Драматизация в обучении английскому языку младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение драматизации как эффективного способа повышения мотивации у младших школьников к изучению английского языка.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд теоретических задач:
1. рассмотреть игру как вид дееятельности школьника;
2. распознать виды и подвиды игровой деятельности;
3. рассмотреть непосредственно драматизацию и ее роль в учебном процессе;
4. рассмотреть психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
5. выявить черты драматизации в рамках урока;
6. выделить и рассмотреть сказку как главный прием драматизации в младших классах.

Работа содержит 1 файл

курсовая переделанная.docx

— 72.95 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой данной курсовой работы является рассмотрение вопроса использования драматизации на уроках в младших классах средней школы.

Драматизация как часть  учебного процесса и внеклассных  мероприятий в школе имеет  большой потенциал, но не имеет устоявшегося положения в школе, у нее нет  внимания со стороны учителей. Но ведь такие предметы искусства, как рисование, пение, музыка, литература находят правильную и заслуженную оценку со стороны педагогической практики, занимают видное место в программе школы. Несомненно, театральное искусство помогает раскрыть таланты актерского мастерства, что немаловажно для развития детей, особенно младших школьников, готовящихся к становлению личности.  С точки зрения педагогической мысли, драматизация способна повысить мотивацию говорения на английском языке. Также подготовка спектакля оказывает широкое нравственно-эстетическое воздействие на учеников, им открывается красота слова, содержательность звучания музыки, голоса. Когда учащиеся становятся на время персонажами пьесы, они полностью окунаются в языковую среду изучаемого языка, тем самым преодолевая языковой барьер. У детей возникает очень сильное и углубленное ощущение связи между языком и жизнью.

Целью данной работы является рассмотрение драматизации как эффективного способа повышения мотивации у младших школьников к изучению английского языка.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд теоретических задач:

  1. рассмотреть игру как вид дееятельности школьника;
  2. распознать виды и подвиды игровой деятельности;
  3. рассмотреть непосредственно драматизацию и ее роль в учебном процессе;
  4. рассмотреть психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
  5. выявить черты драматизации в рамках урока;
  6. выделить и рассмотреть сказку как главный прием драматизации в младших классах.

Актуальность исследования обусловлена неразработанностью методики драматизации, как средства развития коммуникативности, творческих способностей и нравственности младших школьников.

Объектом исследования выступает процесс развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку.

Предметом исследования является методика драматизации в обучении младших школьников английскому языку средствами театрального искусства.

Для реализации поставленной в ходе исследования цели были использованы такие методы, как анализ методической литературы, метод наблюдения, описательный метод.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ДРАМАТИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКМУ ЯЗЫКУ

 

1.1 ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

 

Игра – ведущий вид  деятельности школьника. При этом игра – понятие многообразное. Игра специфический  в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и  остается предметом исследования как  отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передавая часть  интеллигенции, озабоченная воспитанием  детей дошкольного возраста, призывала  воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную  роль игры.

Как отмечали Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, наличие  ”мнимой” ситуации – основной критерий игры. Преобладание воображаемого плана  над реальным позволяет ребенку  строить игровые действия по логике игрового замысла. Следовательно, игра может рассматриваться как интегративная  деятельность ребенка, в которой  действия воображаемой ситуации неразрывно связаны с реальным общением, направленным на их организацию и осуществление [12, с.16].

Интегративный характер игровой  деятельности позволяет определить особенности освоения позиции субъекта. Осваивая позицию субъекта игровой  деятельности, ребенок начинает проявлять  самостоятельность и творчество при выдвижении игровых замыслов, поиске способов их реализации в процессе построения сюжета и создания выразительных  игровых образов, в общении, направленном на обсуждение и реализацию замыслов. Поэтому ребенку необходимо овладеть не только игровыми, но и коммуникативными умениями, создающими общий эмоционально-положительный  фон игры.

Подчеркивая роль игры, С.Л. Рубинштейн писал: «Играя, ребенок живет  жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовиться к тому, чтобы  в дальнейшем жить. В игре проявляются  и удовлетворяются социальные потребности  и интересы ребенка; проявляясь, они  вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка» [12, с.4].

Игра – дело серьезное, а то, что игра – это серьезно, утверждает ее теоретики. Крупнейший знаток проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека вопросами: средство развития умственных действий и средство развития произвольного  творения. Главным элементом игры является игровая роль, не столь  важно какая; важно, чтобы она  помогла воспроизвести разнообразные  человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и  положить в основу игры отношения  между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в  самой ее природе, ибо игра – это  всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и  воображение, там работает мышление.

Хотелось бы выделить цели использования игр на уроке иностранного языка. Основных целей шесть: 1) формирование определенных навыков; 2) развитие определенных речевых умений; 3) обучение умению общаться; 4) развитие необходимых способностей и психических функций; 5) познание (в сфере становления собственно языка); 6) запоминание речевого материала.

Игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним  из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный  язык любимым предметом школьников. Изучение игры показывает, что она  заключает в себе мощные механизмы  социокультурного развития ребенка. Социальный опыт, являясь сложной характеристикой  процесса социализации, включая в  себя ряд взаимосвязанных компонентов: аксеологический, познавательный, действенный  и коммуникативный. Все эти компоненты присущи игровому опыту.

 

 

 

 

    1.  ВИДЫ И ПОДВИДЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Существуют различные  виды игровой деятельности, одним  из которых является театрализованная игра. Значение данного вида игр  в воспитании и развитии детей  велико. Они всесторонне обогащают  опыт ребенка, активизируют его интерес  к искусству, общению с ним, развивают  способности. По мнению Л.В. Артемовой, театрализованные игры различаются  в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности [12, с.120].

Так, в театрализованных играх выделяют режиссерские игры и  игры-драматизации. К режиссерским играм автор относит настольный театр, теневой театр. В этих играх  ребенок сам не является действующим  лицом, но он придумывает  персонажи и сюжет. Здесь большой упор делается на вербальных средствах выразительности. В играх-драматизациях ребенок более активен. Он играет сам, вкладывая в образ своего героя те черты, которые, на его взгляд, являются главными. При этом ребенок использует все возможные средства выразительности как вербальные, так и невербальные.

Своеобразие игр-драматизаций определяется сюжетом, заранее придуманным  автором литературного произведения. От содержания драматизируемого произведения зависит состав участников игры, слова, которые они произносят, последовательность происходящих событий, создание определенных декораций, атрибутов, подбор музыкального сопровождения и т.д. Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более  сложны, чем в сюжетно-ролевой  игре при подражании увиденному в  жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся  в жизни объектов, но и поставить  его в условия, предложенные автором  литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет  указаний о способах воплощения их – движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе  изобразительных и выразительных  средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт.

В театрализованных играх  детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме. Синтетический  характер театрального искусства закономерным образом переносится в игру-драматизацию. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания.

Игры-драматизации полезны  прежде всего тем, что развивают  образную, выразительную речь ребенка. Участвуя в игре-драматизации, ребенок  становится одновременно объектом, на который направлена воля преподавателя  и субъектом, познающим мир. Игра-драматизация на занятиях по иностранному языку  дает возможность детям усвоить  необходимые слова и выражения. Порой на первый план выступают элементы «чистого» обучения, иногда же в  центре внимания находится игра.

Изучение детских игр  показывает, что в игре активно  реализуются установка ребенка  на выражение своей внутренней жизни  и стремлений к творчеству. Две  тенденции сосуществуют в детском  игровом сообществе: тенденция стабильности игры и тенденция творчества, изменчивости и динамичности. Основой первой является знание, привычка, стремление к устойчивости, прогнозируемости игровых событий  и взаимодействий с партнерами по игре, основой другой тенденции является присущая школьникам любознательность, живость воображения, стремление к  экспериментированию и импровизации.

Научные данные показывают, что полноценное развитие детского игрового опыта определяется соответствующими возможностями образовательной  практики. Без игровых действий закрепление  в памяти ребенка иностранной  лексики происходит менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний.

Следует учитывать, что игровой  процесс намного облегчает учебный  процесс; более того, умело разработанная  игра неотделима от учения. В зависимости  от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра (спокойная дидактическая, подвижная  или ограниченно подвижная) должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей  разграничивать игру и учебное занятие.

Многие педагоги в своей  практике широко используют драматизацию как прием обучения общению на иностранном языке. Драматизация, как  известно, является одним из видов  игровой деятельности. Игра вообще, а драматическая игра, в частности, занимает значительное место в жизни детей. На основании стремления к перевоплощению как одной из основных особенностей детской природы, драматизацию можно широко использовать в качестве приема обучения общению на иностранном языке. Ролевая игра, тактично направляемая педагогами, может представлять собой ценное средство педагогического воздействия на детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  ДРАМАТИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Драматизация или ролевая  игра школьников в учебном процессе постоянно управляется учителем и направляется им в нужное русло. Однако желательно, чтобы внешне это  руководство проявлялось минимально, чтобы школьники могли почувствовать  свою самостоятельность. Чаще всего  применяются такие виды драматизации, как диалог, пересказ текста от имени  героев, обыгрывание по ролям прочитанных  текстов.

Драматическая импровизация – вид драматизации. Обязательным условием такой драматизации является участие в ней всей группы. Это  обеспечивает общий эмоциональный  настрой, который так необходим  для успешного осуществления  работы. Важным фактором является также  определение  количества уроков, отводимых учителем на драматизацию. Опыт показывает, что чрезмерное увлечение ею притупляет первоначальный интерес школьников.

Драматическая импровизация предлагает интенсивную работу воображения. Учащийся не только переосмысливает  авторский текст, но и сам становится автором импровизированной сценки. Учитель может просто предложить тему для импровизации, или (если это  необходимо) изложить ситуацию, или  лишь наметить ее, предложив учащимся домыслить ее. Урок с применением  приема драматизации проводят по окончании  работы рад темой устной речи.

Целостность игрового пространства возникает прежде всего на основе единства ценностно-смысловых установок  всех участников игры. Готовность детей  к взаимному согласованию и принятию ценностно-смысловых установок партнеров  приводит к установлению единого  пространства игры и гармонии игровых  отношений. Это становится фундаментом  развития общего игрового замысла. В  результате игра осуществляется как  совместная деятельность, в которой  активно проявляются взаимная рефлексия, сотрудничество, совместное сюжетосложение.  

Ролевая игра развивается  как саморегулируемая деятельность. В совместной игре постоянно происходит взаимное согласование играющих на основе общего замысла, правил и жизненных  представлений. В задачу педагога входит создание для обогащения игрового опыта  школьников социально-ценностным содержанием  и эффективными способами регуляции  взаимодействия со сверстниками [7].

Драматизация или ролевая  игра обладает большими возможностями  мотивационно-побудительного плана. А.А. Леонтьев настаивал на том, что мотивация, создаваемая игрой, то есть игровая  мотивация, должна быть представлена в  учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической [17, с.112].

Информация о работе Драматизация в обучении английскому языку младших школьников