Если мы хотим научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, как в действительности общаются люди. Только в случае создания условий для общения возможен перенос сформированных навыков и умений, так как учащийся сможет действовать в реальных условиях. Атмосфера общения является
ведущей чертой урока-драматизации.
Урок-драматизация предполагает наличие
определенного сюжета, так как
драматизация используется как прием
сюжетно-проблемного Каждый урок имеет свое
название, определяющее канву всего
урока. Отбор сюжетов и Каждый сюжет урока является элементом общего сюжета, который, разрастается как «снежный ком». При этом события, происходящие на всех уроках, связаны логикой развития общего сюжета. Действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задания в пределах заданного сюжета, дети, незаметно для себя, усваивают заложенный в них учебный материал. Таким же способом происходит активизация всего изученного ранее. Построение новых цепей событий воображаемого мира, интересного и привлекательного, ведет к развитию фантазии, воображения и творчества, обогащает эмоциональную жизнь детей. События, которые комбинируются в развитии сюжета урока, согласовываются с индивидуальными замыслами, так как учащиеся стремятся воплотить в сюжет, в его развитие свой замысел. Если это удается, то его стремление общаться становится еще сильнее [9]. Специфичной чертой урока-драматизации является его свободное построение, свобода в выборе действия. Учащиеся делают то, что им нравится, учитель только направляет их. В начале урока сюжет определяется в общем виде, то есть существует определенное вступление, призыв, дальнейшие же события нарастают постепенно, вместе с его развитием. Так, с каждым последующим уроком появляются и новые роли, повторяется уже усвоенный материал и «проигрывается» новый. Сюжет в таком случае является привлекательным, выступает как свободная и непринужденная деятельность, как импровизация-сотворчество. Такая форма работы – сюрприз для детей. Урок превращается в яркий, увлекательный для каждого ребенка спектакль. На каждом уроке вместе с учителем дети выстраивают и разыгрывают сюжет, что позволяет им реализовать свои творческие возможности и быть вовлеченным в процесс общения на языке, то есть в процесс практического использования иностранного языка. Сюжет помогает развитию у детей умения выстраивать последовательность новых событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению. Воспроизведение ребенком сюжета активизирует мышление, тренирует память, совершенствует речь. Сюжетные занятия не только не затрудняют, но и доставляют удовольствие учащимся, отвечая их потребностям общаться на иностранном языке, выполнять различные роли, играть, познавая при этом окружающий мир. К концу такого урока учащиеся самостоятельно могут составить диалог или монолог, так как автоматизация лексики происходит при смене различных видов деятельности, различных режимов. Урок-драматизация никогда не заканчивается на «точке», в конце урока всегда «вопрос», который является стимулом к дальнейшему общению.
2.3 СКАЗКА КАК ГЛАВНЫЙ ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА УРОКАХ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
«Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить, без сказки окружающий мир превращается для него в красивую, но все же нарисованную на холсте картину; сказка заставляет эту картину оживить. Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи»[21, с.31]. Сказка способствует развитию речи и мышления, потому что сказочные образы ярко эмоционально окрашены, а дети остро воспринимают яркие образы и глубоко хранят их в памяти. Сюжет включает в себя персонаж и жизненную ситуацию. На каждом уроке присутствует постоянный персонаж, который помогает выстраивать сюжет, насыщая его эмоциями. У него есть свой имидж, своя история, он имеет определенный образ и характер. Такой персонаж является неотъемлемой частью урока-драматизации, так как он выступает как «носитель языка», который не умеет говорить по-русски и понимает только иностранную речь. Участвуя в развитии сюжета, персонаж выступает как своеобразный партнер ребенка в общении, который помогает ему осваивать язык. Вместе с ним и для него дети проделывают сюжетные задания. Наряду с постоянным героем могут существовать несколько «сквозных» героев, активно действующих в происходящих событиях. Своим появлением они создают на уроке новую учебную ситуацию и стимул к диалогу-расспросу. Куклы являются прекрасным средством организации внимания учащегося, помогают учителю наладить с учеником контакт в определенной ситуации [20]. В такой ситуации учащийся становится ее непосредственным участником. Куклы можно использовать для создания всевозможных ситуаций, на различных этапах урока, при обучении разным видам речевой деятельности: 1. При введении фонетических и лексических единиц. 2. Для активизации лексического и грамматического материалов. С их помощью организуются вопросно-ответные упражнения. 3. Для создания ситуаций
при обучении диалогической 4. При осуществлении 5. При организации фонетической или речевой зарядки. 6. При проведении языковых и речевых упражнений. Учащиеся младшего школьного возраста всегда с удовольствием наблюдают за действиями кукол, слушают, стараются почувствовать образ, и процессы аудирования и активизации употребления лексики или грамматического явления проходят более остро и более эмоционально. Обыграть можно любую игрушку, от простейших действий с ней всегда можно перейти к следующему этапу урока. Итак, из урока в урок с учениками работают сказочные персонажи. Именно они в русле сюжета создают благоприятную атмосферу, сохраняющуюся в течение всего урока. Дети вместе с учителем и куклами «творят» урок, выстраивая его сюжет. Творческая атмосфера позволяет учителю ненавязчиво и незаметно воспитывать учащихся, корректировать их поведение. Следовательно, урок-драматизация создает такие условия, когда ребенку хочется слушать иноязычную речь, говорить на иностранном языке, когда он вовлечен в деятельность и испытывает чувство удовлетворения от того, что он делает, что он может делать на иностранном языке. Организация урока с использованием кукол, сказочного сюжета способствует увлеченной работе учащихся, побуждению к активности. Это позволяет исключить использование дополнительных приемов активизации.
|
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Итак, мы выяснили, что урок с элементами драматизации отличает сюжетная целостность и развитие сюжета, проблемная заостренность, театрализация, эмоциональная насыщенность, вовлеченность всех учащихся в действие, импровизация в рамках сюжета во имя достижения цели. Такой урок характеризуется высокой активностью учащихся, так как их деятельность мотивированна, основана на внутреннем побуждении, на осознании ее целесообразности.
Как уже говорилось выше, прием драматизации основывается на развитии сюжета. Наиболее удачными и удобными для выбора сюжета являются сюжеты волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре, она погружает детей в чудесную атмосферу, где переплетаются вымысел и реальность, где есть место воображению и фантазированию. Сохраняя общую смысловую канву, необходимо лишь изменить конкретные условия действий, ввести новых персонажей, и получится новая сказка, новый сюжет, а, значит, и повод для общения. Под впечатлением сказочных образов у ребенка возникают эстетические и интеллектуальные чувства, которые побуждают к активной мыслительной деятельности, под впечатлением которых ребенок учится мыслить словами. За миром сказки легче воспринимается любая лексика урока, так как благодаря сказочным образам до ребенка можно донести слово или даже фразу. Сказка всегда неотделима от красоты, благодаря ей ребенок познает мир не только умом, но и, как говорил В.А.Сухомлинский, -сердцем. И не только познает, но и откликается на событие или явление этого мира, выражая свое отношение. Сюжет, в основе которого лежит сказка, способствует развитию воображения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, одним из путей интенсификации учебного процесса, повышение уровня владения языком является использование приема «драматизации». Данный прием можно использовать как средство мотивации и повышения интереса к изучению иностранного языка.
Театральные постановки на уроке – сильный мотив к изучению английского языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной.
Появляются возможности
активизировать на этой основе практически
весь программный лексико-
Он предоставляет условия для становления творческой, эмоционально-волевой, интеллектуально развитой личности; происходит развитие слуха, памяти, воображения, логики, познавательного интереса, координации рук, внимания, самостоятельности, организованности, умения общаться.
Информация о работе Драматизация в обучении английскому языку младших школьников